К.Г.Каляцкий,
педагогдополнительного образования
МБОУ«СОШ № 16»,
г.Братск, Иркутская область
Ансамбльбарабанщиков «Марш»
(особенностив работе кадетских классов)
В статьеописано дополнительное (внешкольное) музыкальное образование кадетов. Сохраняясвою самоценность – свободу выбора, многообразие видов деятельности,возможность творчества, дополнительное образование идет по пути развития иобновления. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки квоенной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности. Кромеорганизации деятельности инструментального ансамбля в школе, мною созданансамбль барабанщиков «Марш» из кадетов 6 и 7 класса в количестве 12 человек.
Ключевые слова: гражданско-патриотическиевоспитание, кадетство – комплексное развитие личности, нравственные игражданские качества.
Дополнительноеобразование в настоящее время проходят путь создания новой системы обеспеченияэффективности образовательного процесса. Сохраняя свою самоценность – свободувыбора, многообразие видов деятельности, возможность творчества, дополнительноеобразование идет по пути развития и обновления. В последнее времядополнительное образование активно развивается как вариативный компонентучебного плана общеобразовательных школ и других учреждений.
«Одна изпервейших обязанностей всякого гражданина, — писал Ушинский К.Д., — приготовитьиз своих детей полезных для общества граждан». Школа становится подлинным очагомкультуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культгражданина, культ книги, культ родного слова. Патриотизм выступает в единстведуховности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своюнераздельность с Отечеством. Кадетское образование и воспитание сегоднянаправлено на возрождение в молодежной среде духа патриотизма, чести, ценностидружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величиесвоей страны. Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной игражданско-патриотической работе. Воспитательная система в кадетском классепредставляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принципреализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность вбезопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации,потребности в поиске смысла в творчестве, красоте, духовности.
Кадетство нельзярассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, онообеспечивает комплексное развитие личности.
В школе большоевнимание уделяется гражданскому становлению личности, что находит подтверждениев основополагающих актах РФ: Конституции РФ, «Концепции патриотическоговоспитания граждан РФ», приоритетном национальном проекте «Образование» и программахшколы.
Воспитание исоциализация обучающихся на уровне основного общего образования в МБОУ «СОШ№16» осуществляется через подпрограмму «Досуг» к Программе развития школы«Созвучие» на 2014 – 2019 годы. Гражданско-патриотическое воспитание в школестроится на следующих принципах: субъектной позиции учащихся, воспитании черезсоциально-значимую деятельность, интеграции усилий учителей, родителей,общественности и реализуется через внеурочную деятельность в кадетских классах.
С незапамятныхвремен красивый и четкий барабанный ритм бодрит людей, придает им оптимизм и уверенность.Этой особенностью инструмента восхищался еще в свое время А.В.Суворов. Сегоднябарабан необходимый атрибут военных парадов, праздничных колонн и шествий. Кроме организации деятельности инструментального ансамбля в школе, мною созданансамбль барабанщиков «Марш» из кадетов 6 и 7 класса в количестве 12 человек. Составленаадаптированная программа «Ансамбль барабанщиков» на три года обучения с общимколичеством часов — 238.
|
Всего часов: |
||
1-й год обучения |
2-й год обучения |
3-й год обучения |
|
Индивидуальные занятия |
2 |
1 |
|
Игра в ансамбле |
— |
1 |
3 |
Всего: |
2/68 |
2/68 |
3/102 |
Цель учебно-воспитательнойсистемы состоит в выработке нравственно-этических качеств кадетов, развитииинтеллектуальных возможностей и способностей, подготовке кадетов к осознанномувыбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.
Веду работу втесной связи с родителями, так как считаю, что оценка деятельности ребенка вансамбле родителями имеет большое значение в формировании гражданской позиции,достойного поведения и родителей, и их детей. Родители присутствуют наиндивидуальных занятиях, концертах, городских мероприятиях, где участвует нашансамбль «Марш». Чем отличается кадетский класс от другого класса в этой же параллели?
У кадетов естьблок дополнительного образования: спортивно-оздоровительного, военно-прикладного,общекультурного, ударных инструментов, развитие интеллектуальных способностей.
Участие ансамбляв военно-строевой подготовке, парадах естественным образом воспитываетнастоящих патриотов России. Это является крайне актуальным и важным требованиемвремени.
Главная цельпатриотического воспитания состоит в формировании патриотизма как интегральногокачества личности, заключающего в себе проявление патриотических чувств икультуры межнационального общения.
Песни ипроизведения о славном прошлом живут в памяти народной и передаются изпоколения в поколение.
В работе уделяюбольшое внимание формированию достойного поведения, соответствующего принятымэтическим нормам и традициям кадетов.
За время обучения игре на барабанах обучающиеся нравственно повзрослели, чувствуют важность коллективной поддержки и одобрения, испытывают чувство гордости иблагодарности за коллективный успех.
Итогидеятельности ансамбля барабанщиков «Марш» отражены в таблице:
школьный уровень |
|||
Год |
Мероприятия |
Выступление ансамбля |
Результаты |
2015- 2016 |
Торжественное открытие городских спортивных соревнований |
К. Г. Василенок «Праздничный марш» |
Благодарственное письмо от администрации |
2015-2016 |
«Мы творцы» |
О. Газманов «Вперед Россия» |
грамоты всем членам ансамбля |
2016-2017 |
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний |
О. Газманов «Вперед Россия» |
Благодарственное письмо от администрации |
2016-2017 |
Парад Победы 9 Мая |
ансамбль барабанщиков шествует во главе школы, исполняя маршевые ритмы |
грамоты всем членам ансамбля |
2016-2017 |
«Мы творцы» |
Акустический марш Emotion Представленная информация была полезной? ДА 60.87% НЕТ 39.13% Проголосовало: 1536 |
грамоты всем членам ансамбля |
2017-2018 |
Открытие месячника военно-патриотического воспитания |
Акустический марш Emotion |
Благодарственное письмо от администрации |
муниципальный уровень |
|||
2015- 2016 |
Городской форум «Бессмертный полк» |
О. Газманов «Вперед Россия»
|
грамоты всем членам ансамбля |
2016-2017
|
VIII традиционный смотр художественной самодеятельности «Февральский ветер» в рамках месячника оборонно- массовой работы |
О. Газманов «Вперед Россия»
|
Диплом Лауреата
|
2016-2017
|
Городской форум «Гражданином быть обязан» |
Акустический марш Emotion |
грамоты всем членам ансамбля |
2016-2017
|
Парад Победы 9 Мая |
Ансамбль барабанщиков на трибуне играет «Вперед Россия» О. Газманова |
грамоты всем членам ансамбля |
2017-2018 |
IX традиционный смотр художественной самодеятельности «Февральский ветер» в рамках месячника оборонно- массовой работы |
И. А. Миронов «Старый барабанщик» |
Диплом Лауреата
|
региональный уровень |
|||
2017-2018 |
Всероссийский героико-патриотический фестиваль детского и юношеского творчества «Звезда спасения» на территории Иркутской области. |
Акустический марш Emotion, И. А. Миронов «Старый барабанщик», О. Газманов «Вперед Россия» |
Подали заявку на участие |
Это в свою очередь является подтверждением и значения,и востребованности моей работы как педагога дополнительного образования.
Списоклитературы
1. Федеральныйзакон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
2. Инновации вобразовании: общее и дополнительное образование детей; пособие/В.Н.Иванченко.-Ростов н/Д: Феникс, 2011 г., — 341 с.
3. Биберган В. «Квопросу о классификации ударных. Вопросы оркестровки». – Москва, 1990 г., — 5с.
