X-PDF

Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения

Поделиться статьей

     Семинар для учителей, работающих в 1-х и 4-х классах,Адаптация первоклассников к условиям школьного обучения

Задачи:

1.                Информирование учителей овозрастных особенностях первоклассников и особенностях их адаптации к обучениюв школе.

2.                Обучение навыкам распознаваниятревожных и дезадаптированных детей и оказания им  психологическойподдержки.

     Участники: все учителя, работающие в параллели 1-х  и 4-х классов.

     Срок проведения: сентябрь.

     Необходимыематериалы: листы А-4,ручки,  «Карта возрастных особенностей первоклассника»,  анкета «Схема изучениясоциально-психологической адаптации детей к школе» и «Анкету для родителей повыявлению уровня адаптации ребёнка к школе».

     Формы работы: лекция, мозговой штурм, работа в группах, практическиеупражнения.

План семинара

     1. Вступительноеслово ведущего (педагога-психолога)

    Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Началошкольного обучения кардинальным: образом меняет его образ жизни. Свойственныедошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью,наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнокдолжен каждый день ходить в школу, соблюдать режим дня, подчиняться правиламшкольной жизни, выполнять требования учителей, выполнять домашние задания.

     В это же период преобразуется личностьребенка, его познавательные и умственные возможности, сфера эмоций ипереживаний, круг общения. Переживание ребёнком этих изменений, даже если он ихне совсем осознает, всегда заметно: он гордится тем, что стал школьником. Этоверный признак того, что у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».

    Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большоезначение. Именно она помогает маленькому ученику преодолеть превратностишкольной жизни, выполнять новые обязанности.

    Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни, какпоказывают эксперименты, организм первоклассника работает в таком же режиме,как организм космонавта, находящего в состоянии невесомости. Такаяинтенсивность психофизиологических процессов вызвана тем, что активно протекаетпериод школьной адаптации. Как правило, школьная адаптация занимает не одинмесяц и завершается в среднем не раньше, чем к концу первой четверти.

     Учителя и родители могут оказать ребёнкусущественную помощь в процессе школьной адаптации, поэтому обсуждение вопросовадаптации и поиск способов преодоления трудностей является столь важным.

     2. РазогревУпражнение “Считалочка”

    Ведущий просит участников образовать круг. Объяснить, что группе нужнососчитать вместе числа от 1 до 50-ти. Но существуют правила: вместо 7 илилюбого числа, кратного 7,нужно хлопнуть в ладоши. Если кто-то хлопнул в ладошипри обозначении числа не кратного 7, группа продолжает счет, но в обратномпорядке от “прохлопанного” числа до 1, если кто-то назвал число, делящееся на7, счет начинается снова.

    3. Мозговой штурм «Ассоциации»

     Ведущий: Мыс вами знаем, что первые дни ребенка в школе связаны с адаптацией. «Поразмышляйтев течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации,когда Вы слышите слово «адаптация»?»

    Затем педагоги высказывают по кругу свои ассоциации, а психолог записывает ихна доске. Психолог подводит итог и даёт определение слову «адаптация».

     В самом распространенном своем значениишкольная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системесоциальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимужизнедеятельности.

     Анализ литературы показал, что втеоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:

·                    физиологическая(взаимодействие различных систем организма);

·                    биологическая (изменение вобмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значениювоздействий);

·                    психологическая(приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов,свойств, состояний);

·                    социально-психологическая(приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм иценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразованиясреды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).

    Эти виды адаптации взаимодействуют и могут проявляться одновременно.

     Видыадаптации:

     В физиологической адаптациивыделено три основных этапа: ориентировочный, этап неустойчивогоприспособления, период относительно устойчивого приспособления.     Продолжительностьвсех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, т.е. этот периодпродолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются первая — четвертаянедели.

     Биологическая адаптация во многом определяется состоянием здоровьяребенка, и по степени приспособленности к школе различают группы детей,проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую. При легкойадаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенкакомпенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжестинарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течениепервого полугодия. У части детей адаптация в школе происходит тяжело. При этомзначительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концуучебного года.

     Состояние здоровья ребенка иизменение его показателей под влиянием учебной нагрузки – один из основных критериев,характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.

     Психологическая адаптация тесно связана с психологической готовностьюребенка к обучению.   

     Еще один аспектпсихологической адаптации: тип педагогического взаимодействия учителя с детьми.В процессе воспитания и обучения выделяется учебно-дисциплинарная иличностно–ориентированная модели педагогического общения. Свидетельствомуспешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебнойдеятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональноесамочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

     Социально-психологическаяадаптация рассматривается спозиции воздействия на ребенка не только среды, но и обратного: он сам меняетсоциально – психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится нетолько ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самимпедагогам к новым для них воспитанникам.

 

     Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка куспешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системеотношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режимужизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшениясамочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшемупсихологическому, личностному, социальному развитию.

 

     Адаптация — это особый момент в становлении личности, от которогов значительной степени зависит характер её дальнейшего развития.

    При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения,возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимаяпомощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнутьшкольный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого непроизошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.

 

     4. «Портретдезадаптированного ребёнка» (работа в группах)

    Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которымможно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют наватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные имипризнаки, ведущий в конце подводит итог.

 

     Признаки возникшей дезадаптации школьника:

1.                Усталый, утомленныйвнешний вид ребенка.

2.                Нежелание ребенка делитьсясвоими впечатлениями о проведенном дне.

3.                Стремление отвлечьвзрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4.                Нежелание выполнятьдомашние задания.

5.                Негативные характеристики вадрес школы, учителей, одноклассников.

6.                Жалобы на те или иныесобытия, связанные со школой.

7.                Беспокойный сон.

8.                Трудности утреннегопробуждения, вялость.

9.                Постоянные жалобы наплохое самочувствие.

10.            Неадекватные поведенческиереакции на замечания и реплики учителя, грубость.

11.            Нарушения вовзаимоотношениях со сверстниками.

12.            Снижение успеваемости,потеря интереса к учебе.

     Для того, чтобы ребёнку оказатьэффективную помощь, необходимо знать причины возникшей дезадаптации.

     5. «Причиныдезадаптации» (работа в группах)

    Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут бытьпричины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затемвыступают представители от групп. Ведущий подводит итог.

   

     Причины школьной дезадаптации:

·                   низкая готовность к школе;

·                   несоответствиевозможностей ребёнка требованиям программы обучения;

·                   отсутствие мотивации,«внутренней позиции школьника»;

·                   неумение общаться сокружающими (детьми, взрослыми);

·                   чрезмернаятребовательность родителей;

·                   гиперопека со стороныродителей;

·                   незнание родителями иучителями возрастных особенностей детей;

·                   высокая тревожность самихродителей;

·                   несоблюдение режима дня(отсутствие полноценного отдыха);

·                   наличие серьезныххронических заболеваний;

·                   чрезмерная загруженностьребёнка (кружки, репетитор);

·                   и др.

 

      6. Физкультминутка

    Ведущий просит участников определите степень своего утомления в процессеработы.  Все встают. Если степень утомления большая, необходимо сесть на стул иопустить плечи; если средняя — стоять, руки вниз; если степень утомлениянебольшая, стоя, руки поднять вверх.

    Работоспособность первоклассников не превышает 15 минут.

 

     Физкультминутка Дождь

    Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действиеи, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другомучеловеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так покругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участникначинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так жепередаются все действия, пока не закончатся.

    Действия выполняются в следующем порядке:

1.                Трение ладоней (шумдеревьев).

2.                Щелканье пальцами (первыекапельки).

3.                Хлопанье руками по бедрам(дождь по крыше).

4.                Хлопанье по бедрам, топаяногами (гром и град).

5.                Хлопанье руками по бедрам

6.                Щелканье пальцами.

7.                Трение ладоней.

8.                Солнышко выглянуло (руки кголове).

     Ведущий подчеркивает необходимостьпостоянной смены видов деятельности, важность проведения физкультминуток науроках. Психолог предлагает учителям несколько психогимнастических этюдов,которые помимо функции физической разрядки, выполняют также функцию разрядкинервно-психического напряжения (Чистякова М.):

·                    «Скульптура»: в парах один- «скульптор», другой — «глина». «Скульптор» лепит из «глины» заданный учителемсюжет или же придумывает сюжет сам.

·                    «Мелки»: в парах одинребёнок рисует рукой на спине другого какую-то букву, фигуру; задача второго -отгадать, что нарисовано.

·                    «Маска»: учитель называеткакого-нибудь сказочного или литературного персонажа, а дети мимическипоказывают, какое у него обычно бывает выражение лица; то же может быть сдвижением, походкой и т.д.

     7. Возрастныеособенности младших школьников

     Традиционно границы младшегошкольного возраста определяются периодом с 6-7 до 9-10 лет, ознаменованнымпоступлением ребенка в школу. Это событие влечет за собой открытие новойпозиции школьника, учебной деятельности, вследствие чего он сталкивается снормативным психологическими «кризисом 7 лет».

     В этот период ребеноксталкивается со вторым физиологическим кризисом, который тоже приходится на 7лет: в его организме происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождающийсябурным ростом тела, внутренних органов и вегетативной перестройкой. Такимобразом, социально-психологические изменения в жизни детей совпадают сфизиологическими, что требует от них большого напряжения и мобилизации.Необходимо время, чтобы произошла адаптация ребенка к подобным условиям, чтобыон научился соответствовать новым требованиям.

 

     Кризис 7 летхарактеризуется 3 основными взаимосвязанными изменениями:

 

·                   Потеря ребенкомнепосредственности, наивности. Ребенок начинает манерничать, паясничать,поведение становится искусственным, демонстративным, натянутым. Ребенокначинает осознавать свои поступки с точки зрения их результатов и последствий.

 

·                   Появление нового качества– рефлексии своих действий. Происходит важное изменение – возникает обобщениечувств: если с ребенком много раз случается какая-то ситуация, у неговозникает  обобщенное переживание, основанное на многократном повторенииситуации. Это дает толчок к развитию осознанной самооценки, самолюбия ребенка.

 

·                   Дифференциация внутреннейи внешней сторон личности. У первоклассника появляется внутренняя жизнь, вкоторую он часто не готов впускать взрослых.

 

     В процессе протеканиякризиса 7 лет формируется новая личность, которая обладает своей внутреннейжизнью и рефлексией. Кризис часто протекает непросто, дети могут статьзамкнутыми, неуправляемыми, трудновоспитуемыми и взрослым важно в этот периодподдержать их, не давить и в тоже время не допускать вседозволенности.Необходимо, чтобы ребенок знал, что его любят и поддерживают.

 

Познавательная сфера младшегошкольника

     В 6-10 лет происходитнастоящий сдвиг в интеллектуальном развитии младшего школьника. Происходитосознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление,память, внимание, воображение).

     Восприятие. Ребенок различает и называет цвета, формыпредметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение впространстве, но не умеет анализировать части сложных фигур. При рассмотрениипредметов дети выделяют яркие, бросающиеся в глаза свойства. На протяжениивсего обучения в начальной школе восприятие становится произвольным.

     Внимание. Детей привлекает все новое, яркое, неожиданноесамо собой привлекает детей, без усилий. Но произвольное внимание пока развитослабо. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной илинепривлекательной деятельности. Произвольное внимание удерживается иразвивается при помощи использования учителем словесных инструкций на уроке,приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой формдеятельности.

     Память. Память непроизвольна. Но с помощьюиспользования различных приемов запоминания, разделения материала на части, атакже понимание ребенком того, что он должен запомнить, возможносовершенствовать произвольную память. «Память становится мыслящей».

     Мышление.  Наряду с наглядно-образным активноформируется словесно-логическое, основу которого составляет оперированиепонятиями.

     Воображение. Развито хорошо: ребенок может представитьопределенную ситуацию, образ, предмет. В процессе обучению оно становитсяпроизвольным, управляемым.

 

Эмоциональная сфера младшегошкольника

      Эмоциональная сфера младшихшкольников характеризуется высокой впечатлительностью, возбудимостью,гибкостью, отзывчивостью на все яркое, новое, необычное. Однако ребенок ужеумеет сдерживать бурные, резкие выражения чувств: он может удерживать слезы,скрыть страх. Ребенок научается управлять собственными эмоциями.

      Эмоции младшего школьникаочень разнообразны, в этой сложной гамме постепенно созревают и социальныечувств – ответственности, сопереживания.

      Благополучное эмоциональноесостояние ребенка во многом зависит от его отношений со значимыми взрослыми –учителем и родителем. Важную роль играют также взаимоотношения содноклассниками, статус в коллективе.

      Эмоциональная сфера поканеустойчива.

      Условно эмоциональные отклоненияв рамках нормального психического развития в младшем школьном возрасте можноразделить на 3 группы, которые могут привести к дезадаптации, снижениюуспеваемости и нарушениям в общении: тревожность, агрессивность, эмоциональнаярасторможенность.

 

Особенности внимания школьника:

Внимание человекаобладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью,переключаемостью, распределением и объемом.  Устойчивость вниманияпроявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояниевнимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь, неослабляя внимание. По мнению П. Я. Гальперина:  «Необходимым условиемустойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий.Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразныедействия снижают устойчивость внимания. Влияет на устойчивость внимания иактивная деятельность с объектом внимания

Внимание — этососредоточенность и направленность сознания на объекте или действии. Это стольуниверсальное психологическое свойство, без которого невозможен ни один видчеловеческой деятельности. В младшем школьном возрасте ребенок испытываеттрудности в обучении именно из-за неумения управлять вниманием, егонесформированности.

         Вниманиепервоклассника характеризуется малой устойчивостью (7-12 минут), малым объемом(3-4 предмета), слабым распределением и неразвитой переключаемостью, котораяначинает улучшаться с 7 до 8 лет, преобладанием непроизвольного внимания. Концентрация кратковременная и нестойкая.  Но при этом в первом классеначинают значительно развиваться основные свойства внимания по сравнению сдошкольным возрастом.

Преподавание вначальных классах должно быть интересным, эмоциональным, с широким применениемнаглядности. Обычно в 1 классе через каждые 10- 15 минут надо менять виддеятельности, чтобы предотвратить утомление, нельзя давать материал большой пообъему и такой, восприятие которого требует высокого уровня распределениявнимания. Необходимо с детьми этого возраста чередовать виды работ

 

 

 

 

 

 

Личностная сфера младшегошкольника

     Притязание на признание. Врезультате стойкого длительного неуспеха в учебе может возникнуть снижениесамооценки, могут проявиться неадекватные защитные реакции – агрессия,тревожность, застенчивость, лень, апатия, уход в фантазию и болезнь.

 

Сфера общения младшегошкольника

     Особое значение для развитияличности ребенка в этот период имеют его отношения с учителем. Поначалу учительнаделяется всеми качествами родителями:  он любим, уважаем, внушает страх. Взрослым необходимо помочь ребенку преодолеть свои страхи перед учителем.Принятие и восприятие учителя учениками зависит и от стиля его общения. Вообщепсихологическое благополучие младшего школьника во многом связано со стилемвоспитания и общения, который используют при взаимодействии с ним взрослые –родители и учителя.

     В случае завышенных ожиданийродителей относительно учебной успешности своего ребенка возникает областьриска в развитии семейных взаимоотношений. Кроме того, такая ситуация можетпривести и к неблагоприятному психологическому состоянию ребенка, к срывам,эмоциональным проблемам.

 

    Психолог раздает учителям «Карту возрастных особенностей первоклассников»анкету «Схема изучения социально-психологической адаптации детей к школе» и«Анкету для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе».

 

      9. Работа в группах«Способы оказания поддержки и помощи детям в период адаптации».

 

     Игра «Или-или»

     Ведущий: И так, чтобы разобраться с этим, нам необходиморазделиться по заданному признаку.

    Я буду задавать вам вопросы,на которые надо отвечать быстро, но не словом, а с помощью перемещения поаудитории. Например, вы – машина: а) экономный «фольксваген»- справа; б)шикарный «роллс – ройс- по центру; в) высокопроходимый джип – слева.

     Затем предлагается рядвариантов:

   — Вы: универсальная ручка«пиши — стирай-ка», золотая авторучка; простой карандаш?

   — Вы — табличка с надписью:«Открыто»; «Вход воспрещен», «Скоро вернусь»?

   — Вы: романтическое платье;классический костюм; спортивный костюм?

   — Вы: косуля; слон; гепард?

   Теперь я попрошу одного стать добровольцем и выйтив центр. Присядьте на корточки и закройте глаза, прислушайтесь к своимощущениям, постарайтесь их запомнить.

 

 

 

 

 

     Упражнение «Черный ящик»

     Ведущий подходит ипоказывает, что ее участникам необходимо обступить со всех сторон сидящегодобровольца и положить свои руки на его плечи (время  — одна минута).

     — Теперь откройте глаза исделайте то, что вам хочется сделать.  Расскажите, пожалуйста, что вычувствовали. Что вы сделали, чтобы изменить ситуацию? Вам стало легче,комфортнее?

     Теперь представьте ребенкавместо нашего добровольца. Что же может на него так давить в первые дни, неделиадаптации?

     Совершенно верно – этотребования, которые к нему предъявляют: правила поведения в школе и за еепределами, учебная нагрузка, режим дня, общение с детьми, отсутствиедоверительного контакта с педагогом, которая для него «чужая тетя». Особенносильно повлияет подобная ситуация на ребенка, который не посещал детский сад, таккак опыта адаптации, возможных шаблонов поведения в той или иной ситуации унего мало. Что будет делать ребенок в этой ситуации? (Варианты ответов). Онищет способы защиты, как вы, когда открыли глаза и постарались изменитьситуацию с некомфортной на более комфортную. К сожалению, его способы не всегдаконструктивны.

      Обратимся к вашему опыту.Как ведет себя ребенок в ситуации дискомфорта?(Варианты ответов) Совершенноверно, он может проявить агрессию, отказаться от выполнения задания, сесть подпарту, а если ситуация не найдет позитивного разрешения, то все это можетперерасти в психические нарушения: страхи, неврозы, соматические заболевания.

 

      Ведущий: Предлагаю вам вопросы для выполнения следующего упражнения:

 -« Какую помощь и поддержку ребёнку для смягчения протекания адаптации могутоказать учителя?»,

-«Какую помощь и поддержку могут оказать родители?» Свои рекомендации группыоформляют на листах ватмана.

     Время на работу 10 минут.Затем педагоги представляют свой вариант ответа на вопрос.

  

     Ведущий: Мы свами перечислили лишь некоторые формы оказания психолого-педагогической помощидетям в период адаптации и их родителям, но к сожалению, мы не всесильные магии, как говорит пословица, один в поле не воин, поэтому мы ищем союзников ворганизации процесса сопровождения нашего первоклассника. Кто же эти союзники -родитель, социальный педагог и психолог. 

     10. Заключительная часть

     Открытый микрофон

   — Сейчас предлагаю всем вамвысказаться и задать вопросы, если они возникли.

   Подводиться итог работысеминара-практикума.

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей