Вопросы:
1. Сущность административного процесса
2. Предмет, метод, источники и система Административно-процессуального права
До середины 60-х годов – на базе гражданского и уголовного процесса. На первый план выдвигалась их юрисдикционной сферы.
Современное российское право регулирует:
Гражданский процесс
Уголовный процесс
Конституционный процесс
Законодательный процесс
Арбитражный процесс
Административный процесс
Бюджетный процесс
Другие…
Каждый вид процесса регулируется соответствующими законодательными актами.
Из всех разновидностей процессов: Гражданский процесс, Уголовный процесс и Административный процесс претендуют на звание отрасли.
Процесс
По Бахраху – юридический процесс – это разновидность социального процесса,
1. сознательная и целенаправленная деятельность
2. Связана с реализацией властных полномочий
3. Запрограммирована на юридические последствия
4. Промежуточные и окончательные итоги процесса закрепляются в официальных документах
5. Полная или почти полная регламентация деятельности процессуальными нормами
Процесс – это такая деятельность, с помощью которой решение органов государственной власти облачается в предусмотренную законом юридическую форму (правовые акты).
У каждого вида процесса есть свой властный источник (соответствующая ветвь государственной власти)
С одной стороны административный процесс включает в себя ряд производств.
С другой стороны – это ряд стадий.
Это не любая властная деятельность, а юридическая по содержанию, деятельности и результату.
Смысл – в достижении предусмотренного законом юридического результата.
Общепринятое понятие административного процесса – порядок осуществления государственно-управленческой деятельности, совокупность последовательный действий, совершаемых с целью реализации норма административного права.
Административный процесс, его составляющие базируются на принципах процессуальной деятельности.
Принципы административного процесса:
1. Принцип законности
2. Принцип заинтересованности масс
3. Принцип быстроты процесса
4. Охраны интересов личности и государства
5. Принцип гласности
6. Материальной истины
7. Равенства сторон
8. Национального языка
9. Самостоятельности в принятии решений
10. Ответственности компетентных органов за ненадлежащее ведение процесса и принятое решение.
В отечественной правовой науке есть устойчивое убеждение о структуре процесса:
Гражданский процесс: Виды производств:
1. Производство в суде первой инстанции (исковое производство)
2. Производство, возникающих из административно-правовых отношений
3. Особое производство
4. Производство в кассационной инстанции
5. Производство в надзорной инстанции
6. Исполнительное производство
Конституционный процесс:
1. Производство по делам о соответствии Конституции нормативный актов, актов органов гос власти и договоров между ними
2. Производство по делам о соответствии конституции не вступивших в силу международных договоров
3. По спорам о компетенции
4. По конституционности законов по запросам судов
5. О толковании конституции
6. О даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или тяжком преступлении
Уголовный процесс:
1. Производство в суде первой инстанции
2. Производство в кассационной инстанции
3. В надзорной инстанции
4. По делам несовершеннолетних
5. По делам по применении принудительных мер медицинского характера
6. Производство в судах присяжных
Структуру административного процесса следующие производства:
1. По принятию нормативных актов государственного управления
2. По предложениям и заявлениям граждан и обращениям организации в сфере государственного управления
3. Производство по административно-правовым жалобам и спорам
4. Производство о поощрениях
5. Производство по делам об административных правонарушениях
6. По дисциплинарным делам
7. Регистрационное производство
8. Лицензионное производство
9. Исполнительное производство
Для всех жалоб общим является информация о нарушении права человека, которое порождает определённые правовые последствия.
3 вида производств:
1. Правотворческое производство
2. Право-наделительные производства
3. Правоохранительные производства
Эти группы связывает коренная, общая связь административного процесса.
Все виды производств –
1. в сфере государственного управления.
2. Каждый вид осуществляется, преимущественно, осуществляется органами исполнительной власти.
3. Материально-правовые отношения ряда отраслей российского права реализуемые в ходе того или иного производства регулируются нормами административно-процессуального права.
Существующие административно-процессуальные нормы с учётом федерального устройства в группы:
1. Административно-процессуальные нормы, регулирующие принципы административного процесса, всех составляющих его производств
2. Административно-процессуальные нормы, определяющие основы правового статуса участников процесса (нормы, регулирующие предметную и территориальную подведомственность субъектов, правомочных решать дела . нормы, регулирующие дееспособность . нормы, устанавливающие порядок участия в процессе свидетелей, экспертов и других лиц, для которых это участие — необходимо).
3. Регулируют начальную стадию административного процесса (возбуждение), (нормы, устанавливающие порядок возбуждения производства по делу . нормы, определяющие место и время разбирательства . нормы, предусматривающие основания возбуждения дела . нормы, предусматривающие основные условия рассмотрения административных дел . Устанавливающие обязанность выяснения обстоятельств дела . нормы, предусматривающие условия, при которых может быть приостановление производства или его прекращение . правила оформления протокола)
4. Регулирование порядка вынесения постановления по делу (устанавливающие основания вынесения постановления по делу . определяющие сроки вынесения постановления . регламентирующие порядок вынесения постановления . нормы, определяющие условия, связанные с необходимостью внесения изменений и дополнений в принятое постановление)
5. Нормы, регулирующие порядок исполнения постановления, принятого по делу.
6. Административно-процессуальные правила, регулирующие заключительную стадию административного процесса (факультативная) – обжалование.
Предмет, метод, источники и система Административно-процессуального права
Предмет регулирования – первый признак выделения отрасли.
Административно-процессуальное право – отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной сласти и субъектов российской федерации, а так же иными компетентными субъектами.
Элементы предмета процессуальной отрасли права:
1. Фактическое общественное отношение, ставшее предметом регулирования материальной отрасли
2. Материально-правовое отношение, опосредующее данное общественное отношение.
Виды отношений административно-процессуального права:
1. Фактическое (простое) отношение
2. Материально-правовое отношение
3. Процессуальное отношение
Простое отношение – регулируется материальной нормой административного права.
Предметом административно-процессуального права – материально-правовые отношения, складывающиеся в связи с осуществлением задач государственного управления и административно-процессуальная процедура их реализации.
Основа системы норм:
1. Особенность: Они регулируют вопросы общего свойства и распространяются на самые различные группы отношений. (Общая часть)
Образуют: административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников процесса . регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления . Регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.
2. Более узкие сферы общественных отношений (особенная часть)
Образуют: нормы, регулирующие различные производства