с.Литвиновка Белокалитвинского района Ростовской области
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
Литвиновскаясредняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на ПедагогическомСовете директор МБОУ Литвиновской СОШ МБОУ Литвиновской СОШ приказ № 153_ от 31.08.2022 г.
протокол № 2 от 30.08.2022г. _____________ Н.Г. Суховеева
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОПРИРОДОВЕДЕНИЮ
6 класс (Вариант 1)
Программаразработана на основе УМК Природоведение. 6 класс (для обучающихся синтеллектуальными нарушениями)
Количествочасов –68
Учитель: Шевкун Елена Ивановна
высшая квалификационная категория
.
2022/2023учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочаяпрограмма учебного предмета «Природоведение» предметной области«Естествознание» (Вариант 1 АООП, 6 класс) обеспечивает достижение планируемыхрезультатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программыобразования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) (далее – АООП), определяет содержание, ожидаемые результаты иусловия ее реализации.
Нормативно-правовуюбазуразработки рабочей программы учебного предмета «Природоведение» (6 класс,1 вариант) адаптированной основной общеобразовательной программы образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)составляют:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями идополнениями);
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
-Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
-Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общегообразования обучающихся с умственной отсталостью МБОУ Литвиновской СОШ;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2019 г. №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых киспользованию при реализации имеющих государственную аккредитациюобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования, утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 28 декабря2018 г. № 345»
-СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям иорганизации обучения и воспитания в организациях, осуществляющихобразовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательнымпрограммам для обучающихся с ОВЗ (утверждены постановлением Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26).
-Устав МБОУ Литвиновской СОШ;
-Годовойкалендарный план-график МБОУ Литвиновской СОШ на 2022-2023 учебный год и др.
Рабочая программа по предмету «Природоведение» (6 класс) разработана на основе Примерной адаптированной основнойобщеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1), в которой отражено содержание программы, определенысовременные подходы к личностным и предметным результатам освоения учебногопредмета, дана система оценки достижения обучающимися результатов обучения, определенынаправления программы формирования базовых учебных действий.
Программа учитывает особенности познавательнойдеятельности обучающихся с умственной отсталостью, направлена на разностороннееразвитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
Основная цель предмета«Природоведение» направлена на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире,полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися вдействительности. В то же время предмет «Природоведение» являетсяподготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих,биологических, географических, исторических знаний.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство собъектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрыватьпричинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
В процессе изучения курса «Природоведение» в 6 классеу обучающихся должны сформироваться элементарные представления об основныхпонятиях и явлениях живой природы, живых организмах, их строении ифункционировании.
При изучении природоведческого материала у обучающихсяразвивается наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление,умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливатьпричинно-следственные связи. Такая деятельность обучающихся имеетнепосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизическогоразвития школьников с интеллектуальными нарушениями, их познавательныхвозможностей и интересов. Природоведческие знания помогут обучающимся лучшепонимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, повозможности уметь беречь и стремиться охранять
При отборе содержания курса «Природоведение» учтенысовременные научные данные об особенностях познавательной деятельности,эмоционально волевой регуляции, поведения школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучениеестествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
— полисенсорности восприятия объектов;
-практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности внатуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специальносозданных учебных ситуациях.
-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира черезвзаимодействие с различными носителями информации: устным, печатным словом,иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решенияучебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессерешения проблемных ситуаций и т.п.
-закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познанияв игровой, коммуникативной и учебной деятельности.
-постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предметапознания, преемственность изучаемых тем.
Обучение предмету «Природоведение» носит коррекционнуюи практическую направленность, что определяется содержанием и структуройучебного предмета.
ПСИХОЛОГО– ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ
СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В 6 классе обучаются дети слегкой умственной отсталостью. Общим признаком у всех обучающихся с умственнойотсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладаниеминтеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоениисодержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития детей слегкой умственной отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервнойдеятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбужденияи торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем.
В структуре психики такогоребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов иснижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпапсихических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Приумственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции,воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболееразрушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечениюи обобщению. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью обокружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыткрайне беден.
У этой категории обучающихсянарушена первая ступень познания – ощущения и восприятие. Нарушеныпроцесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ,синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, логическое мышление,что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления илифакта.
Особенности восприятия иосмысления детьми учебного материала непрерывно связаны с особенностями их памяти.Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотямеханическая память может быть сформирована на более высоком уровне.
Особенности нервной системышкольников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания,которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями егораспределения, замедленностью переключения.
Воображение как одиниз наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, чтовыражается в его примитивности, неточности и схематичности.
У школьников сумственной отсталостью отмечаются недостатки в речевой деятельности. Психологическиеособенности умственно отсталых школьников проявляются в нарушении эмоциональнойсферы, проявляющиеся в отсутствии оттенков переживаний, неустойчивостью иповерхностью.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственныхнамерений и побуждений, большой внушаемостью.
Нарушения высшейнервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевойсферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личностиобучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов,потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений сосверстниками и взрослыми.
Особые образовательные потребности обучающихся сумственной отсталостью.
Недоразвитиепознавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственнойотсталостью разных групп проявляется не только в качественных и количественныхотклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способнык развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкимиизменениями всей психической деятельности ребенка. При этом, несмотря на многообразиеиндивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образованияобучающихся с умственной отсталостью детерминированы в основном степеньювыраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современныенаучные представления об особенностях психофизического развития разных группобучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательныепотребности, как общие для обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
ПОДХОДЫ ИПРИНЦИПЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»)
Деятельностный подходосновывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом спецификиразвития личности обучающихся с умственной отсталостью.
Деятельностныйподход в образовании строится на признании того, что развитие личностиобучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характероморганизации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средствомреализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процессорганизации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализациядеятельностного подхода в процессе обучения (природоведения) обеспечивает:
— придание результатам образованиясоциально и личностно значимого характера;
— прочное усвоение обучающимися знаний иопыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельногопродвижения в изучаемых образовательных областях;
— существенное повышение мотивации иинтереса к обучению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
— обеспечение условий для общекультурногои личностного развития на основе формирования базовых учебных действий, которыеобеспечивают не только успешное усвоение некоторых элементов системы научныхзнаний, умений и навыков (академических результатов), но и прежде всегожизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основуформирования рабочей программы «Природоведение» в соответствии с адаптированнойосновной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
— принципы государственной политикиРФ в области образования (гуманистический характер образования, единствообразовательного пространства на территории Российской Федерации, светскийхарактер образования, общедоступность образования, адаптивность системыобразования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся ивоспитанников и др.);
— принцип учета типологических ииндивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
— принцип коррекционной направленностиобразовательного процесса;
-принцип развивающей направленностиобразовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегосяи расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательныхпотребностей;
— онтогенетический принцип;
— принцип преемственности, предполагающийвзаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостьюна всех ступенях (начальные и старшие классы);
— принцип целостности содержанияобразования, поскольку в основу структуры содержания образования положено непонятие предмета, а – «образовательной области».
-принцип направленности на формированиедеятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственнойотсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативнойдеятельности и нормативным поведением;
— принцип переноса усвоенных знаний иумений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, вразличные жизненные ситуации, что обеспечивает готовность обучающегося ксамостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
— принцип сотрудничества с семьей.
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫИ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
Технологии обучения:
— коррекционно-развивающегообучения;
— игровыепедагогические технологии;
— технологиядифференциации и индивидуализации;
— информационно-коммуникативныетехнологии;
Методы обучения:
— словесные — рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, книгой;
— наглядные –наблюдение, демонстрация натуральных объектов, изображений и опытов, просмотр;
— практические –выполнение рисунков, познавательные (дидактические) игры
Формы обучения:
— фронтальное и индивидуальное обучение.
— групповое обучение
Формы контроля:
— диагностическая контрольная работа
— самостоятельные работы
— тестирование
— текущий опрос
Приемыкоррекционной направленности:
— задания постепени нарастающей трудности;
— дозированная поэтапная помощь педагога;
— включение в урок материалов сегодняшнейжизни;
— игровые приемы, призы, поощрения,развернутая словесная оценка деятельности.
Типы уроков:
· УУНЗ– уроки усвоения новых знаний, на которых обучающиеся знакомятся с новымматериалом;
· УКЗНМ– уроки коррекции и закрепления нового материала (применение знаний в сходныхситуациях);
· УВПУ– уроки выработки практических умений (применение знаний в новых ситуациях);
· УПОСЗ– уроки повторения, обобщения, систематизации знаний (усвоение способовдействий в комплексе);
· КУ- комбинированные уроки;
· УЭ– урок-экскурсия;
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СУМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Основная цель реализации деятельности по формированиюБУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъектаучебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки ксамостоятельной жизни в обществе.
Задачами формирования и развития БУД являются:
— формированиемотивационного компонента учебной деятельности;
— овладениекомплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонентучебной деятельности;
— развитие уменийпринимать цель и готовый план деятельности, планировать готовую деятельность,контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощьпедагога.
На уроках«Природоведение» формируются следующие базовые учебные действия:
Личностные: целостныйвзгляд на мир в единстве его с природой, готовность к безопасному и бережномуповедению в природе и обществе.
Коммуникативныеучебные действия: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс), использоватьпринятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем,слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности ибыту, сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать слюдьми, договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения другихучастников спорной ситуации.
Регулятивныеучебные действия: входить и выходить из учебного помещения со звонком,ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоватьсяучебной мебелью, адекватно использовать ритуалы школьного поведения (подниматьруку), работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место,принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенномуплану и работать в общем темпе, активно участвовать в деятельности,контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников, соотноситьсвои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценкудеятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать своюдеятельность с учетом выявленных недочетов, передвигаться по школе, находитьсвой класс, другие необходимые помещения.
Познавательныеучебные действия: дифференцированно воспринимать окружающий мир, еговременно-пространственную организацию; использовать логические действия(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступномвербальном материале, основе практической деятельности в соответствии синдивидуальными возможностями.
В процессеобучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, которыйбудет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводыоб эффективности, проводимой в этом направлении работы.
Для оценкисформированности каждого действия используется следующая система оценки:
Балл |
Показатель |
0 баллов |
действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; |
1 балл |
смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; |
2 балла |
преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; |
3 балла |
способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; Представленная информация была полезной? ДА 59.03% НЕТ 40.97% Проголосовало: 1108 |
4 балла |
способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; |
5 баллов |
самостоятельно применяет действие в любой ситуации. |
Бальнаясистема оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижениякаждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получитьобщую картину сформированности учебных действий у всех обучающихся, и на этойоснове осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всеговремени обучения.
Согласнотребованиям ФГОС уровень сформированности БУД обучающихся с умственнойотсталостью определяется на момент завершения обучения в школе.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»(6 КЛАСС).
Результатыосвоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговыена момент завершения общего образования.
Освоение учебногопредмета «Природоведение» в 5 классе является промежуточным иобеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видоврезультатов: личностных и предметных на данный период.
Предметныерезультатыосвоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания иумения, специфичные для каждой образовательной области «Естествознание»,готовность их применения.
Предметныерезультаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критериемпри принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, норассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет двауровня овладения предметными результатами: минимальный идостаточный.
Достаточный уровень освоенияпредметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень являетсяобязательным. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам неявляется препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.В случае, если обучающий не достигает минимального уровня овладения по всем илибольшинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогическойкомиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательнаяорганизация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плануили вариант 2 образовательной программы.
Минимальныйуровень:
—узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
—иметь представления о назначении объектов изучения, их роли в окружающем мире;
—относить изученные объекты к определенным группам (осина — лиственное дерево);
—называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (насекомые,кустарники, рыбы);
—знать требования к режиму дня школьника и понимать необходимость еговыполнения;
—иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе ив обществе (под контролем взрослого);
—выполнять задания под контролем учителя, понимать оценку педагога;
—знать основные правила личной гигиены;
—владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы ит.п.)
—адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной илисмоделированной учителем ситуации.
Достаточныйуровень:
—узнаватьи называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
—знатьспособы получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;
—иметьпредставление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающеммире;
—относитьизученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований дляклассификации
(корова – животное,млекопитающее, травоядное животное, сельскохозяйственное животное);
—называтьсходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на урокеили известны из других источников;
—выделятьсущественные признаки групп объектов;
— знатьи соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе и здоровогообраза жизни;
—участвоватьв беседе, обсуждать изученное, проявлять желание рассказать о предметеизучения, наблюдения;
—выполнятьзадания без контроля учителя;
—применять сформированные знания и умения при решении учебных, учебно-бытовых иучебно-трудовых задач;
—отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желаниерассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
—проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативногообщения с детьми, адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;
— омысленнооценивать свою работу и работы одноклассников, понимать замечания, адекватновоспринимать похвалу;
—совершатьдействия санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
—выполнятьдоступные возрасту природоохранительные действия;
-осуществлять действия поуходу за комнатными и культурными растениями;
СИСТЕМАОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с требованиями ФГОС образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценкеподлежат личностные и предметные результаты.
Личностныерезультаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач иобеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся вразличных средах.
Оценка личностныхрезультатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладениисоциальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляютоснову этих результатов.
Всесторонняя икомплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными)компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертнойоценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основемнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяетсяобщеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских работников(учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальныхпедагогов, врача-психиатра, педиатра), которые хорошо знают ученика. Дляполноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать мнениеродителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализизменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальныхсредах (школьной, семейной).
Результаты анализадолжны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертнойгруппы условных единицах:
0 баллов – нетфиксируемой динамики;
1 балл –минимальная динамика;
2 балла –удовлетворительная динамика;
3 балла –значительная динамика.
Подобная оценканеобходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамикиразвития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценкиличностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося(дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картинудинамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствиеизменеий по отдельным жизненным компетенциям.
Основной формойработы участников экспертной группы является психолого-педагогическийконсилиум.
Предметныерезультаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждойобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоениизнаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценка достиженияобучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должнабазироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные посодержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика иовладении им социальным опытом.
В текущей оценочной деятельности при выполнениизаданий в тестовых формах целесообразно соотносить результаты,продемонстрированные учеником, с оценками типа:
-«удовлетворительно»(зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
-«хорошо»― от 51% до 65% заданий.
-«оченьхорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает, а дополняет возможностииспользования традиционной системы отметок по 5-ти бальной шкале, однакотребует уточнения и переосмысления их наполнения.
Оценка устных ответов обучающихся.
Отметка«5» ставится ученику, если он отвечаетсамостоятельно, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведенияоб изучаемом материале, отвечает правильно, отражает основной материал курса,правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, правильно используеткарту, дает правильные осознанные ответы на все поставленные вопросы, подводититог.
Отметка«4» ставится ученику, если он дает полныйправильный ответ, который отвечает критериям отметки «5», но допускаетнезначительные речевые ошибки. Допускает неточности, оговорки, нуждается вдополнительных вопросах, помогающих ему при ответе, частично использует терминыи понятия, допускает ошибки в работе с картой, подводит итого принезначительной помощи учителя.
Отметка«3» ставится ученику, если он основноесодержание изученного материала усвоил, но излагает его фрагментарно, не всегдапоследовательно, затрудняется в самостоятельном изложении материала, при помощиучителя дает правильные односложные ответы на поставленные вопросы, определенияпонятий недостаточно четкие, подводит итого сказанного только при массированнойпомощи учителя.
Текущий контроль проводитсяпо итогам изучения тем, разделов программы «Природоведение», учебным четвертям.Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий припроведении текущего контроля определены в тематическом планировании программы.
Промежуточная аттестацияобучающихсяпроводится в форме итогового контроля 1 раз в год в качестве контроля усвоенияучебного предмета. В отношении обучающихся, осваивающих АООП индивидуально надому, в очно-заочной форме промежуточная аттестация по предмету«Природоведение» основывается на результатах текущего контроля успеваемости попредмету, при условии, что по предмету «Природоведение» они имеют положительныерезультаты текущего контроля.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Практическая часть |
Контрольные работы |
1 |
Введение |
2 |
— |
— |
2 |
Растительный мир Земли |
17 |
2 |
— |
3 |
Животный мир Земли |
34 |
2 |
— |
4 |
Человек |
13 |
4 |
— |
5 |
Повторение |
2 |
— |
1 |
|
Итого |
68 |
6 |
1 |
СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО КУРСА
Разнообразиерастительного мира Земли. Среда обитания растений (растения леса, поля,огорода, луга, водоемов). Строение растений.
Деревья,кустарники, травы. Общая характеристика. Дикорастущие и культурные растения.
Деревья.Деревья лиственные (культурные и дикорастущие). Яблоня, груша, вишня. Береза,клен, тополь, дуб, липа.
Деревьяхвойные. Ель, сосна, лиственница.
Дикорастущиекустарники. Культурные кустарники.
Травы(дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка.
Декоративныерастения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Внешний вид. Места произрастания.
Лекарственныерастения. Зверобой, крапива, ромашка и др. Правила сбора. Использование.
Комнатныерастения. Уход за комнатными растениями. Герань, бегония, традесканция, фиалки.
Растительныймир разных районов Земли. Растения нашей страны. Красная книга России и Ростовскойобласти.
Разнообразиеживотного мира. Различия по способам питания, внешнему виду, способампередвижения и т.д.
Средаобитания животных. Суша, воздух, водоемы.
Основныегруппы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,млекопитающие.
Насекомые.Внешний вид. Место и значение в природе.
Рыбы.Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речныерыбы.
Земноводные.Жабы, лягушки. Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.
Птицы.Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе.
Домашниептицы.
Охранаптиц. Птицы Ростовской области.
Звери(млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни.
Млекопитающиесуши. Млекопитающие морей и океанов.
Животныерядом с человеком. Домашние животные в деревне и в городе. Сельскохозяйственныеживотные.
Уход задомашними животными.
Животныеразных районов Земли. Животный мир нашей страны.
Охранаживотных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга Ростовской области.
Анатомическоестроение тела человека. Части тела и внутренние органы.
Взаимодействиеи функционирование внутренних органов.
Здоровыйобраз жизни человека. Правила личной гигиены.
Правильнаяосанка. Профилактика искривлений позвоночника.
Органычувств. Значение органов чувств. Правила гигиены органов чувств. Профилактиканарушений зрения и слуха.
Здоровое(рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим игигиена.
Дыхание.Органы дыхания. Гигиена органов дыхания.
Оказаниепервой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, ссадинах, порезах. Профилактикапростудных заболеваний. Домашняя аптечка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Интернет-ресурсы
2. Гербариирастений
6. Плакаты,таблицы, презентации
7. Лабораторныйминимум
8. Муляжифруктов
9. Муляжи овощей
6. Глобус,физическая карта Мира и России
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва:«Просвещение», 2021г.