К середине декабря 1991 года СССР не существует. Во второй половине 1991 года эксперты работают над Алма – Атинской декларацией, которую подписали одиннадцать государств 21 декабря 1991 года.
Ее основные положения:
— Развитие отношения между демократическими правовыми государствами на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, добросовестного выполнения обязательств и норм международного права.
— Уважение и признание территориальной целостности и нерушимости границ.
— Укрепление дружбы, добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества для обеспечения мира и безопасности.
— Сохранение гражданского мира и межнационального согласия.
— Осуществление взаимодействия участников Содружества на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием.
— Сохранение объединенного командования военно – стратегическими силами, единого контроля над ядерным оружием
— Уважение стремления сторон к достижению статуса безъядерного и нейтрального государства.
— Признание всеми членами Содружества открытого присоединения к нему государств – членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.
— Подтверждение приверженности к сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства.
— Образование СНГ, ликвидация СССР.
· — Выполнение государствами участниками Содружества международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего СССР.
· — Неукоснительное соблюдение принципов данной декларации.
Как видно из содержания, Алма – Атинская декларация определила принципы отношений между новыми независимыми государствами, сформировала условия для решения широкого спектра непростых проблем, связанных с распадом СССР. Были урегулированы вопросы, касавшиеся ядерного оружия, выполнения международных договоров о разоружении и контроле над вооружениями (на чем настаивали западные державы), правопреемства, включая в основном вопросы собственности. Был осуществлен согласованный переход от единой армии к созданию национальных вооруженных сил – участников СНГ. Несмотря на отдельные локальные конфликты (например, армяно – азербайджанский в Нагорном Карабахе), удалось предотвратить развитие событий по непредсказуемому сценарию.
Не менее важно и то, что заключенные учредительные документы позволили на фоне больших геополитических перемен обеспечить нормальное функционирование необходимых для повседневной жизни людей социальных механизмов: выплаты пенсий и пособий, работу транспорта и энергетики, сохранение беспрепятственного передвижения на всем постсоветском пространстве…
Таким образом, несомненная заслуга декларации в том, что созданное на ее основе Содружество значительно смягчило размежевание бывших союзных республик, устранив тем самым опасность возникновения глубоких геополитических потрясений.
НА ПОРОГЕ 21 ВЕКА
Одной из важнейших проблем в начале девяностых для Казахстана стала необходимость выбора пути в переходный период. И не только для Казахстана, но и для всех других постсоветских стран. Все начало и середина 90-х годов прошли на волне жарких дискуссий, наполненных предложениями политических преобразований, разнообразными трактовками текущей ситуации, зачастую и обвинениями в адрес друг друга. Примерно в то время вышла книга Н. Назарбаева, о которой мы все знаем, — «На пороге XXI века». Поскольку все тогдашние дискуссии касались вопросов развития государства и общества, то они так или иначе затрагивали и государственную власть, и, разумеется, немалая часть участников тех баталий критиковала государственный курс, олицетворением которого была фигура Президента. Книга «На пороге XXI века» стала достойным ответом оппонентам, причем в ней охватывался основной круг вопросов того времени, включавший позицию автора по советскому прошлому, формулировку собственного видения реформ в политике и экономике и взгляд на роль Казахстана в регионе и в мире, на его «цивилизационную дислокацию».