Рассматриваются новые явления в области занятости и труда, к числу которых относят организационную гибкость, деквалификацию, сочетание процессов гуманизации и дегуманизации труда.
Изменения последних лет в сфере труда нашли свое отражение в таком процессе, как трансформация занятости населения (изменение структуры занятости населения, расширение сферы приложения трудовой деятельности и возрастание роли неформального сектора экономики).
Рассмотреть трудовой процесс и условия его организации, теория К.Маркса, концепции тейлоризма и фордизма.
70-е годы характеризуются появлением новых моделей организации трудовых процессов. Представитель английской школы Г. Браверман опирался на теорию Маркса.
Японизация и американизация производства. Какое место в указанном процессе принадлежит России? Положительные результаты и негативные последствия использования зарубежного опыта организации производства и труда на современных российских предприятиях.
Рассмотрение оплаты труда в современных условиях и выделение основных тенденций. Половая дискриминация в сфере труда. Факторы роста и характерные черты безработицы.
3. Современный трудовой коллектив
И проблемы его функционирования
Раскрывается роль теории социальной группы, которая оказывается связующим звеном между отдельным человеком и обществом. Особое значение отводится трудовым группам, так как труд представляет собой одно из наиболее сущностных проявлений человеческой природы. С категорией «трудовая группа» тесно связано понятие «трудовой коллектив».
В теоретическом аспекте под трудовым коллективом понимается объединение группы работников в целях осуществления совместной общественно полезной трудовой деятельности. Существует две позиции по вопросу о трудовых коллективах как основных объектах изучения, характерных как для западной, так и для отечественной науки.
Социальная структура трудовых коллективов, ее определение в российской и западной социологии (концепция разделения рабочих на основных и вспомогательных, изменение соотношения между основными и вспомогательными рабочими, или периферийными, т.е. теми, кто работал неполное рабочее время или был нанят временно).
Формальные и неформальные отношения в сфере труда, выделение трех типов отношений, как нормы поведения.
Важнейшими специфическими проблемами являются: невыполнение правил технологии и техники безопасности . нарушения трудовой дисциплины, трудоустройства и продвижение на работе . неофициальная система получения информации . неформальная работа и неформальный доход.
Самостоятельной острой социальной проблемой является приватизация предприятий и изменение трудовых отношений.
Литература
1. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. пособие. – М., 1999. – Гл. 1, 10, 11.
2. Маркович Д. О предмете и задачах социологии труда // Социс. – 1996. – № 3.
3. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 1998. – Гл. 13.
4. Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997.
5. Экономика и социология труда: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Д, 1999. – Разд. 2.
6. Соколова Т.Н. Социология труда. – Минск: Вышейш. Шк., 2002.
7. Токарская Н.М., Карпикова И.С. Социология труда. Учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1997.
Контрольные вопросы
1. Какие глобальные изменения в сфере труда характерны для современного общества?
2. Назовите основные характеристики трудовых групп. Какие функции они реализуют?
3. Какие социальные процессы в сфере труда вы можете назвать? Каково их содержание?
4. Охарактеризуйте основной круг социальных проблем в сфере труда, присущих современной российской экономике.
Тема 14. Социология организаций
План
1. Предмет и объект социологии организаций.
2. Основные концепции организации.
3. Понятие социальной организации, ее элементы.
4. Типология организаций.
5. Корпоративная культура: понятие и элементы.
1. Предмет и объект социологии организаций
Предметная область социологии организаций: природа социальных организаций, их особенности, эволюция . социальные процессы, протекающие в организации . механизм функционирования и развития организации . средства регуляции организационного поведения.
Особенности социологии организаций:
· во-первых, в отличие от узкопредметных теорий, рассматривающих организацию в качестве объекта своего изучения, социология организаций анализирует организацию на основе теорий, возникших на стыке социологии, менеджмента, социальной психологии .
· во-вторых, центральной проблемой социологии организаций является феномен социальной организованности, проявляющийся во всех сферах социальной жизни .
· в-третьих, предмет социологии организаций частично совпадает с предметами изучения смежных наук, по отношению к которым она выполняет теоретико-методологические функции.
2. Основные концепции организаций
1. «Организация как трудовой процесс» (тейлоризм). Главная особенность — детально расписанное поведение работников по рационализированной схеме.
2. «Организация-машина» (А.Файоль, Л.Урвик и др.). Организация-механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии.
3. «Бюрократическая» модель организации – концепция рационализации поведения человека (М.Вебер). Разработана с целью преодоления свойственной людям иррациональности в поступках и отношениях.
4. «Организация-община» (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер). Ключевыми являются отношения «человек-человек», «человек-группа». Главный регулятор — принятые в группе нормы поведения.
5. «Естественная» организация. Основана на идеях Т.Парсонса, Р. Мертона и др. Функционирование организации рассматривается как объективный, саморегулирующийся процесс, в котором субъективное начало не является преобладающим.
6. Системное построение организации. Методологическим кредо данного направления можно назвать тезис У. Эшби о «необходимом разнообразии». Принцип только «разнообразие может поглотить разнообразие» является ключом для анализа и построения организационных систем.
3. Понятие социальной организации, ее элементы
Рационалистские (целевые) подходы к определению организаций: организация — специально сконструированная социальная система, предназначенная для достижения определенной цели (М. Вебер, А.И. Пригожин, С.С. Фролов и др.).
Определение организации с точки зрения органицизма: организация -живой социальный организм, подобный биологическому организму (Ж.Хайес, К. Скотт, Т. Питерс и У. Уотерман, Д. Марч и Г. Саймон).
Интегральные определения организации: социальная организация-это относительно устойчивая социальная целостность (социальная общность), проявляющая разумное поведение, подобно живому организму (В.И.Франчук).
Элементы организации(целевой подход):
1. Социальная структура:
· нормативная структура – ценности, нормы, ролевые ожидания .
· фактический порядок – поведенческая структура.
2. Цели:
основные
· Цели — задания — определяются организацией более высокого порядка .
· цели – ориентации – совокупность целей участников организации .
· цели – системы – стремление сохранить организацию как единое целое
производные
· стимулирование работников, повышение качества, укрепление дисциплины и т.д.
3. Технологии
· система физических объектов, составляющих организацию .
· совокупность знаний о процессах, протекающих в данной сфере функционирования организаций («ноу-хау») .
· физические объекты плюс человеческая активность.
4. Внешнее окружение: государство и политическая система, экономика, культура и др.
Основные понятия, необходимые для построения
концептуальной схемы целевой организации:
Иерархия-
· централизация .
· личная зависимость .
· власть.
Управление-
· целевое управляющее воздействие (целеполагание и целеосуществление) .
· сомоорганизация.
4. Типология организаций
Основные классификационные признаки:
· происхождение (естественные, искусственные, естественно-искуственные) .
· наличие признаков организации (собственно организации, полуорганизации) .
· цели (деловые организации, союзные организации) .
· уровень организационной системы (первичные организации, надорганизации) .
· степень формализации отношений (формальные, неформальные) .
· по характеру взаимодействия с обществом (открытые, закрытые).
Особенности искусственных организаций: ориентация на определенные социальные потребности, целенаправленность, единый центр управления, иерархическая структура, интегрированный характер.
Особенности естественных организаций: отсутствие целей создания, универсальный характер деятельности, гибкая структура управления.
Особенности естественно-искусственных организаций: целостность, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность к саморазвитию.
Классификация А.И. Пригожина
«Деловые» организации» (предприятия, учреждения). Создаются отдельными предпринимателями и более широкими системами: государством, местной властью, АО, партиями и т.д. Участие в этих организациях дает доход, заработную плату.
«Деловые» организации»:
1.Первичные организации:
-предприятия .
— учреждения.
2.Надорганизации:
-корпорации .
— ведомства .
-региональные органы управления.
Союзные (общественные) организации. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от подчиненных. Членство дает удовлетворение политических, культурных, социальных, творческих и иных интересов участников.
Союзные организации:
1.Ориентированные на потребности общества
-политические .
— проблемные .
— творческие.
2.Ориентированные на потребности своих членов
-корпоративные .
-взаимопомощи .
-любительство.
Ассоциативные организации — образования, имеющие ряд признаков организации: автономию, стабильность состава, иерархию и др.
Классификация Н. Смелзера
· Добровольные ассоциации. Свойственны три основные черты: образована для защиты общих интересов ее членов . членство является добровольным . организация этого типа не связана с правительственными органами.
· Тотальные учреждения (больницы, дома и санатории для людей, которые не могут сами о себе позаботиться . тюрьмы . военные казармы, закрытые учебные заведения и пр. . мужские и женские монастыри).
· Бюрократии. Для них характерны строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, выражающееся в иерархии власти.
5. Корпоративная культура: понятие и основные элементы
Организационная культура — совокупность норм поведения, символов, ритуалов и мифов, которые соответствуют разделяемым большинством или определяемым сверху базовым ценностям.
Организационные ценности:
· общие ценности, определяющие функционирование организации (стабильный заказчик, результативность деятельности, эффективность, социальная политика и др.) .
· внутриорганизационные ценности (дисциплина, стабильность поведения работников, творчество, инициатива и др.).
Совокупность ключевых ценностей — «кредо», «миссия» «философия» предприятия.
Знаково-символическая система
· Мифология — система словесных символов (метафорические истории, «герои» и др.) .
· Обряды, ритуалы (посвятительные обряды, церемонии проводов, совместные обеды и т.п.) .
· Стиль одежды, знаки отличия статуса, награды и т.д.
Типология корпоративной культуры
Классификация С. Ханди
· Культура «Власти» или культура «Зевса» .
· Культура «Роли» или культура «Аполлона» .
· Культура «Задачи» или культура «Афины» .
· Культура «Личности» или культура «Диониса».
Классификация Г. Хофштеде
· «Коллективистская» и «индивидуалистская» культуры .
· Культуры с низким и высоким индексами по признаку «дистанция власти» .
· Культуры с низким и высоким индексами по признаку «стремление к избежанию неопределенности» .
· «Женская» и «мужская» культуры.
Классификация Т.Е. Дейла и А.А. Кеннеди
· Высокий риск, быстрая обратная связь .
· Высокий риск, большие инвестиции, медленная обратная связь .
· Низкий риск, быстрая обратная связь .
· Низкий риск, медленная обратная связь.
Классификация Р. Блез и Ж. Матетона
· Сильная ориентация на личность и сильная ориентация на экономическую эффективность .
· Слабая ориентация на личность и слабая ориентация на экономическую эффективность .
· Сильная ориентация на личность и слабая ориентация на экономическую эффективность .
· Слабая ориентация на личность и сильная ориентация на экономическую эффективность.
Классификация И. Оучи
· Рыночная культура .
· Бюрократическая культура .
· Клановая культура
Литература
1. Алексич М.Т. Социология и менеджмент. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1995. – Гл.3.
2. Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. пособие. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – Гл. 1, 2, 15.
3. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2000. – Лекции 5, 6, 7.
4. Мендра А. Основы социологии: Учебное пособие для вузов / Пер. с фр. Е.О. Пучковой – М.: Nota Bene, 2000. – Гл. 9.
5. Удальцова М.В. Социология управления: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА.- М., Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – Гл. 1, 2.
6. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – Гл.1-6.
7. Щербина В.В. Социальные теории организаций: словарь. – М.: ИНФРА, 2000.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит отличие социологии организаций от смежных дисциплин, имеющих организацию в качестве объекта изучения?
2. Сформулируйте принципиальные характеристики основных концептуальных моделей организаций. Какая модель является доминирующей в настоящее время? Почему?
3. Что такое сетевая организация? В чем ее отличие от других организаций? Каковы особенности корпоративной культуры в сетевой организации?
4. Что означает понятие «активная социология»?
5. В чем состоит особенность социологического подхода к изучению и решению проблем функционирования организаций?
6. Как корпоративная культура соотносится с доминирующей культурой?