УМК Spotlight 3 разработан авторами Быковой Н.И., ПоспеловойМ.Д., Эванс Вирджинии и Дули Дженни. УМК состоит из учебника (Students Book), сборникаупражнений (Exercise book), сборника контрольныхзаданий (Test Booklet), книги для учителя (Teachers Book), мультимедийногоприложения, буклета с раздаточным материалом (Picture Flashcards). УМК«Английский в фокусе» предназначен для учащихся 3 класса общеобразовательныхучреждений и рассчитан на 2 часа в неделю. УМК создан на основе Примерныхпрограмм по иностранным языкам с учетом требований федерального компонентагосударственного стандарта начального общего образования по иностранным языкам,а также в соответствии с Европейскими стандартами в области обученияиностранным языкам, что является отличительной особенностью. Данный УМК включен вФедеральный перечень рекомендуемых УМК по английскому языку. Авторы учитывают потребностисовременной школы, новые тенденции в обучении иностранному языку. Вместе с темони используют опыт традиционного обучения языкам, глубокое и основательноеизучение языковых явлений сочетается с формированием речевых навыков иразвитием коммуникативных умений.
Структура учебника «Английский в фокусе — 3» имеетмодульную структуру. Каждый модуль занимает 15 страниц и начинается с модельнойстраницы, которая дает учителям, учащимся и родителям ясное представление оцелях и задачах модуля, а также о том, чему учащиеся должны научиться, завершивработу над модулем. Модуль включает в себя два параграфа, которые в своюочередь состоят из уроков, а также содержит разделы, которые делают материалучебника разнообразным и увлекательным.
В учебник включены 8 модулей, которые ставят следующиезадачи:
Вводный модуль «Welcome back» — актуализировать знания иумения, полученные во 2-м классе
Модуль 1: School days! — научить называть и описывать школьныепринадлежности, школьные предметы, геометрические фигуры, знать счет от 1 до20, а также использовать глагол «to be».
Модуль 2: Family moments! — научить говорить о членах семьи,вести диалог на заданную тематику, обучить использованию множественного числаимён существительных и притяжательных местоимений.
Модуль 3: All the things I like! — научить называть продукты,выражать свои предпочтения к еде, а также использовать в речи время «Present Simple», «some/any».
Модуль 4: Come in and play! — научить называть игрушки ипредметы в комнате, применять артикли a/an, указательные местоимения this/that/these/those, а также притяжательный падеж.
Модуль 5: Furry friends! — научить называть части тела,описывать животных, знать счет от 20 до 50, исключения имен существительных вомножественном числе, а также применять конструкцию have/has got и модальныйглагол «can».
Модуль 6: Home, sweet home! — научить называть предметы мебели,названия комнат, научить описывать местоположение с использованием предлоговместа, использовать конструкцию there is/there are, познакомить с правиламинаписания окончаний во множественном числе существительных.
Модуль 7: A day off! —научить говорить о хобби иувлечениях в свободное время, описывать ситуации, происходящие сейчас,используя время Present Continuous.
Модуль 8: Day by day! —повторить время Present Simple дляописания действий, происходящих каждый день, научить говорить дни недели,время.
Также в конце каждого модуля представлена часть сказки «Тhe toy soldier», раздел «Spotlight in the UK/Russia» для проведения уроков пострановедению и забавный комикс «Arthur and Rascal».
Помимо основных модулей, есть разделы, содержащие материал опраздниках Великобритании: Merry Christmas, everybody! и Mother’s day,а также раздел Spotlight on Russia с тематическими текстами длядополнительного чтения по каждому модулю.
Дополнительно в конце учебника представлены следующиеразделы:
Further reading practice — для формирования и отработкинавыков чтения с использованием различных упражнений;
Further writing practice — для формирования и отработкинавыков письма с использованием различных упражнений;
Further speaking practice — для формирования и отработкинавыков говорения с использованием различных упражнений;
Грамматический справочник с подробным описанием грамматическихправил при помощи таблиц и различных примеров по каждому модулю.
Word list – англо-русскийсловарь с лексическими единицами и транскрипцией по каждому модулю.
Содержание учебника ориентированно на обучающихся 3 классов.Специально для учащихся младшего школьного возраста разработана сюжетная игра,сопровождающая учеников на протяжении всего учебного года. Герои учебника –брат Ларри и сестра Лулу, а также их питомец — шимпанзе Чаклз. С ними учащиесяпознакомились во 2 классе, поэтому предполагается, что ученикам будетинтереснее продолжать изучение английского языка. Темы связаны с реальнойжизнью, поэтому дети могут разыграть диалоги, представить необходимую ситуациюили опереться на уже полученный опыт.
Система упражнений дает возможность разностороннепрорабатывать темы и учитывает особенности памяти. Учащимся предлагаетсяучаствовать в различных видах деятельности, таких как ролевая игра, разучиваниепесен и рифмовок с движениями, драматизация диалогов и сказки, интервьюированиеодноклассников, разработка проектов и их презентация. Вся работа направлена наразвитие языковых навыков, умения учиться и на приобретение навыков общения.
В каждом модуле даются песни и рифмовки, которые создаютположительную атмосферу в классе. Использование песен способствует запоминаниюновой лексики и повышает желание учиться. Для работы над чтением учащимсяпредлагаются короткие тексты и диалоги, цель которых не только отработатьнавыки чтения, но и прививать интерес к нему. Тексты и диалоги построены в основномна знакомом языковом материале, что в значительной степени облегчает процессчтения. Также диалогипредставляют собой небольшой интересный, а порой и забавный сюжет. Закреплениенового материала в диалоге в значимом контексте способствует развитию навыковдиалогической речи у учащихся. В последующих уроках новые слова отрабатываютсяв различных упражнениях.
Лексические и грамматические материалы подобраны всоответствии с требованиями ФГОС, а также с возрастными особенностямиобучающихся. Новая лексика легка для запоминания, поскольку сопровождаетсякрасочными картинками и транскрипцией. Лексика отрабатывается путем повторенияза диктором или учителем, а затем используется при составлении диалогов потеме. Вся лексика отобрана и соответствует умственным способностям данноговозраста, но по желанию учителя в сильных группах можно несколько расширитьурок за счет использования упражнений из дополнительных разделов.
Грамматика также соответствует программе, она понятнаученикам за счет ярких таблиц, картинок. Она запоминается при помощи специальноотведенных пунктов на развитие письма и применения новых конструкций. Приобучении говорению также закрепляется полученные грамматические знания наравнес лексикой. Многие задания выполнены в игровой форме для того, чтобы привлечьучеников и показать им важность английского языка.
В качестве примеров упражнений можно взять упражнения измодуля 2 «Family moments». Возьмем упражнения, которые помогут учащимся узнатьлексику по теме и впоследствии научиться говорить о своей семье, а такжеподготовят к написанию рассказа о семье. Первое упражнение (упр.1 стр. 26) данов виде песенки, сопровождающей рисунок семейного древа главных персонажей:Ларри, Лулу и членов их семьи. Здесь учащиеся закрепляют знакомую лексику ипроизношение, подпевая вместе с Лулу.
Второе упражнение (упр.3 стр. 27) – сюжет в картинках о появлениинового члена семьи – маленькой сестренки Betsy. В этом упражнении дети смотрятвидео, отвечают на вопрос, читают по ролям.
Далее представлено упражнение – диалог (упр. 1 стр. 28): двамальчика разглядывают семейный альбом одного из них. Сэм задает вопросы, а Том отвечает,рассказывая о членах своей семьи и их именах с использованием притяжательныхместоимений.
В следующем упражнении (упр.2 стр. 28) учащимся предложеносоставить предложения о разных членах семьи по образцу.
Выполнение предыдущих упражнений позволяет познакомиться сновой лексикой и подготовиться к рассказу о своей семье, который можно провестив игровой форме (упр. 5 стр. 29). Можно предложить учащимся нарисовать своюсемью или принести на урок фотографию и в игровой форме устроить опрос.
В упр. 1 на стр. 30 учащиеся знакомятся с семьей няни Шайн ис дополнительной лексикой по теме.
Перед тем, как перейти к выполнению портфолио (упр. 5 стр.31), учитель знакомит учеников с семьей друга Ларри и Лулу, рассказ из этогоупражнения служит отличным образцом для монологического высказывания и позволитдетям подготовить свой рассказ о семье. Можно сделать вывод, что все упражнениялогичны, последовательны и направлены на формирование и развитие навыков иумений.
В целом учебник предусматривает применение разных режимовработы, различных видов учебных действий. Оптимально определено соотношениеклассной и домашней работы, организована самостоятельная работа учащихся.Оформление учебника отражает коммуникативно-деятельностный подход к обучению английскомуязыку. Материал размещен последовательно, присутствуют красочные иллюстрации вприятной цветовой гамме, простые для визуального восприятия схемы и правила.
Следующим важным компонентом анализируемого УМК является сборникупражнений. Он полностью соответствует материалу, который представлен вучебнике. Задания построены по принципу «от простого к сложному». Сборникрассчитан на развитие навыков письменной речи и на повторение и закреплениеизученного лексико-грамматического материала по пройденной теме. Он разделен нате же 8 модулей, что и учебник, и не уступает по разнообразию заданий. Длязакрепления лексики предлагаются, к примеру, следующие упражнения: прочитайслова и найди их значение, напиши недостающие буквы, расшифруй и запиши слова,перепиши слова по алфавиту, найди и обведи слова по теме. Для закрепленияграмматики могут быть предложены следующие задания: напиши предложения, как вобразце, переведи предложения, ответь на вопросы, выбери правильный ответ,поставь слова в правильном порядке. В каждом модуле также предложены такиезадания как: напиши рассказ по образцу, подбери соответствующую реплику,прочитай текст и заполни пропуски словами, ответь на вопросы.
Для контроля усвоенных знаний в УМК включен сборникконтрольных заданий. К каждому модулю предлагается два варианта проверочнойработы в виде тестовых заданий, а также итоговая проверочная работа по всемукурсу. В каждом тесте представлены задания на Vocabulary, Grammar, Communication, Reading and writing. За выполнение каждого заданияпредусмотрено определённое количество баллов, в общей сложности возможнозаработать 100 баллов. Задания интересны по своему содержанию, содержат образцыи иллюстрации, что упрощает работу учащимся.
Работа учителя на уроке должна соответствовать требованиямФГОС НОО, а составить ход действий помогает книга для учителя. Она поможетпостроить продуктивный, познавательный урок, который принесет не только пользу,но и вызовет у учеников большое желание изучать английский язык.
Книга начинается с календарно-тематического планирования нагод, а затем представлены планы-конспекты уроков. Каждый урок построен всоответствии со стандартами, а также включает в себя дополнительную информациюдля того, чтобы разнообразить урок. Это могут быть игры, загадки, викторины,которые проводятся на усмотрение учителя. Интересным дополнением являютсякарточки для проведения рефлексии, а также учет оценок и заметок, такназываемый банк ресурсов.
В УМК Spotlight представлено мультимедийное приложение,состоящее из аудиоматериалов и обучающих видео. Приложение хорошо дополняетучебник, позволяет разнообразить учебный процесс и привить интерес и большуюмотивацию к изучению английского языка у учащихся.
Буклет с раздаточным материалом также является составной частью УМК.Он содержит яркие красочные картинки, которые являются визуальной опорой для введенияи закрепления лексики, а также могут использоваться для выполнения различныхупражнений.
Итак, УМК«Spotlight» для 3 класса авторов Ю.Е. Ваулина, О.Е.Подоляко, Д. Дули, В. Эванс является отличным средством для обученияанглийскому языку. Все составляющие комплекта дополняют друг друга и разработаныв соответствии с основными требованиями ФГОС НОО, а значит, дают знания нетолько в области иностранного языка, но и обучают различным видам универсальныхучебных действий. Четкая структура, разнообразие упражнений для всех видовдеятельности, наличие страноведческого материала в каждом уроке, мультимедийноеприложение, хорошая полиграфия и красочные иллюстрации — основные особенностикурса.