X-PDF

Акты прокурорского надзора и требования, предъявляемые к ним

Поделиться статьей

Средства реагирования реализуются посредством пись­менных или устных актов прокурорского надзора, основны­ми из которых являются:

    1. протесты .
    2. представления .
    3. поста­новления .
    4. предостережения.

Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например протестов, вносимых в по­рядке уголовного судопроизводства, установлена письмен­ная форма, для других, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная формы.

Известно, что прокурор как государственное лицо, осуществляющее надзор, не обла­дает административной властью, т.е. не вправе отдавать распоряжения органам, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор. В связи с этим он не может сам непосредственно отменить незаконный правовой акт, вос­становить нарушенную законность, привлечь виновное лицо к административной или иной ответственности.

Акты прокурорского надзора — это специфические правовые акты, вносимые только прокурором в порядке реализации своих полномочий, посредством которых он обращается к компетентным органам с требованием об устранении нарушений законов и привлечении к ответ­ственности виновных лиц.

Некоторой особенностью отличаются акты, выносимые прокурором при осуществлении надзора за исполнением за­конов органами дознания и предварительного следствия. За исключением представлений, эти акты носят распоряди­тельный характер, обязывающий органы дознания и след­ствия выполнить определенные действия.

Акты прокурорского надзора — индивидуальные акты, обращенные к тем или иным органам и должностным ли­цам в связи с определенными фактами (нарушениями зако­нов). Акт прокурорского надзора обязывает другой орган, должностное лицо реагировать на него установленным за­коном образом: рассмотреть его, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное со­ставление актов прокурорского надзора, точное и полное выражение в них закрепленных в законе полномочий проку­роров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.

Выбор средств реагирования зависит от следующих факторов:

·

    • характера нару­шений законов, их причин .
    • распространенности нарушений .
    • вредных последствий, вызванных нарушением законов .
    • сте­пени вины правонарушителей.

Обычно применяются такие средства реагирования и акты прокурорского надзора и из­бираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать наибольшего эффекта и при том наи­более быстро в плане устранения и предупреждения нару­шений законов.

Требования к актам прокурорского реагирования:

  1. своевременность .
  2. оперативность .
  3. обоснованность .
  4. упреждающий характер .
  5. комплексность .
  6. реальность и адекватность .
  7. дополненность мерами пре­дупредительно-профилактического характера.

 

 

50.Особенности защиты прокурорами прав и свобод социально незащищенных категорий граждан.

 

Защита прав и свобод всех категорий граждан средства­ми прокурорского надзора уже сама по себе является основ­ным приоритетным направлением в деятельности проку­роров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены, прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять псе предусмотренные законом меры к вос­становлению нарушенных прав и свобод граждан.

Однако предметом особой заботы прокурора является соблюдение прав и свобод граждан, которые в силу состоя­ния здоровья (физических и психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать свои права и свободы. Речь в первую оче­редь идет о больных, прикованных к постели, в особен­ности страдающих опасными заболеваниями, ведущими к летальному исходу, психически больных, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными . инва­лидов первой и второй групп . престарелых, в особенности одиноких, нуждающихся в уходе. Сюда же следует отнести детей и подростков-сирот, потерявших родителей или бро­шенных (оставленных) ими . женщин-одиночек, имеющих малолетних детей.

В особом внимании со стороны прокурора нуждаются такие категории населения, как беженцы и вынужденные переселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются. Будучи вынужденными покинуть места постоянного проживания, часто лишенные средств к существованию, они нередко не находят понимания и поддержки у местной администрации и среди населения. Следует также назвать граждан, оказавшихся безработны­ми по независящим от них причинам, которые нуждаются в социальной защите.

В центре внимания прокурора должны находиться семьи и отдельные граждане, пострадавшие от техногенных и при­родных катастроф и аварий, а также от преступных посяга­тельств, так как выделяемые государством для оказания им помощи средства порой расходуются не по назначению.

Для военных прокуроров особо актуальным является со­блюдение прав и свобод военнослужащих срочной службы, а также военнослужащих, участвующих в боевых опера­циях, поскольку в силу специфики службы и боевой дея­тельности реализация многих прав и свобод, принадлежа­щих им, как и всем гражданам, приостанавливается, и они, кроме того, не в состоянии в полную меру лично защищать свои интересы.

В поле зрения прокурора должно находиться также со­блюдение прав лиц, отбывающих наказания, назначаемые судом, а также задержанных и заключенных под стражу следственными, судебными и иными органами.

В связи с этим предметом особой заботы прокуроров яв­ляется исполнение законодательства о гражданстве, о льго­тах и пособиях, пенсионного законодательства, законода­тельства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и вынуж­денных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с нар­команией. При наличии сведений о нарушении этого за­конодательства прокурорские проверки следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение про­верок другим органам. Прокурорам необходимо проявлять активность в получении сведений о нарушении названного законодательства.

Сокращение продолжительности жизни россиян, рост заболеваемости населения, в том числе и в результате за­грязнения окружающей среды, коммерциализация меди­цинских услуг и их недоступность для бедной части на­селения делает особо актуальным надзор за исполнением законодательства о здравоохранении и об охране окружа­ющей природной среды.

Многочисленные нарушения законодательства об обра­зовании, рост числа подростков, оставивших общеобразо­вательные учебные заведения, подчеркивает необходимость активизации прокурорского надзора за исполнением этого законодательства. Сказанное относится и к надзору за ис­полнением жилищного законодательства, включая и зако­нодательство о приватизации жилищного фонда.

Нуждаются в защите средствами прокурорского надзора также политические, экономические и иные права граждан, в том числе и их право на свободу мысли и слова, передви­жение и выбор места жительства, вероисповедание, лич­ную неприкосновенность, занятие предпринимательской деятельностью, владение частной собственностью, включая недвижимость, и т.д.

В поле постоянного внимания прокурора должно на­ходиться исполнение законодательства об обращениях граждан. Дело в том, что от того, как соответствующие ру­ководители (владельцы) предприятий, учреждений, орга­низаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений и иных обращений населения и работников, во многом зависит состояние соблюдения предоставленных им прав и свобод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры планируют и проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и заявлений.

Работа по надзору за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина находит отражение в текущих и пер­спективных планах работы прокуратуры. Мероприятия по защите их прав и свобод обычно включаются во все раз­делы планов работы. Эти мероприятия могут быть сгруп­пированы в самостоятельные разделы планов. Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина не отличается заметной спецификой от организации работы по надзору за исполнением законов

 

 

 51.Соотношение полномочий прокурора, руководителя следственного органа и суда в досудебном производстве по уголовным делам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 37 прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осущест­влять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессу­альной деятельностью органов дознания и органов пред­варительного следствия. Часть 2 этой статьи определяет полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному дели.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях .

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства .

3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия .

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий .

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения .

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом .

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом .

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение .

участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения .

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы .

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса .

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи .

12) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьей 151 настоящего Кодекса, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи .

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу .

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу .

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков .

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

Прокурор имеет право немедленно своим постановле­нием освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в ме­дицинский или психиатрический стационар либо содержа­щего под стражей свыше установленного срока (ч. 2 ст. 10 УПК).

Прокурору предоставлено право давать согласие на со­хранении в тайне факта задержания (за исключением за­держания несовершеннолетнего) в интересах предваритель­ного расследования (ч. 4 ст. 96 УПК).

Прокурор, как уже ранее отмечалось, выносит постанов­ление о возобновлении приостановленного дознания в случае установления оснований, предусмотренных ст. 211 УПК, в соответствии с ч. 3.1 ст. 223 УПК.

Прокурору принадлежит право возбуждения производ­ства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывших­ся обстоятельств, за исключением случаев, предусмотрен­ных ч. 5 ст. 415 УПК.

В соответствии с ч. 5 ст. 439 УПК прокурор наделен правом утверждать постановление следователя о прекраще­нии уголовного преследования и о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицин­ского характера.

Признав постановление следователя о прекращении уго­ловного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор вносит мотивированное по­становление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о прекращении уголовного дела ((ч. 1 ст. 214 УПК).

Прокурор наделен правом рассмотрения жалоб на дей­ствия (бездействие) и решения органа дознания, дозна­вателя, следователя, руководителя следственного органа и нижестоящего прокурора. Прокурор рассматривает жа­лобу в течение трех суток со дня ее поступления. Закон до­пускает рассмотрение жалобы в срок и до 10 суток

 

 

52.Надзор за законностью задержания и содержания подозреваемых в ИВС.

Методика проверки ИВС.

 

Проверка законности содержания подозреваемых в изоляторах временного содержания и на гауптвахтах проводить­ся ежедневно, в том числе и в нерабочее время. При проверке следует выяснять, было ли возбуждено уголовное дело, поскольку задержание без возбуждения уго­ловного дела является грубым нарушением закона. Необходимо проверить, имеются ли основания задержания, предусмотрен­ные ст. 122 УПК, и были ли соблюдены дополнительные усло­вия задержания, установленные ч. 2 ст. 122 УПК. Особое вни­мание следует обращать на факты использования задержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершении преступления, задержания подозреваемых под видом административного ареста, а также латентных задер­жаний, когда протокол не оформляется, а задержанный дли­тельное время содержится в дежурной части милиции. Проку­рор также проверяет соблюдение требований ст. 122 УПК о сроках задержания. В случае, если лицо было задержано не­законно или необоснованно, либо истек срок задержания по­дозреваемого, прокурор освобождает задержанного из изоля­тора временного содержания, с гауптвахты или из помещения для задержанных в дежурной части органа внутренних дел. В случае, если в действиях сотрудников, производивших задер­жание, имеются признаки преступления, предусмотренного ст. 301 УК РФ (заведомо незаконное задержание), прокурор проводит проверку в порядке ст. 109 УПК и решает вопрос о возбуждении уголовного дела. Необходимо также выяснить, было ли обеспечено право подозреваемого на защиту с момен­та задержания. По действующему уголовно-процессуальному закону заключение под стражу как мера пресечения применяется на основании судебного решения или с санкции прокурора. В связи с этим прокурору самому предоставляется возможность предотвратить незаконный или необоснованный арест, отказав в даче санкции. При аресте обвиня­емых по мотиву одной лишь опасности преступления необхо­димо руководствоваться перечнем преступлений, указанных в ч. 2 ст. 96 УПК. Вместе с тем с особой тщательностью следует рассматривать вопросы о необходимости применения ареста в отношении граждан, которые совершили преступление не­большой или средней тяжести либо не нуждаются в изоляции от общества. Тем же приказом определено, что при решении вопроса о санкционировании ареста обвиняемый или подозреваемый должен быть, как правило, допрошен прокурором или его по­мощником . несовершеннолетний обвиняемый должен быть доп­рошен перед дачей санкции на арест лично прокурором, что соответствует требованию ч. 3 ст. 96 УПК. Прокурор обязан принимать меры к немедленному освобождению подозревае­мых, подвергнутых заключению под стражу, которым не было предъявлено обвинение в сроки, указанные в ст. 90 УПК, а также лиц, сроки содержания которых под стражей истекли и не были продлены в установленном уголовно-процессуальным законом порядке. Вместе с тем необходимо учитывать, что ст. 22 Конститу­ции Российской Федерации предусматривает арест, заключе­ние под стражу и содержание под стражей лишь на основании судебного решения . до судебного решения лицо может быть задержано на срок не более 48 часов. Прокурорам необходимо принимать во внимание и то об­стоятельство, что помимо прокурорского надзора на основа­нии ст. 2201 УПК действует порядок судебного обжалования за­конности и обоснованности как ареста, так и продления срока содержания под стражей. Однако судебный контроль за закон­ностью и обоснованностью задержания и ареста не снижает полномочий и ответственности прокурора по осуществлению надзора за законностью применения этих мер.

 

53. Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях уголовного

процесса. Участие прокурора в предварительном слушании по уголовным делам. Подготовка прокурора к участию в судебном разбирательстве по уголовному делу.

 

Участие прокурора в судебном разбирательстве обязательно по всем делам, отнесенным к подсудности краевого, областного суда (ст. 36 УПК). По этим делам участие прокурора является обязательным, независимо от того, назначено ли по ходатайству обвиняемого рассмотрение дела с участием присяжных или оно будет проводиться коллегией, состоящей из трех судей либо из судьи и народных заседателей. Необходимость участия прокурора при рассмотрении других дел определяется судьей или прокурором по их усмотрению. Постановление судьи о необходимости участия в судебном разбирательстве прокурора обязательно для последнего. Направляя дело в суд, прокурор должен сообщить, будет ли он поддерживать обвинение: судья не вправе отказать прокурору в этом (ст. 228 УПК). Поддерживая перед судом государственное обвинение, прокурор принимает участие в исследовании доказательств, дает заключения по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого (ст. 248 УПК). Для положения прокурора в судебном разбирательстве характерны следующие моменты: 1) поддерживая обвинение в суде, прокурор обязан высказать свое мнение по всем рассматриваемым вопросам: 2) прокурор излагает свои соображения как государственный обвинитель, т. е. как сторона в процессе: 3) он не имеет каких бы то ни было процессуальных преимуществ перед другими участниками судебного разбирательства: 4) при поддержании обвинения прокурор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела в судебном разбирательстве, а не только на материалах расследования. Закон не возлагает на прокурора обязанность во что бы то ни стало поддерживать в суде обвинение, которое изложено в обвинительном заключении. Если в результате судебного разбирательства прокурор придет к убеждению, что данные судебного следствия не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, он обязан отказаться от обвинения, изложив суду мотивы отказа. Отказ прокурора от обвинения не освобождает суд от обязанности продолжать разбирательство дела и разрешить на общих основаниях вопрос о виновности или невиновности подсудимого (ст. 248 УПК). Данное положение противоречит по существу состязательному построению уголовного процесса. При продолжении разбирательства в случае отказа прокурора от обвинения суд практически принимает на себя обвинительную функцию. Этот вопрос иначе решается в суде присяжных (ст. 433 УПК), где при отказе обвинителя от обвинения выносится постановление о прекращении дела, что должно иметь место и при других процедурах судебного разбирательства. Осуществляя функцию обвинения, прокурор вправе предъявить или поддержать в суде предъявленный потерпевшим гражданский иск. Обоснование обвинения является одновременно обоснованием гражданского иска в уголовном деле, вытекающего из факта совершения преступления и причиненного им ущерба. В случае неявки прокурора в судебное заседание суд разрешает вопрос о возможности слушания дела в его отсутствие. Если суд при неявке прокурора признает его участие необходимым, разбирательство дела откладывается. О неявке прокурора без уважительной причины суд сообщает вышестоящему прокурору.

 

58. Участие прокурора в предварительном слушании.

Участие прокурора в предварительном слушании является, как было сказано в предыдущей главе, продолжением уголовного преследования: направив уголовное дело в суд, прокурор считает возможным его рассмотреть, следовательно, любое иное, чем назначение судебного заседания, решение суда в этой стадии является препятствием к осуществлению уголовного преследования. Прокурор в стадии предварительного слушания относится к стороне обвинения, то есть является обвинителем. Утвердив обвинительное заключение, прокурор придает содержащемуся в нем обвинению статус обвинения государственного. Значит и прокурор, пришедший в предварительное слушание, является государственным обвинителем. Отвечая на вопрос о роли прокурора в этой форме уголовного судопроизводства (5), следует принять во внимание задачу, стоящую перед прокурором на этом этапе. И хотя обвинение, как таковое, здесь не рассматривается, но добиваясь назначения судебного заседания и оспаривая в связи с этим доводы второй стороны, требующей например, возвращения дела прокурору или прекращения дела, прокурор добивается возможности осуществлять именно уголовное преследование путем поддержания государственного обвинения. Доказывая законность действий по собиранию доказательств, на исключении которых настаивает вторая сторона, прокурор обеспечивает себе возможность продолжать обвинительную деятельность. Говоря о том, что прокурор поддерживает здесь государственное обвинение, мы имеем в виду, что он обосновывает в суде сформированный уже им вывод о том, что вопрос о виновности подсудимого в совершении преступления может быть рассмотрен судом с постановлением обвинительного приговора. В то же время, сама процедура предварительного слушания как форма назначения судебного заседания лишь предназначена создавать условия для рассмотрения обвинения судом, и не имеет иных целей.

Генеральная прокуратура РФ признала обязательным участие государственного обвинителя в предварительном слушании дела

Ходатайство об исключении недопустимого доказательства может быть заявлено стороной, как до проведения предварительного слушания, так и во время его проведения, если оно назначено по другим основаниям. Как правило, о возможности заявления стороной защиты такого ходатайства прокурору уже известно, если он внимательно изучил материалы уголовного дела. Иногда защита, прежде чем обратиться в суд ставит аналогичный вопрос перед следователем и — при окончании расследования — прокурором. Прокурор имеет возможность подготовить и противопоставить защите свои аргументы. УПК предусматривает, что в случае отсутствия возражений против заявленного ходатайства судья удовлетворяет его. Трудно представить прокурора, который при утверждении обвинительного заключения пришел к выводу о законности действий органа расследования, а придя в суд, сразу же изменил свое мнение. Изменение отношения прокурора к тому или иному доказательству возможно, но только в том случае, если в ходе исследования этого доказательства будут представлены основания для этого. При наличии возражений против исключения доказательств, судья вправе огласить протоколы следственных действий или иные документы, имеющиеся в деле или представленные сторонами. Поскольку в силу ч. 4 ст. 235 УПК РФ на прокуроре лежит бремя опровержения доводов защиты о том, что доказательство было получено с нарушением требований УПК РФ, он вправе ходатайствовать перед судом об исследовании доказательств и допросе свидетелей. Государственный обвинитель, в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 235 УПК РФ и п. 1.9 приказа Генеральной прокуратуры РФ N 28 от 3 июня 2002 г. Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства, обязан при наличии на то оснований опровергнуть доводы защиты, если стороной защиты заявлено ходатайство о признании доказательства недопустимым вследствие получения его с нарушением норм УПК РФ.

 

59. Подготовка прокурора к участию в судебном разбирательстве по уголовному делу.

 

Подготовка прокурора к участию в процессе включает в себя:

1. применение определенных тактических приёмов изучения материалов дела .

2. изучение специальной литературы, нормативных материалов и судебной практики применительно к конкретной категории дел .

3. обобщение, осмысление и анализ материалов уголовного дела .

4. прогнозирование различных ситуаций, могущих возникнуть в ходе судебного заседания и комплекс тактических приёмов, используемых для их решения .

5. построение версий обвинения .

6. комплексное планирование своей деятельности по поддержанию государственного обвинения.
Знание и использование положений данной программы позволит прокурору максимально качественно подготовиться к судебному процессу в сжатые сроки, которые, в значительной мере, обусловлены высокой производственной нагрузкой лиц, поддерживающих государственное обвинение.

Государственный обвинитель должен чётко представлять себе, что следует анализировать, изучая материалы уголовного дела. К предмету анализа следует отнести:

предмет и пределы доказывания по конкретному уголовному делу .

Представленная информация была полезной?
ДА
59.24%
НЕТ
40.76%
Проголосовало: 1126

доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления .

данные о личности обвиняемого .

доказательства, свидетельствующие не в пользу обвинения .

нормативный материал и судебную практику по конкретной категории дел.

При изучении материалов дела не следует ограничиваться ознакомлением с показаниями лиц, вызываемых в судебное заседание, надо располагать конспективным изложением показаний и других лиц, допрошенных на предварительном следствии: может оказаться, что в процессе исследования материалов дела суд по собственной инициативе или по ходатайству участников судебного разбирательства обратится к показаниям этих лиц.

Прокурору надо отмечать противоречия в показаниях обвиняемых, потерпевших и свидетелей. Целесообразно также наметить заранее, проведением каких процессуальных действий можно их устранить, если они не устранены в ходе расследования.
Чрезвычайно важным в деятельности прокурора в стадии досудебной подготовки является прогнозирование возможных ситуаций, могущих возникнуть в ходе судебного разбирательства уголовного дела. Среди практических работников распространено мнение о том, что план необходим только при работе по многотомным и многоэпизодным делам. Выделяются следующие виды планов, которые могут быть использованы обвинителем:
1. общий план участия обвинителя в судебном рассмотрении уголовного дела .

2. план участия обвинителя в отдельном судебном действии .

3. план поддержания обвинения по многоэпизодным делам и делам по обвинению несколько лиц .

4. план-схема преступных связей .

5. план-расчет гражданских исков в уголовном процессе .

6. план, определяющий порядок исследования доказательств.

В ходе подготовки к судебному разбирательству, тщательно продумать вопрос о последовательности исследования доказательств, взвесить все обстоятельства дела с тем, чтобы высказать обоснованные соображения. Можно выделить определенные критерии, способствующие наиболее целесообразному исследованию доказательств:
1. В первую очередь прокурору следует оценить существенность показаний каждого подсудимого, потерпевшего и свидетеля с тем, чтобы уже на первых порах судебное следствие велось результативно.
2. Также следует выявить, не могут ли подсудимые, потерпевшие или свидетели подвергнуться психическому или физическому воздействию со стороны других подсудимых, потерпевших, свидетелей и лиц, могущих исполнить их волю.

3. Нельзя не учесть и взаимоотношений между подсудимыми и потерпевшими, подсудимыми и свидетелями, между потерпевшими и свидетелями.

Правильно поступают те прокуроры, которые свои предложения о порядке исследования доказательств по сложным делам представляют суду в письменной форме. Это даёт возможность наиболее полно учесть мнение прокурора о порядке проведения судебного следствия.

 

 

54. Полномочия прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции.

 

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Уголовное преследование — это процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. При осуществлении уголовного преследования прокурором при рассмотрении уголовных дел судом речь идет об уголовном преследовании обвиняемого. Государственное обвинение — это специальная деятельность прокурора как представителя государства, направленная на поддержания обвинения в суде. Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд. Прокурор уполномочен предъявить по уголовному делу гражданский иск в защиту интересов государства, а также, если этого требует охрана прав граждан или общественных интересов. Прокурор обеспечивает законность и обоснованность государственного обвинения. В судебном разбирательстве прокурор, осуществляя уголовное преследование, пользуется равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Эта функция выполняется им в течение всего разбирательства дела независимо от занятой позиции, в том числе и тогда, когда он отказывается от обвинения. Существуют основания, при которых прокурор обязательно должен участвовать в процессе:

• — при признании гражданина без вести отсутствующим или объявлении его умершим .

• — рассмотрение дела об усыновлении или удочерении .

• — ограничение дееспособности граждан, о признании недееспособным .

• — принудительная госпитализация гражданина в психологический стационар .

• — восстановление на работе

.• — выселение без предоставления жилплощади.

Прокурор, участвующий в деле, знакомится с материалами дела, заявляет отводы, представляет доказательства, участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, дает заключения, по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, а также совершает другие процессуальные действия, предусмотренные законом. Отказ прокурора от заявления, поданного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения дела по существу. Незаконные или необоснованные судебные решения по гражданским делам (определения или постановления) могут быть опротестованы прокурором. Право принесения кассационных протестов принадлежит прокурору и его заместителю. Помощники прокуроров могут приносить протесты только по делам, в рассмотрении которых они принимали участие. Закон обязывает прокуроров опротестовывать в кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные постановления по делам, рассмотренным с участием прокурора . по другим делам использовать право принесения кассационных протестов в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Протест приносится через суд, вынесший решение. Срок для подачи кассационного протеста — десять дней после вынесения судом решения. Прокурор вправе прилагать к протесту новые материалы, доказывающие необоснованность выводов суда, в частности объяснения лиц, участвовавших в судебном разбирательстве, и других граждан . разного рода справки, информации, заключения специалистов и т. д.

 

 

55.Речь обвинителя в прениях сторон. Отказ прокурора от обвинения. Изменение обвинения.

 

Произнесение судебной речи в прениях для государственного обвинителя является его обязанностью, от которой он не имеет права отказаться. Содержание обвинительной речи прокурора не определено законом. Вместе с тем можно выделить некоторые общие элементы ее структуры: 1) вступление, в котором отражается общий характер совершенного преступления и степень его общественной опасности . 2) изложение фактических обстоятельств совершенного преступления . 3) анализ и оценка доказательств, исследованных в судебном следствии . анализ причин и условий, способствовавших совершению преступления . 4) указание на квалификацию преступления по УК . 5) оценка свойств личности подсудимого . 6) предложения прокурора о мере уголовного наказания, порядке разрешения гражданского иска. При определении своей позиции относительно наказания необходимо строго руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости с учетом характера и степени общественной опасности преступления, личности виновного, а также обстоятельств, отягчающих или смягчающих ответственность. Во всех необходимых случаях прокурору надлежит ставить перед судом вопрос о назначении дополнительного наказания, возмещении причиненного материального ущерба, компенсации морального вреда. После выступления всех участников судебного разбирательства в прениях согласно уголовно-процессуальному закону (ч. 6 ст. 292 УПК) каждому их них разрешается выступить еще один раз с репликой. Право последней реплики принадлежит подсудимому и его защитнику. Реплика не является обязательным элементом судебного разбирательства. Не следует оставлять на произнесение реплики тех фактических обстоятельств, которые должны быть освещены в обвинительной речи прокурора. В реплике он должен высказать свое отношение к позиции тех участников судебного разбирательства, которые выступали в судебных прениях. Причем необходимо отметить, что свое отношение (возражение) государственный обвинитель должен высказывать исключительно по важным, принципиальным вопросам, касающимся сущности рассматриваемого уголовного дела. Из сказанного следует, что далеко не по каждому уголовному делу государственному обвинителю есть необходимость выступать с репликой. В отличие от обвинительной речи прокурора реплика не имеет своей четко выраженной структуры. Ее содержание определяется прокурором в зависимости от тех обстоятельств, в отношении которых он выступает с репликой. Вместе с тем при ее произнесении государственный обвинитель должен указать, в отношении какого участника он намерен высказаться, далее назвать мотивы, побудившие его сделать это, перечислить вопросы и затем перейти к обоснованию своей позиции. Подготовка к реплике осуществляется в момент выступления других участников, если есть необходимость, то прокурор может заявить ходатайство суду о предоставлении ему времени для подготовки реплики. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает возможность по окончании прений сторон и произнесения участниками реплик, но до удаления суда в совещательную комнату предоставить суду в письменном виде предлагаемые сторонами формулировки решений по вопросам, указанным в п. 1–6 ч. 1 ст. 299 УПК. Однако предлагаемые формулировки не являются для суда обязательными. В течение пяти суток со дня провозглашения

 

  1. Участие в судебном разбирательстве обвинителя обязательно.
  2. Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора.
  3. По уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший.
  4. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.
  5. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.
  6. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов.
  7. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
  8. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения путем:

1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание .

2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте .

3) переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.

  1. Утратил силу.
  2. Прекращение уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения, равно как и изменение им обвинения, не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.

 

 

55. Полномочия прокурора по обжалованию незаконных приговоров, определений и постановлений суда по уголовным делам, не вступивших в законную силу.

 

После вынесения судом приговора по рассмотренному делу прокурор может реализовать свою вторую основную функцию — проверку законности приговоров, определе­ний или постановлений суда, не вступивших в законную силу. Правовой основой такой проверки является п. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре и ст. 354 УПК РФ. Эта функция в дан­ном случае реализуется путем внесения представления на незаконный необоснованный приговор, постановление или определение суда, не вступившие в законную силу. Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и ч. 4 ст. 354 УПК государственный обвинитель, в пределах своей ком­петенции, приносит в вышестоящий суд кассационное пред­ставление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. В ст. 354 УПК подчеркивается, что прокурор вправе об­жаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каж­дый приговор согласно ст. 297 УК должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требо­ваний влечет для прокурора не только право иобязан­ность обжаловать каждый такой приговор. В случаях из­менения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может ото­звать представление до начала рассмотрения его в выше­стоящем суде (ч. 3 ст. 359 УПК). В кассационном порядке могут быть обжалованы приго­воры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. По­следние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 355 УПК). При осуществлении рассматриваемой деятельности про­курора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Статья 356 УПК устанавливает, что представление на незаконный или нео­боснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор мо­жет заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о вос­становлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постанов­ление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд. Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело. В представлении прокурора должно быть указано наи­менование и состав суда, рассматривавшего дело, место и время его рассмотрения, номер дела и фамилии подсу­димых, в чем обвинялись подсудимые и квалификация их деяний, резолютивная часть приговора суда, основания признанной прокурором незаконности или необоснованно­сти приговора. Эта часть протеста должна быть изложена особенно тщательно. По существу, в ней излагаются осно­вания принесения представления и полной или частич­ной отмены приговора. Такими основаниями могут быть: а) несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела . б) существенное нару­шение уголовно-процессуального закона . в) неправильное применение уголовного закона . г) несправедливость на­значенного судом наказания. В заключение представления прокурор излагает свои предложения об отмене или изме­нении приговора. Определения и постановления суда по уголовному делу опротестовывается прокурором при наличии оснований и в порядке, предусмотренным ст. 355 УПК. По истечении установленного законом кассационного срока суд, в который было принесено представление, на­правляет его вместе с делом в кассационную инстанцию.

 

56. Основания принесения апелляционного, кассационного и надзорного

представления по уголовному делу. Отзыв представления.

 

Согласно п. 1. ст. 36 Закона о прокуратуре и п. 4 ст. 354 УПК РФ государственный обвинитель, в пределах своей компетенции, приносит в вышестоящий суд кассационное представление на незаконный или необоснованный приговор, определение или постановление суда. В ст. 354 УПК РФ подчеркивается, что прокурор вправе обжаловать вынесенные судом решения. Однако, так как каждый приговор согласно ст. 297 УК РФ должен быть законным, обоснованным и справедливым, то нарушение этих требований влечет для прокурора не только право, но и обязанность обжаловать каждый такой приговор. В случаях изменения мнения прокурора о необходимости обжалования приговора, определения или постановления он может отозвать представление до начала рассмотрения его в вышестоящем суде (п. 3 ст. 359 УПК РФ). В кассационном порядке могут быть обжалованы приговоры любого суда, включая приговоры Судебных коллегий по уголовным и военным делам Верховного Суда РФ. Последние могут быть обжалованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ (п. 4 ст. 355 УПК РФ). При осуществлении рассматриваемой деятельности прокурора важное значение имеет соблюдение установленного для кассационного обжалования срока. Статья 356 УПК РФ устанавливает, что представление на незаконный или необоснованный приговор может быть принесено в течение 10 суток со дня провозглашения приговора. Если указанный срок прокурором пропущен, то представление рассмотрению не подлежит и возвращается прокурору. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, прокурор может заявить в суд, рассмотревший дело, ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Суд может согласиться с доводами прокурора и восстановить пропущенный срок или отклонить ходатайство. В последнем случае постановление судьи может быть обжаловано в вышестоящий суд.

Представление на незаконный или необоснованный приговор приносится прокурором в суд, рассматривавший уголовное дело.

Статья 359. Последствия подачи жалобы или представления

3. Лицо, подавшее жалобу или представление, вправе отозвать их до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции.

4. Лицо, подавшее жалобу или представление, до начала судебного заседания вправе изменить их либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении представления, равно как и в дополнительной жалобе потерпевшего, частного обвинителя или их представителей, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положения осужденного, если такое требование не содержалось в первоначальных жалобе или представлении.

 

 

57. Организация участия прокурора в суде апелляционной, кассационной и

надзорной инстанции по уголовным делам.

 

Руководители прокуратур должны обеспечить участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Необходимо учитывать, что право апелляционного и кассационного обжалований судебных решений, не вступающих в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю. В суде кассационной инстанции должны участвовать прокуроры из состава структурных подразделений прокуратуры, обеспечивающих участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В отдельных случаях поручение об участии в кассационной инстанции может быть дано прокурору, участвовавшему в судебном разбирательстве в качестве государственного обвинителя. В связи с тем что разбирательство в суде кассационной инстанции основано на принципе состязательности, предусматривающем, в частности, непосредственное исследование доказательств в этой стадии, а также представление дополнительных материалов, уполномоченные прокуроры должны в обязательном порядке принимать участие в разрешении дела судом кассационной инстанции как в случае принесения кассационного представления, так и в случае рассмотрения дела по жалобе стороны защиты. Особое внимание осударственным обвинителям необходимо уделять качеству и полноте апелляционных и кассационных представлений, которые должны строго соответствовать закону и материалам дела, быть конкретными, ясными и мотивированными. По результатам рассмотрения дела прокурор, принимавший участие в судебном разбирательстве суда второй инстанции, должен составлять соответствующее заключение. Апелляционное производство. Апелляционные представления подаются в районный суд. Рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня его поступления. Следует отметить, что апелляционное и кассационное представления приравнены к соответствующим жалобам осужденного, его защитника, потерпевшего и иных участников уголовного судопроизводства, которым предоставлено право обжалования не вступивших в законную силу судебных решений. Это обусловлено тем, что прокурор в уголовном судопроизводстве является стороной и не имеет никаких процессуальных преимуществ перед другими участниками уголовного процесса. Государственный обвинитель вправе в подтверждение оснований представления либо возражений против жалобы другой стороны направить в суд новые материалы или ходатайствовать о вызове в суд указанных им свидетелей и экспертов. Вместе с тем государственный обвинитель, подавший представление, вправе отозвать его до начала заседания суда апелляционной или кассационной инстанции. Государственный обвинитель также вправе до начала судебного заседания изменить представление либо дополнить новыми доводами. При этом в дополнительном представлении прокурора или его заявлении об изменении последнего, поданных по истечении срока обжалования, не может быть поставлен вопрос об ухудшении положенияю.

Кассационное производство. Кассационные жалобы и представления подаются в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 355 УПК. Предметом кассационного рассмотрения являются законность, обоснованность и справедливость приговора или иного судебного решения, не вступившего в законную силу. При рассмотрении дела в судебном заседании суда кассационной инстанции председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. Председательствующий выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства. После разрешения отводов и ходатайств один из судей кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационных жалобы и (или) представления. Затем суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление, в обоснование своих доводов и возражения другой стороны. При наличии нескольких жалоб последовательность выступлений определяется судом с учетом мнения сторон. При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе по ходатайству стороны непосредственно исследовать доказательства в соответствии с требованиями гл. 37 УПК. В подтверждение или опровержение доводов, приведенных в кассационных жалобе и (или) представлении, стороны вправе представить в суд кассационной инстанции дополнительные материалы. Последние не могут быть получены путем производства следственных действий. Лицо, предоставляющее суду дополнительные материалы, обязано указать, каким путем они получены и в связи с чем возникла необходимость их представления. Изменение приговора или его отмена с прекращением уголовного дела на основании дополнительных материалов не допускается, за исключением случаев, когда содержащиеся в таких материалах данные или сведения не требуют дополнительной проверки и оценки судом первой инстанции. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом надзорной инстанции

Прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения путем принесения надзорного представления, поводом для которого могут явиться жалобы и заявления граждан, поступившие в органы прокуратуры. Полномочия прокурора по рассмотрению жалоб, в том числе и на вступившие в законную силу судебные решения по уголовным делам, основаны на положениях Конституции, согласно которым право на обращение является одним из основных прав и свобод граждан и важным конституционным средством их защиты. В соответствии с приказом Генерального прокурора № 185 от 20.11.2007 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» прокуроры должны рассматривать не только жалобы лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК, но также и других граждан, заинтересованных в исходе уголовного дела. Надзорное представление прокурора, составленное в соответствии с требованиями ст. 375 УПК, направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение. Генеральный прокурор РФ требует обеспечить законность и обоснованность надзорных представлений прокуроров о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления следует обжаловать председателю соответствующего суда либо его заместителю. При проверке жалобы помимо судебных решений прокурор может использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, а при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки он может выносить постановление об отказе в принесении представления в порядке надзора либо готовить проект представления. О принятом решении прокурор должен уведомить заявителя. В связи с тем что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, то после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление и прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания, ему следует обращаться с проектом надзорного представления к вышестоящему прокурору. Прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции следует тщательно готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем его, по результатам ознакомления составлять заключение, изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции. В соответствии с законом (ст. 407 УПК) участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы.

 

58. Полномочия прокурора по обжалованию судебных решений по уголовным делам вступивших в законную силу.

 

Прокурор имеет право принести надзорное представление, являющиеся основанием для пересмотра судебного решения. Ст. 403 УПК: судебные органы осуществляют деятельность по проверке законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам. Общие требования:

1. поступившие обращения граждан и организаций

2. информация должна быть достоверной. Лица, которые обращаются должны предоставить копии судебных решений иных процессуальных документов, подтверждающие их доводы, иначе жалоба возвращается заявителю в пятидневный срок (приказ Генпрокурора от 2003 г.)

3. приносятся ч учетом их компетенции, определяемой Генпрокурором, исходя из их территориальной или специальной соотносимости органов прокуратуры и судов

4. по форме представление должно соответствовать требованиям закона.

5. в обязательном порядке прилагаются копии приговоров и иных судебных решений, ранее вынесенных

6. не должны ориентировать суды на поворот к ухудшению положения осужденного

7. отказ судьи должен быть мотивирован, иначе можно обратиться к председателю суда

8. при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме, и в отношении всех лиц. Прокурор поддерживает надзорное представление или дает заключение по надзорной жалобе, излагает доводы о законности, обоснованности и справедливости вынесенных по делу решений.
9. при этом прокурор не имеет права: ссылаться как на установленные или доказанные факты, которые не были установлены в приговоре или были им отвергнуты . обсуждать вопросы доказанности и нет обвинения, достоверности доказательства, преимущества одного перед другим

10. повторное представление вносить нельзя, если первоначальное суд оставил без удовлетворения.
При отсутствии оснований к пересмотру приговора составляется заключение, а заявителю дается мотивированный ответ. Прокурор, внесший представление, вправе его отозвать до начала судебного производства. Этого права лишены вышестоящие по отношению к нижестоящим. Участие прокурора в рассмотрении дел судами надзорной инстанции обязательно. Вне зависимости от позиции прокурора его мнение должно быть обосновано с ссылкой на закон. По окончании прокурором дается заключение – приводится итог дела в суде. По крупным делам или по делам со сложными доказательствами прокурор вправе предоставить свое заключение в письменной форме, только после его сообщения устно.
Компетенция прокуроров разного уровня

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд протест в порядке надзора, на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями. В президиум судов суб РФ, а также в президиумы окружных военных (флотских) судов на вступившие в законную силу суд решения мировых судей и районных судов, кассационные определения судебных коллегий судов суб, гарнизонных военных судов, окружных флотских судов – прокуроры суб. РФ, их замы, военные прокуроры округа, приравненные к ним военные прокуроры и их заместители, а в случае несогласия с решением прокурора суб., военного прокурора округа и приравненного к нему военного прокурора об оставлении надзорной жалобы без удовлетворения – представления вносят Генпрокурор и его замы. В Судебную коллегию по уголовным делам ВС о пересмотре постановлений президиумов судов суб. РФ и не пересматривались в кассационном порядке ВС – Генпрокурор или его заместитель, также обжалуют отказ ВС РФ в удовлетворении надзорного представления Председателю ВС.

 

 

59. Деятельность прокурора при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в уголовном судопроизводстве.

 

Производство по делам в связи с новыми обстоятельствами позволяет исправить любую судебную ошибку по вступившему в законную силу и даже исполненному обвинительному приговору независимо от времени его постановления, если речь идет о реабилитации осужденного или облегчении его участи. Основаниями для возобновления уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам являются: 1) установленная вступившим в законную силу приговором суда заведомая ложность показаний свидетеля или заключения эксперта, а равно подложность вещественных доказательств, протоколов следственных и судебных действий и иных документов или заведомая ложность перевода, повлекшие за собой постановление необоснованного или незаконного приговора . 2) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные злоупотребления судей, допущенные ими при рассмотрении данного дела . 3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные злоупотребления лиц, производивших расследование по делу, повлекшие постановление необоснованного и незаконного приговора или определения суда о прекращении дела . 4) иные обстоятельства, неизвестные суду при постановлении приговора или определения, которые сами по себе или вместе с обстоятельствами, ранее установленными, доказывают невиновность осужденного или совершение им менее тяжкого или более тяжкого преступления, нежели то, за -которое он осужден, а равно доказывают виновность оправданного или лица, в отношении которого дело было прекращено.

 

Только прокурор может возбудить производство по вновь открывшимся обстоятельствам, судье или суду такого права в уголовном судопроизводстве не предоставлено. Их прерогатива — возбуждение гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Если прокурор не усматривает оснований для возбуждения уголовного дела в связи с вновь открывшимся обстоятельством, он отказывает в этом своим мотивированным постановлением. Вновь открывшиеся обстоятельства могут быть установлены путем исследования как новых доказательств, так и перепроверки тех, которые уже были исследованы судом. Осужденный или оправданный, потерпевший, являвшиеся ранее участниками процесса, могут быть источниками получения дополнительной информации в связи с возникшими новыми обстоятельствами.

 

Закон устанавливает весьма важное правило: сообщение о поводах к возобновлению дела будет процессуальным основанием для производства по делу по вновь открывшимся обстоятельствам лишь при условии, если этот повод будет подтвержден вступившим в законную силу приговором

 

Если лицо, совершившее преступление, скрывается от следствия и суда, в этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с.повинной, Возобновление дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть произведено только по инициативе прокурора. Заключение прокурора является единственным процессуальным актом, на основе которого суд принимает впоследствии решение об отмене приговора и всех состоявшихся решений по делу (ст. 389 УПК). Возбуждение производства по вновь открывшимся обстоятельствам кем-либо, кроме прокурора, недопустимо. Если суд или орган дознания располагают данными о фактах или событиях, которые носят характер новых обстоятельств, они обязаны имеющиеся материалы направить соответствующему прокурору, который в пределах своей компетенции решит вопрос о возбуждении дела.

 

Возобновить дело вправе прокурор любого ранга: прокурор района, города, области, края, республики, Генеральный прокурор Российской Федерации. Если дело возбудил и произвел расследование прокурор района или города, который не осуществляет надзор за законностью актов суда вышестоящей инстанции (суд субъекта РФ), то он в соответствии со ст. 387 УПК направляет дело со своим заключением вышестоящему прокурору, и последний принимает окончательное решение. Произвести расследование дела в связи с новыми обстоятельствами может как прокурор, так и следователь. Они имеют право поручать органам дознания производство отдельных розыскных или следственных действий (ст. 127 УПК).

 

Если прокурор в результате расследования не усматривает оснований для отмены приговора, он прекращает дело производством, вынося при этом мотивированное постановление (ст. 386 УПК). О своем решении он обязан сообщить заинтересованным лицам или организациям, а также разъяснить им их право обжаловать его решение вышестоящему прокурору. По окончании расследования вновь открывшихся обстоятельств при наличии оснований для возобновления дела прокурор направляет дело со своим заключением в соответствующую судебную инстанцию (ст. 387 УПК). В заключении (представлении, протесте) производится оценка итогов расследования дела . в нем содержится всесторонний анализ исследуемых обстоятельств.

 

Говоря об особенностях производства по делу в суде, следует отметить, что в отношении приговоров (постановлений) мировых судей дело возобновляется судьей районного суда . в отношении приговоров и определений районных (городских) народных судов дело возобновляется Президиумом его вышестоящего суда, то есть областным, краевым и приравненными к ним судами . в отношении приговоров областных и аналогичных судов — Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации . в отношении приговоров Верховного Суда Российской Федерации — Президиумом этого суда.

 

Рассмотрение заключения прокурора суд производит в порядке, установленном законом для рассмотрения надзорного протеста (ст. 377 УПК). Это, конечно, не означает точного копирования всего судопроизводства по рассмотрению надзорного протеста. Здесь имеют значение лишь порядок судопроизводства, форма участия прокурора при рассмотрении дела


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.24%
НЕТ
40.76%
Проголосовало: 1126

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет