Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Дом пионеров и школьниковмуниципального района Нуримановский район
Республики Башкортостан
Принята назаседании УТВЕРЖДАЮ
методическогосовета Директор МБУ ДО ДПиШ от « » октября 2021 г. _______Л.М. Мартымянова
Протокол№ « » октября 2021 г.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программадля детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями
«Умелые ручки»
Возраст: 5-12 лет
Срок реализации – 1 год
педагог дополнительного образования
Шагабутдинова Гульнара Насибулловна
с. Красная Горка — 2021 год
Пояснительная записка
Адаптированная дополнительнаяобщеобразовательная общеразвивающая программа для детей с ОВЗ синтеллектуальными нарушениями разработана с учѐтом требований ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) крезультатам освоения АООП.
Нормативно-правовой и методологическойосновой составления Программы являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Обобразовании в Российской Федерации.
Федеральный государственныйобразовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 19 декабря 2014 года №1599.
Порядок организации иосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательнымпрограммам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднегообщего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30.08.2013№1015
СанПиН 2.4.2.3286Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обученияи воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность поадаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся сограниченными возможностями здоровья, утвержденные постановлениемГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля2015 года №26.
В процессе разработки программы главнымориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного,коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию уважительногоотношения к труду. Работа в кружкене дублирует программный материал по трудовому обучению и рисованию для детей сумственной отсталостью, а расширяет и углубляет сведения о работе с тесьмой,нитками, тканью, пластилином, красками, совершенствует навыки и умения,получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, ихвозрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия художественной практическойдеятельностью развивают потенциал ребѐнка. Освоение технологических приѐмов приработе с разнообразными материалами помогает детям познать и развитьсобственные способности и возможности.
Базовыетеоретические идеи, ключевые понятия
Системно-деятельностный и личностныйподходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательнойдеятельности каждого учащегося с учѐтом его возрастных и индивидуальныхособенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуетсяпутѐм индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятиирешения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемыематериалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Занятия ручным трудом, аппликацией ирисованием позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта,которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах. Программадолжна помочь стимулировать развитие учащихся путем тренировки движений пальцеврук, развивать познавательные потребности и способности каждого учащегося,создать условия для социального и культурного самовыражения личности ребенка.
Недостаточная сформированностьпространственного восприятия и зрительно- моторных координаций являетсяпричиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в первом классе).
Учеными установлено, что активные физические действия пальцамиблаготворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров,отвечающих за развитие человека, непосредственно связано с руками. Развиваямоторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.Ученые и педагоги, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечаютбольшое стимулирующее влияние функцийруки. Ни один предмет не даст возможности для такого разнообразия движений пальцами кисти руки, какручной труд и рисование. На занятиях предметно-практической деятельностиразвиваются тонко- координированные движения: точность, ловкость, скорость.Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет. Поэтому занятия вкружке дают возможность для развития зрительно — пространственного восприятиявоспитанников, развития разных видов мышления, познавательной активности, речи.
Важным направлением в содержаниипрограммы является духовно- нравственное воспитание младшего школьника с ОВЗ. Науровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
· трудолюбия;
· формирования представленийоб эстетических ценностях;
· отношения к природе,окружающей среде;
· отношенияк здоровью (освоение приѐмов безопасной работы с инструментами, пониманиедетьми необходимости применения экологически чистых материалов, организацияздорового созидательного досуга).
При работе над программой учитывалисьпсихолого-педагогические аспекты, базовые знания и навыки учащихся,материальная база.
Данная программа, является комплекснымкурсом, включая разделы: работа с бумагой и картоном, аппликации из бумаги и пластилина,рисование, использование подсобных материалов (ватных палочек, пуговиц,трубочек и др.).
Цель программы: развитие потенциальных способностей школьников с интеллектуальными нарушениями.
Задачи программы:
Образовательные:
— учить обучающихся с интеллектуальныминарушениями доступным приемам и различным техникам выполнения изделий.
-совершенствовать практические умения и навыки, обучающихся в обработке различных материалов;
-развиватьпотенциальные способности детей средствами изучения декоративно- прикладногоискусства.
Развивающие:
-развиватьзрительное восприятие;
-развивать мелкуюмоторику пальцев рук;
Воспитательные:
-воспитыватьтрудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительноеотношение к результатам труда;
-воспитыватьотзывчивость и умение работать в коллективе.
Место программы для детейс 5 до 12 лет
Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа для детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениямирассчитана на детей младшего школьного возраста, специальной коррекционнойшколы с 5 лет обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа.
Планируемыепредметные и личностные результаты освоения программы
Личностные результаты:
— сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях;
-владетьначальными умениями и навыками;
— овладетьсоциально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
— владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
— сформированность навыковсотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— воспитание эстетических ценностей и чувств;
— проявлять доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивостьи взаимопомощь.
