X-PDF

АОП Литературное чтение. 3 класс

Поделиться статьей

Пояснительная записка

    Программа   разработана на основе примерной программы  начального общего образования политературе УМК «Школа России»,  Москва, «Просвещение», 2011г, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, Л. А.Виноградской, М. В. Бойкиной, составлена в соответствии :

—        Федеральнымзаконом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Обобразовании в Российской Федерации(с изм. и доп., вступ. в силу с24.07.2015); и регламентирует порядок разработки и реализации адаптированныхрабочих программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)варианты 7.1,7.2

—    Федеральнымгосударственным образовательным стандартом начального общего образованияобучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерстваобразования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1598)

—           Федеральнымгосударственным образовательным стандартом начального общего образования,утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373. (в ред. приказовМинобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 № 1643);

—           ПостановлениемГлавного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утвержденииСанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организацииобучения в общеобразовательных учреждениях». (в ред. от 24.11.2015);

—           Примернойосновной образовательной программой начального общего образования, одобреннойрешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);

  — Примернойадаптированной основной общеобразовательной программой начального общегообразования обучающихся с задержкой психического развития. (протокол  от 22декабря  2015 г. № 4/15)

 —     СанПиН2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организацииобучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательнуюдеятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 N 26,зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015г. №38528).

—           Адаптированнойосновной образовательной программой начального общего образования МАОУ«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адресность

 

Рабочаяпрограмма по русскому языку разработана для обучающегося 3 Б класса МАОУ«Селенгинская средняя общеобразовательная школа №1» п. Селенгинска МаксимилианаТ.

      Уребёнка достаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоенияучебного материала.

Учебнаядеятельность на достаточном уровне.

   Мальчик  не испытывает сложности при овладении программным материалом,обнаруживает хорошо сформированные основные учебные умения и навыки, среднююуспеваемость по предметам.

    Мальчику не требуется организующая помощь учителя.

    Познавательные интересы в учебной сфере сформированы достаточно полно. Мальчикпринимает активное участие в ходе урока.

1.Характеристика познавательной сферы ребенка:

В классене всегда бывает внимателен, отвлекается.

Прочностьзапоминания словесного материала хорошая. Всегда может запомнить инструкцию кзаданию. Воспроизведение учебной информации полное, точное. Тяжело даётсязаучивание стихотворений, правил, алгоритмов работы.

Самостоятельноприменить изученный материал на уроке может.

2.Характеристика речи ребенка:

 Звуковаясторона речи: звукопроизношение в норме, темп речи медленный,

 Отставаниев развитии фонематического восприятия не наблюдается: может проанализироватьзвуковой, слоговой состав слова. Понимает инструкции. Ученик по прослушанномутексту отвечает на вопросы односложно, не всегда может составитьраспространённое предложение, осуществить последовательный точный пересказ.Словарь   достаточный.

3.Характеристика  работоспособности: Мальчик бывает рассеян. Хорошо переключаетсяс одного задания на другое. На уроке работает в хорошем темпе.

4.Характеристика эмоционально-личностной сферы: Внешне спокоен. Поведение в школеудовлетворительное, правила поведения соблюдает, но не всегда.

 Знания инавыки по программному материал по  литературному чтению:

         Мальчик читает хорошо.

 Скоростьчтения выше нормы. Наблюдаются замены, пропуски, перестановки букв.

     Причтении достаточное понимание прочитанного. Знаки препинания  не всегдасоблюдает. При чтении цепочкой следит за чтением других учащихся. 

Навопросы отвечает односложно, развёрнутый ответ не всегда может дать. Умеетдавать характеристику героям произведения. Может высказать свое мнение кпрочитанному.

     Умеетсамостоятельно составить рассказ, пересказать знакомый текст, озаглавить отрывок;характер трудностей ребенка — грамматическое построение фраз, построениесмыслового плана текста, запоминание словесного материала.

    Сложно даётся заучивание стихотворений.  

   Домашние задания выполняет всегда. Со сверстниками общителен. Cо взрослымиконтактен. Всегда спокойно и внимательно воспринимает замечания учителя. В мерупереживает за свои поступки, поведение; на критические замечания реагируетадекватно, старается исправиться.

 

Цели и задачикурса

Изучение курса литературногочтения в начальной школе с русским (родным) языком обуче­ния направлено надостижение следующих целей:

— овладениеосознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навы­ком всистеме образования младших школьников; формирование читательского кругозора ипри­обретение опыта самостоятельной читательской деятельности;совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работатьс разными видами информации;

—  развитиехудожественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной от­зывчивостипри чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения кискусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными инаучно-позна­вательными текстами;

— воспитание интересак чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школь­ников;формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств;уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной цельюобучения литературному чтению в начальной школе является форми­рованиечитательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотногочитателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентностьопределяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного ипрослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью  духовной потребно­сти в книге как средстве познания мира исамопознания.

 

Основными задачами курса являются:

развивать у учащихся способность восприниматьхудожественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться напрочитанное;

учить школьников чувствовать и пониматьобразный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развиватьобразное мышление;

формировать умение воссоздавать художественные образылитературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображениеучащихся и особенно ассоциативное мышление;

развивать поэтический слух детей, накапливатьэстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

формировать нравственные представления,суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступковгероев, идентификацию себя с героями литературных произведений;

обогащать чувственный опыт ребёнка, егореальные представления об окружающем мире и

природе;

формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,приобщая его к чтению художественной литературы;

формировать потребность в постоянном чтениикниг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;

создавать условия для формирования потребностив самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскуюсамостоятельность;

расширять кругозор детей через чтение книгразличных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащатьнравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

обеспечивать развитие речи школьников,формировать навык чтения и речевые умения;

работать с различными типами текстов, в томчисле научно-познавательным.

 

Планируемые результаты изучения учебногопредмета, курса

Личностные результаты

Учащийся научится:

понимать,что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждениеэтому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;

сгордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов,рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них,передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;

самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересомчитать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.

Учащийся получит возможность научиться:

понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и кмалой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине средигероев прочитанных произведений;

собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местамсвоей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить этуинформацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературныйжурнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

составлятьсборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведениясобственного сочинения;

принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великиххудожников, поэтов и музыкантов».

Метапредметные

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её,сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действияс заданной задачей;

читать в соответствиис целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

составлять планработы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагатьсовместно с группой (парой) план изучения темы урока;

выбирать вместе с группой(в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно

с группой (в паре)критерии оценивания результатов;

оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) повыработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок,баллов и пр.); определять границы коллективного знания и незнания по темесамостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связыватьс целевой установкой урока;

фиксировать по ходуурока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой науроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);

анализировать причиныуспеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы

(«+» и «−», «?»);

фиксировать причинынеудач в устной форме в группе или паре;

предлагать вариантыустранения причин неудач на уроке;

осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу,пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Учащийся получит возможность научиться:

формулировать учебнуюзадачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока ииндивидуальными учебными потребностями и интересами;

читать в соответствиис целью чтения (в темпе раз- говорной речи, без искажений, выразительно,выборочно и пр.);

осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план,выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный планработы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводитьаргументы в пользу своего плана работы;

принимать замечания,конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

выбирать наиболееэффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Еслиплан одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

оценивать свою работув соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формамиоценивания; определять границы собственного знания и незнания по темесамостоятельно (Что

уже знаю по даннойтеме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей; lфиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённостьсвоей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительнойсистемы баллов);

анализировать причиныуспеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»,накопи- тельной системы баллов);

фиксироватьиндивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или впособии «Портфель достижений»;

записывать вариантыустранения причин неудач, намечать краткий план действий по их  устранению;

предлагать своиварианты позитивных установок или способов успешного достижения цели изсобственного опыта, делиться со сверстниками.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающийся научится:

определять информациюна основе различных художественных объектов, например, литературногопроизведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы,схемы и т. д.;

анализироватьлитературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлятьосновную мысль произведения;

сравнивать мотивыпоступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности ихповедения в зависимости от мотива;

находить влитературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих  работах;

самостоятельноопределять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стиховвеликих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова идр.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов,небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценированиии выполнении проектных заданий;предлагать вариант решения нравственнойпроблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;

определять основнуюидею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов ивыражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героямпроизведения;

создаватьвысказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8предложений;

сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню ирассказ; находить сходства и различия;

соотноситьлитературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкальногопроизведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к текступроизведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальныхпроизведений.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

находить необходимуюинформацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученнуюинформацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной игрупповой работе;

находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения,использовать их в своих творческих работах;

сравнивать летопись ибылину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку ифантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

сравнивать литературное произведение со сценарием театральнойпостановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

находить пословицы ипоговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать названиевыставке книг;

сравнивать мотивыгероев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности ихповедения в зависимости от мотива;

создавать высказывание(или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийныхрассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина,Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литера-туры;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов,небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, привыполнении проектных заданий;

предлагать вариантрешения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок иценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, егомотивы и замысел автора;

определять основнуюидею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа,фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смыслизобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношениеавтора к описываемым событиям и героям произведения.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

высказывать своюточку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение,проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

понимать цель своеговысказывания;

пользоватьсяэлементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

участвовать в диалогев паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной  проблемы;

создавать 3—4 слайдак проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

проявлять терпимостьк другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы,способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

объяснять сверстникамспособы бесконфликтной деятельности;

отбирать аргументы ифакты для доказательства своей точки зрения;

опираться на собственныйнравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжениивсей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящиероли и функции;

определять в группеили паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработаннымкритериям;

определять критерииоценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственныхнорм; руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственногоповедения;

объяснять причиныконфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации;приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;

находить нужнуюинформацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналыи газеты); l готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощьюк взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не толькотекст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы,модели и пр.);

озвучиватьпрезентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

Обучающийся получит возможность научиться:

высказывать своюточку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлятьактивность и стремление высказываться, задавать вопросы;

формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише:«Мне хотелось бы сказать…», «Мне хоте- лось бы уточнить…», «Мне хотелось быобъяснить, привести пример…» и пр.;

пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия наэмоциональную сферу слушателей;

участвовать вполилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные иоригинальные, по про- читанному произведению;

создавать 5—10слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

способствовать созданию  бесконфликтного  взаимодействия  между  участниками  диалога (полилога);

демонстрироватьобразец правильного ведения диалога (полилога);

предлагать способысаморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки издиалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие егоотношение к описываемым событиям;

использоватьнайденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях  рассуждениях;

отвечать письменно навопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы впаре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтениипо ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских итворческих заданий;

определятьсамостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания(упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основенравственных норм, принятых в обществе;

искать причиныконфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешатьконфликтные ситуации;

обращаться кперечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожиеконфликтные ситуации;

находить в библиотекекниги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтныхситуаций;

находить различныеисточники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать,систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлятьинформацию разными способами;

самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь запомощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

использовать впрезентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

озвучиватьпрезентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и планвыступления.

 

Предметные

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучающийся  научится:

читать вслух бегло,осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение кпрочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы междупредложениями и частями текста;

осознанно выбиратьвиды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимостиот цели чтения; l понимать смысл традиций и праздников русского народа,сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальнымпраздникам; составлять высказывания

самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейныхпраздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами поклассу;

употреблять пословицыи поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;

наблюдать, как поэтвоспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

рассуждать окатегориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и ихсмысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои вариантыразрешения конфликтных ситуаций;

пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткуюаннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) нахудожественное произведение по образцу;

самостоятельно читатьпроизведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения спословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведенияподдерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

задавать вопросы попрочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод изпрочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственногомнения;

делить текст начасти; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленныйпод руководством учителя план;

находить книги длясамостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской,виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппараткниги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,участвовать в диалогах и дискуссиях о них; пользоваться тематическим каталогомв школьной библиотеке.

Обучающийся  получит возможность научиться:

понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов(Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русскойкультуры;

выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение,паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается счувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

читать вслух бегло,осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении ипредложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героямпроизведения;

пользоватьсяэлементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные иэстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия);эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения впоэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способносоздавать яркий образ;

участвовать вдискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений,доказывая свою точку зрения;

формулировать одинвопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разныхчастей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлятьсамостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

находить впроизведениях средства художественной выразительности;

готовить проекты окнигах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоватьсяалфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;

пересказыватьсодержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь насамостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическуюпоследовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливатьтекст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнеговида героя, обстановки) или рассуждения.

 

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обучающийся  научится:

сочинятьсамостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества всоответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения вжизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом —повествованием;

пересказыватьсодержание произведения от автора, от лица героя;

сказывать русскиенародные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознаватьрусские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

             Обучающийся получит возможность научиться:

составлять рассказыоб особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанныхпроизведний (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

подбирать материалыдля проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей,учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их,возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русскиенациональные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники наРуси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов,литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать вчитательских конференциях.

писать отзыв напрочитанную книгу.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Обучающийся  научится:

понимать особенностистихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

определять героевбасни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;соотносить с пословицами и поговорками;

понимать, позициюкакого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому втексте;

осмысливать спецификународной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения;различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательствасходства и различия;

находить впроизведении средства художественной выразительности.

 

Обучающийся получат возможность научиться:

сравнивать,сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя рядлитературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структуратекста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение,олицетворение, метафора);

определять позициигероев и позицию автора художественного текста;

создаватьпрозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста,используя средства художественной выразительности.

 

Содержание  тем курса

Устное народноетворчество (16 ч) Русскиенародные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Аленушка ибратец Иванушка», «Иван – царевич и серый волк», «Сивка – бурка». Проект«Сочиняем волшебную сказку»

Поэтическаятетрадь 1 (10 ч) Проект «Какнаучиться читать стихи?» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского

 Ф. И. Тютчев«Весенняя гроза», «Листья» .А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожьнад жаркой нивой»

И. С. Никитин «Полно,степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы».  И. З. Суриков «Детство»,«Зима».

Великие русскиеписатели (24 ч) А. С. Пушкин«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе ГвидонеСалтановиче ио прекрасной царевне Лебеди» И. А. Крылов. Басни.    Лирические стихотворенияМ. Ю. Лермонтова .Детство Л. Н. Толстого. Рассказы Л. Н. Толстого

Литературныесказки (10 ч) Д. Н. Мамин –Сибиряк «Аленушкины сказки».  В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».  В. Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

Былины и небылицы(13 ч)  М. Горький «Случай сЕвсейкой».  К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».    А. И. Куприн «Слон».

Поэтическаятетрадь 2 (10 ч)  С. Чёрный.Стихи о животных .А. А. Блок. Картины зимних забав.         С. А. Есенин

Люби живое (15ч) М. М. Пришвин «Моя Родина». И. С.Соколов-Микитов «Листопадничек».В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё проМальку».  В. В. Бианки «Мышонок Пик» .Б. С. Житков «Про обезьянку»В.П. Астафьев «Капалуха» .В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическаятетрадь 3 (8 ч) С. Я Маршак«Гроза днем». «В лесу над росистой поляной».А. Л. Барто «Разлука». «Втеатре».С. В. Михалков «Если» Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка». Проект«Праздник поэзии»

Собирай по ягодке– наберешь кузовок (14 ч) В.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок »А. П. Платонов «Цветок наземле», «Еще мама»,   М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники» Н.Н. Носов «Федина задача». «Телефон». В. Ю. Драгунский «Друг детства». Сборникюмористических рассказов Н. Носова

Зарубежнаялитература (6 ч) Древнегреческий миф «Храбрый Персей».      Г. Х. Андерсен«Гадкий утёнок»

По страницамдетских журналов (10 ч) Постраницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки» Ю. И. Ермолаев«Проговорился». «Воспитатели», Г. Б. Остер «Вредные советы». «Как получаютсялегенды».  Р. Сеф «Веселые стихи».

 

Тематическоепланирование  3 класс  4 час4 в неделю ( 136 часов)

 

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на практическую часть и контроль

проектов

практ.

раб.

Развитие

 речи

 

экскурсий

контр.

раб.

1

Устное народное творчество

16

1

 

1

 

1

1

Знакомство с названием раздела.

 

 

 

 

 

 

2

Русские народные песни.

 

 

 

 

 

 

3

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

 

 

 

 

 

 

4

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

 

 

 

 

 

 

5

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 

 

 

 

 

 

6

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 

 

 

 

 

 

7

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».

 

 

 

 

 

 

8

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».

 

 

 

 

 

 

9

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».

 

 

 

 

 

 

10

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

 

 

 

 

 

 

11

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

 

 

 

 

 

 

12

Поговорим о самом главном

 

 

 

 

 

 

13

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

 

 

 

1

 

 

14

КВН (обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)

 

 

 

 

 

 

15

Тест по теме «Устное народное творчество».

