Тема:Синонимы и антонимы.
Цель:
- формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями с развивать память;
- воспитывать интерес к русскому языку синонимов и антонимов;
- развивать память.
Задачи:обобщать знания о синонимах и антонимах, развивать умениеупотреблять их в речи.
Ход урока
I Организационный момент.
IIАктуализация знаний.
1. Минутка чистописания
— А сейчас открыли тетради и запишите дату, классная работа.
— Над письмом, каких букв мы будем работать , вы узнаете иззагадок. Первые буквы в словах ответах – это и есть те буквы, над которыми мыбудем работать.
Онвсю зиму в шубе спал,
Лапубурую сосал,
Апроснувшись, стал реветь.
Этозверь лесной … (медведь)
Учительобращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильноенаписание элементов
— Давайте составим словосочетания со словами медведь, май.
-Определим главное и зависимое слово в словах.
-Что такое словосочетание? (Словосочетание — это слова, связанные между собойпо смыслу и грамматически или только по смыслу. Словосочетание состоит изглавного и зависимого слова. Главным является то слово, от которого ставитсявопрос к зависимому.)
-Давайте составим предложение со словом медведь.
-Подчеркните основу предложения. Что такое основа предложения?
-Какой это вид предложения по цели высказывания? (повествовательное)
-Акакие бывают предложения по цели высказывания? (побудительные, вопросительные,повествовательные).
IV Самоопределение к деятельности.
— Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправимся впутешествие по морю слов. Оно огромно. В нем множество островов.
— Обратите внимание на доску. Прочитайте пары слов.
Белый – чёрный, храбрый – отважный, веселье – радость, мир –война.
— Разделите их на две группы. Обоснуйте свой ответ. (1. словапротивоположные по значению; 2. слова, близкие по значению)
— Как называются слова, противоположные по значению?
— Как называются слова, близкие по значению?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа над темой урока.
1. Работа по учебнику.
— Откройте учебник на с. 42 и прочитайте определение.
— Ребята, обратите внимание в учебнике на странице 154 помещёнсловарь синонимов, а на с.155 – словарь антонимов.
2. Работа со словарями антонимов и синонимов. Работа в парах.
Упр. 69., с.42
— Выпишите из словарей (с.154 – 155):
А) синонимы к словам интересный, красивый.
Б) антонимы к словам впереди, мужество.
Интересный – занимательный, красивый – прекрасный, впереди –сзади, мужество – трусость.
— Проверяем.
3. Игра в мяч « Синонимы и антонимы»
Ваша задача подобрать антоним к слову.
Бедный – богатый, вежливый – грубый, враг – друг, добро – зло,мокрый – сухой, мягкий – твердый, старый – молодой, молчать – говорить, грубый– вежливый, горький – сладкий, белый – черный.
VI. Физкультминутка
VII.Закрепление темы урока.
Задание 1
Игра«Третье лишнее»
Вычеркнитретье лишнее слово, которое не является антонимом:
а)
Весело,веселый, грустный.
б)
Разлучаться, встреча, встречаться.
в)
Полный,худой, толстый.
г)
Смелый, храбрец,трусливый.
д)
Легкий,тяжелый, легко.
е)
Твердый,твердость, мягкость.
Задание 2.
Игра – соревнование: составьтесвои ряды синонимов с данными
словамииз разговорного языка – смешные, несмешные, страшные.
Например: упасть
смешные синонимы – шлёпнулся,брякнулся, чебурахнулся, растянулся, полетел вверх тормашками …
несмешные синонимы – повалился,полетел, свалился…
страшные – рухнул,сорвался, полетел и разбился.
Задание 4
Прочитайте пословицы и подумайте какие слова пропущены.
Доброе слово лечит, а ______ калечит.
Платье хорошо новое, а друг _______.
Осенью дни ненастные, а весной ______.
VIII.Подведение итогов.
-Наш урок заканчивается, и мы подводим итоги
-Что такое синонимы? Приведите примеры.
-Что такое антонимы?
-Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?( синонимы и антонимы делаютречь более разнообразной)
-Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
–Что выполняли на уроке?
–Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
–Как оцениваете свою деятельность на уроке?
-Ребята, а как вы думаете, кто из вас лучше всего работал?
— Ребята, вампонравился урок?
— А мы справилисьс задачами нашего урока? Давайте посмотрим.
Рефлексия(смайлы)
Выставлениеоценок
Домашнее задание
Инструктаж по выполнению
Всему классу: повторить правило с.42,выполнить упр. 73.
Записать 3 пары словсинонимов и 3 пары слов антонимов
