Аналитическая справка
о результатах единого государственного экзамена поанглийскому языку
в 2008 году в Агинском Бурятском округе
1. Общие данные обучастии и проведении ЕГЭ
В 2008 году выпускники общеобразовательных учрежденийАБО третий раз сдавали ЕГЭ по английскому языку в рамках общеобразовательнойпрограммы.
Государственная (итоговая) аттестация заключалась вконтроле сформированности практических коммуникативных умений учащихся во всехвидах речевой деятельности и аспектах языка. Экзамен состоял из двух частей –письменной и устной, на выполнение которых отводилось 170 минут.
Количество учащихся, выбравших ЕГЭ в качестве экзаменапо выбору за курс средней полной общеобразовательной школы, составило 11человек, что соответствует 1 % от общего количества выпускников образовательныхучреждений округа 2008 года.
Участие выпускников в ЕГЭ попредмету:
— по районам:
Агинский район – 6
Дульдургинский район – 2
Могойтуйский район – 3
— по школам:
Агинская окружная гимназия – 3
НОСШ -1
ЮАСШ – 1
ТоСШ – 1
УзСШ – 1
МСШ №2 – 1
ЦЧСШ – 1
КусСШ – 1
АСШ№2 — 1
2. Содержание иструктура контрольных измерительных материалов
Цель ЕГЭ – определение уровня подготовки выпускников средней(полной) общеобразовательной школы по иностранному языку с целью их итоговойаттестации и отбора при поступлении в высшие учебные заведения.
ЕГЭ по иностранным языкам проводится в России с 2003года.
Экзаменационная работа по английскому языку состоялаиз 5 разделов: разделы 1-4 – письменные и раздел 5 – устный.
— в разделах 1-4 проверялись умения в аудировании,чтении и письме, а также лексико-грамматические навыки;
— в разделе 5 проверялись умения говорить наанглийском языке. Испытуемые выполняли устно-речевые коммуникативные задания вмонологической и диалогической формах.
Для дифференциации испытуемых по уровню владенияанглийским языком в пределах, сформулированных в проекте Федеральногокомпонента государственного стандарта общего образования по иностранным языкам,во все разделы экзаменационной работы помимо заданий базового уровня быливключены задания повышенного и высокого уровня сложности. Уровень сложностизаданий определялся уровнями сложности языкового материала и проверяемыхумений, а также типом задания.
Базовый, повышенный и высокий уровни заданий ЕГЭсоотносились с уровнями владения английским языком, определенным в документахСовета Европы.
Задания в экзаменационной работе располагались повозрастающей степени трудности внутри каждого раздела работы.
Варианты экзаменационной работы были равноценны посложности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: пододним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы по предметунаходится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
На выполнение первых четырех письменных разделовэкзаменационной работы отводилось 160 минут. Время устного ответа составляло 10минут на одного испытуемого.
Рекомендуемое время выполнения отдельных разделовсоставляло:
— аудирование – 30 минут;
— чтение – 30 минут;
— лексика и грамматика – 40 минут;
— письмо – 60 минут.
За верное выполнение каждого задания с выбором ответаи с кратким ответом ученик получил 1 балл. За неверный ответ или отсутствиеответа выставлялся 0 баллов.
Уровень сформированности комплекса продуктивныхречевых навыков и умений выпускников определялся экспертами по специальнымкритериям, прилагаемым к экзаменационным работам.
Результаты ЕГЭ по предмету были представлены в видеаттестационных отметок по пятибалльной шкале и в тестовых баллах по стобалльнойшкале для представления при поступлении в ВУЗы.
Пересчет результата, полученного по стобалльной шкале,в аттестационную отметку производился по следующей схеме:
0 – 30 баллов – оценка 2;
31 – 58 балла – оценка 3;
59 – 82 баллов – оценка 4;
83 – 100 баллов – оценка 5.
Для проведения ЕГЭ было получено 5 равноценных посодержанию вариантов экзаменационной работы. Статистический анализ показал, чтовсе оригинальные варианты фактически равноценны по своей сложности и имеютодинаковые дифференцирующие уровни.
Каждый вариант письменной работы состоит из 4 разделов:
I. Раздел 1 (Аудирование) включает 15 заданий, из которыхпервое – на установление соответствия и 14 заданий с выбором одного правильногоответа из трех предложенных.
Раздел 2 (Чтение) включает 9 заданий, из которых два заданияна установление соответствия и семь заданий с выбором одного правильногоответа из четырех предложенных.
Раздел 3 (Грамматика и лексика) включает 20 заданий, изкоторых 13 заданий с кратким ответом и 7 – с выбором одного правильного ответаиз четырех предложенных.
Раздел 4 (Письмо) состоит из двух заданий и представляет собойнаписание письма личного характера и письменное высказывание с элементамирассуждения.
II. Раздел 5 (Говорение) включает двазадания: тематическое монологическое высказывание и диалог с целью обменаоценочной информацией.
3. Содержательное описание уровня подготовкивыпускников по отметкам
Единый государственный экзамен по английскому языку в 2008 годусдавали 11 выпускников полной средней школы.
3.1. Основные результаты экзамена по английскому языку
№ |
ФИО |
Школа |
% выполнения |
Баллы |
Рейтинг |
Оценка |
1 |
Бадараев Б.Б. |
МСШ №2 |
59 |
59 |
34,58 |
4 |
2 |
Винограденко В.М. |
НОСШ |
35 |
35 |
9,56 |
3 |
3 |
Доржинимаева А.Б. |
АОГ |
74 |
74 |
62,58 |
4 |
4 |
Дугаржапова Б.Р. |
АСШ№2 |
65 |
65 |
44,43 |
4 |
5 |
Носов Н.Н. |
АОГ |
91 |
91 |
95,83 |
5 |
6 |
Шойдокова Ц.Б. |
АОГ |
70 |
70 |
54,38 |
4 |
7 |
Цыденова Ж.Э |
УзСШ |
60 |
60 |
36,18 |
4 |
8 |
Цыдендоржиев Д.Б. |
ЮАСШ |
41 |
41 |
13,99 |
3 |
9 |
Цыренжапова Т.Б. |
ТоСШ |
55 |
55 |
29,00 |
3 |
10 |
Цыденова Т.Б. |
ЦЧСШ |
65 |
65 |
44,43 |
4 |
11 |
Сультимова Т.Ц. |
КусСШ |
75 |
75 |
64,72 |
4 |
Лучший результат на экзамене по английскому языку составил 91 балл, ихнабрал выпускник АОГ Носов Николай.
3.2. Соотношение между тестовыми баллами иаттестационными отметками за выполнение ЕГЭ в 2008 году
Тестовые баллы (стобалльная шкала) |
Аттестационная отметка (пятибалльная шкала) |
% учащихся |
0 – 30 |
2 |
0 % |
31 – 58 |
3 |
27 % |
59 – 83 |
4 |
63,6 % |
84 – 100 |
5 |
9 % |
Процент выполнения составил 100 %, процент качества – 73 %.
3.3. Распределение тестовых баллов
АБАО – 11 человек |
|||||||||
Район |
число участников |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Агинский |
6 |
— |
— |
2 |
33 |
3 |
50 |
1 |
17 |
Дульдургинский |
2 |
— |
— |
1 |
50 |
1 |
50 |
— |
— |
Могойтуйский |
3 |
— |
— |
— |
— |
3 |
100 |
— |
— |
Всего |
11 |
— |
— |
3 |
27 |
7 |
63,6 |
1 |
9 |
Высокий уровень подготовки показали выпускникиАгинской окружной гимназии.
1. Анализ результатов выполнения экзаменационнойработы по разделам
Раздел «Аудирование».
Характеристика заданий
Задачей экзаменационной работы 2008 года в разделе«Аудирование» являлась проверка уровня сформированности умений в трех видахаудирования:
— понимание основного содержания;
— извлечение необходимой информации;
— полное понимание.
Раздел «Аудирование» состоял из трех заданий,включающих 15 тестовых заданий, задание 1 – базового уровня, задание 2 –повышенного уровня, задание 3 – высокого уровня. Каждый текст звучал дважды.Инструкции к выполнению заданий записаны на русском языке и предъявлялись взвукозаписи. В экзаменационных материалах был дан печатный текст инструкций.Учащиеся имели возможность ознакомиться с вопросами до прослушивания вотведенное для этого время. Вопросы в заданиях были расположены в соответствиис порядком предъявления информации в аудиотексте.
За каждый правильный ответ экзаменуемыйполучал один балл. В задании на установление соответствия результат определялсяв зависимости от количества правильно установленных соответствий.
Результат выполнения тестовых заданий вразделе «Аудирование» в процентах от максимального балла по уровням
— базовый: задание В1 – 6 баллов;
— повышенный: задания А1 – А7 – 7 баллов;
— высокий: задания А8 – А14 – 7 баллов.
Кол-во уч-ков |
Аудирование |
|||||||||||||||||
Баз. Ур-нь |
Повышенный уровень А1 – А7 |
Высокий уровень А8 – А14 |
||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||||
|
В1 |
аА1 |
АА2 |
АА3 |
АА4 |
АА5 |
АА6 |
АА7 |
В∑ |
АА8 |
АА9 |
АА 10 |
АА 11 |
А 12 |
АА 13 1 |
А 14 |
∑ |
|
Набрано баллов |
22 |
8 |
47 |
57 |
6 |
4 |
6 |
2 |
40 |
111 |
8 |
7 |
6 |
7 |
2 |
8 |
49 |
|
Максим. кол-во баллов |
66 |
11 |
211 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
77 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
77 |
|
% вып-я |
533,3 |
973 |
264 |
64 |
154 |
436 |
554 |
518 |
652 |
1100 |
973 |
964 |
254 |
164 |
418 |
773 |
64 |
Кол-во уч-ков |
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
Высокий уровень |
Всего |
||||
баллы |
% |
баллы |
% |
баллы |
% |
баллы |
% |
|
11 |
22 |
33,3 |
40 |
52 |
49 |
64 |
111 |
49,6 |
Как видно из данных, учащиеся лучше справились сзаданиями повышенного уровня – 49 баллов, что составляет 64% выполнения.
Средние результаты выполнения тестовых заданийв разделе «Аудирование» в процентах от максимального балла
Показатели |
Аудирование с извлечением необходимой информации |
Аудирование с пониманием основного содержания |
Аудирование с полным пониманием |
РФ |
|
|
|
АБО |
33 % |
52 % |
64 % |
Разница в % |
|
|
|
У экзаменуемых:
-уровень сформированности умения извлекать основную информацию(повышенный уровень) выше на 19 %, чем умение извлекать необходимую информацию;
— уровень умения понимать полную информацию (высокий уровень)выше на 12%, чем уровень умения понимать основное содержание.
Типичные ошибки
Анализ типичных ошибок экзаменуемых позволяет сделатьследующие выводы об уровне сформированности умений экзаменуемых:
1. При выполнении задания на установление соответствиянекоторые экзаменуемые:
— невнимательно прочитали инструкцию к заданию инеправильно занесли ответы в бланк ответов;
— неверно определили ключевые слова и сделали ошибки,связанные с неумением выделять главную запрашиваемую и второстепеннуюинформацию.
2. В задании на выбор из трех вариантов ответа (True/False/Not stated)некоторые экзаменуемые неверно выделяют необходимую информацию из аудиотекста ине могут верно подобрать и интерпретировать синонимичные слова.
3. Типичные ошибки, которые экзаменуемые допускают взадании с выбором ответа, являются следующие:
— экзаменуемые не соотносят ключевые слова в вопросахи аудиотекстах;
— экзаменуемые выбирают варианты ответов толькопотому, что эти же слова звучали в тексте, и забывают о том, что верный ответвыражен синонимами.
Исходя из характера ошибок, допущенныхэкзаменуемыми, учителям английского языка будут полезны следующие рекомендациипо технологии обучения и выполнению экзаменационных заданий:
1. Продолжить работу по формированию общеучебногоумения внимательно читать инструкцию к заданиям, которая помогает экзаменуемым:
— понять какой тип текста они услышат (объявление,музейный путеводитель);
— настроиться на число говорящих (1, 2);
— предположить его тему;
— понять технологию выполнения задания (записатьинформацию в виде цифры или слова).
2. При формировании умений учащихся в аудированиинеобходимо использовать те типы текстов, которые используются в контрольныхизмерительных материалах ЕГЭ:
— для аудирования с пониманием основного содержания:микротексты, короткие монологические высказывания, имеющие общую тематику;
— для аудирования с извлечением необходимойинформации: объявления, реклама, бытовые диалоги, короткие интервью;
— для аудирования с полным пониманием: интервью,беседы, обращения, выступления, имеющие научно-популярную тематику.
3. Следует приучать учащихся перед началом экзаменавнимательно читать инструкцию и извлекать из нее всю полезную информацию.
4. Продолжить работу по формированию умения отделятьглавную информацию от избыточной, второстепенной.
5. Научить учащихся выделять ключевые слова в вопросахзадания. Выделение ключевых слов и нахождение к ним синонимов имеют важноезначение, так как в аудиотексте используются синонимические выражения, а неслова, данные в тексте. Это также помогает отделять основную информацию отвторостепенной.
6. Рекомендуется уделять особое внимание формированиюумения правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкциейи образцом написания букв и цифр. Целесообразно проведение тренировочныхзанятий по переносу ответов в бланк ответа с последующим анализом ошибок.
7. Организовать дополнительную практику по выполнениюучащимися заданий с кратким ответом и на заполнение пропусков с последующиманализом допущенных ошибок, связанных с незнанием требований кпоследовательности расположения вопросов в задании, с записью избыточнойинформации наряду с запрашиваемой.
Раздел «Чтение».
Характеристика заданий
Задачей экзаменационного текста в разделе «Чтение»являлась проверка уровня сформированности у учащихся умений в трех видахчтения:
— понимание основного содержания;
— извлечение необходимой информации;
— полное понимание.
Каждое задание состояло из инструкции на русскомязыке, объясняющей, как выполнять задание, текста и тестовых вопросов.
Уровень сложности заданий различался уровнем сложностипроверяемых умений, сложностью языкового материала и тематики текста. Задания вданном разделе оценивались следующим образом: за каждый правильный ответэкзаменуемый получал 1 балл.
С целью выполнения поставленной задачи экзаменуемымбыли предложены три составных задания, включающих 20 тестовых заданий: заданиеВ2 — базовый уровень (7 тестовых заданий) – установление соответствия; заданиеВ3 – повышенный уровень (6 тестовых заданий) – выбор правильного предложения посмыслу; А15 – А21 – высокий уровень (7 тестовых заданий) – выбор правильногоответа из четырех предложенных.
Средний результат выполнения тестовых заданийраздела «Чтение» по уровням: базовый В2, повышенный В3, высокий А15-А21
Кол-во уч-ков
|
Чтение |
||||||||||
базовый |
повышенный |
высокий |
|||||||||
11 |
|||||||||||
В2 |
В3 |
А15 |
А16 |
А17 |
А18 |
А19 |
А20 |
А21 |
всего |
||
Всего баллов |
45 |
28 |
9 |
7 |
4 |
7 |
9 |
6 |
5 Представленная информация была полезной? ДА 61.18% НЕТ 38.82% Проголосовало: 1435 |
47 |
|
Максим. балл |
77 |
66 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
77 |
|
% вып-я |
58,4 |
42,4 |
81 |
63 |
36 |
63 |
81 |
54 |
45 |
61 |
Средний результат выполнения тестовых заданий раздела «Чтение»
Показатели |
Чтение с пониманием основного содержания, % |
Чтение с извлечением необходимой информации, % |
Чтение с полным пониманием содержания, % |
АБО |
58,4 |
42,4 |
61 |
РФ |
|
|
|
Разница |
|
|
|
Учащиеся лучше справились с заданиями высокого уровня – 61%.
Типичные ошибки
1. При чтении с извлечениемнеобходимой информации экзаменуемые не ищут ключевые слова в заданиях, которыесоотносятся с ключевыми словами в тексте;
2. Экзаменуемые искали втексте лексику, использованную в вопросе, не пытаясь подобрать синонимы илисинонимичные выражения к словам из текста;
3. В задании с множественнымвыбором дают ответы, исходя из своего опыта, а не опираясь на текст.
Рекомендации учителям английского языка по технологииобучения чтению и выполнению экзаменационных заданий ЕГЭ, проверяющих умения инавыки чтения
Для подготовки к экзамену следует учитывать, какиежанры и типы текстов целесообразно использовать при выработке умений,проверяемых в экзаменационной работе:
— для чтения с пониманием основного содержания и длячтения с извлечением необходимой информации: газетные/журнальные статьи,вывески, реклама, объявления, брошюры, путеводители;
— для чтения с полным пониманием прочитанного: отрывкииз художественной литературы, научно-популярные тексты.
Следует учить учащихся:
1. Внимательно читатьинструкцию к выполнению задания и извлекать из нее максимум информации;
2. Понимать ключевые слова втексте, необходимые для понимания основного содержания;
3. Если по заданию требуетсяпонять тему отрывка, внимательно читать первый и последний абзацы, где обычнозаключена тема.
4. Концентрировать вниманиена поиске только необходимой информации, если от учащихся требуется извлечьзапрашиваемую информацию. При обучении чтению с извлечением необходимойинформации следует строго ограничивать время выполнения задания;
5. Обращать внимание учащихсяна средства логической связи.
Раздел «Грамматика и лексика»
Задачей экзаменационного текста 2008 года в этомразделе являлась проверка уровня сформированности навыков экзаменуемыхиспользовать грамматический и лексический материал в текстах с коммуникативнойнаправленностью.
Задания базового уровня предполагали заполнениепропусков в предложениях словами, образованными от приведенных слов. Заданиеповышенного уровня предполагало выбор правильного ответа из четырехпредложенных вариантов. За каждый правильный ответ экзаменуемый получал по 1баллу. Ответы, содержащие орфографические или грамматические ошибки, считалисьневерными.
Результаты выполнения заданий
базового уровня В4 – В10,
повышенного уровня В11 –В16,
высокого уровня А22 – А28
в разделе «Грамматика и лексика»
Кол-во уч-ков |
Лексика и грамматика |
|||||||||||||||
Базовый уровень |
Повышенный уровень |
|||||||||||||||
11 |
В4 |
В5 |
В6 |
В7 |
В8 |
В9 |
В10 |
всего |
В11 |
В12 |
В13 |
В14 |
В15 |
В16 |
Всего
|
|
Всего баллов |
4 |
3 |
7 |
4 |
2 |
6 |
4 |
30 |
4 |
4 |
5 |
7 |
5 |
4 |
29 |
|
Максим. балл |
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11 |
77 |
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
11
|
66 |
|
% вып-я |
36,3 |
27 |
63 |
36 |
18 |
54 |
36 |
39 |
36 |
36 |
45 |
63 |
45 |
36 |
44 |
|
Кол-во уч-ков |
Лексика и грамматика |
|||||||
высокий уровень |
||||||||
11 |
А22 |
А23 |
А24 |
А25 |
А26 |
А27 |
А28 |
Всего баллов |
Всего баллов |
6 |
4 |
3 |
3 |
4 |
1 |
5 |
26 |
Максим. балл |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
77 |
% вып-я |
54 |
36 |
27 |
27 |
36 |
9 |
45 |
33,7 |
Задания базового уровня выполнены на 5% хуже, чем задания повышенногоуровня.
Базовый уровень – задания В4 – В10.
Как видно из результатов выполнения заданий, трудностьпредставляли задания на образование видовременных форм глагола, прилагательныхот имени существительного и глагола.
Повышенный уровень – задания В11 – В16.
При выполнении заданий повышенного уровня учащиесяиспытывали затруднения с пониманием смысла предложений, поэтому допустилиошибки на словообразование.
Высокий уровень А22 – А28.
Выполнение заданий высокого уровня предполагало выборправильного ответа из четырех предложенных. Средний показатель выполнения –33,7%. Учащиеся затруднялись в выборе правильного слова из синонимичного ряда,что указывает на необходимость работать на пополнением словарного запаса.
Рекомендации
1. Необходимо разрабатыватьупражнения на образование новых грамматических форм от слова. Учащиеся должныусвоить правила образования частей речи при помощи префиксов и суффиксов.
2. Для ознакомления свидовременными формами глагола и тренировки их употребления использоватьсвязные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в них действий ивремя, к которому эти действия относятся.
3. При обучении временамглагола обращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда впредложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующейвидовременной формы обусловлено контекстом.
4. С самого началаформирования навыков употребления форм глагола добиваться понимания того, длячего употребляется то или иное время глагола и какие действия оно обозначает.
5. Давать учащимсядостаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляютсяразличные формы глаголов.
6. При обученииграмматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов вразделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает затестовый вопрос 0 баллов.
7. Добиваться от учащихся неукоснительногоследования инструкции к заданию. Подводить их к пониманию, что если инструкциятребует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не можетбыть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом.
8. Учить учащихся внимательночитать весь текст до того, как они начинают выполнять задание. Это облегчит имвыбор необходимого языкового материала.
9. Объяснять учащимся, чтоопорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска другим, даже если оноподходит по смыслу.
10. Приучать учащихся всегдаписать четко и аккуратно.
Раздел «Письмо»
Задачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» являласьпроверка уровня сформированности умений экзаменуемых использовать письменнуюречь для решения коммуникативно-ориентированных задач. Раздел в 2008 годусостоял из двух заданий: Письмо личного характера (критерии оценкикоторого относились к базовому и повышенному уровням) и Письменное высказываниес элементами рассуждения (критерии оценивания относились к высокомууровню).
Стимулом для высказывания в первом задании был отрывокиз письма друга по переписке, в котором сообщалось о событиях в жизни друга изадавались вопросы. Стимулом для высказывания во втором задании былоутверждение, с которым тестируемый мог согласиться или не согласиться, выразитьсвое мнение по поводу этого утверждения, приводя аргументы и доказательства.
Максимальный балл по каждому критерию кроме К5 – 2балла. Личное письмо имело максимальный балл – 6 баллов. Высказывание сэлементами рассуждения – 14 баллов.
Средний результат выполнения тестовых заданийв разделе «Письмо» (% от максимального балла)
Всего участников |
Письмо |
|||||||||
Базовый и повышен. уровни |
Высокий уровень |
|||||||||
11 |
Письмо личного характера |
Высказывание с элементами рассуждения |
||||||||
К1 |
К2 |
Всего баллов |
К1 |
К2 |
К3 |
К4 |
К5 |
Всего баллов |
Общий балл |
|
|
Сод-е |
Орг-я текста |
|
Содержание |
Орг-я текста |
Лексика |
Грамм-ка |
Орфогр. и пункт. |
|
|
Всего баллов |
27 |
29 |
56 |
26 |
29 |
26 |
22 |
19 |
122 |
178 |
Максимальн. балл |
33 |
33 |
66 |
33 |
33 |
33 |
33 |
22 |
154 |
220 |
% выполн-я |
82 |
88 |
85 |
79 |
88 |
79 |
67 |
86 |
79 |
82 |
При выполнении задания Письмо личного характера всеэкзаменуемые правильно выбрали элементы неофициального стиля, соблюдали нормывежливости, начиная письмо с благодарности за полученное письмо, употреблялисоответствующую завершающую фразу, экзаменуемые усвоили правила оформленияписьма.
При выполнении задания Высказывание с элементамирассуждения все экзаменуемые справились с решением задачи, смоглипредставить высказывание требуемого объема, продемонстрировали умение привестиаргументы «за» и «против».
Рекомендации
1. Следует обратить вниманиеучащихся на внимательное прочтение текста тестового задания. При ознакомлении стестом задания учащиеся должны уметь:
— выделить главные вопросы, которые следует раскрыть вработе;
— определить стиль (официальный/неофициальный) взависимости от адресата и вида задания.
2. Необходимо вырабатыватьумение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии спланом.
3. Тренировать учащихся внаписании письменных высказываний разного объема, чтобы они были готовы написатьработу в соответствии с объемом, указанном в тестовом задании.
Раздел «Говорение»
Задачей экзаменационного теста 2008 года в разделе«Говорение» являлась проверка уровня сформированности умения использоватьустную речь для решения коммуникативно-ориентированных задач. С цельювыполнения поставленной задачи экзаменуемым было предложено два тестовыхзадания:
I. Тематическое монологическоевысказывание — заданиебазового уровня – С3;
II. Диалог с целью обменаоценочной информацией –задание высокого уровня – С4.
Уровень сложности проверяемых умений различался постепени самостоятельности высказывания, сложности тематики, сложностииспользуемых языковых функций, сложности используемого языкового материала.
Обязательным компонентом устного экзаменационного тестаявляется вступительная беседа (разминка) между экзаменуемым иэкзаменатором-собеседником с целью установления необходимого контакта. Этачасть не оценивается; ее продолжительность – 1 минута.
Ответы экзаменуемых записывались на аудиокассету сцелью обеспечения двойного оценивания разными экспертами. Первое оцениваниепроводилось непосредственно во время экзамена, а второе – по окончании экзаменапри прослушивании записи на кассете.
В случае расхождения оценок более двух балловназначается третий эксперт, для третьего оценивания. Критерии оценки по данномуразделу: содержание, взаимодействие, лексическое и грамматическое оформлениеречи, произношение. Каждый из пяти критериев оценивался от 0 до трех баллов, К5– 2 балла.
Задание С3 – максимальный балл – 6;
Задание С4 – максимальный балл – 14;
За выполнение устной части максимальный балл – 20.
Обычно, на практике, показатели по монологическомувысказыванию бывают выше, чем по диалогическому высказыванию.
Средний результат выполнения заданий в разделе«Говорение» в % от максимального балла по уровням: базовый С3, высокий С4.
В задании С3 оценивается содержание и взаимодействие.В задании С4 оценивается содержание, взаимодействие, лексика, грамматика ипроизношение.
100 % учащихся справились с заданиями раздела«Говорение».
Типичные ошибки
В монологическом высказывании часть экзаменуемых (25%) невнимательно читает инструкцию к заданию и текст задания, и в итоге немогут осветить все пункты плана, затрудняются дать аргументированныерассуждения.
Рекомендации
1. Уделять вниманиевыполнению упражнений интерактивного характера, что способствует развитиюинициативы, самостоятельности для принятия решений, повышает активностьучащихся.
2. Развивать у учащихсяумение активно поддерживать и направлять беседу.
3. Добиваться от учащихсяобоснованности ответов, хорошей аргументации.
4. Следует учить учащихсявнимательно читать текст задания, обращая внимание на выделенные моментыорганизации.
Средние результаты выполнения тестовых заданий ЕГЭ поразделам и уровням в % от максимального балла по английскому языку в 2008 году
№ |
Разделы |
Уровни |
Ср. % |
||
Базовый |
Повышенный |
Высокий |
|||
1 |
Аудирование |
33,3 |
52 |
64 |
49,7 |
2 |
Чтение |
58,4 |
42,4 |
61 |
54 |
3 |
Лексика/грамм. |
39 |
44 |
33,7 |
39 |
4 |
Письмо |
85 |
|
79 |
82 |
Результаты письменного экзамена распределяются
в следующем порядке:
— базовый уровень: Письмо – 85 58,4 33,339
— повышенный уровень: Аудирование – 52; Чтение – 42,4;Лексика и грамматика – 44 %;
— высокий уровень: Письмо – 79 %; Чтение – 61 %;Аудирование – 64 %.
По среднему показателю: Письмо – 82 %, Чтение – 54 %,Аудирование – 49,72 %, Лексика и грамматика – 39 %.
Общие выводы и рекомендации
Для повышения уровня сформированности иноязычнойкоммуникативной компетенции учащихся учителям необходимо в организации учебногопроцесса по английскому языку и подготовки к ЕГЭ уделять внимание:
— применению различных приемов аудирования и чтения взависимости от поставленной коммуникативной задачи;
— ознакомлению учащихся с текстами различных жанров итипов, языком современной прессы, материалами Интернета;
— формирование умений обосновывать, аргументироватьсвою позицию при речевом взаимодействии;
— совершенствование навыков употреблениялексико-грамматического материала в заданных текстах;
— развитие умений самостоятельно добывать иобрабатывать информацию, делать заключения и аргументировать их, приниматьрешения на основе полученной информации в ходе речевого взаимодействия.
— выполнению упражнений с образованием новыхграмматических форм от основы слова.
В целом наблюдается повышение уровня подготовки выпускников к ЕГЭ поанглийскому языку по сравнению с 2006 годом.
Годы |
Кол-во уч-ся |
Выполнение % |
качество |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
2006 2007 2008 |
8 22 11 |
87,5 100 100 |
50 82 73 |
1 — — |
3 4 3 |
4 15 7 |
— 3 1 |
Аналитическая справка составлена Рабдановой С.Ж.,учителем английского языка АСШ №2, председателем предметной комиссии ЕГЭ поанглийскому языку.