 

 

 

 

 

1

16

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

 

1

 

 

 

 

2

Поэтическая тетрадь 1

10

1

 

1

 

1

17

Знакомство с названием раздела.

 

 

 

 

 

 

18

Ф. Тютчев «Листья».

 

 

 

 

 

 

19

Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

 

 

 

1

 

 

20

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

 

 

 

 

 

 

21

И. С. Никитин «Встреча зимы».

 

 

 

 

 

 

22

И.З. Суриков «Детство».

 

 

 

 

 

 

23

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

 

 

 

 

 

 

24

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

 

 

 

 

 

 

25

Путешествие в Литературную страну (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1»)

 

 

 

 

 

 

26

Проверим себя. Оценка достижений.

 

 

 

 

 

1

3

Великие русские писатели

24

 

 

4

 

1

27

Знакомство с названием раздела.

 

 

 

 

 

 

28

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

 

 

 

 

 

 

29

А. Пушкин. Лирические стихотворения.

 

 

 

 

 

 

30

А.С.Пушкин «Зимнее утро».

 

 

 

 

 

 

31

А.С.Пушкин «Зимний вечер».

 

 

 

 

 

 

32

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

 

 

 

 

 

 

33

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

 

 

 

 

 

 

34

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

 

 

 

 

 

 

35

А.С.Пушкин«Сказка о царе Салтане …».

 

 

 

 

 

 

36

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

 

 

 

 

 

 

37

И. Крылов. Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

 

 

 

 

 

 

38

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

 

 

 

 

 

 

39

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

 

 

 

 

 

 

40

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения о Лермонтове  на основе статьи.

 

 

 

 

 

 

41

М.Ю. Лермонтов «Утёс»

 

 

 

 

 

 

42

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…».

 

 

 

 

 

 

43

Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

 

 

 

 

 

 

44

Л.Н. Толстой

«Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

 

 

 

 

 

 

45

Л.Н. Толстой «Акула».

 

 

 

 

 

 

46

Л.Н.Толстой «Прыжок».

 

 

 

 

 

 

47

Л.Н.Толстой «Лев и собачка».

 

 

 

 

 

 

48

Проверим себя. Оценка достижений

 

 

 

 

 

 

49

Литературный праздник (обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»).

 

 

 

 

 

 

50

Тест по теме «Великие русские писатели».

 

 

 

 

 

 

4

Литературные сказки

10

 

 

 

 

1

51

Знакомство с названием раздела.

 

 

 

 

 

 

52

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).

 

 

 

 

 

 

53

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

 

 

 

 

 

 

54

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1194

 

 

 

55

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

 

 

 

 

 

 

56

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

 

 

 

 

 

 

57

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

 

 

 

 

 

 

58

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

 

 

 

 

 

 

59

Оценка достижений. Контрольная работа.

 

 

 

 

 

 

60

КВН (обобщающий урок по I части учебника).

 

 

 

 

 

 

5

Были-небылицы

13

 

 

 

 

1

61

Знакомство с названием раздела.

 

 

 

 

 

 

62

М. Горький «Случай с Евсейкой».

 

 

 

 

 

 

63

М. Горький «Случай с Евсейкой».

 

 

 

 

 

 

64

М. Горький «Случай с Евсейкой».

 

 

 

 

 

 

65

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

 

 

 

 

 

 

66

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

 

 

 

 

 

 

67

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

 

 

 

 

 

 

68

Поговорим о самом главном

 

 

 

 

 

 

69

А. Куприн «Слон».

 

 

 

 

 

 

70

А. Куприн «Слон».

 

 

 

 

 

 

71

А. Куприн «Слон».

 

 

 

 

 

 

72

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы»

 

 

 

 

 

 

73

Оценка достижений. Тест по теме «Были–небылицы».

 

 

 

 

 

 

6

Поэтическая тетрадь 2

10

 

 

 

 

1

74

Знакомство с названием раздела.

С. Чёрный  «Воробей»,

 

 

 

 

 

 

75

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»

 

 

 

 

 

 

76

С. Чёрный «Слон».

 

 

 

 

 

 

77

А. Блок «Сны»

 

 

 

 

 

 

78

А. Блок «Ворона».

 

 

 

 

 

 

79

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок-«входная дверь» в текст

 

 

 

 

 

 

80

Сочинение на основе художественного текста.

 

 

 

1

 

 

81

С. Есенин «Черёмуха».

 

 

 

 

 

 

82

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

 

 

 

 

 

 

83

Оценка достижений .Тест по теме «Поэтическая тетрадь 2»

 

 

 

 

 

 

7

Люби живое

15

 

 

1

 

1

84

Знакомство с названием раздела.

 

 

 

 

 

 

85

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

 

 

 

 

 

 

86

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

 

 

 

 

 

 

87

В. Белов «Малька провинилась».

 

 

 

 

 

 

88

В. Белов «Ещё раз про Мальку».

 

 

 

 

 

 

89

В. Драгунский «Он живой и светится…».

 

 

 

 

 

 

90

В. Астафьев «Капалуха».

 

 

 

 

 

 

91

В Бианки «Мышонок Пик»

 

 

 

 

 

 

92

В Бианки «Мышонок Пик»

 

 

 

 

 

 

93

В Бианки «Мышонок Пик»

 

 

 

 

 

 

94

Б. Житков «Про обезьянку».

 

 

 

 

 

 

95

Б. Житков «Про обезьянку».

 

 

 

 

 

 

96

Б. Житков «Про обезьянку».

 

 

 

 

 

 

97

Урок-конференция «Земля-наш дом родной» (обобщающий урок по разделу «Люби живое»).

 

 

 

 

 

 

98

Оценка достижений.

 

 

 

 

 

 

8

Поэтическая тетрадь  3

8

 

 

1

 

1

99

С.Я. Маршак «Гроза днем»

 

 

 

 

 

 

100

А.Л. Барто «Разлука»

 

 

 

 

 

 

101

А. Л. Барто «В театре»

 

 

 

 

 

 

102

С.В. Михалков «Если»

 

 

 

 

 

 

103

Поговорим о самом главном М. Дружинина «Мамочка-мамуля!» Т. Бокова «Родина- слово большое!

 

 

 

1

 

 

104

Е.А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

 

 

 

 

 

 

105

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 3».

 

 

 

 

 

 

106

Оценка достижений. Тест по теме «Поэтическая тетрадь 3»

 

 

 

 

 

 

9

Собирай по ягодке-наберёшь кузовок

14

 

 

 

 

1

107

Знакомство с названием раздела.

 

 

 

 

 

 

108

Б. Шергин «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.

 

 

 

 

 

 

109

М. Зощенко «Золотые слова».

 

 

 

 

 

 

110

М. Зощенко «Великие путешественники».

 

 

 

 

 

 

111

М. Зощенко «Великие путешественники».

 

 

 

 

 

 

112

М. Зощенко «Великие путешественники».

 

 

 

 

 

 

113

Н. Носов «Федина задача».

 

 

 

 

 

 

114

А. Платонов «Ещё мама».

 

 

 

 

 

 

115

А. Платонов «Ещё мама».

 

 

 

 

 

 

116

А. П. Платонов «Цветок на земле»

 

 

 

 

 

 

117

А. Платонов «Цветок на земле».

 

 

 

 

 

 

118

Н. Носов «Телефон».

 

 

 

 

 

 

119

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок».

 

 

 

 

 

 

120

Оценка достижений. Тест по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

 

 

 

 

 

 

10

Зарубежная литература

6

 

 

 

 

 

121

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции

 

 

 

 

 

 

122

Мифы Древней Греции

 

 

 

 

 

 

123

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

 

 

 

 

 

 

124

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

 

 

 

 

 

 

125

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

 

 

 

 

 

 

126

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

 

 

 

 

 

 

11

По страницам детских журналов

10

 

 

 

 

 

127

Знакомство с названием раздела.

 

 

 

 

 

 

128

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой».

 

 

 

 

 

 

129

Ю. Ермолаев «Проговорился».

 

 

 

 

 

 

130

Ю. Ермолаев «Воспитатели».

 

 

 

 

 

 

131

Г. Остер «Вредные советы».

 

 

 

 

 

 

132

Г. Остер «Как получаются легенды».

 

 

 

 

 

 

133

Р. Сеф «Весёлые стихи».

 

 

 

 

 

 

134

Читательская конференция «По страницам детских журналов» (обобщающий урок).

 

 

 

 

 

 

135

Оценка достижений. Тест по теме «По страницам детских журналов».

 

 

 

 

 

 

136

Обобщающий урок за курс 3 класса. «Брейн — ринг».

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1194

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.38% НЕТ 40.62% Проголосовало: 1194


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет