Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
________________________ Т.В. Дидич
«___» _________________20___ г. |
УТВЕРЖДЕНО
приказом от «___» _________________20___ г.
№ ____ |
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Литература»
6 д класс
на 2022 — 2023 учебный год
Учитель:Замесина Галина Николаевна
Квалификационная категория:
Рассмотрено на заседаниишкольного методического объединения
Протокол № __ от «___»_______ 20____г.
г. Советский
2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами освоениявыпускниками основной школы программы по литературе являются:
o воспитание российской гражданскойидентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордостиза свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознаниесвоей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своегонарода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностеймногонационального российского общества; воспитание чувства ответственности идолга перед Родиной;
o формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образованияна базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, сучетом устойчивых познавательных интересов;
o формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовноемногообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного идоброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности испособности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
o освоение социальных норм, правилповедения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включаявзрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении иобщественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
o развитие морального сознания икомпетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формированиенравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственногоотношения к собственным поступкам;
o формирование коммуникативнойкомпетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшимив процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,творческой и других видов деятельности;
o формирование основ экологической культурына основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимостиответственного, бережного отношения к окружающей среде;
o осознание значения семьи в жизни человекаи общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливоеотношение к членам своей семьи;
o развитие эстетического сознания черезосвоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельностиэстетического характера.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школыпрограммы по литературе являются:
o умение самостоятельно определять целисвоего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе ипознавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательнойдеятельности;
o умение самостоятельно планировать путидостижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы решения учебных и познавательных задач;
o умение соотносить свои действия спланируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесседостижения результата, определять способы действий в рамках предложенныхусловий и требований, корректировать свои действия в соответствии сизменяющейся ситуацией;
o умение оценивать правильность выполненияучебной задачи, собственные возможности её решения;
o владение основами самоконтроля,самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной ипознавательной деятельности;
o умение определять понятия, создаватьобобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбиратьоснования и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственныесвязи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивноеи по аналогии) и делать выводы;
o умение создавать, применять ипреобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательныхзадач;
o смысловое чтение;
o умение организовывать учебноесотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты наоснове согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументироватьи отстаивать своё мнение;
o умение осознанно использовать речевыесредства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств,мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владениеустной и письменной речью; монологической контекстной речью;
o формирование и развитие компетентности вобласти использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметнымирезультатами освоениявыпускниками основной школы программы по литературе являются:
Разделы программы |
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
Устное народное творчество |
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); • выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере; • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; • целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях; • определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию; • выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной; • видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. |
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов); • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; • сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
|
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
|
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку; • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному; • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. |
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа; • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
|
Содержание тем учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ Художественноепроизведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою.Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки,веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значениеобрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народноготворчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость ивыразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц ипоговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы.Обрядовый фольклор. Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражениенародных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни итворчестве баснописца.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг.Смех над ленью и хвастовством.
Теория литературы.Мораль в басне, аллегория, иносказание.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов.Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел иСоловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественногоблага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелогохвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественногосудьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы.Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта.Народно-поэтический колорит стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы,красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы вкомпозиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.Художественные особенности стихотворного послания.
«Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна,зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающиегрусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Темажизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествованиеот лица вымышленного автора как художественный прием. «Барышня-крестьянка».Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести.Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая вкомпозиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский — старший иТроекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимостиличности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение кгероям.
Теория литературы.Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание(начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов.Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основапостроения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты,гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирикеЛермонтова.
Теория литературы.Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест)размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальныепредставления).
Иван Сергеевич Тургенев.Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянскимдетям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость,любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев.Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных,переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душепоэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображенииприроды. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршунподнялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полеткоршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет.Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Опятьнезримые усилья…», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы…».Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного.Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченныйпсихологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы.Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный миристинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность имузыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажнаялирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии.Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности висторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидательдуховных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизнинарода. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа.Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторическихвопросов в стихотворении.
Теория литературы.Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальныепредставления).
Николай Семенович Лесков.Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, еготрудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности ибесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языкапроизведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»
Теория литературы.Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальныепредставления).
Антон Павлович Чехов.Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» Юмористическая ситуация. Разоблачениелицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы.Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «Погорам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна,весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. Толстой. «Где гнутся над нутомлозы…».Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о роднойприроде. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажнойлирике.Теория литературы. Лирика как род литературы
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе «Неизвестный цветок». Прекрасное вокругнас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя вчеловека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношенийНасти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смыслрассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца».Смысл названия произведения.
Теория литературы.Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Тыпомнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь…»;Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающиечувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любвик Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев.Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни впредвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятиедолга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев,бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы.Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повеститрудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувствособственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедростьучительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы.Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «Вгорнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирикеРубцова.
Фазиль Искандер.Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя наформирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качествчеловека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летнийвечер», «О, как безумно за окном…» С. Есенин. «Мелколесье. Степь идали…», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональнымсостоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «ЯблокиГесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы.Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткийрассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев игероические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодолениепрепятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея.Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. «Одиссея»— песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятиео героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер.Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах.Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой,отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме.Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы.Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоевнад цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическоевоплощение.
Марк Твен.«Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, ихповедение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери.Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира каквеличайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассногочтения).
Теория литературы. Притча(начальные представления).
Тематическоепланирование
Содержание |
Виды деятельности |
Кол-во часов |
Введение. |
Работа в группах-составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой, |
1 час |
Устное народное творчество. |
Составление таблицы «Жанровые признаки произведений УНТ», тезисного плана по теме выразительное чтение произведения |
5часов |
Из древнерусской литературы. |
Устное или письменное сочинение по пословице или поговорке. Выразительное чтение отрывков, |
2 часа |
Из русской литературы XVIII века. |
Составление сравнительной характеристики героев», самостоятельное составление тезисного плана для пересказа, Устный монологический ответ на проблемный вопрос Анализ стихотворного текста. Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции |
1 час |
Из русской литературы XIX века. |
Составление сравнительной характеристики героев», самостоятельное составление тезисного плана для пересказа, Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции Выразительное чтение отрывков, |
50 часов |
Из русской литературы XX века. Литература народов России. |
Устный монологический ответ на проблемный вопрос Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции Выразительное чтение отрывков, Анализ стихотворного текста. Составление сравнительной характеристики героев», самостоятельное составление тезисного плана для пересказа, |
28 часов 2 часа |
Зарубежная литература. |
Устный монологический ответ на проблемный вопрос Выразительное чтение отрывков, Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции |
15 часов |
Повторение, обобщение, итоговый контроль |
Работа в группах-составление устного или письменного ответа на вопрос с последующей взаимопроверкой, |
1 час |
ИТОГО: |
|
105 час. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата провед.я |
Тема урока |
Основное содержание урока |
Форма контроля, практическая часть урока
|
|
|
|
||||||
|
Введение – 1 ч. |
|
|
|||
1. |
2.9
|
Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. |
Работа с теоретическим материалом, выразительное чтение отрывков, работа в группах – составление устного или письменного ответа на вопрос. |
Пользоваться учебником, определять композиционно-сюжетные особенности произведения.
|
|
|
Устное народное творчество –5ч. |
|
|
||||
2. |
5.9 |
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. |
Составление таблицы «Жанровые признаки произведений УНТ», тезисного плана «Обрядовый фольклор. |
Текущий контроль. Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи. |
|
|
3. |
6.9 |
Произведения обрядового фольклора. Эстетическое значение обрядового фольклора. |
Работа с теоретическим материалом, выразительное чтение отрывков, работа в группах – составление устного или письменного ответа на вопрос. |
Текущий контроль. Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи.
|
|
|
4,
|
9.9 |
Пословицы и поговорки. |
Составление тезисного плана «Пословицы и поговорки», работа в парах по теме «Устное или письменное сочинение по пословице или поговорке». |
Текущий контроль. Научиться толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок
|
|
|
5. |
12.9 |
Загадки. |
|
|||
6.
|
13.9 |
Контрольная работа по теме «Устное народное творчество». |
Групповое выполнение заданий с последующей самопроверкой по алгоритму выполнения при консультативной помощи учителя |
Тестирование. Научиться проектировать маршрут восполнения проблемных зон в изученных теме
|
|
|
|
Древнерусская литература – 1 ч. |
|
||||
7 |
16.9
|
«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». |
Изучение параграфа, работа с литературоведческим материалом, выразительное чтение, с/р (поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью справочной литературы). |
Текущий контроль. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов, научиться выделять мораль сказки |
|
|
Русская литература XVIII в. – 1 ч. |
|
|
||||
8. |
19.9
|
И.И. Дмитриев Басня «Муха». |
История писателя и его басни, ее мораль, отработка выразительного чтения, работа в парах сильный – слабый «Жанровые признаки басни. Элементы композиции». |
Текущий контроль. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, составлять пересказы эпизодов, научиться выделять мораль |
|
|
|
|
Русская литература XIX в. – 50 ч. |
|
|
||
9. |
20.9 |
И.А. Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Комическое изображе-ние невежественного судьи. |
Пр по теме «Аллегория в басне», коллективная проектная работа (составление литературной композиции по басням Крылова) |
Чтение наизусть. Понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, выразительно читать басни по ролям (инсценированное чтение), выявлять способы самообразования.
|
|
|
10. |
23.9 |
Басни И.А. Крылова «Листы и Корни», «Ларчик». |
Комплексное повторение работа в парах сильный – слабый, устные и письменные ответы на вопросы, п/р (анализ басни с использованием цитирования) |
Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор).
|
|
|
11. |
26.9 |
Контрольная работа по теме «Басня». |
Формирование умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки. |
Контрольная работа. Научиться самодиагностике.
|
|
|
12. |
27.9 |
А.С. Пушкин «И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы. |
Выразительное чтение с письменным рецензированием и взаимопроверкой, групповая работа по тексту (интонация как средство выражения авторской позиции, ИВС, жанровые особенности стих-я) |
Чтение наизусть. Научиться аргументировать свою точку зрения.
|
|
|
13. |
30.9 |
А.С. Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. |
С/р (сообщение о жизни и творчестве поэта), устное рецензирование выразительного чтения, групповая работа (выявление черт фольклорной традиции) |
Чтение наизусть. Научиться анализировать текст стих-я
|
|
|
14. |
3.10 |
А.С. Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и природы. |
Выразительное, с/р (выявление жанровых особенностей стих-я по памятке), индивидуальное проектирование дифференцированного д/з, |
Чтение наизусть. Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы. . |
|
|
15 |
4.10 |
Лирика А.С. Пушкина. Двусложные размеры стиха. |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом |
Текущий контроль. Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. |
|
|
16. |
7.10 |
Изображение русского барства в романе А.С, Пушкина «Дубровский». |
Выделение этапов развития сюжета повести, ответы на вопросы, групповая работа «Составление сравнительной характеристики героев», составление тезисного плана |
Текущий контроль. Научиться анализировать эпизод
|
|
|
17. |
10.10 |
Дубровский – старший и Троекуров в романе А.С. Пушкина «Дубровский». |
Групповая работа (составление плана анализа эпизода с последующей взаимопроверкой при консультативной помощи учителя), тезисного плана для пересказа отрывков повести |
Текущий контроль. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи
|
|
|
18 |
11.10 |
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. |
Работа в парах сильный – слабый, ответы на вопросы, групповая п/р (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции), самостоятельное составление тезисного плана для пересказа |
Текущий контроль. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи
|
|
|
19. |
14.10 |
Бунт крестьян в романе А.С. Пушкина «Дубровский». |
П/р с теоретическим литературоведческим материалом учебника, составление тезисного плана для пересказа, устное иллюстрирование |
Текущий контроль. Научиться аргументировать свою точку зрения
|
|
|
20.
|
17.10 |
Осуждение произвола и деспотизма в романе А.С. Пушкина «Дубровский». |
Анализ эпизода повести, работа в парах сильный – слабый (хар-ка героев повести), конкурс пересказа эпизода по теме урока, коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного д/з, комментирование выставленных оценок |
Текущий контроль. Научиться характеризовать героя повести, понимать смысл произведения и видеть главное.
|
|
|
21. |
18.10 |
Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский». |
|
|||
22. |
21.10 |
Романтическая история любви Владимира и Маши в романе А.С. Пушкина «Дубровский». |
Проектная работа в парах сильный – слабый «Иллюстрирование эпизодов повести по теме урока» с последующей взаимопроверкой |
Текущий контроль. Научиться выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы
|
|
|
23. |
24.10 |
Авторское отношение к героям романа А.С. Пушкина «Дубровский». |
Работа в парах сильный – слабый, ответы на вопросы, групповая п/р (подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции), самостоятельное составление тезисного плана для пересказа |
Текущий контроль. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи
|
|
|
24. |
25.10 |
РР Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский». |
Контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки. |
Сочинение. Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы |
|
|
25.
|
28.10 |
А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». |
Работа с литературоведческим материалом («повествователь», «цикл повестей», «композиция повести»), практическая работа по алгоритму (определение функции антитезы в сюжетно- композиционной организации повести), коллективное проектирование дифференцированного д/з |
Текущий контроль. Научиться определять особенности повествования
|
|
|
26. |
7.11 |
«Барышня — крестьянка». Образ автора –повествователя. |
Ответы на вопросы, п/р «Подбор цитатных примеров для выражения разных форм авторской позиции», самостоятельное составление тезисного плана для пересказа |
Текущий контроль. Научиться определять особенности повествования
|
|
|
27. |
8.11 |
Контрольная работа №3 по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» |
Формирование умений к осуществлению контрольной функции, контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма проведения самопроверки и взаимопроверки. |
Контрольная работа. Научиться самодиагностике.
|
|
|
28. |
11.11 |
М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи». |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом «Биография и творческий путь поэта», выразительное чтение стих-ия |
Текущий контроль. Научиться анализировать текст стих-я
|
|
|
29. |
14.11 |
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…» |
Составление словаря средств выразительности в стих-ях поэта, самостоятельная работа по алгоритму выполнения задания (составление ответа на проблемный вопрос) |
Текущий контроль. Научиться анализировать текст стих-я
|
|
|
30. |
15.11 |
Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утёс», «Три пальмы». |
Комплексное повторение по теме «Средства выразительности и их роль в выражении идеи текста», анализ поэтического текста, работа в парах сильный – слабый по вариантам |
Текущий контроль. Научиться характеризовать средства выразительности в стих-ях поэта
|
|
|
31. |
18.11
|
Конкурс стихотворений М.Ю. Лермонтова. |
Чтение стихотворений |
Чтение наизусть. Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
|
|
32. |
21.11
|
И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя. |
Составление лит. портрета писателя с привлечением информационно- коммуникационных средств, конкурс презентаций |
Текущий контроль. Научиться составлять литературный портрет писателя
|
|
|
33. |
22.11 |
Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». |
Устное рецензирование выразительного чтения отрывков из рассказа, работа в парах «Характеристика героев рассказа», составление тезисного плана для пересказа |
Текущий контроль. Научиться составлять характеристику героев
|
|
|
34. |
25.11 |
Портреты и рассказы мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». |
Групповая л/р (составление портретной хар-ки героев рассказа), самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков. |
Текущий контроль. Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи
|
|
|
35. |
28.11 |
Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». |
Составление устного ответа на проблемный вопрос, викторина по рассказу |
Текущий контроль. Научиться определять роль изображения природы в рассказе И.С. Тургенева
|
|
|
36. |
29.11 |
Контрольная работа №5 по творчеству М.Ю. Лермонтова и И.С. Тургенева. |
Проектная работа «Словесные и живописные портреты русских крестьян в «Записках охотника» и живописных полотнах русских художников» при консультативной помощи учителя |
Контрольная работа. Научиться выполнять индивидуальное задание в коллективной проектной деятельности |
|
|
37. |
2.12 |
Ф.И. Тютчев Литературный портрет поэта |
Составление лит-ого портрета поэта, анализ стих-я по алгоритму с последующей самопроверкой, работа в парах сильный – слабый (проектирование д/з), комментирование выставленных оценок |
Текущий контроль. Научиться анализировать поэтический текст
|
|
|
38. |
5.12 |
Передача сложных состояний природы в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело…» |
Составление лит-ого портрета поэта, анализ стих-я по алгоритму с последующей самопроверкой, работа в парах сильный – слабый (проектирование д/з), комментирование выставленных оценок |
Текущий контроль. Научиться анализировать поэтический текст |
|
|
39. |
6.12 |
Земная обреченность человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…». |
Комплексное повторение, л/р (анализ поэтического текста), работа в парах сильный – слабый по вариантам, выразительное чтение стих-ия с последующим его рецензированием |
Чтение наизусть. Научиться выразительно читать текст по образцу из фонохрестоматии
|
|
|
40. |
9.12 |
Жизнеутверждающее начало в стих-ях А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом по теме урока, выразительное чтение стих-ий с последующим его рецензированием, работа в парах сильный – слабый (письменный ответ на проблемный вопрос |
Текущий контроль. Научиться определять черты пейзажной лирики
|
|
|
41. |
12.12 |
Внеурочная деятельность. Конкурс стихотворений А.А. Фета, Тютчева |
Внеурочная деятельность. Групповая л/р (анализ стих-я, звуковой строй стих-я), выразительное чтение стих-ий, устное иллюстрирование |
Конкурс стихотворений. Выразительное чтение наизусть. Научиться определять особенности звукового строя стих-я |
|
|
42. |
13.12 |
Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, п/р в парах (рецензирование выразительн. чтения отрывков из стих-я) |
Текущий контроль. Научиться анализировать текст
|
|
|
43. |
16.12 |
Народ – созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога». |
Взаимопроверка д/з, групповая л/р по тексту стих-я, составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой |
Чтение наизусть Научиться анализировать поэтический текст
Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1128 |
|
|
44. |
19.12 |
Своеобразие языка и композиции стихотворения «Железная дорога» Н.А. Некрасова. |
Составление письменного ответа на проблемный вопрос. Трехсложные размеры стиха |
Текущий контроль. Научиться определять языковые и композиционные особенности стих-я |
|
|
45. |
20.12 |
Творческая мастерская. Составление синквейна. |
Составление синквейнов по данному плану |
Составление синквейнов |
|
|
46. |
23.12 |
Н.С. Лесков. Литературный портрет писателя. |
Изучение содержания парагра- фа учебника, конспектирование статьи, |
Текущий контроль. Научиться составлять лит-ый портрет поэта, владеть навыками устной монологической речи |
|
|
47. |
24.12. |
Внеурочная деятельность. Презентация. Сказ «Левша». История создания, сюжет. |
Внеурочная деятельность. Работа в парах по темам «Из истории создания сказа «Левша», «О сказе» по вариант. |
Текущий контроль. Научиться , владеть навыками устной монологической речи |
|
|
48. |
26.12 |
Композиция, главные герои сказа «Левша» |
Работа с теоретическим материалом, текстом произведения. |
Текущий контроль. Научиться определять особенности языка сказа |
|
|
49. |
27.12 |
Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша». |
Развитие понятия о сказе, п/р (подбор цитатных примеров при составлении ответа на проблемный вопрос), составление цитатного плана для пересказа |
Текущий контроль. Научиться аргументировать свой ответ
|
|
|
50. |
9.1 |
Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». |
Работа с теоретическим материалом по теме «Особенности языка сказа», конспектирование статьи, п/р (составление хар-ки героев) |
Текущий контроль. Научиться определять особенности языка сказа
|
|
|
51.
|
10.1 |
Комический эффект, создаваемый игрой слов, в сказе «Левша» Н.С. Лескова. |
Заполнение таблицы «Приёмы комического», составление письменного ответа на проблемный вопрос с последующей взаимопроверкой |
Текущий контроль. Научиться определять приёмы комического в сказе «Левша»
|
|
|
52. |
13.1 |
А.П. Чехов. Рассказ о писателе. |
Групповая работа (составление плана рассказа об А.П. Чехове), поиск материалов о биографии и творчестве писателя |
Текущий контроль. Научиться составлять литературный портрет писателя |
|
|
53. |
14.01 |
Внеурочная деятельность. Литературный батл. Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. |
Внеурочная деятельность. (поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия юмор, комическое), участие в коллективном диалоге, составление речевой хар-ки героев рассказа |
Текущий контроль. Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы
|
|
|
54. |
16.1 |
Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной детали. |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, конкурс на лучшее инсценирование рассказов |
Текущий контроль. Научиться определять идейно-тематическое своеобразие рассказа А.П. Чехова
|
|
|
55. |
17.1 |
Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, выразительное чтение стих-ий, работа в парах сильный – слабый (письменный ответ на вопрос) |
Чтение наизусть. Научиться применять алгоритм проведения анализа поэтического текста
|
|
|
56. |
20.1 |
Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!…», «Чудный град порой сольётся…». Особенности пейзажной лирики. |
Выразительное чтение стих-ий, его рецензирование, прослушивание и обсуждение романсов на стихи русских поэтов, групповая п/р (сопоставительный анализ стих-ий) |
Чтение наизусть. Научиться определять особенности пейзажной лирики
|
|
|
57. |
23.1 |
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». |
Выразительное чтение стих-ия, его рецензирование, анализ стих-я |
Чтение наизусть. Научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы
|
|
|
58. |
24.1 |
Лирика поэтов 19 века. |
Выразительное чтение стих-ия, его рецензирование, анализ стих-я |
Чтение наизусть. Научиться определять особенности пейзажной лирики
|
|
|
59. |
27.1 |
Контрольная работа по стихотворениям поэтов 19 века. |
Выполнение контрольных заданий по алгоритму с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания |
Контрольная работа. Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
|
|
|
|
Русская литература XX в. – 29 ч. |
|
|
||
60. |
28.01. |
Внеурочная деятельность. Презентация. А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор». |
Внеурочная деятельность. Работа с теоретическим материалом. Составление конспекта статьи учебника, пересказ, развитие понятия о рождественском рассказе, подбор цитатных примеров, иллюстрирующих жанровые особенности рассказа |
Текущий контроль. Научиться выявлять характерные особенности рассказа
|
|
|
61. |
30.1 |
Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». |
Работа с литературоведческим материалом («Хар-ка идейно- эмоционального содержания рассказа»), |
Текущий контроль. Научиться определять идейно- эмоциональное содержания рассказа
|
|
|
62. |
31.1 |
Тема служения людям в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». |
составление тезисного плана для пересказа эпизодов рассказа |
Текущий контроль. Научиться определять идейно- эмоциональное содержания рассказа
|
|
|
63. |
3.2 |
А.С. Грин. Повесть «Алые паруса». |
групповая работа с теоретическим материалом по теме «Лит-ый портрет писателя», |
Текущий контроль. Научиться составлять лит-ый портрет писателя
|
|
|
64. |
6.2 |
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса». |
конспектирование статьи, устное рецензирование выразительного чтения (фонохрестоматия) |
Текущий контроль. Научиться определять идейно- эмоциональное содержания рассказа
|
|
|
65. |
7.2 |
Душевная чистота главных героев в повести А.С. Грина «Алые паруса». |
Поиск цитатных примеров к понятию «образ-символ», самостоятельное составление ответа на проблемный вопрос |
Текущий контроль. Научиться определять идейное своеобразие рассказа
|
|
|
66. |
10.2 |
Отношение автора к героям повести А.С. Грина «Алые паруса». |
Составление письменного ответа на проблемный вопрос, составление тезисного плана для пересказа текста, конкурс выразительного чтения, создание собственных иллюстраций к рассказам, |
Текущий контроль. Научиться определять жанрово-композиционные особенности рассказа
|
|
|
67. |
13.2 |
А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. |
Составление таблицы «Жанрово-композиционные особенности феерии», составление тезисного плана для пересказа текста, участие в коллективном диалоге |
Текущий контроль. Научиться определять жанрово-композиционные особенности рассказа |
|
|
68. |
14.2 |
А.П. Платонова. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. |
Групповая работа (хар-ка героев), работа в парах сильный –слабый ( анализ различных форм выражения авторской позиции), инсценированное чтение |
Текущий контроль. Научиться выразительно читать текст по ролям, анализировать текст
|
|
|
69. |
17.2 |
«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. |
Подбор ключевых цитат к темам «Мир, где живёт Ассоль», «Прошлое и настоящее Грея», составление тезисного плана для пересказа текста, л/р по теме «Анализ эпизода» |
Текущий контроль. Научиться выразительно читать текст по ролям, по образцу из фонохрестоматии, владеть навыками проектной деят-ти
|
|
|
70. |
20.2 |
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Солдатские будни в стихотворениях о войне. |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (анализ поэтического текста), групповая п/р (подбор цитат к теме «Роль антитезы в стих-ях о войне» |
Текущий контроль. Научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы
|
|
|
71. |
21.2 |
Д.С. Самойлов «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний. |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом (подбор примеров, иллюстрирующих функции звукописи в поэтическом тексте), выразительное чтение стих-ий о войне |
Чтение наизусть. Научиться систематизировать и обобщать теоретический материал
|
|
|
72.
|
27.2 |
В.П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». |
групповая работа с теоретическим материалом по теме «Лит-ый портрет писателя», |
Текущий контроль. Научиться составлять лит-ый портрет писателя |
|
|
73. |
28.2 |
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». |
Подбор цитат к теме «Изображение быта и жизни сибирской деревни в рассказе», выразительное чтение отрывков, устные ответы на вопросы, участие в коллективном диалоге |
Текущий контроль. Научиться определять идейно-художественное своеобразие прозаического текста
|
|
|
74 |
3.3 |
Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Юмор в рассказе. |
Групповая работа с теоретическим материалом, выделение этапов развития сюжета, хар-ка героев рассказа и их нравственная оценка при консультации учителя, выразительное чтение отрывков |
Текущий контроль. Научиться анализировать эпизод по алгоритму
|
|
|
75 |
6.3 |
Контрольная работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». |
Выполнение контрольных заданий по алгоритму с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания |
Контрольная работа. Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
|
|
76. |
7.3 |
В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». |
групповая работа с теоретическим материалом по теме «Лит-ый портрет писателя», |
Текущий контроль. Научиться составлять лит-ый портрет писателя |
|
|
77. |
10.3 |
Отражение трудностей военного времени в рассказе «Уроки французского». |
Работа в парах сильный –слабый (составление тезисного плана для пересказа текста), составление плана речевых хар–к героев, с/р (письменный ответ на проблемный вопрос) |
Текущий контроль. Научиться анализировать прозаический текст. |
|
|
78 |
13.3 |
Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». |
Пересказ текста с диалогом, прямой речью, составление цитатного плана для пересказа текста, выразительное чтение эпизодов с последующим рецензированием |
Текущий контроль. Научиться пересказывать текст с диалоговыми включениями
|
|
|
79. |
14.3 |
Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». |
Групповая п/р работа (анализ эпизода «Игра в замеряшки»), подбор цитат к теме «Трудности послевоенного времени в рассказе» |
Текущий контроль. Научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы
|
|
|
80.
|
17.3 |
|
||||
Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». |
|
|||||
81 |
20.2 |
В.М. Шукшин. Биография. «Странные люди» герои Шукшина |
групповая работа с теоретическим материалом по теме «Лит-ый портрет писателя», |
Текущий контроль. Научиться составлять лит-ый портрет писателя
|
|
|
82. |
21.3 |
Особенности шукшинских героев-«чудиков» в рассказе «Критики». |
Работа с теоретическим материалом («лит-ый герой», «характер», «приёмы комического»), особенности раскрытия писателем образа правдоискателя, праведника с использованием цитирования |
Текущий контроль. Научиться характеризовать лит-ого героя
|
|
|
83. |
24.3 |
Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина. |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, выразительное чтение отрывков, составление ответа на вопрос с использованием цитирования |
Текущий контроль. Научиться анализировать прозаический текст
|
|
|
84. |
3.4 |
Ф.А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». |
групповая работа с теоретическим материалом по теме «Лит-ый портрет писателя», |
Текущий контроль. Научиться составлять лит-ый портрет писателя |
|
|
85. |
4.4 |
Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». |
Групповая работа с теоретическим материалом по теме «Аргументация с использованием цитирования», составление тезисного плана эпизодов для пересказа, выразительное чтение отрывков |
Текущий контроль. Научиться способам аргументации собственного мнения в диалоге со сверстниками
|
|
|
86. |
7.4 |
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». |
Групповая работа (подбор цитат, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции), работа в парах (сопоставление функций мифологических образов в классической и современной лит-ре), с/р (хар-ка героя) |
Текущий контроль. Научиться сопоставлять мифологические образы в классической и современной лит-ре
|
|
|
87.
|
10.4 |
РР Cочинение по произведениям В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф.А. Искандера (по выбору). |
Самостоятельный развёрнутый ответ на один из предложенных тем при консультативной помощи учителя |
Сочинение. Научиться способам аргументации собственного мнения |
|
|
88.
|
11.4 |
А.А. Блок. «О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине. |
Выразительное чтение стих-я, групповая л/р (анализ поэтического текста) работа в парах по теме «Языковые средства выразительности» |
|
||
89 |
14.4 |
С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя. |
Комплексная проверка д/з, проблемный вопрос), работа в парах сильный –слабый (устные ответы на вопросы с использованием цитирования), конкурс выразительного чтения стих-ий, групповая п/р (подбор цитат, иллюстрирующих средства создания поэтических образов) |
Чтение наизусть. Научиться выразительно читать стих-я, определять роль изобразительно- выразительных средств
|
|
|
90 |
17.4 |
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» |
Выразительное чтение стих-я, групповая л/р (анализ поэтического текста) работа в парах по теме «Языковые средства выразительности» |
Чтение наизусть. Научиться выразительно читать стих-ый текст
|
|
|
91. |
18.4 |
Человек и природа в тихой лирике Н.М. Рубцова. |
Изучение содержания параграфа учебника, работа в парах по теме «Выразительное чтение», участие в коллективном диалоге |
Текущий контроль. Научиться выразительно читать стихи |
|
|
92 |
21.4 |
Интонация в стихотворении |
Выполнение заданий по алгоритму с последующей самопроверкой по памятке выполнения задания |
Текущий контроль Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
|
|
93 |
22.04. |
Внеурочная деятельность. Чтение стихов. |
Внеурочная деятельность. Выразительное чтение стих-я |
Чтение наизусть. Научиться выразительно читать стих-ый текст |
|
|
Литература народов России – 2 ч. |
Литература народов России – 2 ч. |
|
||||
94 |
24.4 |
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине и своему родному краю. |
Работа в парах (устные рассказы о поэтах по алгоритму), выразительное чтение стихотворений с рецензированием |
Текущий контроль. Научиться уважать лит-ое наследие многонационального государства
|
|
|
95 |
25.4 |
К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…». Тема бессмертия народа. |
Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, коллективное проектирование способов выполнения дифференцированного д/з , комментирование выставленных оценок |
Текущий контроль. Научиться обобщать и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки
|
|
|
Зарубежная литература – 14 ч. |
Зарубежная литература – 14 ч. |
|
||||
96. |
28.4 |
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия». |
Работа с литературоведческим материалом (основные понятия «миф», «герой», «подвиг»), групповая работа выразительное чтение отрывков с рецензированием – фонохрестоматия |
Текущий контроль. Научиться определять жанрово-композиционные особенности мифа
|
|
|
97.
|
2.5 |
«Яблоки Гесперид». |
Составление таблицы «Мифологические герои», составление цитатного плана для пересказа, составление устного ответа на проблемный вопрос |
Текущий контроль. Научиться давать характеристику мифологическому герою
|
|
|
98. |
5.5 |
Геродот. «Легенда об Арионе». |
Составление таблицы «Особенности повествования в легенде об Арионе», с/р «Хар-ка героя», «Отличие мифа от сказки», инсценированное чтение ключевых эпизодов мифа |
Текущий контроль. Научиться определять особенности повествования в легендах, инсценированному чтению мифов |
|
|
99. |
12.5 |
«Илиада» и «Одиссея» Гомера как героические эпические поэмы. |
Л/р работа в парах («Хар-ка героя эпической поэмы», «Стихия Одиссея»), сообщение по теме «Одиссей – мудрый правитель», инсценированное чтение ключевых эпизодов |
Текущий контроль. Научиться инсценированному чтению эпизодов героического эпоса |
|
|
100. |
15.5 |
М. де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот»»: нравственный смысл романа. |
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «роман», «рыцарский», выразительное чтение с рецензированием, различные виды пересказов), сопоставительный анализ отрывков, устная характеристика героев. |
Текущий контроль. Научиться определять композиционные и жанровые ос-ти рыцарского романа, анализировать эпизод
|
|
|
101 |
16.5 |
«Дон Кихот». Мастерство М. Сервантеса.
|
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «роман», «рыцарский», выразительное чтение с рецензированием, различные виды пересказов), сопоставительный анализ отрывков, устная характеристика героев. |
Текущий контроль. Научиться определять композиционные и жанровые ос-ти рыцарского романа, анализировать эпизод
|
|
|
102 |
19.5 |
Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка». |
Заполнение таблицы «Характеристика героев рыцарских романов», ответ на проблемный вопрос, конкурс иллюстраций с комментарием (цитатами) |
Текущий контроль. Научиться определять жанрово-композиционные ос-ти баллады
|
|
|
103
|
22.5 |
П. Мериме «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы в новелле. «Маттео Фальконе». Отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства. |
Заполнение таблицы «Жанрово-композиционные ос-ти новеллы», составление ответа на проблемный вопрос со взаимопроверкой, выразительное чтение отрывков, участие в коллективном диалоге, устное иллюстрирование |
Текущий контроль. Научиться понимать смысл произведения и видеть его идейно- содержательные ос-ти
|
|
|
104
|
23.5 |
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Вечные истины в сказке «Маленький принц». Афористичность текста сказки. |
Изучение содержания парагра- фа учебника, л/р по теме «Композиционные и жанровые признаки философской сказки», работа в парах (выразительное и инсценированное чтение), |
Текущий контроль. Научиться понимать иносказательный подтекст философской сказки, выразительно читать по ролям
|
|
|
|
|
Повторение – 1 ч. |
|
|
||
105 |
26.5
|
Подведение итогов года. |
Решение кроссвордов, участие в конкурсах, викторинах, отчёт о выполнении самостоятельных учебных проектов. Рекомендация для летнего чтения. |
Текущий контроль. |
|
|
Лист корректировки рабочейпрограммы
№ урока (по КТП) |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Причина |
Способ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*Например: Карантин, Актированный день, Праздничный день 00.00.0000 и т.п.
** Например:Применение дистанционных форм обучения, Применение форм внеурочнойдеятельности, Уплотнение учебного
Материала.
Произведения для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.