СОГБОУ«Вяземская школа – интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Приказ№ 112 от «01» сентября 2022г.
Протокол № 1 Директоршколы
от «30» августа 2022г. ___________________О.А.Богданова
Адаптированная образовательнаярабочая программа (9.1)
по внеурочной деятельности
«Бумагопластика»
5 класс
Учитель:
Бирюкова Е.О.
г.Вязьма
2022-2023учебный год
Пояснительнаязаписка
Программа составлена на основании:
— Федерального государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями), Приказ МО РФ № 1599 от
19.12.2014г. Федеральный государственный образовательный стандарт образования.
-Адаптированной основнойобщеобразовательной программы ФГОС УО (ИН) (Вариант 1) для 5 класса, попредмету: внеурочная деятельность;
— Учебногоплана ФГОС УО (ИН) (Вариант 1) 2022/2023 учебного года 5 класс;
-Утвержденной школьной Программы Воспитания 2021/2025 г.
Программа повнеурочной деятельности для 5 кл. реализуется по направлению «Бумагопластика» Количествочасов в неделю –2 часа, общее количество часов в год 63 часа.
Реализация программы всоответствии с количеством предметных часов: программа может быть реализована сприменением дистанционных технологий.
Цель:
• развитие творческих способностей обучающихся;
• формирование эмоционально– ценностных отношений к искусству и к жизни
• развитие психических процессов;
• создание условий для развития социального иинтеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностныхкачеств.
Задачи:
- Научить практическим навыкам работы в различных техниках.
- Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству.
- Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие,
- Формировать навыки самостоятельной и аккуратной работы с различными материалами.
- Развивать художественный вкус к изделиям ручного труда.
- Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям в области декоративно – прикладного искусства.
Краткая характеристика класса.
В 5 классе обучаются 7 человек: 4 мальчика и3 девочки. Интерес у класса к практической деятельности на среднем уровне. Врезультате недостаточного развития мелкой моторики рук дети испытываютзатруднения при выполнении заданий, требующих максимально точного выполнения позаданному образцу. Недостаточность устойчивости внимания и ограничениявозможности его распределения влекут за собой снижение работоспособности иотсутствие положительного эмоционального отношения к мыслительной деятельности.
Задачи воспитания:
Согласно Программе Воспитания, во времяпроведения уроков реализуются воспитательные задачи, основываясь на базовых длянашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания вобщеобразовательной организации – личностное развитие школьников,проявляющееся:
— в усвоении ими знаний основных норм, которые обществовыработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимыхзнаний);
— в развитии их позитивных отношений к этимобщественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
— в приобретении ими соответствующего этим ценностямопыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике(то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
— к семье как главной опоре в жизни человека иисточнику его счастья;
— к труду как основному способу достижения жизненногоблагополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения иощущения уверенности в завтрашнем дне;
— к своему отечеству, своей малой и большой Родинекак месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, котораязавещана ему предками и которую нужно оберегать;
— к природе как источнику жизни на Земле, основесамого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со сторонычеловека;
— к миру как главному принципу человеческого общежития,условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем исоздания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
— к знаниям как интеллектуальному ресурсу,обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, ноувлекательного учебного труда;
— к культуре как духовному богатству общества иважному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают емучтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
— к здоровью как залогу долгой и активной жизничеловека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
— к окружающим людям как безусловной и абсолютнойценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимовыстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения, дающиечеловеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
— к самим себе как хозяевам своей судьбы,самоопределяющимся и само реализующимся личностям, отвечающим за своесобственное будущее.
Содержание программы
Содержание программы соответствует учебному плану.
При проведении занятий используются какиндивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Программа«Бумагопластика», интегрируя знания о человеке, природе и обществе,способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии иединстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения иукрепления психического и физического здоровья учащихся.
Вводноезанятие.
Знакомство ссодержанием работы в учебном году. Организационные моменты. Правила ТБ.
Сведения изистории развития бумагопластики.
Виды техникбумагопластики. История развития бумагопластики. Показ образцов. Материалы иинструменты, необходимые для работы.
Оригами
Вид декоративно-прикладного искусства, древнееискусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходитв Древний Китай, где и была изобретена бумага. Для занятий нужна лишь бумага иножницы.складывание оригами развивает навык понимания и следования образцу –схеме, обучает изготовлению фигурок животных и предметов быта (например,конверт, стаканчик).
Гофротрубочки
Техника выполнения изделий, в которой длядекорирования поверхностей используют трубочки из гофрированной бумаги.Гофротрубочки получаются путем накручивания полосы бумаги на палочку споследующим сжатием.
Торцевание
Этот вид бумажного творчества переживаетвторое рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики,создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги или простыхстоловых салфеток.
Объемная аппликация
Вид творческой деятельности, в процессе которого создаются неплоскиеизображения, приклеенные к основе. Техника используется для оформленияпоздравительных открыток, декоративных панно и картин.
Вводное занятие |
1ч. |
Сведения из истории развития бумагопластики |
1ч. |
Оригами |
12ч. |
Гофротрубочки |
16ч. |
Торцевание |
17ч. |
Объемная аппликация |
16ч. |
Итого |
63ч. |
Планируемые результаты
— умениепланировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его,при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
— осуществлятьтворческий подход к каждой работе;
— владетьприемами работы с различными инструментами, знать правила техники безопасностипри обращении с ними;
— проявлятьвысокий интерес к изготовлению поделок из бумаги в разных техниках.
УМК
Для работы с детьми используются:
-наборы цветной бумаги, картон белыйи цветной,
-гофрированная цветная бумага,салфетки разных цветов,
-клейстер, кисти и клеящий карандаш, -ножницы,клеенка, салфетки,-трафареты, шаблоны.
1.Т.Б.Сержантова «366 моделей оригами»,М., 2005г.
2.Геронимус Т.М. «Я все умею делатьсам», М., 1998 г.
3. НосоваТ. И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.
4.«Умелые руки незнают скуки», серия книг: М., «Просвещение», 2009г.
5.http://in—korolev.ru/novosti/obschestvo/master—klass—po—izgotovleniyu—otkrytok—k—8—marta—proveliv—biblioteke мастер-класспо изготовлению поздравительных открыток
6. http://rodnaya—tropinka.ru/masterim—s—detmi—svoimi—rukami/lepka—dlya—detei/ мастер-классыпо лепке, рисованию, аппликации.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
«Бумагопластика»
|
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
|
I триместр |
||||
1 |
Вводное занятие ТБ. |
1 |
07.09 |
|
2 |
Виды техник бумагопластики. История развития бумагопластики. Показ образцов. Материалы и инструменты, необходимые для работы. |
1 |
08.09 |
|
3 |
Вводное занятие. Знакомство с оригами. |
1 |
14.09 |
|
4 |
Схемы и условные обозначения. Термины, принятые в оригами. |
1 |
15.09 |
|
5 |
Базовая форма «Треугольник»: щенок, кот |
2 |
21.09 22.09 |
|
6 |
Базовая форма «Трилистник»: кленовый лист |
2 |
28.09 29.09 Представленная информация была полезной? ДА 61.21% НЕТ 38.79% Проголосовало: 1436 |
|
7 |
Изготовление осенних листьев в технике оригами. Аппликация «Ваза с листьями». |
2 |
05.10 06.10 |
|
8 |
Базовая форма «Двойной треугольник»: Прыгающая лягушка» |
1 |
19.10 |
|
9 |
Изготовление моделей в технике оригами: хлопушка, змейка – антистресс, закладка для книг |
3 |
20.10 26.10 27.10 |
|
10 |
Гофротрубочки: знакомство с техникой «гофротрубочки», с материалами и инструментом, ТБ при работе. |
1 |
2.11 |
|
11 |
Гофротрубочки: изготовление заготовок разных цветов. |
4 |
03.11 09.11 10.11 16.11 |
|
12 |
Гофротрубочки: выполнение из гофротрубочек разнообразных элементов: капелька, листочек, сердечко и т.д. |
1 |
17.11 |
|
II триместр |
||||
13 |
Гофротрубочки: аппликация «Листопад» |
1 |
30.11 |
|
14 |
Гофротрубочки: «Овощи и фрукты» |
2 |
01.12 07.12 |
|
15 |
Гофротрубочки: «Елочка» |
3
|
08.12 14.12 15.12 |
|
16 |
Гофротрубочки: «Снеговик» |
2 |
21.12 22.12 |
|
17 |
Гофротрубочки: «Фантазеры», изготовление поделок на выбор обучающихся. |
|
2 |
28.12 29.12 |
18 |
Знакомство с техникой торцевание. ТБ при работе. |
|
1 |
11.01 |
19 |
Торцевание. Нарезание заготовок различных цветов. |
|
2 |
12.01 18.01 |
20 |
Торцевание. Аппликация «Снежинка» |
|
2 |
19.01 25.01 |
21 |
Торцевание. Аппликация «Яблоко» |
|
2 |
26.01 01.02 |
22 |
Торцевание. Аппликация «Кактус» |
|
2 |
02.02 08.02 |
23 |
Торцевание. Открытка к 23 февраля |
|
2 |
09.02 15.02
|
24 |
Торцевание. Подарок к 8 марта |
|
1 |
16.02 |
III триместр |
|
|||
25 |
Торцевание. Подарок к 8 марта |
|
2 |
01.03 02.03 |
26 |
Торцевание. Аппликация «Весна» |
|
3 |
09.03 15.03 16.03 |
27 |
Вводное занятие. Особенности занятий. ТБ при работе. |
|
1 |
29.03 |
28 |
Объемная аппликация «Ветка яблони» |
|
2 |
30.03 05.04 |
29 |
Объемная аппликация «Бабочка» |
|
2 |
06.04 19.04 |
30 |
Объемная аппликация «В синем море» |
2 |
20.04 26.04 |
|
31 |
Объемная аппликация «Клоун» |
2 |
27.04 03.05 |
|
32 |
Объемная аппликация «Цветы» |
3 |
04.05 10.04 11.04 |
|
33 |
Объемная аппликация «Лето» (коллективная работа) |
3 |
17.05 18.05 24.05 |
|
34 |
Подведение итогов. |
1 |
25.05 |
|
Итого |
63 часа |
