Согласовано: Утверждаю
Зам.директора поВР Директор ОГКОУ «Школа № 11
ОГКОУ «Школа№11» г. Димитровграда
г.Димитровграда
__________________Е.М.Кованова ____ _ С.Г.Скопцова
Адаптивнаярабочая программа по внеурочной деятельности
«Сделайсам» 4в-5в класс
На2022-2023 уч год.
Учитель Можайская О.А.
Содержание:
1. Пояснительнаязаписка
2. Планируемыерезультаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
3. Содержаниепрограммы.
4. Календарно-тематическоепланирование
5. Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение
Пояснительная записка.
Программавнеурочной деятельности «Сделай сам» для обучающихся,воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям вариант 2составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»; — Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года; — Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядкаорганизации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;
-Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организациии осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
— Методические рекомендации по проектированию дополнительныхобщеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015года; — СП 2.4.3648-20Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,отдыха и оздоровления детей и молодежи;
— Устав Областного государственногоказенного общеобразовательного учреждения «Школа для детей с ограниченнымивозможностями здоровья № 11» города Димитровграда Ульяновской области»;
— Примернаяадаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решениемфедерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №4/15 от 22 декабря 2015 г.)
— Адаптированнаяосновная общеобразовательная программа ОГКОУ «Школа № 11» для обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2022-2023 учебныйгод;
-Учебный план ОГКОУ «Школа №11» на 2022 — 2023 учебныйгод;
— Годовойкалендарный учебный график школы на 2022 — 2023 учебный год.
Цели программы: созданиеразвивающей, воспитывающей образовательной среды, позволяющей удовлетворитьинтересы, склонности и творческие запросы умственно отсталых обучающихся, обеспечивающейактивизацию социальных, познавательных интересов в свободное время,формирование социально адаптированной личности.
Основныезадачи курса:
1. Знакомствос основами знаний в области используемых материалов, в области формообразования,цветоведения.
2. Совершенствоватьумения и формировать навыки работы с инструментами, приспособлениями и Лего –конструктором.
3. Развитиесенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения и восприятия, образного мышления.
4. Развитие эмоционально-волевойсферы, воспитание воли и характера.
5. Овладениеопытом практической деятельности по созданию личностно-значимых объектов.
6. Воспитаниеуважения к труду, людям и результатам их труда.
Актуальность программы.
Умственнаяотсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникаютвследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза.Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступаетнедоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности,которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования исоциальной адаптации. В структуре психики данного ребенка в первую очередьотмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательнойактивности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, ихслабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают нетолько высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторыхслучаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процессмышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Программа«Сделай сам» дает возможность умственно отсталому ребенку в процессетворческой работы закрепить и расширить знания, полученные на уроках ручноготруда, изобразительного искусства и математики. Программа отвечаетпсихофизическим и возрастным возможностям умственно отсталых обучающихся. Онапредусматривает наглядно-действенный характер содержания образования;специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуациивзаимодействия с действительностью; стимуляцию познавательной активности,формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.Содержание программы позволяет умственно отсталому ребенку взаимодействовать сдругими детьми, рассматривать их работы, участвовать в оценивании и обсуждении,получать информацию из разных источников. Большое внимание уделяется творческимзаданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая ипознавательная активность.
Новизнапрограммы заключается в использовании при еереализации образовательного конструктора LEGO, какинструмента для обучения, развития и воспитания, что значительно повышаетэффективность реализации программы. Созданные постройки из Лего используютсякак модели, используются в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям сотклонениями в развитии: они создают условия для развития речи, творчества иблагоприятно влияют на эмоциональную сферу. Лего-элементы используются вдидактических играх и упражнениях (“Чудесный мешочек”, “Запомни и повтори”), направленныхна коррекцию памяти и мышления, на развитие тактильного восприятия и речи.
Представленная в программе системаработы позволяет осуществить в процесс образования умственно отсталых детейновые технологии, нестандартные формы внеурочной деятельности, развить высшиепсихические функции, повысить учебную мотивацию умственно отсталых обучающихся,воспитать социально адаптированного школьника.
Срок реализации программы
Программа рассчитанана 102 часа с учетом проведения занятий 3 раз в неделю. В конце годапроводится диагностирование в виде наблюдения, анкетирования, беседы.
Особенности реализациипрограммы.
Основной формой работы являются учебные занятия. Назанятиях предусматриваются следующие формы организации учебнойдеятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективное творчество.Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельностьобучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотромиллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложениеучебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, котораянеизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания
В программу включены следующие направления декоративно – прикладного творчества: лепка, оригами, аппликации, работас лего-конструктором. Заданияпостроены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различныетемы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Этопозволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–педагогических, физических особенностей умственно отсталых детей младшегошкольного возраста. Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точностиисполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяетсятехнике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразятдеятельность и повышают интерес детей.
Во время занятий у ребенка происходитстановление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На каждом занятии проводится коллективноеобсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможностьдать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий. Ребенокна занятиях сам оценивает своиуспехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнятьпредлагаемые задания. Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка:учат вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику.
Для формирования интереса кдеятельности используются различные формы занятия:
— занятие – практика,
— занятие – праздник,
— интегрированное занятие,
— занятие – конкурс,
— выставка поделок.
Использование компьютерных имультимедийных технологий повысит эффект реализации программы.
Итоги разделов имеют выход в видевыставки творческих работ обучающихся, которая является наиболее зрелищным иплодотворным фактором при оценке достижения результатов реализации программы.Сравнивая свои работы с другими у обучающихся формируется умение видетьпреимущества и ошибки, вырабатывается навык анализа для дальнейшей реализации вдеятельности.
2.Планируемыерезультаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Освоениедетьми программы внеурочной деятельности «Сделай сам» направлено надостижение комплекса результатов в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта. Программаобеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,метапредметных и предметных результатов.
Личностныерезультаты
— основысоциально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду ирезультатам труда,
— осознаниесебя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, какчлена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социальногоокружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей исоциальных ролей;
— положительноеотношение к окружающей действительности, готовность к организациивзаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
— целостный,социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальнойчастей;
— самостоятельностьв выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
— пониманиеличной ответственности за свои поступки на основе представлений об этическихнормах и правилах поведения в современном обществе;
— готовностьк безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Метапредметнымирезультатамиизучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
— умениепроговаривать последовательность действий;
— умениесовместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности товарищей;
— умениеработать по предложенному учителем плану;
— навыкамработы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредствомразличных технологий;
— организующиеумения в труде: вовремя приходить на занятие, организованно входить вмастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать нанем материалы и инструменты, убирать их по окончанию работы, знать и выполнятьправила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиеническиетребования,
— умениесоотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
— умениесамостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритмего выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельнооценивать.
Познавательные УД
— умениеориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного спомощью учителя;
— умениедобывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненныйопыт и информацию, полученную от учителя;
— умениеперерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
— умениеанализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты,явления;
Коммуникативные УД
— умениеосуществлять совместную продуктивную деятельность;
— умениеучаствовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг сдругом.
— умениесотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строитьсвое общение со сверстниками и взрослыми
— умениезадавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности исотрудничества с партнером;
— умениеслушать и понимать речь других;
— умениесовместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, в классе иследовать им.
Предметными результатами изучения курсаявляются следующие знания и умения:
Знания |
Умения |
Допустимый уровень |
|
— пластилин, виды пластилина, его свойства и применение, — материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином, разнообразие техники работ с пластилином; — виды бумаги, ее свойства и применение, материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой, разнообразие техник работ с бумагой; — детали строительного конструктора, варианты их скреплений, классификацию деталей
|
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, — выделять существенные признаки предметов, — обобщать, делать несложные выводы, — классифицировать явления, предметы, — определять последовательность выполнения операций, — давать определения тем или иным понятиям
|
Минимальный уровень |
|
— пластилин, виды пластилина, его свойства и применение, — материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином, — основные приемы лепки — сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, — приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям |
— наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, — лепить предметы различной формы; — называть функциональное назначение приспособлений и инструментов
|
2.Оценка планируемых результатов освоения программы
В основупрограммы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяетсявоспитательными результатами. Результативность изучения программы внеурочнойдеятельности определяется на основе участия ребенка в конкурсных мероприятияхили выполнения им некоторых работ. О достижении результатов следует судить последующим критериям:
o по оценкетворческой продукции ребенка;
o по повышениюуровня общей культуры;
o по введениюречевого материала занятий в активный словарь обучающихся;
o по отношению вколлективе.
Воспитательныерезультаты освоения программы оцениваются по терм уровням:
Первый уровень результатов |
Приобретение обучающимися с умственной отсталостью социальных знаний о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
Второй уровень результатов |
Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
Третий уровень результатов |
Получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
3.Содержание основных тем курса
Наименование разделов и тем учебного предмета |
Количество часов на изучение раздела |
Содержание тем учебного предмета |
Практическая часть |
Теоретическая часть |
3 класс |
||||
1.Лепка. Работа с пластилином. |
12 |
Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Приемы работы. Раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (жгутики), скатывание кругообразными движениями в ладонях, вдавливание на поверхности шара, скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Изготовление овощей, животных, цветов из предварительно подготовленных деталей и столбиков различной длины и толщины. |
11 |
1 |
2. Работа с бумагой. Аппликация. Оригами. Квиллинг. |
46 |
Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги Основные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки. Познакомить детей с квилингом и оригами, учить складывать лист бумаги в определённой последовательности. Учить скручивать бумажные ленты, придавать им с помощью пальцев нужную форму. Закрепить навыки пользования клеем. |
45 |
1
|
3.Работа с природными и подручными материалами. |
26 |
Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований при работе с различными материалами. Изготовление поделок из семян растений, засушенных листьев, скорлупы орехов, веточек деревьев, бусин, бумажных салфеток, спичек, коробков, ткани. Формирование навыка работы по образцу, по инструкции, по алгоритму. |
25 |
1 |
4.Конструирование из строительного материала и бумаги. |
18 |
Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец, сколько взять для постройки деталей. Закреплять умение делать несложное перекрытие. Научить детей строить из строительного материала грузовую машину, трамвай. Научить заменять одни детали на другие, комбинировать их, определять способы действия. Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. |
17
|
1 |
Итого: |
102 |
|
98 |
4 |
4.Календарно –тематическое планирование
4-5класс
№ п.п |
Тема занятия |
Кол. час. |
Дата |
Форма |
Деятельность учащихся |
Коррекционная работа |
|||||||||||
По плану |
По факту |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||||||||
1. |
Соблюдение ТБ на уроке. Ознакомление с материалом для поделок. Пластилин. |
1 |
|
|
теория |
Называть правила поведения во время занятия; познакомить со свойствами пластилина и способами работы с ним. |
Коррекция долговременной памяти через работу с инструкциями. |
||||||||||
2. |
Лепка по образцу предметов шарообразной формы «Мяч» |
1 |
|
|
практика |
Учить делению куска на части разрезанием и надрезанием стекой, учиться раскатывать жгутики различной длины и толщины |
Коррекция мелкой и общей моторики. |
||||||||||
3. |
Лепка по образцу овощей в виде формы шара. |
1 |
|
|
практика |
Учиться видеть и ощущать, чувствовать руками геометрически правильную форму шара. |
Отработка двигательных трудовых приемов. |
||||||||||
4. |
Лепка по образцу предметов овальной формы «Огурец» |
1 |
|
|
практика |
Учить выдерживать соотношение пропорций по величине, уметь скатывать, затем сплющивать в овал. |
Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). |
||||||||||
5. |
Работа с бумагой. Аппликация. Сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям. |
1 |
|
|
интегрир. занятие |
Учить приемам работы с бумагой, сгибание и разгибание бумаги по прямым линиям. |
Коррекция речи, обогащение словаря, введение в активный словарь словарных слов. |
||||||||||
6. |
Изготовление по образцу летающих игрушек «Стрелы» |
1 |
|
|
практика |
Обводят по шаблону фигуры вырезают, выполняют работу. |
Коррекция крупной и мелкой моторики через выполнение практической работы. |
||||||||||
7. |
Изготовление по образцу «Кораблик» |
1 |
|
|
практика |
Анализируют образец, выполняют работу. Закрепляют навыки работы с ножницами. |
Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. |
||||||||||
8. |
Резание ножницами по линии сгиба. Резание полос разной длины |
1 |
|
|
практика |
Закрепляют навыки работы с ножницами, навыки умения резать ножницами по линии сгиба полос разной длины.
|
Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха. |
||||||||||
9. |
Резание полосы бумаги на квадраты. |
1 |
|
|
практика |
Закрепляют навыки работы с ножницами, навыки умения резать ножницами квадраты различных размеров. |
Отработка двигательных трудовых приемов |
||||||||||
10. |
Получение треугольников путем сгиба квадрата с угла на угол. |
1 |
|
|
практика |
Закрепляют навыки работы с ножницами, навыки умения резать ножницами квадраты с угла на угол. |
Коррекция крупной и мелкой моторики через работу с ножницами. |
||||||||||
11. |
Лепка по образцу «Морковка» |
1 |
|
|
практика |
Уметь раскатывать жгутики различной длины и толщины, собирать их в предложенные геометрические фигуры; закрепить умение работать по образцу. |
Накопление словаря. Коррекция понятийной стороны речи. |
||||||||||
12. |
Лепка по образцу «Гриб» |
1 |
|
|
практика |
Совершенствовать навыки лепки, используя ранее изученные приемы. |
Развитие умения вести контроль за своей деятельностью. |
||||||||||
13. |
Лепка по образцу «Бабочка» |
1 |
|
|
практика |
Уметь раскатывать жгутики различной длины и толщины, собирать их в предложенные геометрические фигуры. |
Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. |
||||||||||
14. |
Лепка по образцу «Ёж» |
1 |
|
|
практика |
Совершенствовать навыки лепки, используя ранее изученные приемы.
|
Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы. |
||||||||||
15. |
Лепка по образцу «Цветок» |
1 |
|
|
практика |
Учить выдерживать соотношение пропорций по величине, уметь скатывать, затем сплющивать в нужные формы. |
Коррекция крупной и мелкой моторики через выполнение практической работы. |
||||||||||
16. |
Изготовление аппликации «Флажок» |
1 |
|
|
конкурс |
Уметь представить свою работу; оригинально, красиво украсить поделку. |
Отрабатывать двигательный трудовой прием. |
||||||||||
17. |
Симметричное вырезание из бумаги овощей «Помидор» |
1 |
|
|
практика |
Закрепляют навыки размещения на листе бумаги элементов аппликации. |
Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. |
||||||||||
18. |
Симметричное вырезание из бумаги фруктов «Яблоко» |
1 |
|
|
практика |
Закрепляют навыки работы с ножницами. Обводят по шаблону фигуры, вырезают, выполняют работу по инструкции.
|
Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. |
||||||||||
19. |
Изготовление по образцу фруктов «Груша»
|
1 |
|
|
практика |
Обводят по шаблону фигуры, вырезают, выполняют работу.Закрепляют навыкиработы с ножницами. |
Отрабатывать двигательный трудовой прием. |
||||||||||
20. |
Поделка из бумаги «Пингвин» |
1 |
|
|
практика |
Закрепляют навыки работы с ножницами, выполняют работу по образцу.
|
Отрабатывать двигательный трудовой прием. |
||||||||||
21. |
Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Домик» |
1 |
|
|
практика |
Уметь составлять по образцу композицию из геометрических фигур. |
Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы. |
||||||||||
22. |
Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Грузовик» |
1 |
|
|
практика |
Анализируют образец, выполняют работу из геометрических фигур. |
Коррекция мыслительных операций (последовательность). |
||||||||||
23. |
Аппликация « Цветы» |
1 |
|
|
практика |
Уметь выполнять различные приемы разрезания бумаги, умение работать по инструкции. |
Развитие умения выделять существенное, главное в учебном материале, определение путей и средств достижения учебной цели. |
||||||||||
24. |
Выставка работ. |
1 |
|
|
выставка |
Уметь анализировать качество выполнения работ, оригинальность и фантазию. |
Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы. |
||||||||||
25 |
ТБ при работе с природными материалами. Бусы» из семян арбуза, рябины. |
1 |
|
|
теория практика |
Формирование навыков работы с различным природнымматериалом. Уметь работать по инструкции. |
Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность) |
||||||||||
26 |
Аппликация из засушенных листьев «Осенний лес» |
1 |
|
|
практика |
Формирование навыков работы с различным природным материалом. Уметь работать по инструкции. |
Повышение уровня познавательной активности. |
||||||||||
27 |
Поделка из скорлупок грецких орехов «Кораблик» |
1 |
|
|
конкурс |
Уметь выполнить работу по образцу, учиться анализировать свою работу и работы других детей. |
Коррекция крупной и мелкой моторики. |
||||||||||
28 |
Поделка из спичечных коробков и цветной бумаги «Домик» |
1 |
|
|
интегрир. занятие |
Знать теоретические основы работы с бумагой, клеем. Уметь составить и склеить домик из спичечных коробков и цветной бумаги. |
Воспитание самостоятельности, сознательности через поощрение. |
||||||||||
29 |
Аппликация из пуговок «Улитка» |
1 |
|
|
практика |
Уметь составлять по образцу фигуру улитки из пуговок, учиться склеивать детали. |
Развитие фантазии и воображения детей, воспитывать бережное отношение к труду людей. |
||||||||||
30 |
Поделки из салфеток «Веточки в инее» |
1 |
|
|
практика |
Продолжить формирование навыков работы с бумагой и природным материалом. Уметь работать по инструкции. |
Коррекция личностных качеств, воспитание желания оказать помощь. |
||||||||||
31 |
Открытка ко «Дню матери» |
1 |
|
|
практика |
Уметь выполнить открытку по образцу, учиться анализировать свою работу и работы других детей. |
Обучение анализу образца, развитие конструктивного воображения детей. |
||||||||||
32 |
Поделка из фантиков от конфет «Рыбка» |
1 |
|
|
интегрир. занятие |
Формирование навыков работы с различным природным материалом. Уметь работать по инструкции. |
Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы.
|
||||||||||
33 |
Изготовление поделок из шишек «Ёжики» |
1 |
|
|
практика |
Формирование навыков работы с различным природным материалом. Уметь работать по инструкции |
Развитие фантазии и воображения детей. |
||||||||||
34 |
Панно из спичек «Теремок» |
1 |
|
|
практика |
Уметь представить свою работу; оригинально, красиво украсить поделку. |
Развитие конструктивного воображения детей, развивать умение работать в группе |
||||||||||
35 |
Работа с тканью «Нарядные матрёшки» |
1 |
|
|
практика |
Закрепляют навыки работы с ножницами и тканью. Обводят по шаблону фигуры, вырезают, клеят, выполняют работу по инструкции.
|
Коррекция мыслительных операций через последовательность выполнения операций. |
||||||||||
36 |
Поделка из картона «Веселые лягушки» |
1 |
|
|
практика |
Продолжить формирование навыков работы с бумагой. Уметь работать по инструкции. |
Формирование осознанного регулирования трудовой деятельности. |
||||||||||
37 |
Работа с солёным тестом «Зимняя картина» |
1 |
|
|
практика |
Формирование навыки работы с соленым тестом, умения работать по алгоритму. |
Коррекция мелкой и общей моторики. Отработка двигательных трудовых приемов |
||||||||||
38 |
Упражнение в вырезании «Снежинки» |
1 |
|
|
практика |
Закрепляют навыки работы с ножницами, навыки умения резать ножницами фигуры различных размеров.
|
Развитие умения свободного общения в целях четкого восприятия, удержания учебной задачи. |
||||||||||
39 |
Обрывная аппликация «Снеговик» |
1 |
|
|
конкурс |
Уметь представить свою работу; оригинально, красиво украсить поделку.
|
Развитие конструктивного воображения; развивать умение работать в группе; активация речи. |
||||||||||
40 |
Коллективная работа из пластилина «Зимний лес» |
1 |
|
|
интегрир. занятие |
Уметь раскатывать жгутики различной длины и толщины, собирать их в предложенные геометрические фигуры. |
Коррекция эмоционально-волевой сферы через создание ситуаций успеха, работу по выбору. |
||||||||||
41 |
Изготовление закладки для книг. |
1 |
|
|
практика |
Совершенствовать навыки вырезания из бумаги, используя ранее изученные приемы.
|
Коррекция мелкой и общей моторики. Отработка двигательных трудовых приемов |
||||||||||
42 |
Новогодняя поздравительная открытка. |
1 |
|
|
практика |
Закреплять знания детей о прямоугольной форме. Учить украшать изделие. Закреплять навыки аккуратного и ровного наклеивания. |
Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. |
||||||||||
43 |
Поделка из веточек деревьев «Звезда» |
1 |
|
|
интегрир. занятие |
Формирование навыков работы с различным природным материалом. Уметь работать по инструкции. |
Коррекция мелкой и общей моторики. Коррекция эмоционально-волевой сферы |
||||||||||
44 |
Рисование на пластилине «Разноцветная елка» |
1 |
|
|
практика |
Уметь представить свою работу; оригинально, красиво украсить поделку |
Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей. |
||||||||||
45 |
Новогодняя гирлянда из цветной бумаги. |
1 |
|
|
практика |
Закреплять знания детей о круглой и овальной форме. Учить чередовать бусинки разные по форме и цвету. Учить украшать изделие. |
Коррекция мелкой и общей моторики. Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
||||||||||
46 |
Елочные игрушки из бумаги и бисера. |
1 |
|
|
практика |
Совершенствовать навыки вырезания из бумаги, используя ранее изученные приемы. |
Коррекция мелкой и общей моторики. Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
||||||||||
47 |
«Новогодняя звезда» из картона.
|
1 |
|
|
практика |
Учит детей конструировать из бумаги звезду, складывая квадрат по диагонали, развивать мелкую моторику. |
Развитие зрительной память, мелкой моторики. |
||||||||||
48 |
Выставка работ. |
1 |
|
|
выставка |
Уметь анализировать качество выполнения работ, оригинальность и фантазию.
|
Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы. |
||||||||||
40 |
Аппликация «Автобус» |
1 |
|
|
практика |
Научить детей собирать автобус из геометрических фигур. Закреплять представление о геометрических фигурах – квадрате, прямоугольнике, упражнять в умении правильно работать с кистью и клеем. |
Коррекция мелкой и общей моторики. Коррекция эмоционально-волевой сферы. |
||||||||||
50 |
ТБ при работе со строительным материалом. Конструирование из строительного материала «Трамвай» |
1 |
|
|
теория практика |
Научить детей строить из строительного материала трамвай. Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец, сколько взять для постройки деталей. |
Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения соблюдать последовательность в работе. |
||||||||||
51 |
Конструирование из бумаги «Автобус» |
1 |
|
|
практика |
Научить детей конструировать из бумаги автобус, умение детей наклеивать прямоугольники на опорную линию. |
Развивать память, глазомер, четкость движения рук. |
||||||||||
52 |
Конструирование из строительного материала «Грузовая машина» |
1 |
|
|
практика |
Научить детей строить из строительного материала грузовую машину. |
Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения соблюдать последовательность в работе. |
||||||||||
53 |
Аппликация «Микроавтобус» |
1 |
|
|
практика |
Учить составлять композицию из геометрических форм, изображая автобус. |
Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения соблюдать последовательность в работе. |
||||||||||
54 |
Аппликация «Машина, машина идет, гудит» |
1 |
|
|
практика |
Учить детей создавать грузовую машину из геометрических фигур (прямоугольника). Учить детей срезать углы у прямоугольника и квадрата. Закреплять знание геометрических фигур.
|
Формирование сенсорных эталонов через подключение к работе всех анализаторов.
|
||||||||||
55
|
Конструирование из строительного материала «Машина для своего груза» |
1 |
|
|
выставка |
Продолжать учить строить машину для своего груза. |
Формирование сенсорных эталонов через подключение к работе всех анализаторов. |
||||||||||
56 |
Конструирование из строительного материала «Фургон и грузовик» |
1 |
|
|
практика |
Научить заменять одни детали на другие, комбинировать их, определять способы действия. |
Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения соблюдать последовательность в работе. |
||||||||||
57 |
Аппликация «Грузовики из геометрических фигур» |
1 |
|
|
конкурс |
Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая грузовики. |
Коррекция мелкой моторики, внимания. |
||||||||||
58 |
Конструирование из строительного материала «Гараж» |
1 |
|
|
выставка |
Учить детей сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки-машины, для которой она предназначается. |
Коррекция мыслительной деятельности через формирование умения соблюдать последовательность в работе. |
||||||||||
59 |
Поделка из коробок «Коляска»
|
1 |
|
|
практика |
Научить детей собирать коляску из бросового материала. |
Коррекция мелкой моторики, мыслительной деятельности. |
||||||||||
60 |
Поделка из коробок «Тележка» |
1 |
|
|
конкурс |
Научить детей собирать тележку из бросового материала. |
Формирование сенсорных эталонов через подключение к работе всех анализаторов. |
||||||||||
61 |
Аппликация «Самолет»
|
1 |
|
|
практика |
Научить детей собирать самолет из геометрических фигур (треугольников) |
Коррекция мелкой моторики, мыслительной деятельности. |
||||||||||
62 |
Конструирование из бумаги «Летит птица-небылица»
|
1 |
|
|
практика |
Научить детей конструировать из бумаги самолет. |
Коррекция мелкой моторики, мыслительной деятельности. |
||||||||||
64 |
Конструирование из бумаги «Самолетик» |
1 |
|
|
практика |
Научить детей конструировать из бумаги самолет. |
Коррекция пространственных представлений через формирование умения выполнять действия по образцу. |
||||||||||
65 |
Поделка из бросового материала «Вертолет» |
1 |
|
|
практика |
Учить детей работать с новым материалом — пробкой; воспитывать интерес к применению разнообразного материала и умение экономно его использовать. |
Коррекция пространственных представлений через формирование умения выполнять действия по образцу. |
||||||||||
66 |
Аппликация и конструирование из строительного материала «Дом по улице идет» |
1 |
|
|
практика |
Закрепить умение детей строить из строительного материала автобус и собирать его из геометрических фигур.
|
Коррекция мелкой моторики. |
||||||||||
67 |
Поделки из спичечных коробков «Легковые машинки» |
1 |
|
|
конкурс |
Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. |
Коррекция мелкой моторики. |
||||||||||
68 |
Поделки из спичечных коробков «Грузовые машины» |
1 |
|
|
практика |
Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. |
Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей. |
||||||||||
69 |
Поделки из спичечных коробков «Трейлер» |
1 |
|
|
практика |
Продолжать учить конструировать игрушки из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. |
Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей. |
||||||||||
70 |
Аппликация «Плывет, плывет кораблик» |
1 |
|
|
Коллек-тивная работа |
Учить составлять композицию из геометрических форм, изображая кораблик.
|
Коррекция мыслительных операций (последовательность, логичность). |
||||||||||
71 |
Конструирование из строительного материала «Самолет» |
1 |
|
|
практика |
Учить детей строить самолет, используя в качестве образцов рисунки — чертежи. |
Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей. |
||||||||||
72 |
Конструирование из строительного материала «Катер» |
1 |
|
|
практика |
Научить детей строить из строительного материала катер.
|
Коррекция мелкой моторики, памяти. |
||||||||||
73 |
Аппликация «Кораблики из геометрических фигур» |
1 |
|
|
практика |
Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая кораблик.
|
Коррекция мелкой моторики, внимания. |
||||||||||
74 |
Аппликация из ниток «Парусник» |
1 |
|
|
практика |
Учить детей составлять изображение кораблей из ниток. Развивать творческие способности, воображение. |
Коррекция мелкой моторики. |
|
|||||||||
75 |
Конструирование из бумаги «Лодочка» |
1 |
|
|
практика |
Учит детей конструировать из бумаги лодку, складывая квадрат по диагонали, развивать мелкую моторику. |
Коррекция мелкой моторики. |
||||||||||
76 |
Конструирование из бумаги «В водной стихии» |
1 |
|
|
практика |
Учит детей мастерить из бумаги пароход, складывая квадрат по диагонали, развивать мелкую моторику. |
Коррекция личностных качеств: трудолюбия и упорства через создание ситуаций успеха, поощрение. |
||||||||||
77 |
Поделки из природного материала «Парусник»
|
1 |
|
|
практика |
Научить детей собирать парусник из природного материала |
Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы. |
||||||||||
78 |
«Корабль из молочного пакета»
|
1 |
|
|
практика |
Закреплять умение собирать игрушки из готовых частей (бросового материала), подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. |
Коррекция мелкой моторики. Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы |
||||||||||
79 |
Аппликация «Волшебные палочки: ракета» |
1 |
|
|
практика |
Учить детей составлять изображение ракеты из полосок. Развивать творческие способности, воображение. |
Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей. |
||||||||||
80 |
Выставка работ. |
1 |
|
|
выставка |
Уметь анализировать качество выполнения работ, оригинальность и фантазию.
|
Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы. |
||||||||||
81 |
ТБ по работе с ножницами и клеем. Конструирование из бумаги «Аэроплан» |
1 |
|
|
теория практика |
Научить детей конструировать из бумаги летающую модель. |
Коррекция мелкой моторики. Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы. |
|
|||||||||
82 |
Аппликация «Ракета из геометрических фигур»
|
1 |
|
|
практика |
Учить составлять композицию из геометрических фигур, изображая ракету. |
Обучение анализу образца, выделению основных частей животных, развитие конструктивного воображения детей. |
|
|||||||||
83 |
«Паровоз из банки»
|
1 |
|
|
практика |
Закреплять умение собирать игрушки из готовых частей (бросового материала), подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. |
Коррекция мелкой моторики, зрительного слухового восприятия. |
|
|||||||||
84 |
Поделки из коробок «Вагон»
|
1 |
|
|
практика |
Научить детей изготовлять из различных по форме и размеру коробочек вагоны. |
Коррекция зрительного слухового восприятия. |
|
|||||||||
86 |
Поделки из коробок «Телевизор» |
1 |
|
|
практика |
Закреплять умение собирать игрушку — телевизор из готовых частей, подбирать нужные детали, точно приклеивать их друг к другу. Развивать творческие способности, воображение. |
Коррекция мелкой моторики, зрительного, слухового внимания. |
|
|||||||||
87 |
Объемная аппликация «Восьмёрка с цветами»
|
1 |
|
|
практика |
Учить складывать квадрат пополам, вырезать силуэт цветка по контуру; составлять изображение цветка из частей от большего к меньшему; подбирать цвета сочетающиеся между собой |
Развивать эстетические чувства, желание порадовать близких. |
|
|||||||||
88 |
Знакомство с техникой «Квиллинг»
|
1 |
|
|
интегрир. занятие |
Знать историю возникновения технологии бумагокручения – квиллинга и его основные приемы. |
Коррекция мелкой моторики, зрительного, слухового внимания. |
|
|||||||||
89 |
Конструирование из основных форм квиллинга. |
1 |
|
|
практика |
Познакомить детей с новым видом работы с бумагой — квилингом. Учить скручивать бумажные ленты, придавать им с помощью пальцев нужную форму. Закрепить навыки пользования клеем. |
Коррекция пространственных представлений через формирование умения выполнять действия по инструкции, |
|
|||||||||
90 |
Основные формы “капля”, “треугольник, “долька”.
|
1 |
|
|
практика |
Учить скручивать бумажные ленты, придавать им с помощью пальцев нужную форму. |
Коррекция зрительного слухового восприятия |
|
|||||||||
91 |
Квиллинг «Виноград» |
1 |
|
|
практика |
Учить скручивать бумажные ленты, придавать им с помощью пальцев нужную форму. Закрепить навыки пользования клеем. |
Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. |
|
|||||||||
92 |
Квиллинг «Вишенки»
|
1 |
|
|
практика |
Закрепить умение скручивать ленту в шайбу. Развивать точность и координацию движений. Продолжать закреплять умение аккуратно и ровно склеивать детали, работу с ножницами. |
Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Учить оценивать свою работу и работы своих товарищей. |
|
|||||||||
93 |
Квиллинг «Муравей»
|
1 |
|
|
конкурс |
Закреплять умение детей скручивать бумажные ленты в шайбы, составлять конструкцию из частей. Закреплять навык аккуратного склеивания. |
Развивать мелкую моторику рук, аккуратность. Учить оценивать свою работу и работы своих товарищей. |
|
|||||||||
94 |
Квиллинг. Панно «Веточка рябины» |
1 |
|
|
практика |
Работа по картинкам, по инструкции. Продолжать закреплять умение аккуратно и ровно склеивать детали, работу с ножницами. |
Коррекция пространственных представлений через формирование умения выполнять действия по инструкции. |
|
|||||||||
95 |
Знакомство с техникой «Оригами» |
1 |
|
|
практика |
Познакомить детей с оригами, учить складывать лист бумаги в определённой последовательности. |
Коррекция эстетического воспитания. |
|
|||||||||
96 |
Оригами. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
|
1 |
|
|
интегрир. занятие |
Формировать навыки коллективного творчества. Закрепить умение дополнять готовую модель рисунками. |
Коррекция мелкой моторики, зрительного, слухового внимания. |
|
|||||||||
97 |
Объемные оригами. «Рыбка» |
1 |
|
|
практика |
Складывать по выбору и с помощью взрослого модель парусника. Учить находить сходство между бумажными фигурками и оригиналом. |
Коррекция пространственных представлений через формирование умения выполнять действия по инструкции. |
|
|||||||||
98 |
Объемные оригами «Ягодка»
|
1 |
|
|
практика |
Анализ образца, выделение основных частей. Учить обыгрывать композицию. |
Коррекция мелкой моторики, зрительного, слухового внимания. |
|
|||||||||
99 |
Оригами «Ракета»
|
1 |
|
|
практика |
Продолжать учить складывать лист бумаги в определённой последовательности; закреплять сгиб, проводя по нему пальцами несколько раз. Учить находить сходство между настоящей ракетой и бумажной моделью. |
Коррекция пространственных представлений через формирование умения выполнять действия по инструкции. |
|
|||||||||
99 |
Мозаика «Гвоздика» |
1 |
|
|
практика |
Учить разрезать длинную полоску на маленькие квадраты по прямой, равномерно распределять квадраты по заполняемой поверхности.
|
Коррекция устной речи на основе участия в беседе, мелкой моторики. |
|
|||||||||
100 |
Работа с картоном «Цыплята-неваляшки»
|
1 |
|
|
практика |
Учить складывать круг пополам. Закреплять умение правильно держать ножницы, резать ими; аккуратно наклеивать части на основную деталь; украшать работу рисунком. |
Подводить к образному решению, к образному видению результатов работы, к их оценке. |
|
|||||||||
101 |
Работа с бумагой «Паучок»
|
1 |
|
|
практика |
Формировать навык разрезания по прямой. Закреплять приёмы правильного наклеивания и склеивания деталей. Учить оформлять работу рисунком. |
Коррекция мелкой моторики, зрительного, слухового внимания. |
|
|||||||||
102 |
Аппликация «Глиняная посуда»
|
1 |
|
|
практика |
Закреплять приёмы аккуратного наклеивания деталей. Познакомить детей с народным промыслом — изготовлением глиняной посуды. |
Коррекция мелкой моторики. Развитие чувства ритма и чувства цвета. |
|
|||||||||
103 |
Выставка работ. |
1 |
|
|
выставка |
Уметь анализировать качество выполнения работ, оригинальность и фантазию.
|
Развитие умения анализировать качество выполнения учебной работы. |
|
|||||||||
5.Учебно-методическоеи материально-техническое обеспечение.
Список учебно-методической литературы:
1. Программа специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1– 4 классы под редакцией В.В. Воронковой. — Москва, «Просвещение», 2013год.
Литературадля учителя:
2. КузнецоваЛ.А. «Ручной труд» для 1 класса специального (коррекционного) образовательногоучреждения VIIIвида.- СПб«Просвещение», 2012г.
3. КузнецоваЛ.А. «Ручной труд» для 2 класса специального (коррекционного) образовательногоучреждения VIIIвида.- СПб«Просвещение», 2012г.
4. КузнецоваЛ.А. «Ручной труд» для 3 класса специального (коррекционного) образовательногоучреждения VIIIвида.- СПб«Просвещение», 2012г.
5. КузнецоваЛ.А. «Ручной труд» для 4 класса специального (коррекционного) образовательногоучреждения VIIIвида.- СПб «Просвещение», 2012.
6. КузнецоваЛ.А Ручной труд.. Рабочая тетрадь для 1 класса, в 2 ч. М. «Просвещение»,2007 г.
7. КузнецоваЛ.А Методическое руководство к комплекту «Ручной труд» для 1 класса. М:«Просвещение» 2007 г.
8. КозлинаА.В. Уроки ручного труда. М: «Просвещение», 2004 год.
Материально-техническоеоснащение:
1. техническиеи электронные средства обучения:
— автоматизированноерабочее место учителя с программным обеспечением,
— телевизор,CD/DVD –проигрыватели,
— аудиомагнитофон,
— мультимедиапроектор;экран,
— аудиозаписи,
— класснаядоска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
2. демонстрационныйи раздаточный дидактический материал:
материалы:
― бумага цветнаяразной плотности;
― картон цветной, серый, белый;
― бумага наждачная (крупнозернистая,мелкозернистая);
― бумага в крупную клетку;
― набор разноцветного пластилина;
― алюминиевая фольга;
― клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш;
инструменты: