Активизацияпознавательной деятельности на уроках литературного чтения.
Значение чтения икниги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно.Видные мыслители, ученые, писатели, общественные деятели, педагоги важное местоотводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека.Поэтому так важно с детских лет прививать ребенку любовь к чтению. Интерес ккниге и показать не только ее роль в жизни человека, но и вооружить ребенкаумением читать. Сформировать сознательного читателя-ребенка — совсем не простаязадача перед начальной школой. Уметь читать в широком смысле этого слова -значит … извлечь из мертвой буквы живой смысл, — говорил великийпедагог К.Д. Ушинский. — Читать — это еще ничего не значит; что читать и какпонимать читаемое — вот в чем главное. Сформировать сознательногочитателя — ребенка — совсем не простая задача, стоящая перед начальной школой.Чтобы научить ребенка читать, необходимо вооружить его техникой чтения (т.е.чтением вслух и молча), сформировать правильный механизм восприятияхудожественного и научно-познавательного текста, детской книги, научитьработать с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские умения.
В школезакладываются основы для будущих социальных достижений обучающихся, формируютсяих личности, отношения к себе, к окружающим, культурная компетентность.
Дети от природы –очень любознательный народ, но всё чаще в школах можно увидеть картинку строк из стихотворения В. Берестова:
У маленьких учеников
Спросил художникТокмаков:
«А кто умеетрисовать?»
Рук поднялось – несосчитать.
Шестые классы.Токмаков
И тут спросилучеников:
«Ну, кто умеетрисовать?»
Рук поднялосьпримерно пять.
В десятом классеТокмаков
Опять спросилучеников:
«Так кто ж умеетрисовать?»
Рук поднятых и невидать.
А ведь ребята всамом деле
Когда-то рисоватьумели,
И солнце налистах смеялось.
Куда же всё этодевалось?
Поэтому передучителем начальных классов стоит огромная задача : превратить маленькогодошкольника в юного исследователя, владеющего информацией и ищущего её, помочьсознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательнойдеятельности ( без принуждения и вознаграждения),сделать так, чтобы сохранитьего интерес к знаниям и учению на протяжении всей жизни.
Но в последнеевремя я всё чаще сталкиваюсь с проблемой негативного отношения детей к чтениюпроизведений на уроках литературного чтения. Всё это связано с тем, чтотрадиция чтения детям вслух «уходит», библиотека для большинства детейстановится местом, где многие ребята занимаются рассматриванием красочныхжурналов, а не прочтением познавательной литературы. А ведь благодаря урокамчтения, формируются такие понятия как доброта, честность, взаимопонимание,чувство долга и многое другое. И если ребёнок хорошо овладел таким предметом как чтение, то и другие дисциплины будут осваиваться им успешно.
В связи с этим, науроках отвожу большое внимание формированию основополагающей читательскойкомпетентности внедрением различных способов активизации познавательнойдеятельности младших школьников.
Для активизациипознавательной деятельности часто использую информационные технологии. Мояпрактика показывает, что при условии продуманного применения новыхинформационных технологий в рамках традиционного урока появляютсянеограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебногопроцесса. У детей в большей степени развивается воображение, мышление.Информационные технологии могут включаться в любой этап урока: введение новыхзнаний, обобщение, контроль. Компьютер помогает вовлечь ребят в литературноетворчество, является огромным стимулом в учении. Так как дети с интересомпринимают участие в поиске информации в Интернете, подготовке сообщений,докладов, составлению презентаций.
На уроках часто используюскороговорки – в качестве речевых разминок. А для их поиска пользуюсьразличными Интернет –ресурсами.
Так же на чтениивовлекаю детей в игровую деятельность. Игра имеет огромное значение дляуточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентовучебной деятельности- умение действовать в соответствии с правилами, подчинятьсвои действия действиям других участников игры. Чем младше учащийся начальнойшколы, тем больше места на уроках должна занимать игра. Во время игры дети имеютвозможность высказывать неправильные суждения и не получают за этоотрицательных оценок, не боятся сделать что- то не так как обычно. Многиеученики младшего возраста болезненно реагируют на каждое замечание учителя иочень переживают после этого. В игре отсутствие знаний или их неточностьрастворяется в сюжете, поэтому ребёнок не опасается сказать что- то не так. Науроках используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки»,«Тише- громче», «Медленно- быстро» и другие. Очень нравятся детям игры-драматизации, где ребята инсценируют, изображают героев с помощью мимики,жестов. Драматизация важна для развития речи и эмоционального развития ребёнка.Знакомство с приёмами драматизации начинаю с первого класса с инсценировкисказок. Играя, выступая в самых разных ролях, ребёнок избавляется от такихпроблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, болезнь публичноговыступления. Играя, ребёнок самовыражается, самоутверждается. Очень нравятся науроках речевые игры со стихами. В них есть сюжет, есть действие. Вместе сдетьми продумываем каждое движение, рифмуем целые слова и строки:
Ши- ши- ши-зашумели камыши.
Часто применяюигру «Укрась слово» -подобрать к существительному как можно большеприлагательных.
В качестве ещеодной из форм активизации учащихся на уроке чтения использую групповую работу.Дети работают в командах с лидером (выбирают сами учащиеся, назначаю сама). Ониучатся подчиняться, прислушиваться, другие- руководить. Особенно такую работулюблю проводить на нетрадиционных уроках: урок- викторина, урок- путешествие,урок- сказка, на которых проявляется интерес школьника и читательские интересыи умения. Обстановка в классе на таких уроках соответствует образу, введённомув дидактику К. Д. Ушинским: «Нужно позволять кассу свободно бурлить ,волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны дляуспеха учения, мёртвая тишина на уроках недопустима. Важно позволять ученикамзадавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классесвободно и непринужденно».
Ребята судовольствием выполняют творческие задания, в этом нам помогают рабочие тетрадипо «Литературному чтению».Предлагаю упражнения для развития видеть проблему:
*продолжинезаконченный рассказ;
*составь небольшойстишок по рифмам;
*составь рассказот имени другого персонажа;
*опиши один изпредметов, героев.
Вслед завыявлением проблемы идет поиск решения. Поэтому на уроках используюмини-проекты, которые укладываются в один урок.
Для повышениякачества знаний младших школьников на уроках чтения разрабатываюиндивидуальные задания по модульному принципу, то есть выбирая задания изразных учебных пособий, разноуровневого содержания и с учётом психолого-педагогических особенностей. Такие индивидуальные задания дают возможность включатьсяв активную и эффективную учебно- познавательную деятельность, работать сдифференцированной по содержанию программой. Идёт индивидуализация контроля,самоконтроля, консультирования. А чтобы уроки не были скучными и ученики неуставали, сочетаю и комбинирую различные формы контроля. Главной задачейкоторого ставится: научение самостоятельному поиску и исправлению ошибок,нахождению правильного ответа. Контроль провожу в виде:
*опроса покарточкам;
*проверочных работразноуровневого характера;
*опроса свыборочной системой ответов;
*тестов.
Для качественногоконтроля на уроках постоянно меняю различные виды деятельности:
-решениелогических задач(речевые разминки)
-игра (загадки,кроссворды, ребусы)
-работа с текстом
— практическаяработа
В практическойработе используются различные оздоровительные упражнения: самовнушение, хоровоечтение; музыка; изобразительное искусство; работа с природным материалом. Этаработа способствует снижению утомляемости, повышению эмоционального настроя,работоспособности. А это в свою очередь, способствует укреплению здоровьяучащихся – важной составной частью здоровьесберегающей работы учителя.Психологический климат на уроке очень важен. Поэтому употребляю на урокахтолько такие слова , которые не унизят, а помогут ученику поверить в себя, всвои силы. Таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, ас другой- появляется дополнительный стимул для раскрытия творческихвозможностей каждого ребёнка на уроке.
Для подведенияитогов всего сказанного провела диагностику качества знаний младших школьников.Анализируя результаты исследования можно отметить, что знания стали болееглубокими и разносторонними. То есть большинство учеников в классе повысилизнания по предмету. Существенно повысилось владение смыслом, умение оперироватьпонятиями.
№ |
Фамилия, имя |
Средний балл |
Уровень успеваемости |
1 |
Беляева Александра |
5,0 |
высокий |
2 |
Боровая Мария |
5,0 |
высокий |
3 |
Бузунова Алиса |
4,0 |
высокий |
4 |
Бурковская Светлана |
5,0 |
высокий |
5 |
Горынцева Жанна |
5,0 |
высокий |
6 |
Горобец Руслана |
5,0 |
высокий |
7 |
Евдокимова Милана |
5,0 |
высокий |
8 |
Комарова Илона |
3,8 |
средний |
9 |
Корюковец Настя |
5,0 |
высокий Представленная информация была полезной? ДА 60.92% НЕТ 39.08% Проголосовало: 1538 |
10 |
Коржавина Дарья |
5,0 |
высокий |
11 |
Леготина Анна |
2,5 |
низкий |
12 |
Лысцев Матвей |
5,0 |
высокий |
13 |
Милькова Дарья |
3,8 |
средний |
14 |
Патюкова Мария |
4,0 |
высокий |
15 |
Паутова Вера |
4,8 |
высокий |
16 |
Родыгин Егор |
5,0 |
высокий |
17 |
Рожнова Таисия |
5,0 |
высокий |
18 |
Слотина Александра |
3,5 |
средний |
19 |
Солодовник Камилла |
4,8 |
высокий |
20 |
Спиридонов Иван |
5,0 |
высокий |
21 |
Сырорыбов Егор |
2,8 |
низкий |
22 |
Телицын Андрей |
4,8 |
высокий |
23 |
Трапезников Савелий |
4,5 |
высокий |
24. |
Титов Артём |
2,5 |
низкий |
25. |
Ушакова Полина |
3,0 |
средний |
26. |
Шилова Стефания |
3,0 |
средний |
27. |
Щукина Алина |
2,5 |
низкий |
Оценку усвоениязнаний даю сама по пятибалльной шкале, путём вывода среднего балла по всемпоказателям (приложение №1).
Интерпретациярезультатов:
Высокий уровеньусвоения знаний -4,0- 5,0 (18 человек- 67 %)
Средний уровень-3,0- 3,9 ( 5 человек- 18%)
Низкий уровень-2,5 -2,9 ( 4 человека- 15%)
Также провела очередную проверку по технике чтения и получила соответствующиерезультаты:
Изменениятехники чтения показывают положительную динамику. Снижается количество детейчитающих ниже нормы. Но «поле» деятельности ещё огромно, так как есть дети снизкой познавательной активностью. Есть над чем работать, выискивать для этоговсё новые и новые методы и формы работы, а значит учиться самой.
