X-PDF

Антонимы и синонимы. Урок открытия нового знания.

Поделиться статьей

Тема:Синонимы  и  антонимы.

Цель:

  • формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями с развивать память;
  • воспитывать интерес к русскому языку синонимов и антонимов;
  • развивать память.

 

Задачи:обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умениеупотреблять их в речи.

Ход урока

I  Организационный момент.

IIАктуализация знаний.

1. Минутка чистописания

— А сейчас открыли тетради и запишите дату, классная работа.

 

— Над письмом, каких букв  мы будем  работать , вы узнаете иззагадок. Первые буквы в словах ответах – это и есть те буквы, над которыми мыбудем работать.

Онвсю зиму в шубе спал,

Лапубурую сосал,

 Апроснувшись, стал реветь.

 Этозверь лесной … (медведь)

Учительобращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильноенаписание элементов

— Давайте составим словосочетания со словами медведь, май.

-Определим главное и зависимое слово в словах.

-Что такое словосочетание?  (Словосочетание — это слова, связанные между собойпо смыслу и грамматически или только по смыслу. Словосочетание состоит изглавного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставитсявопрос к зависимому.)

-Давайте составим предложение со словом медведь.

-Подчеркните основу предложения. Что такое основа предложения?

-Какой это вид предложения по цели высказывания? (повествовательное)

-Акакие бывают предложения по цели высказывания? (побудительные, вопросительные,повествовательные).

IV Самоопределение к деятельности.

— Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся впутешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов.

— Обратите внимание на доску. Прочитайте пары слов.

Белый – чёрный, храбрый – отважный, веселье – радость, мир –война.

— Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1. словапротивоположные по значению; 2. слова, близкие по значению) 

— Как называются слова, противоположные по значению?

— Как называются слова, близкие по значению?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа над темой урока.

1. Работа по учебнику.

— Откройте учебник на с. 42 и прочитайте определение.

— Ребята, обратите внимание в учебнике на странице 154 помещёнсловарь синонимов, а на с.155 – словарь антонимов.

2. Работа со словарями антонимов и синонимов. Работа в парах.

Упр. 69., с.42

— Выпишите из словарей (с.154 – 155):

А) синонимы к словам интересный, красивый.

Б) антонимы к словам впереди, мужество.

Интересный – занимательный, красивый – прекрасный, впереди –сзади, мужество – трусость.

— Проверяем.

3. Игра в мяч « Синонимы и антонимы»

Ваша задача подобрать антоним к слову.

Бедный – богатый, вежливый – грубый, враг – друг, добро – зло,мокрый – сухой, мягкий – твердый, старый – молодой, молчать – говорить, грубый– вежливый, горький – сладкий, белый – черный.

VI. Физкультминутка

VII.Закрепление темы урока.

Задание 1

 Игра«Третье лишнее»

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1517

 Вычеркнитретье лишнее слово, которое не является антонимом:

а)

Весело,веселый, грустный.

б)

Разлучаться, встреча, встречаться.

в)

Полный,худой, толстый.

г)

Смелый, храбрец,трусливый.

д)

Легкий,тяжелый, легко.

е)

Твердый,твердость, мягкость.

 

Задание 2.

Игра – соревнование: составьтесвои ряды синонимов с данными 

             словамииз разговорного языка  – смешные, несмешные, страшные.

Например: упасть

смешные синонимы – шлёпнулся,брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …

несмешные синонимы – повалился,полетел, свалился…

страшные – рухнул,сорвался, полетел и разбился.

Задание 4

 Прочитайте пословицы и подумайте какие слова пропущены.

Доброе слово лечит, а ______ калечит.

Платье хорошо новое, а друг _______.

Осенью дни ненастные, а весной ______.

VIII.Подведение итогов.

-Наш урок заканчивается,  и мы подводим итоги

-Что такое синонимы? Приведите примеры.

-Что такое антонимы?

-Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?( синонимы и антонимы делаютречь более разнообразной)

-Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?

–Что выполняли на уроке?

–Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?

–Как оцениваете свою деятельность на уроке?

-Ребята, а как вы думаете, кто из вас лучше всего работал?

— Ребята, вампонравился урок?

— А мы справилисьс задачами нашего урока? Давайте посмотрим.

Рефлексия(смайлы)

Выставлениеоценок

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению

Всему классу: повторить правило с.42,выполнить упр. 73.

Записать 3 пары словсинонимов и 3 пары слов антонимов

 

 

              

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1517

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1517


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет