Горбунова Е. В.
Проблемы изученияхимии
Московскаяобласть, Мытищи
МБОУ Гимназия №1
В своей работе я сталкиваюсь с такимипроблемами;
–мотивационная. Химия- очень емкий предмет, внутри которого много самых разных направлений. чтобы еюовладеть, надо хорошо знать физику, математику. В старших классах нашей школе химия является непрофильнойдисциплиной. Это обрекает химию на очень низкую мотивацию учащихся при ееизучении. Осознанная мотивация кизучению химии формируется, если учащийся выбрал сферу будущей профессиональнойдеятельности, связанную с химией. Химия нужнадля поступления лишь в немногие факультеты ВУЗов и медицинские вузы. ЕГЭ по химии сдают порядка 10% детей в целом по стране,остальным же предмет последние два года почти не учат. Они убеждены, что химияим не понадобится и учить ее не надо.
–материально-техническая. Практически отсутствуютучебные фильмы, рассказывающие о современных химических производствах. Система обеспечения школ оборудованием и реактивами разрушена. Не хватает элементарного – реактивов, приборов. Условия храненияреактивов не соответствуют требованиям. Электронные эффектные опыты, не заменитживого эксперимента с участием самих школьников. Ребятам надо все посмотреть,потрогать, смешать, отфильтровать.
-нехватка часов. Химия – особая учебная дисциплина, в которой наряду с теоретическимизнаниями формируются экспериментальные и расчетные умения и навыки. На химический эксперимент ирешение расчетных задач катастрофически не хватает времени. Количествочасов, отводимых на химию в учебном плане для 10-11-х классов составляет 1час внеделю. Этого мало для подготовки к олимпиадам, к экзамену.
— информационная. Химия –такая наука, где есличеловек не усвоил что-либо на этом уроке, на следующем он не поймет еще больше,поскольку ему не будет доставать базовых знаний. В итоге накапливается массанепонятого материала, который мешает усвоению нового, растет ощущение неуспешностии интерес к предмету пропадает. Химия сегодня слишком затеоретизирована, оторвана от реальности.Дети не понимают, какое отношение изучаемый материал имеет к жизни, для чегонужна химия.
Вследствие сокращения часов химии в 10–11 классах возникланеобходимость завершить курс в основной школе. Для этого перенесли частьматериала из старшей школы в 8–9 классы, в результате чего содержание обученияперестало соответствовать возрастным особенностям учащихся: увеличился объёмтеоретических представлений, которые опираются только на абстрактные модели,стало гораздо меньше материала, который требует образного мышления. Из-за этого логичная наука химия превращается в зубрежкуи сводится к набору фактов. В старших классах объём знаний, которыйнеобходимо усвоить, резко возрастает, всё зазубрить становится простоневозможно. Стандартные задачи и абстрактные теоретические построения быстровыветриваются из головы.
—психологическая. В химии учебный материал невозможно расставитьпо полочкам и «вывести» один из другого. Обилие логически плохосвязанного материала и является причиной нелюбви школьников к урокамхимии. У половины 8-классников теоретическое мышление, способность действоватьв уме не сформирована, не развиты способности к выполнению мыслительныхопераций с символами и абстрактными понятиями (составляющими большинство изчисла формируемых в теме «Первоначальные понятия химии»). Многие дети не способнык простейшим логическим операциям, у них нет мотивации, неразвитапамять. Это является залогом неспособности овладеть базовыми предметнымиумениями — осознанно составлять формулы, расставлять коэффициенты в уравнениях,применять такие понятия, как химический элемент, относительная атомная масса,валентность, количество вещества.
Противоречие между повышением теоретического уровня изучения предмета инедостаточной сформированностью навыков логического мышления у учащихся вызываетрезкое снижение интереса учащихся к предмету уже в начале второго полугодия8-го класса. Примерно у трети учащихся 9-ых классов способность к обобщенныммыслительным действиям находится лишь на начальной стадии; у них плохосформированы умения сравнивать, проводить аналогии, выделять общие иразличающие признаки понятий.
Я пытаюсь сохранятьвысокий содержательный уровень учебного предмета за счет различных формсамостоятельной работы учащихся (краткие сообщения на уроке, доклады, рефераты,проекты), стремлюсь показать взаимосвязь тем в химии. Для понимания учащимисякурса химии важно, чтобы они полноценно усвоили первичные модели. Я считаю, чтосначала нужно заложить базис химических законов, которые управляют всемиреакциями, а потом производить логическую надстройку. Всегда важнее понятьлогику какого-то процесса, чем просто запомнить, как он происходит. Логика, которая используется при построении цепочек превращения,общая и работает не только в химии.
Я стараюсь организоватьдеятельность по изучению темы так, чтобы рассмотреть новый объект системно, вразных ситуациях; не просто сообщаю ученику какой-то материал, а задаюнаводящие и каверзные вопросы на эту тему. Я считаю, что решениепроблемы должно быть отсрочено по времени. Тогда, добравшись до решенияпроблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии и получитположительные эмоции. Темы (строение атома и вещества, электролиз, газовыезаконы), изучаем на основе активных форм обучения (беседа, диспут,уроки-конференции). Это позволяет значительно увеличить долю самостоятельнойработы учащихся, формирует единую естественно-научную картину мира.
Я стремлюсь приблизить химию к жизни, сформировать элементарную бытовую химическую грамотность,гарантирующую безопасность при обращении с химическими веществами, материалами.Химия сейчас везде: в пище, одежде, быту. Зная состав различных растительных масел, можно сделать правильныйвыбор того или иного масла для использования в кулинарии. Льняное маслооптимально для усвоения полезных веществ в сыром виде, но жарить лучшена оливковом или подсолнечном масле. Если человек знает химию,он никогда не примет аспирин (ацетилсалициловую кислоту)на голодный желудок, зная, что этот препарат может вызвать раздражениестенок желудка.
На лабораторной работе ребятам предлагаю ознакомиться с этикеткамина бутылках с минеральной водой («Нарзан», «Боржоми», «Ессентуки), выяснить,какие ионы входят в состав этих вод. На другой практической работе предлагаю ознакомитьсясо сроками годности пищевых, медицинских и косметических гелей, определить. какимсвойством гелей определяется срок их годности. Провожу внеурочные занятия, посвящённые производству сернойкислоты, хлороводорода и соляной кислоты, аммиака, азотной кислоты иминеральных удобрений, алюминия, чугуна и стали, силикатной промышленности. Изучая фтор, рассказываю про тефлоновые сковородкии «голубую кровь». При изученииполимерных материалов обращаю внимание на формирование умения читать этикеткитрикотажных изделий с целью правильного ухода за ними (чистка, стирка, сушка,утюжка).
1. Федеральный государственныйобразовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ПриказМинобрнауки России от 17 апреля 2012 № 413) / http://минобрнауки.рф/
2. Лунин В.В., Бердоносов С.С., Чернобельская Г.М. Концепцияхимического образования двенадцатилетней школы. //Химия в школе, 2000, №2.
3. Гильманшина С. И. Профессиональное мышление учителя химии и егоформирование – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005. – 204 с.
4. http://www.shkola—zavtra.ru/news
5. http://www.miip.net/library/lib.htm.