X-PDF

Анализ прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

Поделиться статьей

Особое внимание в процессе анализа и оценки финансовых результатов следует обратить на наиболее значимую статью их формирования – прибыли от реализации продукции, работ, товаров и услуг. В процессе анализа изучается динамика прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. К факторам, повлиявшим на изменение прибыли от реализации, относят цены на готовую продукцию и элементы расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации и др. расходов Блок-схема факторного анализа прибыли от реализации продукции, работ, товаров и услуг, используемая в экономическом анализе, представлена на рис. 9.2.

Рисунок – 9.2. Блок-схема факторного анализа прибыли

Как видно из представленной на рис. 9.2 блок-схемы, прибыль от реализации продукции в целом по организации зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

— объема реализации продукции (VРП) .

— ее структуры (УДi) .

— себестоимости (Сi) .

— уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции оказывает, как правило, положительное влияние на сумму прибыли от реализации. Увеличение объема продаж продукции приводит к увеличению прибыли от реализации. Более того, прирост прибыли за счет увеличения объема продаж может быть более значительным, в связи с наличием так называемого «эффекта масштаба производства», когда увеличение объемов производства и реализации продукции приводит к снижению себестоимости ее единицы за счет уменьшения суммы удельных условно-постоянных затрат. Последнее в свою очередь обусловлено распределением условно-постоянных затрат пропорционально объему производства. Однако, увеличение объема реализации продукции может оказать и отрицательное воздействие на величину прибыли. Это возможно, когда растут объемы производства и реализации продукции, цена которой не окупает даже удельных условно-переменных затрат. Если с этой точки зрения продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализуемой продукции может оказывать как положи тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен, при прочих равных условиях, сумма прибыли возрастает и наоборот.

Формализованная факторная модель для оценки влияния названных факторов на изменение прибыли от реализации продукции (Прп) выглядит следующим образом (формула 9.4):

(9.4)

Для изучения механизма проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции в соответствии с приведенной моделью, рассмотрим условный пример, в качестве которого выступит организация, занимающаяся производством трех видов топлива А, Б и В. Результаты деятельности организации приведены в табл, 9.2.

Таблица 9.2 – Результаты деятельности организации (гипотетические данные)

Показатель За прошлый год (t0) За отчетный год (t1)
Топливо А Топливо Б Топливо В Топливо А Топливо Б Топливо В
Объем производства, тут.            
Цена 1 тут, млн. руб.            
Себестоимость 1 тут, млн. руб.            
Прибыль с 1 тут, млн. руб.            
Выручка от реализации продукции (нетто), млн. руб.            
Себестоимость реализованной продукции, млн. руб.            
Прибыль от реализации продукции, млн. руб.            

Расчет влияния факторов на сумму прибыли от реализации продукции можно выполнить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 9.3.

На первом этапе необходимо рассчитать величину прибыли от реализации при объеме продаж за отчетный год и величине остальных факторов за прошлый год. Для этого необходимо рассчитать индекс объема реализации продукции (IVРП), а затем сумму прибыли за прошлый год скорректировать на его уровень.

Таблица 9.3 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Показатель Усл. обозн. За прошлый год (t0) Данные прошлого года, пересчитанные на объем продаж отчетного года За отчетный год (t1)
Выручка (нетто) от реализации продукции, млн. руб. VРП      
Полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб. С      
Прибыль от реализации продукции, млн. руб. Прп      

Индекс объема продаж рассчитывают сопоставлением объема реализации за отчетный год с его объемом в прошлом году в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере условных тонн топлива) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка. В данной организации индекс объема продаж составляет(формула 9.5):

(9.5)

Таким образом, если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли от реализации продукции выросла бы на 2,857% и составила бы 195,4 млн. руб. (190×1,02857).

Затем следует определить сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции за отчетный год, но при себестоимости и ценах за прошлый год. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат (формула 9.6):

млн. руб. (9.6)

Далее необходимо определить, сколько прибыли организация могло бы получить при объеме реализации, структуре и ценах за отчетный год, но при себестоимости продукции за предыдущий (прошлый) год. Для этого от суммы выручки за отчетный год следует вычесть условную сумму затрат (формула 9.7):

млн. руб. (9.7)

По данным таблицы 9.3 можно установить, как изменилась сумма прибыли от реализации за счет каждого фактора.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

Таблица 9.3 – Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показа-тель Условия расчета Порядок расчета Сумма прибыли, млн. руб.
объем реализации структура продукции цена себестоимость
П0 t0 t0 t0 t0 VРП0 – С0 190,0
Пусл1 t1 t0 t0 t0 П0 × IVРП 195,4
Пусл2 t1 t1 t0 t0 VРПусл – Сусл 206,0
Пусл3 t1 t1 t1 t0 ВР1 –Сусл 400,0
П1 t1 t1 t1 t1 VРП1 – С1 303,0

Таким образом, изменение суммы прибыли от реализации продукции произошло за счет:

— объема реализации продукции:

.

— структуры товарной продукции:

.

— средних цен реализации:

.

— себестоимости реализованной продукции:

.

Общее изменение прибыли от реализации продукции составило:

Результаты расчетов показывают, что за анализируемый период прибыль от реализации продукции выросла в основном за счет увеличения среднереализационных цен – на 194,0 млн.руб. Не значительное влияние оказало изменение структуры реализованной и объема реализации продукции, рост на 10,6 и 5,4 млн. руб. соответственно. В связи с увеличением себестоимости продукции сумма прибыли от реализации за анализируемый период уменьшилась на 97,0 млн. руб.

Далее необходимо проанализировать динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов: объема продажи продукции (), себестоимости (Ci) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид (формула 9.8):

(9.8)

Для оценки влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции можно воспользоваться способами цепной подстановки и абсолютных разниц. Методика расчета влияния факторов способом цепных подстановок (для продукции А):

,

,

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Результаты расчетов сведем в табл. 9.4.

Таблица 9.4 – Расчёт оценки влияния факторов на изменение суммы прибыли по отдельным видам продукции

Вид продукции Количество реализованной продукции, тут Средняя цена реализации, млн. руб. Себестоимость 1 тут, млн. руб. Сумма прибыли от реализации продукции, млн. руб. Изменение прибыли, млн. руб.
общее в том числе за счет
t0 t1 t0 t1 t0 t1 t0 t1 объема реализации цены себестои-мости
А                   +6 +24 –12
Б                   –10 +70 –35
В                   +20 +100 –50
Итого               –97

Из представленной в табл. 9.4 информации можно увидеть вклад различных видов продукции в формирование прибыли от ее реализации, а также оценить количественное влияние отдельных факторов на изменение результативного показателя.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.59%
НЕТ
41.41%
Проголосовало: 1053

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет