Тема урока: Античность. Территория, природа, население ДревнейГреции.
Цель: сформироватьу учащихся представление о Древней Греции, о древнегреческих племенах и озанятиях древних греков.
Задачи урока:
Предметные:
- Побудить обучающихся размышлять над проблемным вопросом «Какие факторы оказали влияние на появление цивилизации на о. Крит и Балканском полуострове?»
- В чем особенность древнейшего государства на о. Крит, какие взаимоотношения существовали между гос-вом на о. Крит и греками Балканского полуострова
- В чем причины гибели Минойской цивилизации
- Особенность развития государств Ахейской Греции (Микены и Тиринф), какое влияние на развитие этих государств оказала природа и географическое местоположение.
Метапредметные:
- определить влияние греческой цивилизации на европейскую цивилизацию;
- объяснять, какие находки археологов свидетельствуют о
существовании древних цивилизации на о. Крит, в Микенах; - освоить обще-учебные умения на уровне применения;
- понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.
- оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом.
- самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии мифа о Тесее;
- взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия; обсуждать процесс и результаты деятельности; проводить дискуссии и полемику.
Личностные (обеспечиваютценностно-смысловую ориентацию обучающихся):
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Тип урока: урокизучения нового материала.
Форма урока: комбинированныйурок: изучение нового материала с элементами практической работы.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Изучение новой темы (план):
· Что такое античность.
· Территория Древней Греции.
· Природа и занятия населения.
· Население Древней Греции.
- Подведение итогов.
- Объяснение домашнего задания.
Оборудование: 1.Учебник В.И. Уколовой «История. Древний мир. 5 класс». 2. Электроннаяпрезентация.
Методические приемы:
- Словесный.
- Наглядный.
- Практический: работа с учебником.
Основные понятия: эллины, Эллада, Греция, Аттика, Афины, ахейцы, дорийцы,ионийцы.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Ребята, напрошлых уроках вы познакомились с историей цивилизаций Древнего Востока. Окаких государствах древности вы теперь знаете? Сегодня мы начнем знакомство сдревними цивилизациями Европы, которые на протяжении долгого временисосуществовали и взаимодействовали с цивилизациями Древнего Востока. Мыначинаем изучать историю Античной цивилизации.
II. Изучение новой темы.
1. Что такое античность.
А что такое античность? Об этом мы узнаем, на странице 72 нашего учебника. Громкоечтение раздела «Что такое античность».
Беседа по прочитанному:
-Как переводится с латинского слово «античность»? Древность.
-Какие цивилизации составляют единую античную цивилизацию? ЦивилизацииДревней Греции и Древнего Рима.
-Назовите временные рамки античной цивилизации. С начала 3 тысячелетия дон.э. до конца 5 века н.э.
-Назовите территории, на которых распространилась античная цивилизация. Средиземноморье,Северная Африка, часть Западной Азии, обширные пространства Европы.
2. Территория Древней Греции.
Слайд №2. Начнем мы изучение периода античности со знакомствас историей Древней Греции.
Слайд №3. Примерно три с половиной тысячи лет назад на югеЕвропы, на территории Балканского полуострова и Пелопоннеса жили племена,которые называли себя эллинами, а свою страну Элладой. Древние римляне, историюкоторых мы будем изучать позже, называли их греками, а Элладу стали называтьГрецией. Именно эти названия закрепились в истории.
Слайд №4.
Запись в тетради:
Эллины – самоназваниегреков.
Древние греки расселились также на островах Эгейского и Ионического морей, атакже на восточном берегу Малой Азии. Позже Греция распространилась по всемуСредиземноморью и достигла берегов Черного моря.
Запись в тетради:
Греция – странана юге Европы, расположенная на Балканском полуострове.
3. Природа и занятия населения Древней Греции.
Слайд №5. Теперь мы поговорим об особенностях природных условий Греции ио том, как эти особенности отразились на занятиях населения.
Запись в тетради.
Особенности природных условий:
1) отсутствие плодородных речныхдолин, близость моря;
2) горный рельеф страны.
1)Мы помним, что жизнь народов Древнего Востока, исключая финикийцев, быласвязанна больше с реками, нежели с морями или океанами. Особенность Греции втом, что она с запада, востока и юга окружена морем, которое играло в жизнигреков громадную роль, а полноводных рек здесь нет.
-Подумайте, как эта природная особенность отразилась на занятиях населения? (Примерныйответ. Греки были мореплавателями, умели строить корабли, занималисьрыболовством, торговлей).
Слайды №6, №7.
2)Другая важная особенность природы Греции – это то, что Греция горная страна, еебольшую часть покрывают горы. Поэтому земель пригодных для хлебопашества ипастбищ не много. Самая высокая гора – Олимп. Горные хребты пересекают странувдоль и поперек и разделяют ее на отдельные области. Самой известной областьюявляется Аттика, с главным городом Афины. Слайд №7.
Задание одному из учащихся найти и показать на картеАттику и Афины.
Как илюбая горная страна, Греция была богата полезными ископаемыми: рудой, запасамихорошей глины, разнообразными породами камня.
Слайд №9.
-Как вы думаете, как эта природная особенность повлияла на занятия населения?.
Земля в Греции была не очень пригодной для выращивания ячменя и пшеницы, урожаибыли низкими, поэтому не хватало хлеба, и греки вынуждены были покупать его вдругих странах. Важными сельскохозяйственными культурами были, которыевозделывали греки, были оливки и виноград. Оливки были основным продуктомпитания у греков. Греки также занимались скотоводством: в предгорьях разводиликоз и овец, из молока которых делали вкуснейший сыр.
Итак, Греция – страна горная и морская, поэтому издревле здесь развивалисьремесла, мореплавание, рыболовство, морская торговля. (Физминутка)
4. Население Древней Греции.
Задание.Прочитать третий раздел параграфа 18.
Беседа по прочитанному.
-Назовите основные греческие племена. Ахейцы, дорийцы, ионийцы.
-Когда ахейцы пришли на территорию Греции? Во втором тыс. до н.э.
-Кто и когда завоевал ахейскую Грецию? Дорийцы в 13-12 вв. до н.э.
-В чем была особенность Древней Греции? Греция никогда не была единымгосударством, население говорило на одном, греческом языке, но Греция состоялаиз множества независимость маленьких государств, враждующих между собой.
IV. Закрепление.
Тест.Слайды №,10,11,12.
V. Домашнее задание. §18, вопросы 1-4. Слайд №13.