X-PDF

Адаптированная рабочая программа по обществознанию

Поделиться статьей

 

1.     Пояснительнаязаписка

Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1) по предмету обществознание это образовательная программа, адаптированная для обученияэтой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающаякоррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) получаютобразование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моментузавершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений повозможностям здоровья, в те же сроки обучения.

Рабочая программа по предмету «Обществознание» разработана всоответствии с нормативно-правовыми документами:

·       Федеральным закономРоссийской Федерации от 29 декабря 2012 г. №  273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;

·       Федеральныйгосударственный образовательный стандарт основного общего образования(утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от«17» декабря 2010 г. № 1897 в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644, от 31 декабря 2015 г.

·       Примерные программы поучебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы.  М., Просвещение, 2017.(Стандарты второго поколения).

·        Программы Обществознание.5- 9 кл. Рабочие программы / Боголюбов (ФГОС) Авторы: Боголюбов Л. Н.,Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. М. «Просвещение» 2020 г.

Также данная программа написана с использованиемнаучных,  научно-методических и методических рекомендаций:

1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе:от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 159 с.

2. Григорьев Д.В. программы внеурочной деятельности. Игра.Досуговое общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В.Григорьев, Б.В. Куприянов. – М., Просвещение, 2017 г. — 96 с.  (Работаем поновым стандартам)

Категорияобучающихся, на которых ориентирована программа (дети с задержкой психическогоразвития) — это дети, имеющие недостатки в психологическом развитии,подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без созданияспециальных условий.

Всеобучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения вусвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательнымиспособностями, специфическими расстройствами психологического развития(школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/илиповедения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степенивыраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленныйтемп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудностипроизвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушенияречевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственнойориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Вариант образовательной программы для обучающегося с ЗПРопределяет психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска на основании егокомплексного психолого-медико-педагогического обследования.

Рабочая программа для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)адресована обучающимся, достигшим уровня психофизического развития близкоговозрастной норме. Но у таких обучающихся часто отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся вусловиях деятельности и организованного поведения, признаки общейсоциально-эмоциональной незрелости. При этом наблюдается устойчивость формадаптивного поведения. У данной категории обучающихся может быть специфическоерасстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а такжевыраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороныдвигательной сферы.

Обязательнойявляется организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся сЗПР.

Кспециальным педагогическим условиям реализации данной программыотносятся:

·       учетособенностей психофизического состояния обучающегося;

·       обучениев процессе деятельности всех видов — игровой, трудовой, предметно-практической,учебной, путем изменения способов подачи информации, особой методикипредъявления учебных заданий;

·       увеличениевремени на выполнение заданий;

·       возможностьорганизации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенкапроявлений утомления, истощения;

·       исключениенегативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих кэмоциональному травмированию ребенка.

 

Даннаяпрограмма предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ОВЗ:

·       стимулирующую(одобрение, эмоциональная поддержка), организующую (привлечение внимания,концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимостисамопроверки), направляющую (повторное разъяснение инструкции к заданию);

·       переконструированиесодержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развитияученика;

·       опора на жизненный опытребёнка;

·       использование наглядных,дидактических материалов;

·       выполнение задания пообразцу;

·       итог выступления учащихсяобсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает наитоговые вопросы, слабым  даётся опорная схема-алгоритм;

·       реконструкция урока сориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесениязаданий;

·       использование припреобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источниковзнаний: опорной  карты- сличения, опорной схемы алгоритма.

 

Изучение программного материала должно обеспечитьне только усвоениеопределенных предметных знаний,умений и навыков, но и формирование у учащихся приемовумственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развитиядетей, испытывающих трудности в процессе обучения.

Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программушироко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, наглядно-иллюстративный материал, а также разнообразные задания графического характера для коррекции мелкой моторикипальцев рук.

К реализациирабочей программы для обучающихся с ЗПР могут бытьпривлечены учителя-логопеды,педагоги-психологи.

Наиболее приемлемыми методами в практическойработе учителя с учащимися, имеющимиЗПР, являются объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно — коммуникационный,игровых технологий; методы контроля,самоконтроля и взаимоконтроля.

Изучение обществознания в 5-  9 классах направлено на достижениеследующих целей:

1. Развитие личности в ответственный периодсоциального взросления человека, ее познавательных интересов, критическогомышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственнойпозиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

2.    Воспитание общероссийской идентичности,гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженностигуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в КонституцииРоссийской Федерации;

3.    Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальныхролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющихуспешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защитыправ человека и гражданина;,

4.    Овладение умениями познавательной, коммуникативной,практической деятельности в основных характерных для подросткового возрастасоциальных ролях.

5.    Формирование опыта применения полученных знаний длярешения типичных задач в области социальных отношений; экономической игражданско — общественной деятельности; межличностных отношений; отношениймежду людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельнойпознавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческомуобразованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курспризван решить следующие задачи:

— создать содержательные и организационно -педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личностиэлементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной,коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

— способствовать усвоению на информационном,практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократическогообщества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного иответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

— помочь сориентироваться в основных этических иправовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития,трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностномусамоопределению;

— содействовать освоению на информационном иэмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособностиличности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик,собственник, потребитель, гражданин);

— обеспечить практическое владение способами полученияадаптированной социальной информации из различных источников, включая анализположения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта,актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

Коррекционныезадачи:

        сохранениеи укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствованияобразовательного процесса;

        созданиеблагоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальныхспособностей обучающихся с ОВЗ;

        формированиецелостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях,навыках и способах деятельности;

        преодолениезатруднений учащихся в учебной деятельности;

•овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

• развитиепотенциала учащихся с ограниченными возможностями;

• созданиесистемы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья восвоении основной образовательной программы;

• индивидуализациюобучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально – типологическиеособенности.

        приобретениеопыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опытапознания и самопознания;

        подготовкак осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной илипрофессиональной траектории.

         коррекциянарушений устной и письменной речи;

        обеспечениеребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждениянегативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышениямотивации к школьному обучению.

 

2.     Общаяхарактеристика учебного предмета «Обществознание»

Отбор содержания курса обществознания производится с учетомпсихологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ,обучающихся по адаптированным  образовательным программам. Упрощенынаиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала иснижены требования к знаниям и умениям учащихся.

 Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированнымобразовательным программам, прежде всего, недостаточная сформированностьмыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционныезадачи, направленные на развитие познавательной активности обучающихся, насоздание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курсапри этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остаетсяпрежней, переработано только их содержание.

Таким образом,  курс обществознания способствует формированиюнравственных черт личности учащихся с ОВЗ. Это приобретает особуюактуальность в условиях нравственной деградации современного российскогообщества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательномпроцессе.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихсяосновного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей странына современном этапе развития.

Адаптированная  образовательная  программа направлена на всестороннее развитие личностивоспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское,эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическуюнаправленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционнойнаправленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся увоспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей иразвивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения,принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности вобучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении ит.д.

 

3. Место учебного  предмета в  учебном планешколы

 Предмет «Обще­ствознание» в основной школе изучается с 5 по 9класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов.Общая недельная нагрузка в каждом году обуче­ния составляет 1 час.

Отличительные особенности программы по сравнению спримерной программой.

Рабочая программа по предмету «Обществознание» неимеет отличительных особенностей по изменению количества часов, изменениюпоследовательности изучения разделов по сравнению с Примерной программой.

4.Ценностныеориентиры содержания учебного предмета «Обществознание»:

Целии задачи изучения обществознания в школе формулируются в виде совокупностиприоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности,проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главнаяцель изучения обществознания в современной школе — образование,  развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификациии определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления историческогоопыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющегознания в учебной и социальной деятельности.  Изучение обществознания в старшейшколе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичныхсоциальных ролей, общей  ориентации в актуальных общественных событиях и процессах. Формирует опыт нравственной и правовой оценки конкретных поступковлюдей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, сознательного неприятия антиобщественногоповедения.

Обществознаниепредставляется очень специфической школьной дисциплиной в российской системеобразования. Курс обществознания призван сформировать у обучающихся ценностныеориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия.  Воспитаниеуважения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении кукреплению исторически сложившегося государственного единства; признанииравноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важностидля общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности застрану перед нынешними и грядущими поколениями.

 

5.  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание»

5-8 класс

          Личностными результатами выпускников основной школы,формируемыми при изучении содержания курса, являются:

                   мотивированность напосильное и созидательное участие в жизни общества;

                   заинтересованность нетолько в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

                   ценностные ориентиры,основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимостиподдержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам исвободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегосягосударственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразныхкультур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущимипоколениями.
         Метапредметные результаты изучения обществознания выпускникамиосновной школы проявляются в:

                   умении сознательноорганизовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели дополучения и оценки результата);

                   умении объяснять явления ипроцессы социальной действительности с научных позиций;

                   рассматривать ихкомплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

                   способности анализироватьреальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и моделиповедения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственныхподросткам;

                   овладении различнымивидами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следованииэтическим нормам и правилам ведения диалога;

                   умении выполнятьпознавательные и практические задания, в том числе с использованием проектнойдеятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1)использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выборверных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме вадаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста втаблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др); выбор знаковых системадекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами:
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности сучётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственногоповедения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических иправовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулированиесвоей точки зрения.


         Предметными результатами освоения выпускниками основной школысодержания программы по обществознанию являются:

·       относительно целостноепредставление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни,механизмах и регуляторах деятельности людей;

·       знание ряда ключевыхпонятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на этипонятия явления социальной действительности:

·       знания, умения иценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшимиподростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

·       умения находить нужнуюсоциальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно еёвоспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия:преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их ссобственными знаниями);

·       давать оценку общественнымявлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальныхценностей;

·       понимание побудительнойроли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуреличности, их значения в жизни человека и развитии общества;

·       знание основныхнравственных и правовых понятий, норм в правил, понимание их роли как решающихрегуляторов общественной жизни: умение применять эти нормы и правила к анализуи оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимостьруководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

·       приверженностьгуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

·       знание особенностей трудакак одного из основных видов деятельности человека, основных требованийтрудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовуюдеятельность несовершеннолетних;

·       понимание значениятрудовой деятельности для личности и для общества;

·       понимание спецификипознания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

·       понимание роли искусства встановлении личности и в жизни общества;

·       знание определяющихпризнаков коммуникативной деятельности в сравнении другими видами деятельности;

·       знание новых возможностейдля коммуникации в современном обществе; умение использовать современныесредства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальнойинформации;

·       понимание языка массовойсоциально-политической коммуникации, позволяющее осознанно восприниматьсоответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочныесуждения;

·       понимание значениякоммуникации в межличностном общении;

·       умение взаимодействовать входе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии,аргументировать собственную точку зрения;

·       знакомство с отдельнымиприёмами и техниками преодоления конфликтов.

 

9  класс

 

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми приизучении содержания курса по обществознанию, являются:

· мотивированность на посильное исозидательное участие в жизни общества;

· заинтересованность не только в личномуспехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

· ценностные ориентиры, основанные на идеяхпатриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержаниягражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшейценности;

стремлении к укреплению историческисложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единстваразнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейныхтрадиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущимипоколениями.

 

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основнойшколы проявляются в: · умении сознательно организовывать свою познавательнуюдеятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

· умении объяснять явления и процессысоциальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно вконтексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

· способности анализировать реальныесоциальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и моделиповедения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственныхподросткам;

· овладении различными видами публичныхвыступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам иправилам ведения диалога;

· умении выполнять познавательные ипрактические задания, в том числе с использованием проектной деятельности науроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементовпричинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей изависимостей;

3) определение сущностных характеристикизучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценкиобъектов;

4) поиск и извлечение нужной информации позаданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковойсистемы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положенийконкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения,черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировкисобственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизниэтических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения кявлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школысодержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

· относительно целостное представление обобществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах ирегуляторах деятельности людей;

· знание ряда ключевых понятий об основныхсоциальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности сопорой на эти понятия;

· знания, умения и ценностные установки,необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основныхсоциальных ролей в пределах своей дееспособности;

· умения находить нужную социальную информациюв педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяяосновные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии срешаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизироватьимеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценкуобщественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществесоциальных ценностей;

· понимание побудительной роли мотивов вдеятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, ихзначения в жизни человека и развитии общества;

· знание основных нравственных и правовыхпонятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественнойжизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальныхсоциальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормамии правилами в собственной повседневной жизни;

· приверженность гуманистическим идемократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

трудовой

· знание особенностей труда как одного изосновных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики всовременном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельностьнесовершеннолетних;

· понимание значения трудовой деятельности дляличности и для общества;

эстетической

· понимание специфики познания мира средствамиискусства в соотнесении с другими способами познания;

· понимание роли искусства в становленииличности и в жизни общества;

коммуникативной

· знание определяющих признаковкоммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

· знание новых возможностей для коммуникации всовременном обществе; умение использовать современные средства связи икоммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

· понимание языка массовойсоциально-политической коммуникации, позволяющее осознанно восприниматьсоответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочныесуждения;

· понимание значения коммуникации вмежличностном общении;

· умение взаимодействовать в ходе выполнениягрупповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументироватьсобственную точку зрения;

· знакомство с отдельными приёмами и техникамипреодоления конфликтов.

 

6. Содержание учебного предмета

 

5 класс (34 часа)

Тема 1. «Человек»(6 ч)

Введение. Загадка человека.Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность –биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность. Отрочество– особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний.Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приноситпользу. Нужны ли сегодня рыцари. Учимся общаться. Практикум.

Тема 2. «Семья» (7ч)  

Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья игосударство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Какхозяйствовать по правилам. Учимся помогать вести семейное хозяйство. Свободноевремя. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободноевремя и телевизор. Своими руками. Что такое хобби. Практикум

Тема 3. «Школа» (7 ч)

Образование в жизни человека. Школьное образование. Очем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться. Образование исамообразование. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека.Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Учимсядружить жить в классе. Практикум.

Тема 4. «Труд» (5 ч)

Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Какоценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Учимся трудиться иуважать труд. Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник.Творчество в искусстве. Учимся творчеству. Практикум.

Тема 5. «Родина» (9 ч)

         Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык –государственный. За что мы любим свою страну. Государственные символы  России.Герб России. Флаг. Гимн. Гражданин России.. Гражданин. Права и обязанности гражданРоссии. Моя хата с краю? Учимся быть достойными гражданами. Мы –многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – одиннарод. Многонациональная культура России. Что такое национальность. Учимсяуважать людей любой национальности.

6 класс (34 часа)

 

 Введение 1час

Тема1.Человек в социальном измерении. (11 часов)

Личность.Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильнойличности.

Познаниечеловеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельностьчеловека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связьмежду деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условиеуспешной деятельности.

Потребностичеловека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характерпотребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Привычкак труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Человек– личность. Учимся узнавать и оценивать себя. Учимся правильно организовыватьсвою деятельность. Учимся размышлять.

 

Тема 2. Человек среди людей (10 часов)

Человеки ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств вотношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность,лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Социальныегруппы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные инеформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение– форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения.Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Яи мои знакомые, приятели, товарищи, друзья. Я и группы, в которые я вхожу. Какполучить удовольствие от общения. Как победить обиду.

Тема 3.Нравственные основы жизни (10 часов)

Человек славендобрыми делами. Доброе – значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали.Учимся делать добро.

Смелость.Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага.Противодействие злу.

Человечность.Гуманизм – уважение к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Гуманизми человечность вокруг нас. Они победили страх. Спешите делать добро.

Итоговоеповторение 2 часа

7 класс (34 часа)

Введение 1 час.

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе.(14 ч). 

   Социальные нормы.Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правилаэтикета и хорошие манеры.

   Права и свободычеловека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанностигражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статусанесовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека игражданина.

   Понятиеправоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридическойответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок вобществе. Закон и справедливость.

   Защита отечества.Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки кисполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

   Дисциплина –необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная испециальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

   Ответственность занарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек.Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственностьнесовершеннолетних.

   Защитаправопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы.Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти играждан.

Тема 2. Человек вэкономических отношениях (14 часов).

Экономика и еёосновные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферыэкономики; производство, потребление, обмен.

Золотые рукиработника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата.Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство,затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса.Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерскоехозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля,реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция.Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы.Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи.Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан.Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия:экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночнаяэкономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение.экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговаясистема, функции денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек иприрода (4 часа).

Воздействие человекана природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемыебогатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественноезагрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы.Биосфера.

Охранять природу –значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер.Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой.Сотрудничество с природой

Закон на стражеприроды. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством.Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы.Участие граждан в защите природы.

Основные понятия:природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Итоговый модуль (1час). Личностный опыт –социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

8 класс (34 часа)

Введение(1час)
Тема 1. Личность и общество (7 часов)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненныеценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферыобщественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальныеизменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденцииразвития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личностии общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль.Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг исовесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественныйи долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор.Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение.Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества.Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывностьобразования. Самообразование.Наука, её значение в жизни современного общества.Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований всовременном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организациии объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Социальная сфера (5 часов)

Социальная структура общества. Социальная мобильность.Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальныйконфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразиесоциальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе.Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение кисторическому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей вмногонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизмадля человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Тема 4. Экономика (12 часов)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов иэкономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость(цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для когопроизводить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Собственность.Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок.Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночноеравновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделениетруда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, её основныеорганизационно – правовые формы. Малое предпринимательство и фермерскоехозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функциигосударства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение.Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальнойподдержки населения.Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги,предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги,предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические исоциальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменныекурсы валют. Внешнеторговая политика.

Итоговое повторение (1 час)

 

9 класс (34 часа)

Введение(1час)
Раздел 1. Политика (11 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направленияполитики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренниеи внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократическиеценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условиястановления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Путиформирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах.Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы вРФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­веннойжизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическуюжизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

 

Раздел 2. Право(20 часа)

Право, его роль вжизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права.Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъектыправа. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений.Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ.Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративноеустройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органовгосударственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рацияправ человека — идеал права. Воздействие между­народных документов по правамчеловека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии.Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмыреализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности.Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовойстатус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чениябрака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ноеправонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятиепреступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственностьнесовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженныхконфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защитагражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовоерегулирование отношений в сфере образования.

Итоговое повторение (2 часа)

 

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся попредмету «Обществознание»

 

Нормы оценки знаний, умений, навыков в 5-8классах:

·       Оценка «5» — материал усвоен в полном объеме; изложениелогично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны исвязаны с явлениями окружающей жизни;

·       Оценка «4» — в усвоении материала незначительныепробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умениянедостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;

·       Оценка «3» — в усвоении материала имеются пробелы, онизлагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы;выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;

·       Оценка «2»- основное содержание материала не усвоено,выводов и обобщений нет;

·       Оценка «1» — материал не усвоен, ответ по существу отсутствует.

 

 Критерии оценок знаний, умений и навыков учащегосяпри ответе на вопросы на итоговой аттестации в 9 классе

 

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

·       дает правильный, полный,глубокий ответ на поставленные вопросы;

·       имеет развитию речь ихорошо владеет  терминологией по предмету;

·       умеет делать выводы,опираясь на основные факты;

·       способен задаватьразъясняющие вопросы, понимать противоречие между идеями.

 

               Оценка «4»:

·       дает правильный ответ, нодопускает неточности;

·       имеет развитую речь, нотерминологией владеет слабо;

·       умеет делать выводы, но неопирается на факты;

·       не все вопросы удачны; невсе противоречия выделяются.

 

Оценка «3»:

·       допускает 1–2 ошибки;

·       речь не развита, невладеет терминологией по предмету;

·       упускает важные факты имногие выводы делает неправильно;

·       вопросы задает неудачноили только с помощью учителя; противоречия не выделяет.

Оценка «2»:

·       обнаруживает поверхностныеи слабые знания, допускает грубые ошибки;

·       речь не развита,терминологией не владеет;

·       не может приводить исопоставлять факты соответствующие рассматриваемой проблеме, не умеет выделятьключевые проблемы;

·       не способен задать вопросыдаже с помощью учителя; не понимает противоречий.

 

7. Тематическоепланирование.

№ п/п

Наименование

разделов,  тем

Количество часов

 

Обществознание 5 класс

 

1

Раздел 1. Человек

6

2

Раздел 2. Семья

7

3

Раздел 3. Школа

7

4

Раздел 4. Труд

5

5

Раздел 5. Родина

9

Итого: 34

 

 

Обществознание 6 класс

 

1

Введение

1

2

Раздел 1. Человек в социальном измерении

11

3

Раздел 2. Человек среди людей 

10

4

Раздел 3. Нравственные основы жизни

10

5

Итоговое повторение и обобщение

2

  Итого: 34

 

 

Обществознание 7 класс

 

1

Введение

1

2

Регулирование поведения людей в обществе

14

3

Человек в экономических отношениях

14

4

Человек и природа 

4

5

Итоговое повторение и обобщение

1

Итого: 34

 

 

Обществознание 8 класс

 

1

Введение

1

2

Личность и общество    

7

3

Сфера духовной жизни

8

4

Социальная сфера

5

5

Экономика

12

6

Итоговое повторение и обобщение

1

 Итого: 34

 

 

Обществознание 9 класс

 

1

Введение

1

2

Политика 

11

3

Право 

20

4

Повторение по курсу «Обществознание»

за 5-9 класс

2

 

Всего: 34

 

 

8. Описание учебно-методического и материально-техническогообеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

1.

Основная литература:

1. «Обществознание. 5 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2016. – 127с.

2. «Обществознание. 6 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015. – 112с.

3. «Обществознание. 7 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2017. – 159с.

4. «Обществознание. 8 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2017. – 223с.

5. «Обществознание. 9 класс. ФГОС». Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение,2017. – 223с.

6. Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015. – 111с.

7. Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015. – 127с.

8. Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015. – 157с.

9. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение,2015. – 177с.

10. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Поурочные разработки к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение,2015. – 123с.

Могут быть использованы рабочие тетради:

10. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 5 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2015. – 64с.

11. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 6 класс. ФГОС» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение. 2015. – 64с.

12. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 7 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2015. – 112с.

13. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 8 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение, 2015. – 112с.

14. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 9 класс. ФГОС» под редакцией Виноградовой, Н.И. Городецкой, Л.Н. Боголюбова, М.: Просвещение,2015. – 112с.

 

 

 

 

Дополнительная литература:

1.Агафонов С.В. Схемы по обществознанию – М.: ООО «ТИД» «Русское слово». 2017 г.

2.Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2.Баранов П.А. Обществознание: Материалы для подготовки к ОГЭ  М.: АСТ: Астрель , 2017 г.

3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2015

4. Клименко А.В. Румынина В.В. Обществознание. Учебное пособие для школьников старших классов. М.: Дрофа, 2017.

5. Махоткин А.В., Махоткина Н.В Обществознание в таблицах и схемах. 2017г.

6. Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание  — М.: ВАКО. 2018.  – 112  с.

7. Сазонова Т.Г. Обществознание в схемах и таблицах. СПб, 2018.

8. Чернышова О.А. Обществознание. Подготовка к

ОГЭ. – Ростов н/Д: Легион, 2018. – 352с.

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
60.81%
НЕТ
39.19%
Проголосовало: 1337

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

 

 

 

 

 

 

2

Раздаточный материал – Конституция РФ

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

3

Универсальный портативный компьютер и интерактивная доска

Используется учителем

4

Электронный вариант пособия Обществознание в таблицах и схемах/ Махоткин А.В., Махоткина Н.В.

Используется в соответствии с планированием

5

Учебное  электронное  пособие «Обществознание. Практикум» 8- 11 классы/ Под редакцией Н. Боголюбова

Используется в соответствии с планированием

7

Учебное электронное издание «Обществознание»

Используется в соответствии с планированием

8

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена (http://www.fipi.ru)

 

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

9

Русский образовательный портал (http://www.gov.ed.ru )

 

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

10

Президент России — гражданам школьного возраста.    (http://www.uznay-prezidenta.ru)

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно- измерительный материал по обществознаниюдля учащихся с ОВЗ

(вариант 7.1)

 

Проверочный тест. Вариант I.

1.     Социальная норма – это:

а) поведение людей вобществе;

 б) общественное правило;

в) общественное мнение;

г) личное мнение.

2.     Выберите примеры, которыеотносятся к этикету:

 а) во время спектакля мужчинагромко разговаривал по мобильному телефону;

б) девочка помогла  пожилойженщине перейти дорогу;

в) ученик поздоровался сучителем; г) мальчик перебежал дорогу на красный сигнал светофора;

д) перед обедом Танятщательно помыла руки;

е) в ночное время у соседейгромко играла музыка;

ж) в государстве был принятзакон о борьбе с наркоманией.

3.     Выберите примеры, которыеотносятся  к обычаям:

а) Маша и Игорь вместе спапой накануне Нового года нарядили елку;

 б) мужчина в трамвае уступилместо инвалиду;

в) выпускники школы каждыйгод собираются на вечер встречи;

г) Олег заступился за своюодноклассницу, когда ей объявили бойкот;

д) по Конституции каждыйгражданин имеет право на отдых;

е) Юля навестила заболевшую подругу после уроков;

ж) по вечерам в семьеЗахаровых принято играть в шахматы.

4.     Общеобязательные правилаповедения людей, установленные и охраняемые государством – это: а) нормыморали; б) обычай; в) этикет; г) нормы права; д) табу.

Проверочный тест. Вариант II.

1.     К социальным нормамотносятся:

а) нормы права; б) обычаи; в)традиции; г) нормы морали; д) табу; е) этикет;

ж) все перечисленное выше.

2.     Выберите примеры, которыеотносятся к нормам права:

а) во время спектакля мужчинагромко разговаривал по мобильному телефону;

 б) девочка помогла  пожилойженщине перейти дорогу;

в) ученик поздоровался сучителем;

г) мальчик перебежал дорогуна красный сигнал светофора;

 д) перед обедом Танятщательно помыла руки;

е) в ночное время у соседейгромко играла музыка;

ж) в государстве был принятзакон о борьбе с наркоманией.

3.     Выберите примеры, которыеотносятся  к нормам морали:

 а) Маша и Игорь вместе с папойнакануне Нового года нарядили елку;

 б) мужчина в трамвае уступилместо инвалиду;

в) выпускники школы каждыйгод собираются на вечер встречи;

 г) Олег заступился за своюодноклассницу, когда ей объявили бойкот;

 д) по Конституции каждыйгражданин имеет право на отдых;

 е) Юля навестила заболевшую подругу после уроков;

ж) по вечерам в семьеЗахаровых принято играть в шахматы.

4.      Система представлений людейо добре и зле, справедливости и несправедливости — это : а) нормы морали; б)обычай; в) этикет; г) нормы права; д) табу.

Практикум№1

        Определите,  с какими видами социальных норм связаныследующие события:

1.     Группа учащихся отправилась в туристический поход.

 

2.     В школе №1 каждые пять лет проходит вечер встречи выпускников.

 

3.     В городе прошла крупная акция протеста: «Нет, наркотикам!»

 

4.     Государственная  Дума  приняла новый закон об образовании.

 

5.     Для ветеранов Великой Отечественной войны был организован благотворительный концерт.

 

6.     В Международный день 8 марта мужчины дарят женщинам цветы.

 

7.     Все больше раздается голосов против войны как средства решения проблем.

 

8.     Во время премьеры  нового спектакля собралось большое количество зрителей.

 

9.     Президент РФ подписал указ о мерах поддержки молодой семьи.

 

10. Василий Петрович  очень сильно  переживал за своего соседа, у которого случился инфаркт.

 

 

Практикум№2

Определите, в каких случаях былинарушены нормы морали, а в каких нормы права:

 

1.     Гражданин В.  перешел  улицу на красный сигнал светофора.

 

2.     Петр сказал обидные слова своему другу.

 

3.     Маша отказалась помочь маме в уборке квартиры.

 

4.     Гражданин П. прогулял без уважительной причины рабочий день.

 

5.     Максим посмеялся над пожилым человеком.

 

6.     Группа подростков  шумела  на улице в ночное время.

 

7.     Гражданин Д. выбросил из окна на улицу мусор.

 

8.     Денис  поломал качели  на детской площадке.

 

9.     Лена обманула  старшую сестру.

 

10. Миша не вернул однокласснику  книгу.

 

 

Проверочный тест

Вариант 1.

1.     Самое маленькое государство вмире:

А) Люксембург;

Б) Монако:

В) Ватикан;

Г) Израиль.

               2.Какое из древнейших государств  не существует в  настоящее время:

                     А) Греция;

                     Б) Китай;

                     В) Египет:

                     Г) Римская империя.

                 3.Что означает государственный суверенитет:

                     А) независимая  политика  государства;

                     Б) отсутствие  самостоятельности;

                     В) обсуждение общих проблем;

                     Г) участие народа в политической жизни.

                 4. Определите, какие мероприятия относятся к внутренней политике:

                     А) реформа образования;

                     Б) заключение торгового договора между странами;

                     В) война;

                     Г) обеспечение правил дорожного движения;

  Д) принятие закона о выборах;

  Е) установление дипломатических отношений;

  Ж)  расширение военного присутствия в соседнем государстве.

                  5. Способ организации государственной власти называется:

                      А) государственным устройством;

                      Б) политическим режимом;

                      В) формой правления;

                      Г) суверенитетом.

                  6.  Правление, при котором  власть передается по наследству,  называется:

                      А) республикой;

                      Б) монархией;

                      В) демократией;

                      Г) олигархией.

                    7.По своему территориальному устройству современная Россия является:

                      А) унитарным государством;

                      Б) конфедерацией;

                      В) федерацией;

                      Г) республикой.

                  8. Какие  признаки относятся к  недемократическому режиму:

                       А)отсутствие  у граждан политических прав;

                      Б) разделение власти на три ветви;

                      В)  диктаторские методы руководства;

                      Г) свобода средств  массовой информации;

                      Д)выборность и сменяемость органов власти и главы государства.

     9. К субъектам РФотносятся:

        А) штат Аляска;

        Б) Москва;

        В) Ленинградская область;

        Г) республика Дагестан;

        Д) государство Эстония; 

        Е) Краснодарский край.

     10. Исполнительнуювласть в  РФ осуществляют:

       А) президент; Б) суды; В)правительство; Г) премьер-министр.

 

Проверочный тест

                                                             Вариант 2.

1.Самое большоегосударство в мире:

            А) США;

             Б)Австралия;

             В)Канада;

             Г)Россия.

2. Какое изсовременных государств возникло  ещё  до н.э.

               А)Россия;

                Б)США;

                В)Египет;

                 Г)Франция.

   3. Что такоереферендум?

              А)участие народа в политической жизни;

              Б)всеобщее голосование по важнейшим вопросам;

              В)организация выборов;

              Г)распределение власти в стране.

    4. Определите, какие мероприятия  относятся к внешней политике:

             А)реформа образования;

              Б)заключение торгового договора между странами;

              В)война;

              Г)обеспечение правил дорожного движения;

              Д)принятие закона о выборах;

              Е)установление дипломатических отношений;

              Ж) расширение военного присутствия в соседнем государстве.

 5. Система методов и способов осуществления государственной власти называется:

              А)государственным устройством;

              Б)политическим режимом;

              В)формой правления;

              Г)суверенитетом.

   6. Правление,при котором власть выбирается на  определённый срок, называется:

             А)республикой;

             Б)монархией;

             В)демократией;

              Г)олигархией.

  7. По формеправления современная Россия является:

           А)унитарным государством;

            Б)конфедерацией;

            В)монархией;

            Г)республикой.

     8. Какие признаки относятся к  демократическому режиму:

             А)отсутствие  у граждан политических прав;

             Б)разделение власти на три ветви;

             В) диктаторские методы руководства;

             Г)свобода средств  массовой информации;

             Д)выборность и сменяемость органов власти и главы государства.

      9. Ксубъектам РФ  не относятся:

               А) штат Аляска;

  Б) Москва;

  В) Ленинградская область;

  Г) республика Дагестан;

  Д) государство Эстония; 

  Е) Краснодарский край.

       10.Законодательную власть в РФ осуществляет:

  А) премьер-министр; Б) президент;В) суды; Г) Федеральное Собрание.

 

Проверочнаяработа

1.Вставьте пропущенные фразы:

Люди в группахдействуют(как?)__________________________ . Между ними существует (что?)___________________________________ .  Чтобы действовать упорядоченно ислаженно, членам группы необходимо (что сделать?)_______________________________________________ .

2.Определите мотивы группового поведения:

А) Подростки предпочитают  носить  одежду спортивного  стиля ______

Б) Работникифермерского хозяйства собрали хороший урожай овощей_______

В) Группа  опытных скалолазов  вместе с «новичками»  успешно  преодолела горный хребет________

Г) Битва за Москву в1941-1942гг. ________

Д) Строители торгово-развлекательного комплекса  в короткий срок пытались исправитьпогрешности в своей работе________

Варианты ответов: 1) следование традициям; 2) чувствовзаимной ответственности; 3) страх наказания; 4) необходимость удовлетворенияпотребностей; 5) эмоциональное состояние.

3. Установите соответствиемежду видами  объединений людей и примерами таких объединений.

Вид объединений людей

Примеры

А) Толпа

Б) Группа

1) Зрители театрального спектакля

2) Фанаты рок-группы

3) Участники восстания

4) Организаторы революции

5) Футбольные болельщики

6) Уличные зеваки

7) Посетители кинолектория

 

Задание. Заполните таблицу.

Примеры конфликтов

Виды конфликтов

А) Ученики не согласны с учителем, сорвали урок

 

 

Б) Два одноклассника поссорились из-за того, что один не дал другому списать домашнее задание

 

В) Приятели поспорили о том, какая команда выиграет в соревнованиях

 

Г) Человек из бедной семьи ненавидит богачей

 

 

Д) Человек осуждает себя за ту лень, которая мешает ему  достичь  успеха

 

Е) Люди одной национальности ненавидят  представителей  другой

 

Ж) Жильцы дома устроили митинг против строительства  автопарковки в их дворе

 

 

Для справки: 1. Внутриличностный конфликт Межличностныйконфликт; 3. Конфликт принадлежности Межгрупповой конфликт Конфликт с окружающей средой.

Практикум

1.     Заполните схему.

Ветви

 

 

 

 

 

 

 

 


2.        Вставьте пропущенныеслова в текст:

Органом  надзора в РФ  является      ________________________.   ПрезидентРФ является  ______________ государства  и  не  относится   к__________________ власти.  К  исполнительной власти  относится __________________________________, которое  возглавляет________________________________________ . Российский парламент, которыйпринимает _____________________, называется_____________________________________________________  и  состоит  из двухпалат. Верхняя палата – это _______________________________________, а нижняяпалата — __________________________________________. Суды  образуют_____________________

власть.   В  состав     РФ входит _______  субъектов. Из которых республик — ________, 46 — ________________________, краёв — _____,автономных округа -_______, автономная область — _____, три________________       федерального значения:  Москва,________________________________ и __________________________ .   

 

3.     Установите соответствие междуветвями власти и органами власти субъектов РФ  

Ветвь власти

Орган власти субъекта РФ

А) Исполнительная

Б) Законодательная

1) Администрация края

2) Губернатор

3)Мэр

4) Областная дума

5) Краевая дума

6) Законодательное собрание

7) Правительство города

 

4.      Заполните таблицу:

Партия современной  России

Фамилия лидера партии

Единая Россия

 

 

 

 

Геннадий Зюганов

 

ЛДПР

 

 

 

Сергей Миронов

 

5.     Установите соответствие:

Вид политических объединений граждан

Пример

А) Партия

Б) Движение

1) Единая Россия

2) Зелёные

3) Справедливая Россия

4) Скинхеды

5) ЛДПР

 

Проверочная работа по теме «Как мы переходим в другиегруппы»

 

1.     Запишите определение понятия.

Социальная мобильность это______________________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________

2.     Заполните пустые графытаблицы, указав  социальные лифты, которые помогут добиться определённогоположения в обществе.

Положение в обществе

Социальный лифт

Чемпион по боксу

 

Победитель олимпиады по обществознанию

 

Студент вуза

 

Владелец квартиры

 

 

3.     Установите соответствие междуперсонажем и социальной мобильностью.

Персонаж

Социальный лифт

А) Настенька (из сказки «Аленький цветочек»)

Б) Золушка

В) Д´ Артаньян

Г) М.В.Ломоносов

Д) А.В.Суворов

Е) Крошечка-Хаврошечка

1) брак

2)труд

3)образование

4) особенности характера

5)счастливый случай

 

 

4.     Заполните пропуски в схеме и  впишите  номера  примеров  из  приведённого списка.

Примеры:

1.     Учитель стал директором школы.

2.     Рабочий стал мастером.

3.     Вася переехал из деревни вгород.

4.     Ивановы уехали жить наУкраину.

5.     Чиновник-взяточник посажен втюрьму.

6.     Слесарь Иванов был уволен.

7.     Катя вышла замуж и переехала жить  в  квартиру  родителей  мужа.

8.     Молодой врач  Петров получилпрестижную работу в Москве.

9.     Зоя  Ивановна по состояниюздоровья  с  должности  старшего  контролёра  ушла на пенсию.

 

Виды 

 

 

 

 

 

 


Проверочный  тест

1.     Положение человека вобществе, определяющее его характер взаимоотношений  с другими  людьми,называется:

1)    ролью;  2) статусом;  3)темпераментом;  4) характером.

2.     Сидоров  Вася определил следующие свои статусы: «Школьник, сын, спортсмен, брат, силач, хорошист, участник школьной  олимпиады». Найдите ошибку.

3.     Как можно определить  статус осуждённого за преступление? Выберите один из вариантов ответа.

1)    предписанный;  2) низкий;  3)высокий;  4)  главный.

4.     Какие из перечисленныхстатусов можно отнести  к предписанным? Выберите несколько вариантов ответа.

1)    студент;  2) англичанин;  3) священник;  4)  царь;  5) мужчина.

5.     Какие из перечисленныхстатусов можно отнести к достигаемым? Выберите несколько вариантов ответа.

1)     мать;    2) жена;    3) бабушка;    4)  дочь;   5) внучка.

 

1.     Расположите общества впорядке убывания:

1)    Общество собаководов;

2)    Человечество;

3)    Российское общество;

4)    Общество жителей города.

_______________

2.     Какое из понятий обозначаетболее крупное общество:

1)    первобытное общество;

2)    общество охотников.

_______________

3.     Какое из понятий обозначаетболее крупное общество:

1) школьный класс;

2) современное общество.

                                   _______________

 

4.     Какие науки изучают общество?

1)    Социальные;

2)    Естественные;

3)    Технические.

________________

5.     Какие науки относятся к социальным:

1)    Экономика;

2)    Социология;

3)    Биология;

4)    Политология;

5)    Физика.

                                    ________________

 

Системаоценивания. 

При проверкезаданий правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный в 0 баллов.

100-80%-отметка «5»

60-80%- отметка «4»

40-60%- отметка «3»

0-40%- отметка «2»

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.81%
НЕТ
39.19%
Проголосовало: 1337

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.81% НЕТ 39.19% Проголосовало: 1337


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет