X-PDF

Архитектура русского модерна

Поделиться статьей

Мода на новый архитектурный стиль, названный в России модерном, проникла в нашу страну в самом конце XIX в. Охлаждение к нему европейских заказчиков было связано с экономическим кризисом 1900-1903 гг., но в России мода на него продержалась до начала Первой мировой войны.

Архитектурные объекты этого стиля легко опознаются на улицах городов за счет оригинального фасада и высокой декоративности деталей, больших «магазинных» окон. Наиболее часто в этом стиле проектировались доходные дома, торговые ряды, заводы, вокзалы, выставочные залы. Внешний вид зданий, все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы, и внутренний интерьер тщательно прорабатывались в едином эстетическом ключе. Сложность линий крыши, фасадов, окон определили потребность в использовании новых материалов: стали, бетона, стекла.

Модерн в России, как и в Европе, сразу же распался на несколько направлений: стилизаторский модерн (псевдоготика, мавританский и русский стили) и собственно модерн (новаторский модерн). Проявилось своеобразие региональных форм модерна – московского, петербургского, рижского, провинциального.

В столице в 1900-х гг. модерн формировался под сильным влиянием традиций петербургского зодчества XIX столетия: монументальности, композиционной уравновешенности, использования ордерных элементов, что определило строгий характер большинства модернистских зданий . примером может считаться Дом Мертенса (арх. Лялевич, 1909). Влияние на петербургский модерн оказала близость к скандинавским странам и их вариант модерна, т.н. «национального романтизма»: отделка фасадов природным камнем (гранитом, мрамором), в избытке имеющимся в окрестностях столицы . древесиной и металлом.

Стилизаторский модерн отличается как новыми чертами, так и традиционными элементами композиций и форм исторических стилей, но значительно и произвольно переработанных. Например, здание Музея А.В.Суворова (1901-1904, арх. А.И. Гоген и Г.Д. Гримм) имеет облик средневековой крепости благодаря использованию трансформированных элементов средневековой русской архитектуры. Здание представляет национально-романтическую ветвь модерна. Примером этого направления модерна в Москве является Ярославский вокзал (1902), построенный Федором Осиповичем Шехтелем (1859-1926). Крутые высокие крыши и башня, гипертрофированные машикули (навесные бойницы) и многоцветная облицовка асимметричного здания придают ему черты слегка ощутимого влияния северного народного зодчества. Если архитектуре Ярославского вокзала присущ тонкий национальный колорит, то здание Третьяковской галереи (1900-1905, главный фасад – по проекту худ. В. М. Васнецова) отличается ярким проявлением национальных черт, что обусловлено конкретной функцией музейного здания.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Шехтель был ведущим архитектором русского модерна. В начале своего творческого пути Шехтель отдал дань ретроспективизму, искусно оперируя готической архитектурой (особняк 3.Г. Морозовой на Спиридоновке, 1893-1898). С 1900-х гг. он стал убежденным сторонником модерна, создавая проекты, отличающиеся простотой и рациональностью. Самым характерным модернистским произведением Шехтеля признан особняк С.П. Рябушинского на М. Никитской (1900-1902), явившийся своеобразным «архитектурным манифестом», провозгласившим новый стиль архитектуры. Облик небольшого живописного по объемам и художественному оформлению фасадов сооружения полностью порывает с преемственностью предшествующей архитектуры. Здесь все ново – и плоскостная трактовка фасадов, и своеобразные очертания арок и крылец, и майоликовый фриз, перебиваемый различными по форме окнами, и сильно выступающий карниз упрощенного профиля и пр.

Архитектура конца XIX – начала XX вв. на окраинах Российской империи отличалась эклектически-стилизаторским характером. Это проявилось в проектах не только провинциальных, но и столичных архитекторов. Шехтель был автором особняка хлеботорговца Е. Шаронова в Таганроге. В этом проекте он довольно небрежно соединил детали более ранних своих построек. Здание Волжско-Камского банка в г. Ростове-на-Дону (арх. А.Н. Бекетов, 1906-1909) является образцом позднего подражательного модерна. Его проект не отличается стилистическим единством: атланты и грифоны на фасаде, кованная балконная решетка со стилизованными розочками и барочная лепнина внутренних помещений являются непереработанными элементами разнородных исторических стилей. Более зрелым архитектурным решением в стиле модерн является доходный дом ростовского градоначальника И.Н. Зворыкина (1914), выполненный в стиле псевдоготики.

Среди направлений провинциального модерна особенной самобытностью отличается т.н. ростовский, или ярославский, модерн, характерный для городов Северо-востока: Ярославля, Ростова Великого, Вологды. В нем как нигде проявилось такое свойство провинциального модерна как фасадность, т.е. использование декоративных приемов, характерных для него, исключительно в оформительских целях. Это – асимметричность зданий, построенных из круглых бревен или тесаных досок . овальные окна, эркеры, башенки, флористические узоры на наличниках, но все в деревянном исполнении.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет