Назаровой Т. Вариации натему русской народной песни
«Пойду ль я, выйду ль я» («Фортепиано» Редактор В.Григоренко. М.,2006).
Татьяна Борисовна Назарова-Метнер родилась в Москве всемье с большими музыкальными традициями. Ее отец — Борис Александрович Метнер- был родным племянником выдающегося русского композитора Николая КарловичаМетнера. Вся жизнь Назаровой-Метнер связана с обучением в учебных заведениях имениГнесиных — школе, училище, институте, которые она с отличием и с квалификациейконцертного исполнителя окончила как пианистка, а также и как композитор.Татьяна Борисовна написала большое количество фортепианных пьес и этюдов дляДМШ.
Тональность Вариаций до мажор. Характертемы, прежде всего, певучий, весёлый, но в каждой вариации будут определённыеизменения. Конечно, песня скорее всего плясовая, что будет раскрываться ввариациях. Цикл состоит из темы (8 тактов) и 4-х вариаций. Ни тональность, нитемп в вариациях не меняются. Изменения содержатся только в фактуре, впроведениях тематического материала.
Тема состоит из двух предложений. Впервом имеются две одинаковые фразы (т. 1-2+ т. 3-4). Во втором так же двесхожие фразы: т. 5-6 и т. 7-8. Однако, второе предложение лучше мыслитьцелостно (т. 5-8). Кульминация темы приходится на 7-8 такты.
Следует обратить внимание ученика нато, что мелодия звучит в партии правой руки. Звук здесь должен быть опёртым. В партиилевой руки аккомпанемент изложен двухголосно, полифонически. Необходимо следитьза тем, чтобы залигованный органный пункт на ноте до первой октавы держалсяровно 2 такта. Надо прослушать как движется на его фоне средний голос и какиеобразуются интервалы. Всё играется legato. Для целостного исполнения необходимовести фразу к кульминации (т.8).
Вариация №1. Еёнужно исполнить, услышав здесь шутливость и задорность, которые связаны схарактером исполнения мелодии. Здесь уже не певучее legato, а staccato.Начинается вариация со знакомой уже фигуры аккомпанемента (как в теме), ноизменился регистр и тембр. Необходимо обратить внимание на то, что в партиилевой руки указана беззвучная замена пальцев (на ноте соль в т. 1).
Вариация №2.Она продолжает шутливый образ вариации №1. В ней много игривости. Мелодияизлагается одноголосно, передаваясь из партии одной руки в другую, кроме того,здесь впервые и единственный раз появляются новые длительности – шестнадцатые. Вней так же происходит игривое чередование разной артикуляции (связаннымишестнадцатыми, staccatoнавосьмых). Сложность заключается в переходе мелодии из партии одной руки вдругую. Играть следует близко к клавиатуре, руки держать рядом, пальцы оченьактивны.
Вариация №3. Синкопывстречающиеся в тактах (то в правой, то в левой руке), обостряют танцевальныйхарактер. Чередование разной артикуляции (связано и не связано) тоже придаётостроту танцевальному характеру. В партии левой руки над квинтами стоит тенуто,необходимо их дослушивать. Следует обратить внимание на то, что в партии левойруки происходит игра тембров: т. 1 – квинта звучит в малой октаве, а в т. 3 ужев первой октаве.
Вариация №4. Онафинальная, утверждает шутливый, весёлый характер. Мелодия впервые играется в3-ой октаве, что придаёт новое звучание уже знакомой нам теме. Также необходимообратить внимание на то, что всё исполняется staccato.Может быть впервые ученик познакомится с записью нот на октаву выше. В партиилевой руки звучит аккомпанемент, изложенный двухголосно. В т. 3 и 6 отсутствуетаккомпанемент, мелодия исполняется поочерёдно каждой рукой. Акценты в т. 1 и 5придают мелодии и танцевальность, и задорность.
Целостности всех вариаций можнодобиться при помощи: единого темпа. Для понимания какой избрать темп следуетпопросить ученика исполнить самую трудную в темповом отношении вариацию ̶вторую. Вариации относительно темы написаны в одном образном ключе, но в тожевремя контрастны между собой. Разница заключается в фактурном изложениитематического материала, регистровом изложении, а также не малую роль играет синкопа.Необходимо мыслить вариации как Тему и 4 части.
Ноты:
1. Алексеев А.Д. История фортепианногоискусства. – М., 1962.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — М.,1961.
3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс — Л.,1971.
4. Вопросы фортепианной педагогики / Под ред. Натансона В. Вып.3. — М.,1971.
5. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. — Л., 1985.
6. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. — М.,1986.
7. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. — М.,1961.
8. Очерки по методике обучения игре на фортепиано / Под ред. НиколаеваА. — М.,1965.