Аналитическая справка
по результатамдиагностики универсальных учебных действий
у учащихся 4-х классов иготовности перехода в среднее звено
2021-2022 учебный год
Обследование проведено
педагогом-психологом
Сторожевой М.А.
Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляетвысокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степенисформированности у них определённых учебных знаний и учебных действий, к уровнюразвития произвольности психических процессов и способности к саморегуляции.
Однако этот уровень развития учащихся 10 — 11 лет далеко не одинаков: уодних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других недостигает допустимого предела. Поэтому данный переходный период можетсопровождаться появлением разного рода трудностей, возникающих не только ушкольников, но и у педагогов. Рассмотрим психологическую составляющую данногопериода.
Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявлениепотенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будетсвязано с определёнными трудностями; и которые будут нуждаться впсихолого-педагогической поддержке.
Выявление уровня сформированности психологических новообразований умладшего школьника позволит индивидуализировать или дифференцировать процессобучения в средней школе и оказать учащемуся необходимуюпсихолого-педагогическую поддержку.
Психологическая диагностика учащихся 4-х классов при переходе в среднеезвено включает в себя изучение познавательных, регулятивных, коммуникативных иличностных универсальных учебных действий, а также выделение уровня готовностичетвероклассников к переходу в среднее звено. Диагностика проведена во второмполугодии учебного года среди учащихся 4 А, 4 Б, 4 В, 4 Г классов.
Структура диагностики и входящие вдиагностический набор методики.
1.Выявление уровня развития познавательныхпроцессов школьников
1.1. Диагностика преобладающего типапамяти. Дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебное универсальное действие – знаковосимволическое моделирование при запоминании;универсальное логическое действие – синтез как составление целого из частей, втом числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающихкомпонентов; регулятивное универсальное учебное действие – умение сохранятьзаданную цель, контролировать свою деятельность по результату, адекватнопонимать оценку взрослого, сверстника.
1.2. Методика «Выделение существенныхпризнаков». Дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебные универсальные действия – смысловое чтение как осмысление цели чтения,извлечение необходимой информации из текста, определение основной ивторостепенной информации; познавательные универсальные логические действия –анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков.Подведение под понятия, выведение следствий; регулятивное универсальное учебноедействие – умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
1.3. Методика Эббингауза (восполнениепропущенных в тексте слов). Дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебные универсальные действия – смысловое чтение, извлечение необходимойинформации из текста, определение основной и второстепенной информации, умениеосознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме,учитывая стиль текста; познавательные универсальные логические действия –установление причинно – следственных связей, синтез, построение логической цепирассуждений.
1.4. Методика «Исправь ишибки» П.Я.Гальперина, С.Л.Кабыльницкой. Дает информацию о сформированности следующихУУД: общеучебные универсальные действия – выбор наиболее эффективных способоврешения задачи (проблемы) в зависимости от конкретных условий; познавательноеуниверсальное логическое действие – доказательство. Регулятивные универсальныеучебные действия – умение видеть ошибку и исправлять ее, умение контролироватьсвою деятельность по результату, актуальный рефлексивный контроль.
Уровнисформированности логического мышления
Таблица 1
Уровни |
Классы |
|||
4 А |
4 Б |
4 В |
4 Г |
|
высокий |
12 |
12 |
12 |
13 |
хороший |
5 |
6 |
7 |
2 |
удовлетворительный |
2 |
2 |
4 |
4 |
низкий |
1 |
0 |
0 |
1 |
Для большей наглядности представим уровни сформированностилогического мышления учащихся4-х классов на Рис. 1
Рис. 1 Уровнисформированности логического мышления учащихся 4-хклассов
Результаты выполнения методики Эббингауза (развитиеречи) учащимися 4-х классов представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Уровни |
Классы |
|||
4 А |
4 Б |
4 В |
4 Г |
|
высокий |
2 |
2 |
2 |
0 |
хороший |
4 |
9 |
4 |
3 |
удовлетворительный |
7 |
4 |
9 |
8 |
низкий |
7 |
5 |
8 |
9 |
Для большей наглядности представим результатывыполнения методики Эббингауза на Рис. 2
Успешность и эффективность обучения во многом зависитот того , насколько быстро и прочно ученики запоминают новые знания, поэтомунеобходимо выявить у четвероклассников объем кратковременной памяти, а такжепреобладающий способ запоминания информации. Эти сведения помогут учителю снаименьшими затратами времени и усилий добиваться эффективного усвоенияшкольниками нового учебного материала.
Результаты изучения зрительной, слуховой,моторно-слуховой, комбинированной памяти представлены в Таблице 3, Таблице 4,Таблице 5 и Таблице 6 соответственно.
Таблица 3
Уровни развития памяти 4 Акласса
|
Слуховая |
Зрительная |
Моторно — слуховая |
Комбинированная |
выс.ур. |
0% (0 ч.) |
0% (0 ч.) |
5% (1 ч.) |
20% (4 ч.) |
хор.ур. |
25% (5 ч.) |
35% (7 ч.) |
35% (7 ч.) |
30% (6 ч.) |
удовл.ур. |
45% (9 ч.) |
50% (10 ч.) |
35% (7 ч.) |
35% (7 ч.) |
низ.ур. |
30% (6 ч.) |
15% (3 ч.) |
25% (5 ч.) |
15% (3 ч.) |
Из диаграммы мы видим, что у большинствамладших школьников хорошо развита комбинированная память, т.е. в процессезапоминания участвует и слуховое, и зрительное восприятие, и кинестетика.
Таблица4
Уровни развития памяти 4 Бкласса
|
Слуховая |
Зрительная |
Моторно — слуховая |
Комбинированная |
выс.ур. |
0% (0 ч.) |
5% (1 ч.) |
10% Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1197 (2 ч.) |
10% (2 ч.) |
хор.ур. |
25% (5 ч.) |
25% (5 ч.) |
30% (6 ч.) |
35% (7 ч.) |
удовл.ур. |
60% (12 ч.) |
45% (9 ч.) |
55% (11 ч.) |
50% (10 ч.) |
низ.ур. |
15% (3 ч.) |
25% (5 ч.) |
5% (1 ч.) |
5% (1 ч.) |
Из диаграммы мы видим, что у большинствамладших школьников хорошо развита комбинированная память, т.е. в процессезапоминания участвует и слуховое, и зрительное восприятие, и кинестетика.
Таблица5
Уровни развития памяти 4 Вкласса
|
Слуховая |
Зрительная |
Моторно — слуховая |
Комбинированная |
выс.ур. |
0% (0 ч.) |
5% (1 ч.) |
0% (0 ч.) |
0% (0 ч.) |
хор.ур. |
17% (4 ч.) |
43% (10 ч.) |
22% (5 ч.) |
26% (6 ч.) |
удовл.ур. |
57% (13 ч.) |
30% (7 ч.) |
73% (17 ч.) |
48% (11 ч.) |
низ.ур. |
26% (6 ч.) |
22% (5 ч.) |
5% (1 ч.) |
26% (6 ч.) |
Из диаграммы мы видим, что у большинствамладших школьников хорошо развита моторно – слуховая память, т.е. в процессезапоминания участвует слуховое восприятие и кинестетика.
Таблица6
Уровни развития памяти 4 Гкласса
|
Слуховая |
Зрительная |
Моторно — слуховая |
Комбинированная |
выс.ур. |
0% (0 ч.) |
0% (0 ч.) |
5% (1 ч.) |
15% (3 ч.) |
хор.ур. |
20% (4 ч.) |
30% (6 ч.) |
45% (9 ч.) |
35% (7 ч.) |
удовл.ур. |
45% (9 ч.) |
50% (10 ч.) |
25% (5 ч.) |
30% (6 ч.) |
низ.ур. |
35% (7 ч.) |
20% (4 ч.) |
25% (5 ч.) |
20% (4 ч.) |
Из диаграммы мы видим, что у большинствамладших школьников хорошо развита комбинированная память, т.е. в процессезапоминания участвует и слуховое, и зрительное восприятие, и кинестетика.
Уровни сформированностивнимания учащихся 4-х классов представлены в Таблице 7
Таблица 7
Уровни |
Классы |
|||
4 А |
4 Б |
4 В |
4 Г |
|
высокий |
0 |
0 |
0 |
0 |
хороший |
6 |
6 |
3 |
4 |
удовлетворительный |
12 |
8 |
12 |
6 |
низкий |
2 |
6 |
8 |
10 |
Уровни тревожности учащихся 4-х классов представлены в Таблице 8
Таблица 8
Уровни |
Классы |
|||
4 А |
4 Б |
4 В |
4 Г |
|
высокий |
5 |
2 |
4 |
5 |
повышенный |
6 |
3 |
7 |
8 |
низкий |
10 |
16 |
11 |
6 |
Рекомендации
1. Продолжитьформирование коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных универсальныхучебных действий учащихся:
— Л.С.Выготский писал: при изучении результативности обучения учитывать не толькоабсолютную успешность (соответствие достижений ученика программнымтребованиям), но, главным образом, успешность относительную (продвижениеученика по отношению к самому себе). Не у всех школьников относительнаяуспешность будет совпадать с абсолютной.
— Важнейшиеновообразования к 10 годам возникают во всех сферах психического развития:преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Этот возраст оптималендля развития устойчивых познавательных интересов и потребностей, раскрытияиндивидуальных особенностей и способностей. Развиваются навыки общения сосверстниками, что способствует установлению прочных дружеских контактов. Это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребёнокне почувствует радость познания, не приобретёт умения учиться, ненаучится дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях,сделать это в дальнейшем будет значительно труднее, что потребует неизмеримоболее высоких душевных и физических затрат.
— Формироватьнавыки позитивного взаимодействия и общения для развития коммуникативныхнавыков.