«Актуальные вопросы по организацииработы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все большедетей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не толькочасто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышеннойвозбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью,повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР,аутизм, эпилепсия, ДЦП).
«Я считаю, что к каждому ребенку с ОВЗ следует подходить не спозиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может,несмотря на имеющиеся нарушения».
- Первым и самым важным условием для успешной организации инклюзивного обучения является
- установление тесного сотрудничества между педагогом, ребенком, родителями, специалистами сопровождения.
- Основная трудность, которая появляется у меня во время проведения урока — это его перестроение его хода и выбор методов объяснения материала. Потому что никогда не знаешь поймёт ли ребёнок тему урока.
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
- воздействие на все органы чувств;
- разнообразные виды деятельности;
- обращение к опыту ребенка;
- комфортные условия на уроке;
- ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
- содружество учителя;
- задания малыми дозами;
- игра;
- чувство самодостаточности, уважение к личности .
Хочу добавить, чтодо начала занятий обязательно ребёнок хочет рассказать, как у него дела, что унего сегодня было интересного до школы, очень любит рассказывать какой сон онсмотрел и как поживает его домашний питомец. После такой небольшой беседыпредлагаю выбрать с какого урока мы начнём занятие.
Мной использовались методы и формы работы с детьми сОВЗ, дающие положительную динамику
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе,инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительныхрезультатов)
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем,рисунков таблиц, карт;
3.Смена видов деятельности каждые 10 минут с целью предупрежденияутомления;
4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднениес ответом;
6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требоватьот обучающегося того, что он не может сделать, учитывать психологическоесостояние на конкретный момент;
7. Оценивать не результат здесь и сейчас за то, что получилосьсегодня к концу урока, потому что завтра ребёнок может забыть, если это былатема устного предмета, например, по окружающему миру, и она далека отреальности ребёнка. Это разделы истории в 4 классе. Когда очень труднообъяснить кто такие первобытные люди или как и почему произошла Невская битваво главе с Александром Невским. В общем раздел истории – это очень трудно! Нозато отлично усваиваются правила безопасности: дорожной, пожарной, если одиндома и т.д.
8. Малый объём работы на уроке. Если в классе здоровый ученикдолжен выполнить весь столбик примеров, с то ребёнком – надомником выполним всегонесколько столбиков. Мы работаем в тетрадях на печатной основе. Но если что –то даётся трудно , либо надо составит краткую запись условия задачи, либосделать чертёж, тогда используем обычную тетрадь в клетку. А так как естьпроблемы со зрением , то используем тетради в крупную клетку и в широкую линиюс первого класса.
Я обучаларебёнка, у которого есть инвалидность. Его заболевание связано с органическим поражениемЦНС смешанного генеза. У него врождённая мальформация головного мозга,нарушение органогенеза, двусторонняя открытая шизэнцефалия, вариант строенияВиллизиева круга, симптоматическая эпилепсия,приступы по типу сложных абсансов,спастический тетрапарез с задержкой психомоторного развития, дизартрия, ОНР 3уровня, задержка психоречевого развития. Гипердинамический синдром. А как следствиенарушение опорно – двигательного аппарата, искривление позвоночника кифо-скалеозного типа, нарушение зрения, слуха, рассеянное внимание икратковременная память. Асимметрия мышечного тонуса ,из-за чего левая рука вгипертонусе, а правая практически не работает. Что представляет собой сложностьв обучении письму.
Важнейшими орфографическими умениями, обеспечивающимиосмысленное отношение к правописанию, являются умения видеть и слышатьорфограмму при письме и знать, как найти способ её проверки. И чтобы добитьсярезультатов в этом вопросе, необходима постоянная работа в определеннойсистеме.
Самую значительную часть орфограмм русского языка,составляют орфограммы слабых позиций, к которым в первую очередь относятсябезударные гласные в разных частях слова, согласные, парные позвонкости-глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными.Результат обучения орфографии зависит от его первоначального этапа, тоесть от того, развита ли у учащихся способность находить орфограммы.
Работу надорфографической грамотностью следует начинать с развития их орфографической зоркости.Важно, прежде всего, научить ребёнкаа ставить перед собой орфографическиезадачи, а затем уже постепенно учить их решению.
Найдено «опасное»место. Перед учеником встает проблема, это заставляет его искать путь решения орфографической задачи.
1.Найди орфограмму.
2.Определи тип орфограммы.
3.Определи, гласный или согласный.
4.Определи, ударный или безударный.
5.Определи часть слова.
6.Определи часть речи.
7.Вспомни правило, запиши правильно.
Орфографическаязадача решена.
Каждое слово проговариваетсяорфографически, а затем орфоэпически.
1. Назови слова с безударной гласнойв корне слова. Как их проверить? Докажи.
2. Назови слова с проверяемыми парными согласными в корне. Докажи. Назови слова непроизносимымисогласными. Докажи.
3. Назовите слова с непроверяемыминаписаниями. Назовите их. Докажите
4. Написание, каких слов расходится сих произношение. Докажи.
8. Назовите все существительные, исключите лишнее,определите их склонение.
Разберите по составу слово заморозки.
Сделайте фонетический разбор слова ночь.
Подберите синонимы и антонимы к слову большой.
Составьте предложение со словом дорожкаи выделите грамматическую основу.
Важное место в системе развития орфографическойзоркости занимают: работа над ошибками, орфографическое проговаривание,графическое выделение орфограмм (вставить пропущенные буквы, объяснитьправописание выделенных букв, корней, слов и т.д.).
Письмо — один из самых сложных процессов, которому человекуприходится обучаться. Чтобы овладеть письмом, нужно приобрести немало навыков иопыта. Поэтому начинать обучать ребенка с ОВЗ письму надо далеко не с самогописьма, как такового.
Умение писать требует хорошего развития мелких мышц руки, координации движений,усидчивости и терпения от ребёнка. Именно развитию этих навыков нужно уделитьособое внимание прежде, чем переходить к обучению написания прописных букв,слогов и слов. Чем лучше вы сможете подготовить руку ребенка для письма,развить мелкую моторику, тем легче ему будет освоить сам технический процесснаписания.
Существует огромное количество игр и занятий для развития мелкой моторики рукребенка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУ-ДЖОК ШАРИКОВ И КОЛЕЦ.
Очень полезным считается массаж Су-Джок кончиков пальцев иногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу.
Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажныеколечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.Применение Су-джок массажёров способствует созданию функциональной базы дляперехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможностьдля оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственнуюработоспособность . Наши физминутки – это как раз пальчиковый массаж.
Но, к сожалению, в моём случае пока не удалось научитьписать слова и слоги. Только отдельные элементы букв и некоторых цифр. Выход изэтой ситуации – огромная устная работа, где ребёнок проговаривает всё, как онбудет выполнять задание, а я прописываю в его тетрадь. Следующий момент – эторабота с экраном. Так как ученику была рекомендована программа вида 7.2, а кэтому виду учебники программы Школа России. Я использую диски, которые идут вприложении к учебникам. Там посильные задания для такого ученика, интересные, втоже время развивающие, есть конечно и сложные, которые совместно разбираем.Вот опираясь на этот материал, можно делать выводы насколько ученик усвоилматериал. Не всегда можно использовать интерактивную доску из– за особенностизаболевания. Потому что яркий свет ,близкое расположение от глаз, вызываетприступы. Хотя ребёнку очень удобно работать с большим сенсорным экраном.Анализируя эти моменты, пришли к выводу, что нужно печатать на компьютере. Таккак левая рука может совершать нажатия на клавиатуре. Письменные заданиявыполняем так, но в малых количествах, потому что очень низкий темп, а времяурока ограничено. Такая же ситуация и на уроках математики. Самая большая ,дажеогромная проблема – устный счёт. Если на начальных этапах обучения применялисьсчётные палочки, потом делали карточки с таблицами сложения и вычитания, такжеи с таблицей умножения. Считали по линейке. Но в этом случае каждый разпроговаривали : если прибавляем –идём вправо, если вычитаем –влево. И выполняядействие нужно каждый раз говорить : « Стоп!» и только пошагово выполнять.Например, чтобы решить сколько будет 12 + 3 ( пользовалась линейкой до 30см ).
1)Найди число 12 ,поставь палец на него. Теперь прибавить 3,значит шагаем вправо 1,2,3, Стоп!!! Потому что ребёнок забывает, сколько надоприбавить и будет считать дальше 4,5,6 и т.д. потом выясняем, что 12 + 3 будет15. все эти методики были действенны, пока не столкнулись с многозначнымичислами, где у ребёнка вызывает трудность даже их правильно прочитать. Тогда мыстали осваивать работу с калькулятором. В этом есть свои плюсы. Во – первых,это интересный математический предмет, во – вторых ребёнку легко на нёмработать , больше можно сделать за урок , -третьих, это помогаетсоциализировать. Например, придя в магазин, он сможет самостоятельнопосчитать, сколько денег ему нужно потратить на покупку, сколько он получитсдачи и хватит ли ему на то, что он хочет купить.
Научить работать с книгой тоже сложно, потому что ребёнок неориентируется в нумерации страницы. Он может только запомнить, какая картинкабыла, и про что говорили на прошлом уроке. И на поиски нужной страницы уходиттогда много времени.
Сложность ещё в том, что ребенок иногда видит не то ,чтонарисовано. Например, на картинке собачка, а он говорит, что машинка иличерепашка. Поэтому приходится самой подробно описывать изображение, а потомбеседовать по картинке. Ещё одна сложность, как и многих, это отсутствиеинтереса к чтению. Ребёнок не понимает, зачем ему про это читать? Техникучтения проверять смысла нет, потому что прочитав одно слово, ребёнок смотрит научителя, чтобы удостовериться, что он прочитал правильно, потом он ищет. начём остановился, потом будет интересоваться, сколько времени осталось доминуты. В общей сложности получается 8-11 слов в минуту. Я провожу чтение текстапо очереди: одно предложение я, другое ты. Следующий этап – увеличение объёма.Один абзац я, другой ты. Если слова большие, прошу прочитать по слогам, либочитаю сама. Если совершает ошибку, прошу прочитать несколько раз, пока неполучится правильно. Можем послушать аудиокнигу, посмотреть мультфильм побольшому произведению. Это «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане», «Лягушка –путешественница» и т.д. Но бывают произведения с печальным концом.Допустим « Лев и собачка», когда ребёнок читает, что лев умер и задаёт вопрос.« А что значит умер?» И ты думаешь, а как же объяснить? И объяснить так, чтобы ребёнок не испугался?
Следующая сложность – это невозможность учить наизусть стихи.Поэтому стихи очень подробно анализируем, пытаемся пересказывать ,определятьтему и главную мысль, то хотел донести до нас автор. К стихотворениюобязательно подобрать иллюстрацию. Касаясь этого момента, тоже хочу сказать,что если Вы используете экран, надо продумать размеры изображения. Однажды науроке окружающего мира по теме о древних животных, нужно было рассказать одинозаврах. Я вывела на экран картинки динозавров. Ребёнок в это время закричалот страха. То есть он находился слишком близко к экрану, и для него это быличудища. Но я вышла из ситуации, в учебнике посмотрели картинки, где динозаврымаленькие, и зубы у них там маленькие и когти. Ребёнок успокоился, и сталипродолжать урок.
На уроке литературы не получается составить связный пересказ.Поэтому составляю хотя бы по одному вопросу к каждому абзацу. Еслипроизведение большое, делим текст на смысловые части и оставляем вопросы ккаждой из них, а затем отвечаем.
Резюмируя всё выше сказанное, хочу сказать, что главная нашазадача — социализировать ребёнка. А помогают нам в этом ИКТ, с помощьюкоторых, ребёнок понимает, что он может учиться, что он справляется сзаданиями, что с каждым днём он узнаёт больше информации о мире, в котором онживёт, получает новые знания и при этом находится в ситуации успеха.