Муниципальноеказенное общеобразовательное учреждение
Николаевскаяосновная общеобразовательная школа
Павловскогомуниципального района
Воронежскойобласти
«СОГЛАСОВАНО» на заседании методического совета школы Протокол № 1 от 31.08.2020 г.
|
«Утверждаю» Директор МКОУ Николаевская ООШ _________________ О.В.Старкова Приказ № 43 от 01.09.2020 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯПРОГРАММА
ДЛЯОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Учебный предмет — биология
Классы 5-9
Уровень образования: основное общее
Срок реализации программы — 5 лет
Программа разработана учителемКолесниковой С.М.
в соответствии с Федеральнымгосударственным образовательным стандартом основного
общего образования (ФГОС)
Николаевка
2020 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программаподготовки учащихся по биологии для 5-11 классов (одаренные дети) составлена наоснове Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатамосвоения основной образовательной программы основного общего образования,требований к структуре основной образовательной программы основного общегообразования, прописанных в Федеральном государственном образовательномстандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственногоразвития и воспитания гражданина России.
Одарённость –стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих среднийуровень, креативности и настойчивости. Одарённый человек, требуетк себе особого внимания. Необходимо сделать всё необходимое, чтобы егоинтеллектуальные способности проявились в полной мере.
Отличительные особенностиодаренных детей
1.Имеютболее высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальныеспособности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2.Имеютдоминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3.Испытывают радость отумственного труда.
Выявлениеодаренных детей проходит на основе наблюдения, изучения психологическихособенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными испособными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним изважнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие посравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость кучению, творческие возможности и проявления доминирующую активную познавательнуюпотребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно выделяют три категории одаренныхдетей:
1.Детис необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равныхусловиях.
2.Детис признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки,искусства.
3.Учащиеся,не достигающие по каким — либо причинам успехов в учении, но обладающие яркойпознавательной активностью, оригинальностью психического склада, незауряднымиумственными резервами.
Принципы работы с одареннымидетьми
1.Принцип дифференциации ииндивидуализации обучения .
2.Принцип максимального разнообразияпредоставляемых возможностей.
3.Принцип обеспечения свободы выбораучащимися дополнительных образовательных услуг.
4.Принцип возрастания роли внеурочнойдеятельности одаренных детей через кружок.
5.Принцип усиления внимания к проблемемежпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
6.Принцип создания условий длясовместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Цельпрограммы:
— Развиватьу обучающихся интереса к исследовательской деятельности, к выполнению сложныхзаданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность всвоих силах.
Создание условий для оптимальногоразвития одаренных детей.
Задачи программы:
· Совершенствованиесистемы выявления и сопровождения одаренных детей.
· Отборсреди различных систем обучения тех методов и приемов, которыеспособствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности итворчества;
· Использоватьиндивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологиии во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
· Расширениевозможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областныхолимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах побиологии.
· Проведениеразличных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющихучащимся проявить свои возможности.
· Активнововлекать в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.
Методыработы:
-анкетирование,опрос;
-собеседование;
-тестирование;
-анализ литературных источников;
-творческие работы;
-метод прогнозирования;
-метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными детьми.
-групповые занятия с сильными учащимися;
-творческие мастерские;
-конкурсы ;
-интеллектуальный марафон;
-участие в олимпиадах;
-научно- исследовательские конференции.
Содержаниепрограммы
1. Диагностикаобучающихся – методика оценки общей одаренности.
2. Работасо способными и одаренными детьми на уроках – разработан широкий спектрзаданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебнойситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использованиесистемы заданий повышенной сложности.
–задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного,промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
-задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работобучающимися.
-задания на составление проектов.
-задания на прогнозирование ситуаций.
3. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных(кружок) ивременных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
Основнойпринцип работы – принцип «обогащения».
Ресурсноеобеспечение программы:
-наличие учебной аудитории;
-библиотечный фонд – наличие литературы
— ИКТ
Критерийэффективности:
1. Высокий уровень познавательногоинтереса к предмету;
2. Отсутствие неуспевающих по предмету;
3. Увеличение количества обучающихся,выбирающих биологию как экзамен с успешной сдачей его;
4. Учащиеся принимают участие в олимпиадахи конкурсах различного уровня:
5. Результаты реализации программы.
2.Планируемые результаты освоения ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ учебного предмета «Биология»
Личностные:
Изучениебиологии в основной школе даёт возможность одаренным детям достичь следующихличностных результатов:
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения кОтечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этническойпринадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностеймногонационального российского общества; воспитание чувства ответственности идолга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способностиучащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению ипознанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекторииобразования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональныхпредпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здоровогообраза жизни и здоровьесберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучениеживой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения,анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимостии общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальнымособенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни вгруппах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие вшкольном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенцийс учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основеличностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве сосверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной,общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видовдеятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоениеправил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайныхситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте ина дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценностижизни во всех еѐпроявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающейсреде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценностисемейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народовРоссии и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
Приизучении биологии одаренные дети усовершенствуют приобретённые навыки работы синформацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать иинтерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
•систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретироватьинформацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
•выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртываниевыделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (ввиде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорныхконспектов);
•заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Входе изучения биологии одаренные дети приобретут опыт проектной деятельностикак особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебнойдеятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровнеовладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, приниматьрешения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможностьразвить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поискунестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Регулятивные
Умениесамостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи вучебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности.
Обучающийся (категория — одаренные дети) сможет:
анализироватьсуществующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицироватьсобственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигатьверсии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставитьцель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулироватьучебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновыватьцелевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновываялогическую последовательность шагов.
Умениесамостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных ипознавательных задач. Обучающийся сможет:
определятьнеобходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей исоставлять алгоритм их выполнения;
обосновыватьи осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных ипознавательных задач;
определять/находить,в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной ипознавательной задачи;
выстраиватьжизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставитьадекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическуюпоследовательность шагов);
выбиратьиз предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решениязадачи/достижения цели;
составлятьплан решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определятьпотенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи инаходить средства для их устранения;
описыватьсвой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решенияпрактических задач определенного класса;
планироватьи корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умениесоотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контрольсвоей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определятьсовместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов икритерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать(в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценкисвоей деятельности;
отбиратьинструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своейдеятельности в рамках предложенных условий и требований;
оцениватьсвою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемогорезультата;
находитьдостаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуациии/или при отсутствии планируемого результата;
работаяпо своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализаизменений ситуации для получения запланированных характеристикпродукта/результата;
устанавливатьсвязь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процессадеятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристикпроцесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умениеоценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еерешения. Обучающийся сможет:
определятькритерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализироватьи обосновывать применение соответствующего инструментария для выполненияучебной задачи;
свободнопользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели иимеющихся средств, различая результат и способы действий;
оцениватьпродукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определеннымкритериям в соответствии с целью деятельности;
обосновыватьдостижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсови доступных внешних ресурсов;
фиксироватьи анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владениеосновами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанноговыбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдатьи анализировать собственную учебную и познавательную деятельность идеятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотноситьреальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности иделать выводы;
приниматьрешение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельноопределять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода изситуации неуспеха;
ретроспективноопределять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этихдействий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрироватьприемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достиженияэффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффектавосстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации(повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные
Умениеопределять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии дляклассификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делатьвыводы.
Обучающийся(категория — одаренные дети) сможет:
подбиратьслова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраиватьлогическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделятьобщий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять ихсходство;
объединятьпредметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,классифицировать и обобщать факты и явления;
выделятьявление из общего ряда других явлений;
определятьобстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, изэтих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данногоявления, выявлять причины и следствия явлений;
строитьрассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений кобщим закономерностям;
строитьрассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общиепризнаки;
излагатьполученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельноуказывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способпроверки достоверности информации;
вербализоватьэмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснятьявления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной иисследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формыпредставления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точкизрения);
выявлятьи называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятныепричины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляяпричинно-следственный анализ;
делатьвывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать выводсобственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умениесоздавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначатьсимволом и знаком предмет и/или явление;
определятьлогические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логическиесвязи с помощью знаков в схеме;
создаватьабстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строитьмодель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создаватьвербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенныххарактеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии сситуацией;
преобразовыватьмодели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводитьсложную по составу (многоаспектную) информацию из графического илиформализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строитьсхему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранееалгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяетсяалгоритм;
строитьдоказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексироватьопыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического,эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной целии/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловоечтение.
Обучающийся (категория — одаренные дети) сможет:
находитьв тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироватьсяв содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливатьвзаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмироватьглавную идею текста;
критическиоценивать содержание и форму текста.
Формированиеи развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся сможет:
определятьсвое отношение к природной среде;
анализироватьвлияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводитьпричинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозироватьизменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другогофактора;
распространятьэкологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающейсреды;
выражатьсвое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10.Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей идругих поисковых систем.
Обучающийся (категория — одаренные дети) сможет:
определятьнеобходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлятьвзаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формироватьмножественную выборку из поисковых источников для объективизации результатовпоиска;
соотноситьполученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные
Умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение иразрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся (категория — одаренные дети) сможет:
определятьвозможные роли в совместной деятельности;
игратьопределенную роль в совместной деятельности;
приниматьпозицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определятьсвои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовалипродуктивной коммуникации;
строитьпозитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректнои аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигатьконтраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентныхзамен);
критическиотноситься к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своегомнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагатьальтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделятьобщую точку зрения в дискуссии;
договариватьсяо правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной передгруппой задачей;
организовыватьучебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,договариваться друг с другом и т. д.);
устранятьв рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятиемсо стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умениеосознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникациидля выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляциисвоей деятельности; владение устной и письменной речью, монологическойконтекстной речью. Обучающийся (категория — одаренные дети) сможет:
определятьзадачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбиратьи использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлятьв устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдатьнормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии скоммуникативной задачей;
высказыватьи обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамкахдиалога;
приниматьрешение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создаватьписьменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимыхречевых средств;
использоватьвербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоковсвоего выступления;
использоватьневербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные подруководством учителя;
делатьоценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершениякоммуникативного контакта и обосновывать его.
Формированиеи развитие компетентности в области использованияинформационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленноискать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных ипрактических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать,строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своихмыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиямикоммуникации;
выделятьинформационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решениязадачи;
использоватькомпьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальныхпрограммно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных икоммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем,сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использоватьинформацию с учетом этических и правовых норм;
создаватьинформационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдатьинформационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные:
Врезультате изучения курса биологии в основной школе 5- 9 классов :
Одаренный ребенок научится
пользоватьсянаучными методами для распознания биологических проблем; давать научноеобъяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их ролив жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами,собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления;ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Одаренный ребенок овладеет системойбиологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями,имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями поистории становления биологии как науки.
Одаренный ребенок освоит общие приемы:оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания иразмножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведениянаблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинетебиологии, с биологическими приборами и инструментами.
Одаренный ребенок приобретет навыкииспользования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов(на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполненииучебных задач.
Одаренный ребенок получит возможность научиться:
осознанноиспользовать знания основных правил поведения в природе и основ здоровогообраза жизни в быту;
выбиратьцелевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению кживой природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироватьсяв системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологическогосодержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации иИнтернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя еесодержание и данные об источнике информации;
создаватьсобственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессахна основе нескольких источников информации, сопровождать выступлениепрезентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Планработы с одарёнными детьми.
№ |
Мероприятие |
Сроки |
1. |
Формирование банка данных учащихся имеющих высокий уровень учебно- познавательной деятельности. |
сентябрь Представленная информация была полезной? ДА 60.19% НЕТ 39.81% Проголосовало: 1251 |
2. |
Выявление одаренных детей. Проведение тест методик, тестов- опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся. |
октябрь |
3. |
Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов. |
в течение года |
4. |
Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах |
ежегодно |
5. |
Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся |
Регулярно |
6.
|
Разработка планов индивидуальной работы с детьми; -проведения занятий с детьми; -отработка форм, методов, приёмов работы; -создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми |
Еженедельно |
8. |
Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2018 -2019уч. год. |
май |
Заданияиспользуемые на уроках биологии
· задания на развитие логического мышления:
|
нахождение общего, частного, промежуточного понятий; Расположение понятий так, чтобы слева располагалось общее понятие, справа частое, а в середине промежуточное. Например, «бактерия — болезнетворная бактерия – палочка Коха» или «растение – розоцветные – роза». 1. Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные. 2. Лесное растение, дуб, дерево. 3. Куриные, птицы, глухарь.
Повышают логическое мышление учащихся биологические ребусы, кроссворды, загадки.
|
· расположение понятий от более частных к более общим;
|
Например, если даны понятия «гусь», «животное», «птица», «домашние птицы», то их следует расположить так: «гусь –птица – домашние птицы – животное». 1. Пресмыкающееся; гадюка; змея; ядовитая змея; позвоночные. 2. Бледная поганка; ядовитый гриб; гриб; пластинчатый гриб. 3. Позвоночные; насекомоядные; выхухоль; млекопитающие. [1, с.38]
|
· нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых;
|
Назовите обобщающее (родовое) понятие к данным видовым. Например, «черешковый – сидячий» (лист) 1. Дерево – кустарник 2. Вены – артерии 3. Корзинка – колос 4. Белок – крахмал 5. Кокки – бациллы.
|
· упражнение «перевод с русского на русский».
|
(Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве паузы между двумя письменными видами учебной работы. Две-три пословицы, «переведенные на язык биологических терминов, потребуют для обратного перевода и образного мышления и анализа смысла отдельных слов, одновременно, развивая чувство юмора). Примеры: 1. Сбился с азимута среди тpex голосеменных. (Заблудился в тpex соснах). 2. На один из органов кровоснабжения не распространяется законы дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь). 3. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит). Пример: шутливая разминка для тренировки межполушарного взаимодействия: Птица-кашевар Сорока Хитрый гриб Лисичка Солнечный макияж Загар Бабочка из шкафа Моль Обувь с ресничками Инфузория туфелька
|
Задание на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определенном порядке словами или действиями.
|
1. Построить логическую цепочку из таких понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм. 2. Вены — артерии; планария – аскарида; коробочка – орех; кокки-бациллы. 3. Отгадать заданное слово в игре «да- нет», задавая вопросы по теме. 4. Вставить слова в текст. 5. Решить задачу биологическую задачу. Например: А). Каждый день у человека образуется и отмирает 2 млрд эритроцитов. Это одна десятитысячная всех эритроцитов. Сколько у человека всего эритроцитов? Б). Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, один человек курил с 15 лет, выкуривая по 10 сигарет ежедневно. Он умер в 55 лет. Сколько бы он еще прожил, если бы не курил. В). При длине тела 3 мм высота прыжка блохи 20 см. На какую высоту мог бы прыгнуть человек, если бы он прыгал также, как и блоха? |
· Задания на развития творческого мышления.
|
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету Пример 1. Тема: «Вода на Земле». Естествознание. (5 класс) Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? ( Дело происходит зимой, за окном снег.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств. Пример 2. Биология. (7 класс) Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые». Сколько цветков посещают пчёлы? В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день. Творческие работы учащихся состоят в создании: · компьютерных презентаций и флипчартов к урокам; · кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад; · викторин. · Для учащихся, имеющих литературный талант — написать стихи, сочинения. Например, “Путешествие по клетке”, “Путешествие капельки воды по зеленому растению”, “Путешествие капельки крови по организму человека”.
|
· Задачи на выявление противоречий.
|
Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней. Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток. Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.
|
· Открытые творческие задачи по биологии:
|
Например: а). Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать? (Лошадь имеет очень острое обоняние. Отфыркиваясь, она очищает свой нос и по запаху может быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает). б). С незапамятных времён люди заметили, что если опустить лягушку в сосуд с молоком, то оно дольше не киснет. Хозяйки так и делали: в летнюю жару в кринки с молоком опускали лягушек. Объяснение было простое: холодная лягушка охлаждает молоко. Но когда провели эксперимент и измерили температуру молока с лягушкой и без неё, то никаких различий не обнаружили. Почему же тогда молоко с лягушкой остаётся долго свежим и не киснет? (Оказалось, что выделения лягушачьей кожи обладают уникальными бактерицидными свойствами) В). По прямой линии идут три черепахи. Первая говорит: “За мной идут две черепахи”. Вторая говорит: “За мной идет одна черепаха”. Третья говорит: “За мной идут две черепахи”. Почему она так говорит? Г). Если курица стоит на одной ноге и весит 2 кг, то, сколько она буде весить, если встанет на две ноги? Д). Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то, сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышь? Е) В скелете змей отсутствует грудина. В связи с чем она была утрачена? Ж) Почему в сильную жару собака высовывает язык? З) Некоторые виды рыб проходят к местам нереста несколько тысяч километров, сильно худеют и после икрометания погибают. Как объяснить это явление?
|
· задания на прогнозирование ситуаций |
Что будет, если вырубить в лесу все деревья? Последствия осушения болот.
|
· биологические диктанты
|
Диктанты первого типа представляют собой ряд предложений, в которых пропущены слова, обозначающие биологические термины, вставить эти слова должны сами учащиеся. К уроку Строение цветка 6 класс |
Цветки многих растений развиваются на тонких стеблях, называемых |
цветоножкой |
|
Все части цветка размещаются на |
цветоложе |
|
Главными частями цветка являются :: |
пестик и тычинка |
|
Тычинка состоит из :: |
тычиночной нити и пыльника |
|
Пестик состоит из ::: |
рыльца, столбика и завязи |
|
Плод развивается из :: |
завязи пестика |
|
Лепестки цветка образуют: |
венчик |
|
Чашечка состоит из |
чашелистиков |
|
Содержание диктантов второго типа составляет ряд вопросов ответы на которые должны дать школьники. К уроку Внутреннее строение стебля 6 класс Какие слои различимы невооруженным глазом на пне спиленного дерева? (кора, древесина, сердцевина). Какое строение имеет древесная кора? (кожица, пробка, лубяные волокна, ситовидные трубки). В какой части стебля располагаются сосуды? (в древесине). Какие вещества передвигаются по сосудам стебля? (вода и минеральные соли). Как называется слой клеток, расположенный между корой и древесиной? (камбий). Какую роль в жизни древесного растения выполняет камбий? (осуществляет рост стебля в толщину). Какую роль в жизни древесного растения выполняет сердцевина стебля? (в ней откладываются в запас питательные вещества). На уроке я зачитываю вопрос, а учащиеся в тетрадях записывают его порядковый номер и краткий ответ. Диктанты такого типа провожу после изучения нового материала на заключительном этапе урока, чтобы выяснить все ли ребята усвоили новый материал на уроке. Диктанты третьего типа содержат перечень признаков и условий обитания двух живых организмов, назвать которые должны учащиеся. К уроку Жгутиковые. Зеленая эвглена. Вольвокс 7 класс 1.Форма тела непостоянная. 2.Обязательно присутствуют хлоропласты. 3.Передвигается с помощью ложноножек. 4.Форма тела постоянная. 5.Питается бактериями, водорослями, простейшими. 6.Питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза. 7.Есть цитоплазма, ядро, сократительная вакуоль. 8.Дышит растворенным в воде кислородом. 9.Избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль. 10.Есть чувствительный к свету глазок. 11.Образует цисту. |
Игровыемоменты на различных этапах урока
Игрыдля начала урока
«Рассказ — небылица»
Тема«Плоские черви».
Ребятампредлагается рассказ с биологическими ошибками. Чтобы исправить их, необходимоизучить данную тему.
«Летонынче было жаркое. Я целыми днями просиживал в пруду.
Подну ползали огромные, до 10 метров, плоские черви желтого цвета. Ониособыми крючками и присосками цеплялись мне за ноги, а однажды один даже заползна грудь и посмотрел на меня добрыми умными глазами. Я очень испугался и, едваоторвав от себя этого червя, бросился на берег. Со страху мне очень захотелосьесть, я схватил булку и быстро проглотил. К вечеру у меня очень сильно заболелживот. Мама сказала, что это от того, что я трогал червя, а потом кушал изаразился бычьим цепнем, а это уже навсегда».
Игрына закрепление и тренировку
«Дурнаяголова ногам покоя не дает»
Дляигры нужен помощник. Им может быть ученик, лучше других усвоивший тему. Имея покомплекту вопросов и ответов, учитель и помощник располагаются друг от друга наопределенном расстоянии.
Классслушает вопрос учителя, любой ученик дает ответ. В случае затруднений вседружно отправляются в дальний уголок школы к помощнику, который сообщает ответна интересующий вопрос, но только в случае выполнения дополнительного задания.Ребята заинтересованы отвечать правильно сразу, чтобы не терять времени, потомучто от количества правильных ответов зависит отметка. Обязательные условия:тишина при передвижении по школе, участие в перемещении всех участников игры.Можно организовать соревнование, тогда понадобится больше помощников икомплектов заданий.
Тема«Соцветия»
1.Как называются ярко окрашенные лепестки цветка?
2.Что является главной частью цветка?
3.Как называется растение, в котором есть мужские и женские цветы?
4.Какое соцветие у ромашки?
5.Какое соцветие у пшеницы?
6.Какое соцветие у клеверов?
7.Какое соцветие у ландыша?
8.Какое соцветие у моркови?
9.Какое соцветие у овса?
10Какое соцветие у кукурузы?
11.Назовите растение с соцветием «колос».
12.Назовите растение с соцветием «сложный колос».
13.Назовите растение с соцветием «сложный зонтик».
14.Назовите растение с соцветием «кисть».
15.Какое соцветие у георгина?
Игракак средство контроля
«Заморочки»
Тема«Разнообразие млекопитающих».
Играющиедостают из мешка или выбирают карточку с номером. Ведущий читает текст подвыбранным номером. Играющие дают ответ.
1)В Японии в XVII-XVIII веках ни одно судно не отправлялось в плавание без рыжейкошки. Зачем?
(Когданачинался шторм, их выбрасывали за борт — приносили жертвы морскимбогам.)
2)Какая была погода в день, когда у ослика Иа-Иа был день рождения?
(Ослычувствуют перемену погоды. Они печально свешивают голову и пребывают в плохомнастроении.)
3)Лучшим ловцом мышей признана пестрая кошка по кличке Таузер. За всю жизнь онапоймала 28899 мышей, т.е. по 3 шт. в день. Будут ли ловить мышей вашипитомцы, если вы их кормите мясом? (Да, сработает рефлекс, охотничий инстинкт.)
4)В 1950 году четырехмесячный котенок из Женевы вслед за группой альпинистоввскарабкался на вершину Альп на высоту 4478 м.
Кружиласьли у котенка голова?
(Нет,потому что у котов четыре точки опоры, а орган равновесия устроен так, чтоцентр тяжести смещается в нужном направлении.)
Игракак домашнее задание
«Сочинялка
Темы:«Разговор деревьев о своем назначении»,
«Собраниепростейших в луже»,
«Клеточныйбазар»,
«Споровощей о витаминах».
Этапыуроков, в которых есть игровые методы, повышают интерес к биологии, развиваютлогику, внимание, память учащихся, а также способствуют закреплению материала.Во время игры учащиеся переключают все внимание на задания, на тему и стараютсяпоказать свои знания.
Использование игровых методов в современной школе также необходимы, как и уроки сиспользованием компьютерных технологий. А если соединить игру с компьютером науроке биологии, то можно добиться наилучших результатов.
Иградает свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес кпроисходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность школьника,развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость, способствуетформированию здорового психологического климата класса …
Работа с одаренными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества,позволяет чувствовать себя свободно в рамках школьной программы, предполагаетсовместную творческую деятельность. Педагог должен быть сам увлечен настолько,чтобы его эмоциональный настрой сам по себе служил мотивацией к деятельности.
Система работы с одарёнными детьми способствует увеличению числа детей синтеллектуальной и творческой одарённостью. Часто про одаренных детей говорят,что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, априменительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия.Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приноситсвои плоды.