Адаптированная рабочая программа по физике для 7 класса разработана на основе ФГОСООО и авторской программы А.В.Пёрышкина, реализуется для обучающегося с задержкойпсихического развития (вариант 7.1).
Воснову разработки программы заложены дифференцированный и деятельностныйподходы. Особенностью организации учебного процесса по предмету является выборразнообразных видов деятельности с учетом психофизических особенностейобучающихся, использование занимательного материала, включение в урок игровыхситуаций, направленных на снятие напряжения, переключение внимания обучающегося с одного задания на другое и т. п. Особое внимание уделяется индивидуализацииобучения.
Приорганизации обучения на уровне основного общего образования учитываются особенности познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ЗПР, спецификуусвоения ими учебногоматериала.
У обучающегосяс ЗПР сохраняются недостаточный уровень сформированности познавательных процессов и пониженная продуктивность интеллектуальной деятельности.
Сохраняютсянеустойчивость внимания, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, отвлекаемость на посторонниераздражители, что затрудняет последовательное и контролируемое выполнение длинногоряда операций. Смысловые приемы запоминания долго не формируются.
В значительной степени сохраняется несформированность мыслительной деятельности как на мотивационном, так и на операциональном уровнях.В частности, обучающиеся с ЗПР демонстрируют слабую познавательную и поисковую активность в решении мыслительных задач, поверхностность при выбореспособа действия, отсутствие стремления к поиску рационального решения. В операциональных характеристиках мышленияотмечаются трудности при выполнениилогических действий анализа и синтеза, классификации, сравнения и обобщения, основанных на актуализации существенных признаков объектов.
Трудностивызывает построение логических рассуждений, опирающихся на установление причинно-следственных связей, на необходимость доказательного обоснования ответа, способность делать вывод на основе анализаполученной информации.Подросток с ЗПР затрудняется в осуществлении логической операции перехода от видовых признаковк родовому понятию,в обобщении, интегрировании информации из различныхисточников, в построении простейших прогнозов. Следует отметить, что часто возникаюттрудности использования мыслительной операции, сформированной на одном учебномматериале, в работе с другим материалом или в изменившихся условияхсходных задач.
Понятийные формы мышления долгое время не достигают уровня нормального развития,затрудняется процесс абстрагирования, оперирования понятиями,включения понятий в разные системы обобщения. Все это осложняется недостаточной способностью к использованию знаково-символических средств. Обучающийся с ЗПР нуждается всопровождении изучения программного материаладополнительной визуализацией, конкретизацией, примерами, связью с практическим опытом.
У обучающегося с ЗПР сохраняются недостатки фонематическойстороны речи, он продолжает смешивать оппозиционные звуки, затрудняется выполнять фонематическийразбор слова. У него остается замена и смешениебукв на письме, нечеткая дикция и отдельные нарушения звуко-слоговой структуры в малознакомых сложныхсловах.
В самостоятельной речи обучающемуся с ЗПР сложно подбирать и использовать синонимыи антонимы, он не понимаетфразеологизмов, не использует в самостоятельной речи образные сравнения.
Уобучающегося с ЗПР сохраняются специфическиенарушения письма, обусловливающие большое количество орфографических и пунктуационныхошибок. Ошибки на правила правописания чаще всего являются следствием недоразвития устной речи.
Центральным признакомзадержки психического развитиялюбой степени выраженности является недостаточная сформированность саморегуляции. Обучающийсяс ЗПР легко отвлекается в процессе выполнения заданий, совершает импульсивные действия, приступает к работебез предварительного планирования, непроводит промежуточного контроля, а потому и не замечает своих ошибок. Школьникубывает трудно долго удерживать вниманиена одном предметеили действии. Отмечается несформированность мотивационно-целевой основы учебной деятельности, что выражается в низкой поисковой активности.
По причинеслабой саморегуляции и склонности к эмоциональной дезорганизации деятельности обучающийся с ЗПР нуждаетсяв постоянной поддержкесо стороны взрослого, организующей и направляющей помощи, а иногда и в руководящемконтроле.
Учебнаямотивация у обучающегося с ЗПР остается незрелой, собственно учебные мотивы формируются с трудом и являются неустойчивыми; для него важнее внешняя оценка,чем сам результат, он не проявляет стремления к улучшению своих учебных достижений, не пытается осмыслить работу в целом, понять причинысвоих ошибок.
Результативностьучебной работы у обучающегося с ЗПР низка вследствие импульсивности и слабого контроля, что приводит к многочисленнымошибочным действиям и решениям.
Работоспособностьшкольника с ЗПР неравномерна и зависит от характера выполняемых заданий. Он не могут долго сосредотачиваться приинтенсивной интеллектуальной нагрузке,у него быстро наступает утомление, пресыщение деятельностью.При напряженной мыслительной деятельности учащийся не может продуктивно работать в течениевсего урока, но при выполнении знакомых учебных заданий,не требующих волевогоусилия, может долгое время сохранятьработоспособность. Большое влияниена работоспособность оказывают внешние факторы: интенсивность деятельности на предшествующих уроках;наличие отвлекающих факторов,таких как шум, появление посторонних в классе; переживание или ожидание кого-либо значимого для ребенкасобытия.
Особенностиосвоения учебного материала связаны у школьника с ЗПР с неравномерной обучаемостью, замедленностью восприятия ипереработки учебной информации,непрочностью следов при запоминании материала, неточностью и ошибкамивоспроизведения.
Дляобучающихся с ЗПР характерны трудности усвоения и оперирования понятиями, склонность к их смешению, семантическим заменам, с трудом запоминают определения. Более продуктивно они усваивают материал сопорой на ясный алгоритм, визуальную поддержку, смысловые схемы.
Школьнику с ЗПР сложно сделать опосредованный вывод, осуществить применение усвоенных знаний в новой ситуации.Наблюдаются затруднения с пониманиемнаучных текстов: иму сложно выделить главную мысль, разбить текст на смысловые части, изложить основноесодержание. Характерной особенностью являются затруднения в самостоятельном выборе нужного способадействия, примененииизвестного способа решения в новых условиях или одновременном использовании двух и более простыхалгоритмов.
Все этиособенности учитываются при проведении уроков и реализации адаптированной рабочей программы по физике в 7 классе.
Содержаниеучебного предмета «Физика»
Введение. (4 ч)
Что изучает физика. Физическиеявления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений . Физика итехника.
Лабораторная работа №1. «Измерение физических величин».
Демонстрации:
Примерымеханических, тепловых, электрических, световых явлений. Физические приборы
Первоначальныесведения о строении вещества. (5 ч)
Молекулы. Диффузия.Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул.Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетическихпредставлений.
Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».
Демонстрации:
Сжимаемостьгазов.
Диффузия вгазах и жидкостях.
Модельброуновского движения.
Сцеплениесвинцовых цилиндров.
Взаимодействие тел.(21 ч)
Механическое движение.Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела.Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Явлениетяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация.Закон Гука. Вес тела . Связь между силой тяжести и массой. Динамометр.Графическое изображение силы. Сложения сил, действующих по однойпрямой . Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения,качения, покоя. Подшипники.
Лабораторныеработы №3 «Измерение массытела на рычажных весах»,
№4 «Измерение объематвердого тела»,
№5 «Измерениеплотности твердого тела»,
№6 «Градуированиепружины и измерение сил динамометром».
Демонстрации:
Равномерноепрямолинейное движение.
Относительностьдвижения.
Явлениеинерции.
Взаимодействиетел.
Зависимостьсилы упругости от деформации пружины.
Сила трения.
Давление твердыхтел, газов, жидкостей. (22 ч)
Давление. Давлениетвердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основемолекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости игазе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Атмосферное давление. ОпытТорричелли . Барометр-анероид . Изменение атмосферного давления свысотой . Манометр . Насос . Гидравлический пресс .Гидравлический тормоз. Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт.Воздухоплавание.
Лабораторныеработы №7 «Измерениевыталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»,
№8 «Выяснение условийплавания тела в жидкости».
Демонстрации:
Зависимостьдавления твердого тела от площади опоры и приложенной силы.
Измерениеатмосферного давления барометром-анероидом.
ЗаконПаскаля.
Гидравлическийпресс.
Работа и мощность.Энергия. (12 ч)
Работа силы,действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условияравновесия рычага. Момент силы . Равновесие тела с закрепленной осьювращения . Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициентполезного действия. Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины.Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механическойэнергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергиярек и ветра.
Лабораторныеработы №9 «Выяснение условияравновесия рычага»,
№10 «Измерение КПД приподъеме тела по наклонной плоскости».
Демонстрации:
Простые механизмы
Превращениемеханической энергии из одной формы в другую
Итоговое повторение(резервное время)(4 ч)
Планируемыерезультаты изучения учебного предмета «Физика»
Личностныерезультаты:
· сформированность познавательныхинтересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· убежденность в возможностипознания природы, в необходимости разумного использования достижений науки итехнологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцамнауки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
· готовность к выбору жизненногопути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
· мотивация образовательнойдеятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
· формирование ценностных отношенийдруг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметныерезультаты:
· овладение навыкамисамостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своейдеятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
· понимание различий междуисходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями иреальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерахгипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверкивыдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
· формирование уменийвоспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию всоответствии с поставленными задачами, выделять основное содержаниепрочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагатьего;
· приобретение опытасамостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различныхисточников и новых информационных технологий для решения познавательныхзадач;
· развитие монологической идиалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника,понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
· освоение приемов действий внестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
· формирование умений работать вгруппе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать своивзгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметныерезультаты:
Знать:
· смыслпонятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
· смыслфизических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс,работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициентполезного действия,;
· смыслфизических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения импульса и механическойэнергии;
уметь:
· описывать иобъяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачудавления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
· использоватьфизические приборы и измерительные инструменты для измерения физическихвеличин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
· представлятьрезультаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основеэмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины,силы трения от силы нормального давления;
· выражатьрезультаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
· приводитьпримеры практического использования физических знаний о механических, тепловыхявлениях;
· решать задачина применение изученных физических законов;
· осуществлятьсамостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания сиспользованием различных источников (учебных текстов, справочных инаучно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), еёобработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков,математических символов, рисунков, структурных схем).
Тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема урока
|
Основные виды учебной деятельности |
||||
план |
факт. |
||||||
Введение. 4 часа |
|||||||
1 |
|
|
Что изучает физика. Некоторые физические термины. |
Демонстрируют уровень знаний об окружающем мире. Наблюдают и описывают физические явления |
|||
2 |
|
|
Наблюдения и опыты. Физические величины и их измерение |
Наблюдают и описывают физические явления |
|||
3 |
|
|
Точность и погрешность измерений |
Описывают известные свойства тел, соответствующие им величины и способы их измерения |
|||
4 |
|
|
Лабораторная работа №1 «Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра (мензурки)». |
Выбирают необходимые измерительные приборы, определяют цену деления. |
|||
Строение вещества. 5 часов |
|||||||
5 |
|
|
Строение вещества. Молекулы и атомы. Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел». |
Наблюдают и объясняют опыты по тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости |
|||
6 |
|
|
Диффузия |
Наблюдают и объясняют явление диффузии |
|||
7 |
|
|
Взаимодействие молекул |
Наблюдают за опытами по обнаружению сил молекулярного притяжения |
|||
8 |
|
|
Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. |
Объясняют свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества |
|||
9 |
|
|
Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества» |
Демонстрируют результаты деятельности |
|||
Взаимодействие тел. 21 час |
|||||||
10 |
|
|
Механическое движение |
Изображают траектории движения тел |
|||
11 |
|
|
Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости |
Изображают траектории движения тел. Определяют скорость прямолинейного равномерного движения |
|||
12 |
|
|
Расчет пути и времени движения |
Определяют пройденный путь и скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени . Рассчитывают путь и скорость тела при равномерном движении. |
|||
13 |
|
|
Инерция |
Выделяют и формулируют проблему |
|||
14 |
|
|
Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы |
Обнаруживают силу взаимодействия двух тел. Объясняют причину изменения скорости тела |
|||
15 |
|
|
Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах». |
Измеряют массу тела на рычажных весах. Предлагают способы определения массы больших и маленьких тел |
|||
16 |
|
|
Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела». |
Измеряют объём тела |
|||
17 |
|
|
Плотность вещества |
Вычисляют плотности твердых тел, жидкостей и газов. |
|||
19 |
|
|
Лабораторная работа №5 «Измерение плотности твердого тела». |
Измеряют плотность вещества |
|||
20 |
|
|
Сила |
Исследуют зависимость силы тяжести от массы тела |
|||
21 |
|
|
Явление тяготения. Сила тяжести |
Устанавливают причины изменения скорости, модуль и направление силы, точки приложения силы. |
|||
22 |
|
|
Сила упругости. Закон Гука |
Умение приводить действия силы упругости, практического использования закона Гука. |
|||
23 23 |
|
|
Вес тела
|
Знакомство с понятием веса тела. |
|||
24 Представленная информация была полезной? ДА 59.03% НЕТ 40.97% Проголосовало: 1108 |
|
|
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. |
Выбирают знаково-символические средства для построения модели |
|||
25 |
|
|
Равнодействующая сила |
Знакомство с понятие равнодействующей сил |
|||
26 |
|
|
Сила трения. |
Исследуют зависимость разных видов трения |
|||
27 |
|
|
Трение покоя. Трение в природе и технике |
Исследуют зависимость разных видов трения |
|||
28 |
|
|
Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». |
Измеряют силы при помощи динамометра. |
|||
29 |
|
|
Решение задач по теме «Взаимодействие тел» |
Демонстрируют умение решать задачи по теме Взаимодействие тел |
|||
30 |
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Движение и взаимодействие тел» |
Демонстрируют умение решать задачи |
|||
Давление твердых тел, жидкостей и газов. 22 часа |
|||||||
31 |
|
|
Давление. Единицы давления |
Приводят примеры необходимости уменьшения или увеличения давления. Предлагают способы изменения давления |
|||
32 |
|
|
Способы изменения давления |
Предлагают способы изменения давления |
|||
33 |
|
|
Давление газа |
Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие зависимость давления газа от объема и температуры |
|||
34 |
|
|
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля |
Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами |
|||
35 |
|
|
Давление в жидкости и газе |
Наблюдают и объясняют опыты, демонстрирующие передачу давления жидкостями и газами |
|||
36 |
|
|
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда |
Выводят формулу давления внутри жидкости, приводят примеры, свидетельствующие об увеличении давления на глубине |
|||
37 |
|
|
Сообщающиеся сосуды |
Приводят примеры устройств с использованием сообщающихся сосудов, объясняют принцип их действия |
|||
38 |
|
|
Вес воздуха. Атмосферное давление |
Предлагают способы взвешивания воздуха. Объясняют причины существования атмосферы и механизм возникновения атмосферного давления |
|||
39 |
|
|
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли |
Предлагают способы измерения атмосферного давления |
|||
40 |
|
|
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах |
Объясняют устройство и принцип действия жидкостных и безжидкостных барометров, причину зависимости давления от высоты |
|||
41 |
|
|
Манометры |
Сравнивают устройство барометра-анероида и металлического манометра. Предлагают методы градуировки |
|||
42 |
|
|
Поршневой жидкостный насос |
Формулируют определение поршневой жидкостный насос |
|||
43 |
|
|
Гидравлический пресс |
Формулируют определение гидравлической машины. Приводят примеры гидравлических устройств, объясняют их принцип действия |
|||
44 |
|
|
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила |
Обнаруживают существование выталкивающей силы |
|||
45 |
|
|
Решение задач по теме «Архимедова сила» |
Выводят формулу для вычисления Архимедовой силы, предлагают способы измерения |
|||
46 |
|
|
Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей (архимедовой) силы» |
Измеряют выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело |
|||
47 |
|
|
Плавание тел |
Исследуют и формулируют условия плавания тел |
|||
48 |
|
|
Плавание судов. |
Применяют теоретические знания по физике на практике, решают физические задачи на применение полученных знаний |
|||
49 |
|
|
Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости». |
Применяют теоретические знания по физике на практике, решают физические задачи на применение полученных знаний |
|||
50 |
|
|
Воздухоплавание |
Применяют теоретические знания по физике на практике, решают физические задачи на применение полученных знаний |
|||
51 |
|
|
Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
применяют теоретические знания по физике на практике, решают физические задачи на применение полученных знаний |
|||
52 |
|
|
Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
Демонстрируют умение решать задачи |
|||
Работа и мощность. Энергия. 12 часов |
|||||||
53 |
|
|
Механическая работа. Единицы работы |
Измеряют работу силы тяжести, силы трения |
|||
54 |
|
|
Мощность. Единицы мощности |
Измеряют мощность |
|||
55 |
|
|
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
Предлагают способы облегчения работы, требующей применения большой силы или выносливости |
|||
56 |
|
|
Момент силы |
Изучают условия равновесия рычага |
|||
57 |
|
|
Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага». |
Изучают условия равновесия подвижных и неподвижных блоков, предлагают способы их использования, приводят примеры применения |
|||
58 |
|
|
Применение закона равновесия рычага к блоку |
Вычисляют работу, выполняемую с помощью механизмов, определяют выигрыш» |
|||
59 |
|
|
Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики |
Вычисляют работу, выполняемую с помощью механизмов, определяют «выигрыш» |
|||
60 |
|
|
Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». |
Применяют теоретические знания по физике на практике, решают физические задачи на применение полученных знаний |
|||
61 |
|
|
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия |
Вычисляют энергию тела |
|||
62 |
|
|
Превращение одного вида механической энергии в другой |
Сравнивают изменения кинетической и потенциальной энергии тела при движении |
|||
63 |
|
|
Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия» |
Демонстрируют умение решать задачи |
|||
64 |
|
|
Контрольная работа №4 по теме «Работа и мощность. Энергия» |
Демонстрируют умение решать задачи |
|||
Повторение . 4 часа |
|||||||
65 |
|
|
Повторение «Строение вещества». |
Демонстрируют основные понятия, изученные в курсе физика-7. |
|||
66 |
|
|
Повторение «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
Демонстрируют основные понятия, изученные в курсе физика-7. |
|||
67 |
|
|
Повторение «Взаимодействие тел». |
Демонстрируют основные понятия, изученные в курсе физика-7. |
|||
68 |
|
|
Повторение «Работа. Мощность. Энергия» |
Демонстрируют основные понятия, изученные в курсе физика-7. |
|||