Если попробовать очень коротко охарактеризовать это произведение известной французской писательницы, можно сказать, что «35 кило надежды» — очень ДОБРАЯ книга. Написанная простым и красивым языком, она будет интересна и подросткам, и взрослым. Первые узнают себя в герое повести, а вторые, быть может, задумаются о том, как важна для ребенка поддержка близких людей, особенно, если он так не похож на других…
Перед нами история, рассказанная от имени 13-летнего подростка Грегуара, который любит мастерить и ненавидит школу. Ему никак не дается учеба, он стал посмешищем на уроках физкультуры, и вообще: да ну её, эту школу, «ничего там интересного».
«У этого мальчика голова как решето, золотые руки и большущее сердце. Если постараться, из него выйдет толк», – напишет в педагогической характеристике его воспитательница Мари. Но в жизни подростка очень редко встречаются люди, которые пытаются «постараться», понять и поддержать его. Домашние задания и отметки — повод для постоянных скандалов в семье Грегуара, и поэтому он чувствует себя виноватым в том, что между родителями не все гладко. Родители ругаются, не понимая, что делают ребенку больно.
Хотя Грегуару очень повезло: рядом с ним его дедушка – его самый лучший друг! Ведь он верит в Грегуара, и именно он помогает внуку принимать правильные и важные решения в жизни.
После отчисления из школы Грегуару трудно найти новое место учебы. Его не берут ни в одну из школ (и даже «в школе для дураков сказали, что я плохо повлияю на остальных учеников»). И вот мальчику в руки попадает реклама «технического лицея», в котором ребята «всегда заняты делом». Дед Леон помогает Грегуару поверить в себя, решиться и самому определить свое будущее – написать письмо с просьбой о зачислении в лицей: «Наплюй на ошибки, на стиль, на свой безобразный почерк – на все наплюй. Просто что на душе, то и напиши…»
«Я сел за письмо в тот же вечер. Хоть он и говорил «наплюй», я все-таки порвал одиннадцать черновиков. А письмо-то получилось совсем короткое…
Вот оно, я переписал его для вас. Уважаемый директор школы Граншан! Я очень хотел бы учиться в Вашей школе, но знаю, что это невозможно, потому что у меня очень плохая успеваемость.
Я видел в рекламе Вашей школы, что у Вас есть слесарные и столярные мастерские, кабинет информатики, теплицы и все такое. Я думаю, что отметки — не самое главное в жизни. По-моему, важнее знать, чего ты в жизни хочешь. Мне хочется учиться у Вас, потому что в Граншане мне будет лучше всего, — так я думаю. Я не очень упитанный, во мне 35 кило надежды. Всего хорошего, Грегуар Дюбоск.
Р. 5. № 1: Я первый раз в жизни прошусь в школу, сам не пойму, что это со мной, наверно, заболел.
Р. 5. № 2: Посылаю Вам чертежи машинки для чистки бананов, которую я сам сделал, когда мне было семь лет».
В жизни радостные и грустные новости часто приходят одновременно. Так, узнав о том, что его ждут в лицее, Грегуар узнает и о болезни дедушки. Зачем его успехи в новой школе, если самый близкий человек не может за него порадоваться?
«Мне жилось неплохо, но счастлив я не был. Я мучился оттого, что ничем не могу помочь деду Леону. Я бы горы свернул для него, я бы дал, если надо, разрезать себя на кусочки и поджарить на медленном огне. Я готов был нести его на руках через всю землю, прижимая к груди, я бы все что угодно стерпел, лишь бы спасти его, но что толку, если все равно сделать ничего было нельзя. Только ждать».
И вот когда уже, казалось бы, нет больше сил верить и надеяться, случается чудо…
А герой повести из робкого, неуверенного в себе подростка становится сильным, решительным, целеустремленным, таким, каким и хотел видеть его дедушка («Не выношу нытиков! Будь счастливым, черт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!»).
Ведь он всегда верил в Грегуара, потому что смотрел на внука ЛЮБЯЩИМИ глазами. Главный герой становится близким читателю и вызывает уважение, ведь он пытается найти выход из жизненных проблем и находит его, оставаясь самим собой.
Эта книга о взрослении и о том, как важно, когда тебя понимают, и почему нужно верить в себя и свои силы, не пытаясь стать как все, а выбрав свой единственно верный путь.
И пусть эта трогательная и немного наивная история кому-то покажется сказкой, в ней есть все, что есть в настоящей жизни: любовь и грусть, радости и потери, мечты и боль…
ТАМАРА КРЮКОВА «КОСТЯ + НИКА»
Главный герой повести – обычный 15-летний мальчишка, который проводит каникулы в деревне. Он любит гулять с друзьями, слушать магнитофон и читать фэнтези, погружаясь в мир, «где обитают эльфы и гоблины, где магия пропитывает сам воздух, коим дышат герои, где сильные личности борются против зла, где не бывает серых будней… Конечно, все это было выдумкой, но втайне Костя мечтал хоть раз в жизни стать свидетелем настоящего чуда, ведь бывают же счастливчики, которые наблюдают аномальные явления, летающие тарелки или встречаются с инопланетянами. Почему все это выпадает не на его долю?». Но чудеса случаются и в повседневной жизни (и читатель в этом скоро убедится), а сильным главному герою поможет стать любовь и ответственность за другого человека. Ведь «для того, кто себя преодолел, любое чудо свершается < …. > . А чудеса показывать не надобно. Они сами видны, ежели умеешь разглядеть». Костя знакомится с Никой – девочкой, которая не может ходить, и с её волшебным двойником – Костяникой – лесной феей, которая встречается герою в нужный момент, помогает увидеть ситуацию со стороны, поверить в себя и свои силы и подсказывает правильное решение… (а, может быть, её и не было?) «– Скажи, ты ведь выдумал ту девочку, Костянику? – прошептала Ника.
Костя мгновение помедлил. Он вспомнил мелькание желто-зеленого платья в листве, сказочный гриб – подарок Никандре, липкую струйку ягодного сока на запястье.
– Да, – кивнул он и тотчас поверил, что так оно и было».
Ника очень одинока: у нее нет матери, а отцу и его молодой жене она не нужна, и её сплавили с глаз долой – на дачу (а ведь девочке так важно внимание и одобрение отца!). У нее никогда не было друзей, «она знала о дружбе только из книг». Рядом с ней лишь равнодушная, немолодая и недовольная жизнью сиделка, которая считает, что «эту вредную девчонку нельзя любить, её можно только терпеть».
Жизнь заставила Нику выучить «азбуку одиночества от А до Я: Ад, Безысходность, Виновность-без-вины, Горечь, Двуличность, Жалость, Злоба, Инвалидное Кресло… и фальшь, кругом фальшь!»
«Может, недаром ее ограждали от ровесников? < …. > . У взрослых все иначе. Они корректны и вежливы, даже когда терпеть не могут друг друга».
До знакомства с Костей Нике не приходилось раньше общаться со сверстниками, взрослые пытались оградить её от окружающего мира, «чтобы не было слез и разочарований». Но спасет ли от этого затворничество, когда тебе 15 лет и так хочется иметь друзей?! («Не надо меня оберегать. Я хочу жить в этом мире, каким бы он ни был»).
И вот у девочки появился настоящий друг, который относится к ней как к равной, не унижая любопытством и жалостью. Они делятся впечатлениями о прочитанных книгах, разговаривают о музыке. Вскоре девочка влюбляется в него и не представляет, что же будет, когда закончатся каникулы и Костя уедет в город. Хотя Ника «с горечью понимала, что не имеет права любить < …. > . Она лучше других знала, что Костя никогда не сможет ее полюбить. И она никогда не сможет признаться ему в своих чувствах. Но она не хотела, чтобы посторонние грубо лезли в их отношения, напоминая о ее ущербности». Костя, подружившись с Никой, вначале не воспринимает её как девчонку, в которую можно влюбиться: «Вечно у всех на уме только женихи и невесты, как будто без этого нельзя дружить». И как же здорово, что «Ника оказалась нормальным «парнем»» — в глазах подростка это лучший комплимент для девчонки! Костя признается самому себе, что Ника для него — больше, чем просто друг, только когда ошибочно решит, что она покончила с собой и он потерял её навсегда. «Он впервые со всей горечью осознал, что так и не успел сказать ей самые важные слова. Это была не жалость и не порыв «благородного целителя». Он любил ее.
Поздно. Все кончено. В его жизни больше никогда не будет такой девчонки. Единственной на фоне разукрашенных кривляющихся марионеток».
Костя очень хочет помочь Нике, и даже решает поступить в медицинский для того, чтобы её вылечить. Однажды он увидит по телевизору сюжет про Валентина Дикуля, и поверит в то, что
Нику можно вылечить и поднять на ноги! («Но ведь Дикуль смог! Он преодолел!»)
Сила любви, искреннее желание помочь и вера в свои силы, а ещё старенький эспандер и детские гантели совершают чудо.
Эта книга о первой любви и настоящей дружбе, преданности и отзывчивости. Она дарит надежду на то, что люди могут понять свои ошибки и измениться, что добро обязательно победит, и в жизни всегда есть место чудесам.