Школа-лицей№1
Рассмотрено назаседании ШМО Согласовано Утверждаю
РуководительМО Зам.ДиректораУВР Директор Школы-лицей№1
______СтупниковаС.Н ______ИванецЛ.И _______Крейсина С.В
«___»________2014 «__»_______2014 «___»_______2014
Логвенок ЛилииВадимовны
Класс-6б
Кл.руководитель:
Крамаренко Е.В
Разработчик прграммы:
Тьютор- Умерова Т.Р
2014-2015 учебный год
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определениеи назначение АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью.
Адаптированнаяосновная образовательная программа (АООП) общего образования обучающихся сумственной отсталостью ― это образовательная программа, адаптированная для обученияэтой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития,индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития исоциальную адаптацию.
АООПобщего образования обучающихся с умственной отсталостью самостоя- тельноразрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательнуюдеятельность в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся сумственной отсталостью и с учетом примерной адаптированной основнойобразовательной программы.
АООПобщего образования обучающихся с умственной отсталостью определяет содержаниеобразования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативныедокументы для разработки АООП Нормативно-правовую базу разработки АООП ОО обучающихсяс умственной отсталостью составляют:
Федеральныйзакон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законовот 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ), Федеральный государственныйобразовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственнойотсталостью;
Нормативно-методическиедокументы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты вобласти образования, Примерная адаптированная основная образовательнаяпрограмма общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся сумственной отсталостью; Устав образовательной организации.
Структураадаптированной основной образовательной программы общего образования АООПобщего образования обучающихся с умственной отсталостью состоит из двух частей:
―обязательной части,
―части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение частей иих объем определяется ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью.
Пояснительная записка
Цельреализации адаптированной основной образовательной программы общего образованияАООП ОО обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общейкультуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное,эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) всоответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурнымиценностями; овладение учебной деятельностью.
Школа-лицей№1 в специальных классах при инклюзивном обучении детей с ограниченнымивозможностями здоровья (далее ОВЗ) реализует специальные адаптированные рабочиепрограммы для детей с нарушением интеллекта . Адаптированные рабочие программыпредметов входят в состав адаптированной образовательной программы Учреждения.
Учреждениеобеспечивает:
1)условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в обществодетей с ограниченными возможностями здоровья;
2)формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоенияспециального государственного образовательного стандарта;
3)адаптацию и социализацию обучающихся к жизни в обществе;
4)обучение различным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей,местных условий;
5)формирование здорового образа жизни. Учреждение создает условия длямаксимального развития обучающихся. Через работу педагогического коллективаобеспечивается полная реализация возрастных возможностей и резервов детей сопорой на особенности того или иного возраста, на зону ближайшего развития.
Цели и задачи
Образовательнойполитики Учреждения Цель: коррекция отклонений в развитии средствами образованияи трудовой подготовки, социально-психологический реабилитации для последующейинтеграции в общество. Для этого Учреждение выполняет ряд задач:
1)обеспечивает условия дляобучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей сограниченными возможностями здоровья
2)осуществляет формированиеобщей культуры личности обучающихся на основе усвоения специальногогосударственного образовательного стандарта
3)обеспечивает условия дляадаптации и социализации обучающихся к жизни в обществе
4)осуществляет обучениеразличным профилям труда с учетом психофизических особенностей детей, местныхусловий;
5)осуществляет формированиездорового образа жизни.
6)создает условия длямаксимального развития обучающихся. В работе педагогического коллектива обеспечиваетсяполная реализация возрастных возможностей и резервов детей с опорой напсихические особенности того или иного возраста, на зону ближайшего развития.
Задачив развитии личности ребенка
Помочьребенку преодолеть социально-педагогические трудности, «перешагнуть» черезвозникший кризис. Корректировать отклонения, имеющиеся в развитии и поведении.Создавать положительную Я-концепцию, снимать «синдром неудачника».
Укреплятьположительные нравственные начала личности ребенка. Способствовать адаптациив коллективе сверстников, умению включаться в социальные и внутри коллективныеотношения. Задачи в социальной реабилитации: Привлечь ребенка к социальнозначимой и трудовой деятельности.
Педагогическийколлектив Учреждения учитывает, что личность ребенка – это целостнаяпсихологическая структура, которая формируется в процессе жизни человека наоснове общественных форм сознания и поведения. Развитие ребенка и формированиеличности его возможно только в общении со взрослыми и происходит в процессеведущей деятельности – обучении. При наличии специально организованных условийдети обладают возможностью развития.
Развитие обусловлено и определяется обучением, воспитанием, общением и зависитот особенностей организации учебно-воспитательного процесса с детьми ОВЗ.Основные условия развития обучающихся: учет возрастных особенностей; развитие вучебно-воспитательном процессе индивидуальных особенностей; созданиеблагоприятного психологического климата при наличии продуктивного общенияребенка и взрослого, обучающегося и сверстников.
Образовательнаяпрограмма учитывает региональные, местные условия и особенности самой школы. Вней отразилась организация работы образовательного учреждения по реализацииадаптированных рабочих программ. Данная образовательная программа содержитстратегию и тактику, присущую в целом образованию детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическаяхарактеристика
Логвенок Лилии
Развитиевсех психических процессов у Лили отличается качественным своеобразием, приэтом нарушенной оказывается первая ступень познания – ощущения и восприятие.Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических,тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднениюадекватности ориентировки окружающей среде. В процессе освоения отдельныхучебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и пониманияучебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр,отдельных звуков или слов.
Мышлениеслаборазвито .Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация нанизком уровне. Особые сложности возникают при понимании переносного смыслаотдельных фраз или целых текстов. В целом мышление характеризуетсяконкретностью, не критичностью, ригидностью (плохой пере- ключаемостью с одноговида деятельности на другой.
Недостаткипамяти проявляются не столько в трудностях получения и сохраненияинформации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установлениялогических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно,с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызываетвоспроизведение словесного материала.
Внимание не устойчиво, замедленностьпереключения внимания с одного вида деятельности на другой. Взначительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевымнапряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в егонестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интереснодля Лилии, то ее внимание может определенное время поддерживаться на должномуровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения накаком-либо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием специальноорганизованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивостьзначительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительнойвозрастной динамики, но вместе с тем, эти показатели не достигают возрастной нормы.
Удевочки отмечается недостатки в развитии речевой деятельности. Трудностизвуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливаютразличные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевомобщении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средствообщения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразыоднотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельностисвязаны с нарушением абстрактно-логического мышления.
Психологические особенности эмоционально-волевой сферы отличается отсутствием переживаний,неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют переживания определяющие интерес ипобуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениямиосуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных иэстетических. Волевая сфера девочкихарактеризуется слабостью собственных намерений и побуждений.
Нарушениявысшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов иэмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфическихособенностей личности, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей имотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками ивзрослыми.
Особые образовательные потребности Логвенок Лилии
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающейсяпроявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, нои в глубоком своеобразии их социализации. Она способна к развитию, хотя оно иосуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всейпсихической деятельности ребѐнка. При этом, несмотря на многообразиеиндивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образованияобучающиейсяс умственной отсталостью детерминированы в основном степенью выраженностинедоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остаетсянецензовым.
Такимобразом, современные научные представления об особенностях психофизиче- скогоразвития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить14 образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ , так испецифические.
Кобщим потребностям относятся: выделение пропедевтического периода вобразовании, обеспечивающего преем
·преемственностьмежду дошкольным и школьным этапами; обязательность непрерывностикоррекционно-развивающего процесса, реализуемо го, как через содержаниеобразовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы; раннееполучение специальной помощи средствами образования;
· психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка спеда-гогами и соучениками; психологическое сопровождение, направленное наустановление взаимодействия
· семьии образовательной организации; постепенное расширение образовательногопространства, выходящего за пределы
·образовательной организации. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью,харакерны следующие специфические образовательные потребности: увеличениесроков освоения адаптированной образовательной программы до 12 лет;
· наглядно-действенный характер содержания образования;
· упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессеобразования; введение учебных предметов, способствующих формированиюпредставлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира;отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков; специальноеобучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуациивзаимодействия с действительностью; обеспечение обязательности профильноготрудового образования;
· необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом.норм поведения;
Обеспечениеособой пространственной и временной организации образовательной среды с учетомфункционального состояния центральной нервной системы и нейродинамикипсихических процессов обучающихся с умственной отсталостью; использованиепреимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
Стимуляцияпознавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мираи во взаимодействии с ним.
Принципы и подходы к формированию основной образовательной программыобщего образования
Воснову разработки АООП ОО обучающихся с умственной отсталостью заложеныдифференцированный и деятельностный подходы. Дифференцированный подход кпостроению АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью предполагает учетих особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородностивозможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимостьсоздания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основеиндивидуального учебного плана.
Варианты АООП создаются в соответствии сдифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся сумственной отсталостью к структуре образовательной программы;
― условиямреализации образовательной программы;
― результатамобразования. Применение дифференцированного подхода к созданию образовательныхпрограмм обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся сумственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциалразвития.
Деятельностныйподход основывается натеоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающихосновные закономерности и структуру образования с учетом специфики развитияличности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностныйподход в образовании строится на признании того, что развитие личностиобучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характероморганизации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании являетсяобучение как процесс организации познавательной и предметно-практическойдеятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержаниемобразования.16 В контексте разработки АООП общего образования для обучающихся сумственной отсталостью реализация деятельностного подхода обеспечивает:
Придание результатам образования социально и личностно значимого характра; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности иповедения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемыхобразовательных областях;
Существенноеповышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельностии поведения;
обеспечениеусловий для общекультурного и личностного развития на основе формирования базовыхучебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение некоторыхэлементов системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),но и прежде всего жизненной компетенции, составляющей основу социальнойуспешности. В основу формирования адаптированной основной образовательнойпрограммы общего образования обучающихся с умственной отсталостью положеныследующие
принципы: ―
принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистическийхарактер образования, единство образовательного пространства на территорииРоссийской Федерации, светский характер образования, общедоступностьобразования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развитияи подготовки обучающихся и воспитанников и др.)
―принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностейобучающихся;
―принцип коррекционной направленности образовательного процесса; ― принципразвивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его наразвитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» сучетом особых образовательных потребностей;
―онтогенетический принцип; ― принцип преемственности, предполагающийвзаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью навсех ступенях (начальные и старшие классы);
5 Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Обобразовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред.Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
―принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структурысодержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательнойобласти».
―принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможностьовладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной импредметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной иучебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением
―принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, чтообеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активнойдеятельности в реальном мире.
__принципсотрудничества с семьей.
Планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательнойпрограммы общего образования .
Результатыосвоения с умственной отсталостью адаптированной АООП общего образованияоцениваются как итоговые на момент завершения общего образования. Освоение АООПобщего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижениеобучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных ипредметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностнымрезультатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современногообразования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру,овладение ими социокультурным опытом.
Личностныерезультаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностныекачества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимыеценностные установки.
Личностныерезультаты освоения адаптированной должны отражать:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за своюРодину, российский народ и историю России;
2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в егоорганичном единстве природной и социальной частей;
3)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре другихнародов;
4)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущнонеобходимом жизнеобеспечении;
5)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся иразвивающемся мире;
6)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 7)владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социальноговзаимодействия;
8)способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;
9)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитиесоциально значимых мотивов учебной деятельности;
11)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальныхситуациях;
12)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственнойотзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации ктворческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным идуховным ценностям. Предметные результаты освоения АООП общего образованиявключают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждойобразовательной области, готовность их применения.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основнымкритерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, норассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООПопределяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный идостаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не являетсяобязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательнымдля всех обучающихся с умственной отсталостью.
Программа формирования базовых учебных действий .
Онаконкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатамосвоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Программастроится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовыватькоррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственнойотсталостью.
Основнаяцель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника сумственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечиваетодно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе иовладения доступными видами профильного труда.
Задачамиреализации программы являются: ― формирование мотивационного компонента учебнойдеятельности; Приказ Министерства труда и социальной защиты РоссийскойФедерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва Об утверждении профессионального стандартаПедагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начальногообщего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель,учитель)
―овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционныйкомпонент учебной деятельности;
―развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать зна-комую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организацион-ную помощь педагога. Для реализации поставленной цели и соответствующих ейзадач необходимо:
•определитьфункции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенностии своеобразие учебной деятельности обучающихся
•определитьсвязи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов; Согласнотребованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действийобучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обученияшколе. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся сумственной отсталостью Современные подходы к повышению эффективности обученияпредполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умениюучиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. Напротяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированиюучебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекциимотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они вомногом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Вкачестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные,целевые и оценочные. Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности(эффективности) изучения содержания любой предметной области; реализацияпреемственности обучения на всех ступенях образования; формирование готовностишкольника с умственной отсталостью к дальнейшему про- фессиональномуобразованию; обеспечение целостности развития личности обучающегося. С учетомвозрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебныедействия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Функции,состав и характеристика базовых учебных действий
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагаютформирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться,получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности.
Напротяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированиюучебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекциимотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они вомногом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
качествебазовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные,целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметнойобласти; реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему про-фессиональному образованию; обеспечение целостности развития личностиобучающегося. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственнойотсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различныхэтапах обучения.
Личностные учебные действия
Личностныеучебные действия представлены следующими умениями:
осознавать себякак гражданина России, имеющего определенные права и обязанности; гордитьсяшкольными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;адекватно эмоцио- нально откликаться на произведения литературы, музыки,живописи и др.;
Уважительно ибережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активновключаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выборупрофессии;
бережно относиться к культурно-историческому наследиюродного края и страны;
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативныеучебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разныхситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушатьсобеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможностьсуществования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своемнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
дифференцированно использовать разные виды речевыхвысказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) вкоммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальныйстатус, знакомый-незнакомый и т.п.); использовать разные виды делового письмадля решения жизненно значимых задач; использовать разные источники и средстваполучения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в томчисле информационные. Регулятивные учебные действия:
Регулятивныеучебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачирешения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поисксредств их осуществления;
осознаннодействовать на основе разных видов инструкций для решения практических иучебных задач;
осуществлятьвзаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственноеповедение и поведение окружающих;
осуществлятьсамооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешнийконтроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир,его временно-про- странственную организацию;
использоватьлогические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) нанаглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности всоответствии с индивидуальными возможностями; применять начальные сведения осущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соотве- тствии ссодержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных ипрактических задач;
Ипользоватьв жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступныесущественные связи и отношения между объектами и процессами. Связи базовыхучебных действий с содержанием учебных предметов В программе базовых учебныхдействий достаточным является отражение их связи с содержанием учебныхпредметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании иперечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов)необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, чтопрактически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждогопредмета, поэтому в таблице можно указать те учебные предметы, которые внаибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
— Разделтематическое планирование .
Содержание темматериала программы заносится в календарно — тематическое планирование,составляемое учителем на основе программы по предмету.
Календарно -тематическое планирование является составной частью рабочей программы попредмету. Содержание тематического планирования представлено в форме таблицы, вкоторой указаны: № урока по порядку, № урока по теме, Тема урока, дата,корректировка даты (основание).
Рассмотрениеи утверждение рабочей программы.
Содержаниерабочей программы, соответствие содержания настоящему положению рассматриваетсяи обсуждается на заседании ПМПк.
Затем рабочаяпрограмма анализируется заместителем директора по учебно-воспитательной работеОУ на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения,проверяется УМК, предполагаемый для использования, его наличие в федеральномперечне. После согласования рабочую программу утверждает директор ОУ. Ставитгриф утверждения на титульном листе.
Реализацияадаптированной рабочей программы.
На основетематического планирования учителем составляется поурочный план, которыйреализуется через урок или индивидуальное занятие (в зависимости от видаобучения). В плане урока должны найти отражение тема, цель изучения темы урока,вид, формы организации деятельности учеников для достижения поставленной цели.Должна быть выдержана целостность изучения темы, продумана последовательностьпостроения этапов, выполнено соответствие требованиям СанПиН к построениюурока.
Планированиеурока учитель осуществляет в соответствии с расписанием на каждый урок.Педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы. Подборобразовательных технологий основан на учете психофизиологических особенностейучащихся с ОВЗ. В своей образовательной деятельности, направленной нагармоничное развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья,учителя используют следующие педагогические технологии: Традиционныетехнологии: обязательные этапы на уроке: — проверка усвоения пройденного; -объяснение нового материала; — закрепление полученных знаний; — домашниезадания Технологии активных форм и методов:
виды уроков:- уроки — путешествия; — уроки-сказки; — игра по станциям; — путешествие
Технологииактивных форм и методов: -игровые технологии; — проектная технология;
Реализациякоррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальныхкоррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психическихфункций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр. Эти упражнения должны носитьежедневный характер и проводиться в начале каждого урока. Виды деятельностишкольника с ОВЗ:
Индивидуальная иколлективная учебная деятельность проектная деятельность, ориентированная наполучение социально-значимого продукта, социальная деятельность, творческаядеятельность (художественное, техническое и другое творчество), направленная насамореализацию и самосознание.
( всевышеперечисленное прилагается)
Программа коррекционной работы
Цель коррекционнойработы
1) Коррекционнаяработа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинскихсредств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическоми физическом развитии обучающихся с умственной отсталостью ,анализа результатовобследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
В процесседиагностической работы используются следующие формы и методы работы:
― сбор сведений оребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
―психолого-педагогический эксперимент,
― наблюдение заучениками во время учебной и внеурочной деятельности,(дневник наблюдения)
― беседы сучащимися, учителями и родителями,
― изучение работребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
― оформлениедокументации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2). Коррекционно-развивающая работаобеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитиюучащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению имисодержания образования. Коррекционно-развивающая работа включает:
― составлениеиндивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно спедагогами),
― формирование вклассе психологического климата комфортного для всех обучающихся,
― организациявнеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересовучащихся, их общее социально-личностное развитие,
― разработкуоптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью групповых и индивидуальныхпсихокоррекционных программ (методик, методов и приѐмов обучения) всоответствии с их особыми образовательными потребностями,
― организацию ипроведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции,необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,
― развитиеэмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,
― социальноесопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни припсихотравмирующих обстоятельствах. В процессе коррекционно-развивающей работыиспользуются следующие формы и методы работы:
― занятияиндивидуальные и групповые,
― игры,упражнения, этюды,
―психокоррекционные методики,
― беседы сучащимися,
― организациядеятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
3). Консультативная работа обеспечиваетнепрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностямиздоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированныхпсихолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития исоциализации обучающихся. Консультативная работа включает:
―психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем вразвитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретныхучащихся,
― консультативнуюпомощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказаниявозможной помощи ребѐнку в освоении образовательной программы. В процессеконсультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа,семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработкаметодических материалов и рекомендаций учителю, родителям. Психологическоеконсультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного ибезоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности,включенности консультируемого в процесс консультирования.
4).Информационно-просветительская работа предполагает осуществлениеразъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам,связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитанияобучающихся с умственной отсталостью , взаимодействия с педагогами исверстниками, их родителями (законными представителями), и др. Информационно-просветительскаяработа включает:
― проведениетематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснениюиндивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
― оформлениеинформационных стендов, печатных и других материалов,
― психологическоепросвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности
― психологическоепросвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологическойкомпетентности.
5).Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие со-циального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на созданиеусловий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.Социально-педагогическое сопровождение включает:
― разработку иреализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся,направленную на их социальную интеграцию в общество,
― взаимодействиес социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося иего семьи. В процессе информационно-просветительской и социально-педагогическойработы используются следующие формы и методы работы: ― индивидуальные игрупповые беседы, семинары, тренинги,
― лекции дляродителей,
― анкетированиепедагогов, родителей,
― разработкаметодических материалов и рекомендаций учителю, родителям. Механизмы реализациипрограммы коррекционной работы Взаимодействие специалистов образовательнойорганизации в процессе реализации адаптированной основной образовательнойпрограммы – один из основных механизмов реализации программы коррекционнойработы. Взаимодействие специалистов требует:
― созданияпрограммы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации кор- рекционнойработы,
― осуществлениясовместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, лич- ностной, коммуникативной,двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихсяпроблем,
― разработки иреализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекцииэмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательнойсфер учащихся. Взаимодействие специалистов образовательной организации сорганизациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросовобразования, охраны здо- ровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства идр. обучающихся с умственной отсталостью.
Социальноепартнерство – современный механизм, который основан на взаимодей- ствииобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациямии другими институтами общества.
Социальноепартнерство включает сотрудничество (на основе заключенных догово- ров):
― с организациямидополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решениивопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адап- тации иинтеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью,
― со средствамимассовой информации в решении вопросов формирования отноше- ния общества клицам с умственной отсталостью
― с общественнымиобъединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченнымивозможностями здоровья и другими негосударственными организациями в решениивопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умствен-ной отсталостью,
― с родителямиучащихся с умственной отсталостью в решении вопросов их разви- тия,социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.
