X-PDF

Активные методы обучения на уроках истории и обществознания

Поделиться статьей

Единственный путь, ведущий к знаниям, — этодеятельность. Б.Шоу

Тема: Активные методы обучения на уроках истории иобществознания

Кривошапкина Д. В., учительистории и обществознания

МАОУ НПСОШ № 2 г.Якутска

В настоящее времяучебный процесс требует постоянного совершенствования. Федеральныегосударственные образовательные стандарты предполагают увеличение объема и ролисамостоятельной работы обучающихся, широкое применение активных методовобучения. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученикуприоритетной целью школьного образования становится развитие способностиученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Актуальность данной темы заключается в том, чтопоявление и развитие активных методов обучения обусловлено возникающими передпроцессом обучения новыми задачами, состоящими в том, чтобы не только датьобучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательныхинтересов и способностей, творческого мышления, умений и навыковсамостоятельного умственного труда.

Современные активные методы обучения – это способыактивизации учебно-познавательной деятельности  обучающихся, которые побуждаютих к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладенияматериалом, когда активен не только преподаватель, но активны и обучающиеся.

Уровни активности личности:

1. Активность воспроизведения – стремление учащихсяпонять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения пообразцу.

2. Активность толкования – стремление учащихсяпонять смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знанийв измененных условиях.

3. Творческая активность – стремление учащихся ктеоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем,усиленное проявление познавательных интересов.

В этой связи акценты при изучении учебных дисциплинпереносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависитот познавательной активности самого обучающегося. Успешность достижения этойцели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и оттого, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистическихусловиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностныйпотенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

                                             

Активные формы обучения

Формы обучения

Преимущества

Недостатки

Индивидуально-обособленная форма

-учитывает особенности каждого ученика;

-учит индивидуальному труду и представляет большие возможности для самостоятельной работы;

— способствует сознательному и прочному усвоению знаний, учений и навыков.

— требует больших расходов времени и усилий учителя;

— не способствует развитию коллективизма в обучении, так как каждый отвечает сам за себя.

Фронтальная форма

Если данная форма осуществляется на активной основе, то, участвуя в общей работе, ученик ощущает ритм совместного поиска, разделяет успех общих достижений, проявляет творческую активность.

— резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности учащихся, ибо учитель обучает всех.

Групповая форма

— порождает взаимную ответственность и внимательность;

— формирует интерес к работе товарищей.

— успех зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

 

Рекомендации по выбору вида АМО:

-соответствие целям и задачам, принципам обучения;

-соответствие возможностям обучаемых: возрасту,психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т.д.;

— соответствие условиям и времени, отведенному наобучение;

— соответствие возможностям педагога: егоопыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

 

Формы организации обучения с использованиемактивных методов обучения.

Активных методов обучения в педагогике существуетмножество: эвристическая беседа, метод дискуссии, мозговая атака, методкруглого стола, деловая игра, конкурсы практических работ с их обсуждением,ролевая игра, метод игрового производственного проектирования, анализконкретных ситуаций, проблемные лекции, проблемные семинары и другие.Разумеется, каждый из них имеет не только ценность, но и свои особенности. Воснове активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем иобучающимися, так и между самими обучающимися. А в процессе диалога развиваютсякоммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самоеглавное развивается речь обучающихся.

Мне как учителю истории и обществознания оченьважно, чтобы каждый урок был интересен и познавателен, чтобы поставленныеобразовательные задачи действительно работали с каждым учеником, независимо отих уровня обучения. Например, в своей работе я использую следующие приемы АМО.

 

АМО на этапе формирования мотиваций:

 «Педагогика удивления» методика разработанная П.А.Степичевым. Удивление – начальная фаза развития познавательного интереса. Любойучитель, в той или иной степени, способен удивить учеников на своих уроках.П.А. Степичев выделяет следующие источники удивления:

— удивление фактом

— удивление методом

— удивление средой

— удивление своим потенциалом

Рассмотрим более подробно каждый из них на примерах.

Первый источник удивления — удивление фактом.Урок можно начать со словами «Верите ли вы, что….», на уроках истории можноиспользовать задачник А.А. Гин «Однажды в истории», который не оставитравнодушным никого из учеников.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1637/2_0c3793d03a5f09186ece7c422d9f00da_1473869617.jpghttps://img.labirint.ru/images/comments_pic/1637/3_71190519172af4439c967c0a2e907273_1473869650.jpg

Второй источник удивления – удивление методом.То, как учитель представляет сложный для понимания школьников процесс развитиячеловека, может вызвать удивление и восторг. Так, для объяснения можноиспользовать собственную руку, где по большому пальцу показываешь, удобно либыло первобытному человеку держать орудие труда. 

Третий источник удивления – образовательная среда,в которую попадает обучающийся. Это может быть грамотно оформленный кабинетистории с интересными и красочными табличками, надписями цитат на латинскомязыке,  на входной двери; либо ситуация, которую создает учитель во времяурока. В качестве героев мифов или фильмов могут быть привлечены старшеклассники(урок-путешествие). Исторические игры также вызывают особый интерес и удивлениеу детей.

И, наконец, четвертыйисточник удивления – собственные силы учащегося. Это самый сильныйинструмент, позволяющий влиять на собственную мотивацию. Огромныйпотенциал для удивления учащихся полученными в итоге работы имеет научноисследовательская деятельность учащихся. Иногда она появляется из личных интересов и увлечений учащихся.Например, работая над исследовательским проектом «Исследование истории Якутии вгоды Великой Отечественной войны на примере моей семьи», самым увлекательнымэтапом является изучение родословной своей семьи.

 

 

2. АМО при проверке домашнего задания.

«Интеллектуальная разминка» 2-3 не очень сложныхвопроса для размышления. Верю-не верю «Верите ли вы что…». «Узнай меня» можнопредложить учащимся выступить от имени известной персоны, при этом не называяее, но описать поступки, открытия, размышления. «Да-Нет» это универсальнаяигра, которая нравится детям и делает их активными участниками игры, «Рыцарскийтурнир», «Найди ошибку» и др.

 

3. АМО на этапе изучения нового материала.

«Мозговой штурм». Для начала нужно определиться стемой и целью урока, конкретизировать учебную задачу. Затем планируется общийплан занятия, время, отводимое на каждый из этапов. Важно подобрать рядвопросов для разминки, и разработать критерии оценки и выбора «лучшегопредложения. Три этапа мозгового штурма: 1. Создание банка идей; 2. Анализидей; 3. Обработка результатов.

«Колесо последствий» этот вид работы поощряетучеников к тому, чтобы обдумывать прямые и косвенные последствия определенногособытия или действия. Ученики наглядно отображают эти действия.

«Строительство стен». Этот вид работы позволяетученикам рассмотреть все пункты, которые могут быть важны, когда рассматриваешьключевую проблему. В дальнейшем в ходе этого упражнения ученики должныопределить приоритет идей и информации по вопросу и обсудить обоснование своеговыбора.

«Пять вопросов». Это упражнение на сбор информации,которое позволяет ученикам более глубоко изучить вопрос и разбить его на болеемелкие подтемы или задания. Оно дает ученикам возможность разобраться в сложныхтемах и позволяет исследовать все виды возможностей планирования действий ипостановки целей.

 

4. АМО при работе с текстом.

«Вопрос к тексту» перед изучением учебника текста,ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов, не менее 3репродуктивных вопросов, и не менее 5 расширяющих и развивающих вопросов.

«Своя опора» ученик составляет собственный опорныйконспект по новому материалу. Как вариант, ученики обмениваются опорнымиконспектами и проговаривают тему по соседнему опорному конспекту.

«Шпаргалки» учащиеся читают текст, передаютсодержание текста с помощью схем, слов, рисунков, шпаргалки перемешиваются.Ученики по желанию вытягивают одну из шпаргалок и пробуют рассказать материалпо ней.

Варианты: кластеры, интеллект-карты, инсерт,совместный поиск, понятийный диктант, слабое звено и др.

 

5. АМО на этапе обобщения и закрепления.

«Портрет». Лучше всего эту форму работы применятьна уроках обобщения изучаемого периода, данный прием имеет сходство с «Узнайменя».

«Ученые и их открытия» этот прием можно считатьлогическим продолжением метода «Узнай меня», но он отличается формойпроведения. Эту игру можно проводить на уроках систематизации или закреплениязнаний (тематического или ежегодного).

«Мои тезисы» пример того, как методом ускоренногообучения весело и оптимистично можно закончить учебное занятие, поощряяучастников к закреплению главных тезисов изученного (по Дж. Восс, Г. Драйдену)

 

6. АМО домашнее задание, используются приемы  «Творческое задание», «Найдизадание», «Беспроигрышная лотерея», «Кубик», «Ярмарочная распродажа», «Выберисам», «Одно задание на двоих»

 

7. АМО на этапе рефлексии, можно детям предложить такие методы как: «Подведем итоги»,«Незаконченное предложение», «Саморефлексия», «Эссе», «Бортовой журнал»,«Чемодан, корзина, мясорубка», «Телеграмма», «Коллективное письмо»,«Слово-импульс».

Таким образом активные методы обучения предполагаютиспользование такой системы методов, которая направлена главным образом, не наизложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельноеовладение обучающимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Непродуманное или случайное использование активныхметодов не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важнотщательно разрабатывать и внедрять в урок активные методы обучения, учитываяиндивидуальные особенности класса и отдельных учеников.

Чтобы обучать учащихся посредством активныхметодов, активным должен быть сам педагог. Иногда бывает так, что не всегда спервого раза все получается, наша мотивация зависит от определенного успеха.

Риски необоснованного применения АМО:

— Непонимание того, что такое АМО.

— Теоретическая неподготовленность при работе стеми или иными АМО.

— Бессистемное применение АМО.

— Отсутствие четкого представления о результативностииспользования методов («метод ради результата, а не метод»).

— Чрезмерное увлечение педагогами АМО (этоинструмент, а не развлечение обучающимися).

 

Список использованной литературы

1.                 Балаев А. А. Активныеметоды обучения. – М., Профиздат, 1986.

2.                 Смолкин А. М. Методыактивного обучения. – М., 1991.

3.                 Степичев П. А. Педагогика удивления: новаяпарадигма образования в XXI веке // Paradigmata poznání.  2015.  №4.

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.1%
НЕТ
38.9%
Проголосовало: 1419

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.1% НЕТ 38.9% Проголосовало: 1419


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет