АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Содержательныеи процессуальные характеристики организации кадрового обеспеченияобразовательного процесса
поадаптированным образовательным программам обучающихся
сумственной отсталостью
Выполнила:
ПарфеноваТ.Н.
Заместитель директора
по учебной работе
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты содержательных и процессуальныххарактеристик организации кадрового обеспечения образовательного процесса поадаптированным образовательным программам………….6
1.1.Теоретические аспекты кадровых условий по обеспечению образовательного процесса поадаптированным образовательным программам………………………………………………………………………6
1.2.Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса поадаптированным образовательным программам ……………………………13
1.3. Условия включения образовательной организации в работу пообеспечению образовательного процесса поадаптированным образовательным программам………………………………………………….23
Глава 2. Содержание управленческого содействия в организациикадрового обеспечения образовательного процесса по адаптированнымобразовательным программам в МКОУ «Петровская СОШ»в направлении создания нормативно — правовой базы……………………29
2.1.Содержание управленческогосодействия организациикадрового обеспечения образовательного процесса по адаптированнымобразовательным программам в МКОУ «Петровская СОШ» внаправлении создания нормативно — правовой базы……………………………………….29
2.2. Содержание управленческогосодействия в МКОУ «Петровская СОШ» в направлении кадрового обеспечения………………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………….43
Список литературы…………………………………………………………..45
Введение
Россия это правовое государство, где закон определяет равные права длявсех граждан, проживающих в ней. Сфераобразования одна из них. Конституции РФ статья 43 закрепляет свободулюдей, их равенство в правах, как прирожденные неотчуждаемые качества каждогочеловека. Федеральныйзакон от29.12.2012 №273- ФЗ Об образовании в Российской Федерации (статья 1. пункт 1 ФЗ №273) предметом регулированиярассматривает общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи среализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав исвобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права наобразование [9].
Важнейшая проблема образования на сегодня, это обеспечение равногодоступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особыхобразовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Впервые в российской законодательнойпрактике (статья 2. пункт 16 ФЗ№273) закреплено понятие обучающийся сограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки вфизическом и психологическом развитии, подтвержденныепсихолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получениюобразования без создания специальных условий[9].
Таким образом, категория обучающийсяс ОВЗ определена не с точки зрения ограничений по здоровью, с точкизрения необходимо создание специальных условий получения образования, исходя изрешения коллегиального органа — психолого-медико-педагогической комиссии (далее- ПМПК).
В целях реализации права каждого человека наобразование создаются необходимые условия для получения качественногообразования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогические кадры – ключевой фактор, по обеспечению образовательного процесса поадаптированным образовательным программам.
По данным федерального статистического наблюдения, на начало2020-2021учебного года в российских школах работали 2294257 человек,из них более 1.1 млн (73%) – учителя, свыше280 тыс.– другие педагогические работники, около150 тыс.– руководители. Среди сотрудников общеобразовательныхорганизаций 5.7% работают по внешнему совместительству.
Срочного решения требует проблема обеспечения кадрами детей с ОВЗи инвалидностью. По данным официальной образовательной статистики,таких детей становится больше, а доли педагогов, получающих надбавкиза работу с этими детьми, и педагогов, работающихв специализированных классах, в последние четыре года меняютсянезначительно.
Главными вдохновителями образованияявляется профессиональные педагоги всех уровней, как одно из важнейших условийуспешной реализации образования обучающихся с особыми образовательнымипотребностями.Специалисты образовательной сферы должны гарантировать высокий уровень качестваобразования, независимо от наличия интеллектуальных и физических особенностей вразвитии детей. Другое условие эффективной работы обеспечение кадровых условий, как одноиз основных направлений деятельности образовательной организации.
Объект исследования:управление образовательной организацией в направлении кадрового обеспечения.
Предмет исследования:организационно-управленческие условия содержательные и процессуальные характеристикиорганизации кадрового обеспечения образовательного процесса по адаптированнымобразовательным программам.
Сегодня, когда реализуется федеральный государственныйобразовательный стандарт (ФГОС) общего образования (ОО) обучающихся, сограниченными возможностями здоровья, так как такие дети есть в каждомобразовательном учреждении, является актуальным обусловив тему нашегоисследования: «Содержательныеи процессуальные характеристики организации кадрового обеспеченияобразовательного процесса
по адаптированным образовательным программамобучающихся
с умственной отсталостью»
Цель работы:выделить и описать организационно-управленческие условия организации кадрового обеспеченияобразовательного процесса по адаптированным образовательным программам.
В соответствии с поставленной цельюопределены задачи:
1. Изучитькадровые условия для реализации образования детей по адаптированным образовательнымпрограммам.
2. Определитьособенности управленческой деятельности в направлении кадрового обеспечения образовательнойорганизации, реализующей образование детей по адаптированным образовательнымпрограммам.
3. Определить направленияуправленческого содействия в организации кадрового обеспечения образовательногопроцесса.
4. Определить содержательные ипроцессуальные характеристики организации кадрового обеспеченияобразовательного процесса по адаптированным образовательным программам детей сограниченными возможностями здоровья на примере организации работы в МКОУ«Петровская СОШ».
В работе предполагаем, использоватьследующие методы организации исследования:
– теоретический анализ и обобщениеисточников научно-педагогической и учебно-методической литературы;
– сравнительно-сопоставительный анализ;
– наблюдение;
– анализ.
Глава 1. Теоретические аспекты содержательных и процессуальныххарактеристик организации кадрового обеспечения образовательного процесса поадаптированным образовательным программам.
1.1.Теоретические аспекты кадровых условий по обеспечению образовательного процесса поадаптированным образовательным программам
ФГОС представляют собой совокупность обязательных требований при реализацииадаптированных основных общеобразовательных программ в организациях,осуществляющих образовательную деятельность. Образовательная организациясамостоятельно разрабатывает один или несколько вариантов АОП с учетомособых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ конкретной категории.
Адаптированная общеобразовательная программа (далее ― АОП) образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― УО) ― этообщеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся сучетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.Адаптированная основная общеобразовательная программа образования разработана всоответствии с требованиями федерального государственного образовательногостандарта, (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиямреализации и планируемым результатам освоения АОП.
Структура АОПобучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) включаетцелевой, содержательный и организационный разделы. В организационный разделвходит система условий реализации АОП обучающихся с ОВЗ. Система специальныхусловий реализации АОП определяет общие требования к кадровым, финансовым,материально-техническим условиям. Вариативная часть данного компонента АОПопределяет право образовательной организации включать в штатное расписаниенеобходимых специалистов, организовывать сетевое взаимодействие с цельюобеспечения комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ (в том числе,медицинского); содержит описание особенностей организации пространства ирабочего места обучающегося с ОВЗ, специального и дидактического материала всоответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальнымивозможностями обучающихся. Данный раздел АОП содержит описание: кадровыхусловий (укомплектованность кадрами, образование, информация о ПК педагогов испециалистов). На кадровых условиях остановимся подробнее.
Кадровоеобеспечение – характеристика необходимой квалификации кадров педагогов, атакже кадров, осуществляющих медико-психологическое сопровождение ребёнка сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в системе школьногообразования.
Организация,реализующая АОП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями), должна быть укомплектована педагогическими, руководящими и инымиработниками, имеющими профессиональную подготовку соответствующего уровня инаправленности.
Уровеньквалификации работников Организации, реализующей АООП, для каждой занимаемойдолжности должен соответствовать квалификационным характеристикам посоответствующей должности, а для педагогических работников государственной илимуниципальной образовательной организации ― также квалификационной категории.
Организацияобеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификации,ведения методической работы, применения, обобщения и распространения опытаиспользования современных образовательных технологий обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).
В реализации АОПдля обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вотдельных образовательных организациях, отдельных классах и группах принимаютучастие следующие специалисты: учителя-дефектологи, воспитатели,учителя-логопеды, педагоги-психологи, специалисты по физической культуре иадаптивной физической культуре, учитель технологии (труда), учитель музыки(музыкальный работник), социальные педагоги, педагоги дополнительного образования,медицинские работники, в том числе специалист по лечебной физкультуре.
Учитель-дефектолог должениметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программподготовки:
а) по направлению«Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программамподготовки олигофренопедагога;
б) по направлению«Педагогика» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога;
в) поспециальности «Олигофренопедагогика» или по специальностям «Тифлопедагогика»,«Сурдопедагогика», «Логопедия» при прохождении переподготовки в областиолигофренопедагогики;
г) попедагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическоеобразование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательнымпрохождением профессиональной переподготовки в области олигофренопедагогики.
Педагог-психолог должениметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программподготовки:
а) поспециальности «Специальная психология»;
б) по направлению«Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра вобласти психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
в) по направлению«Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программамподготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровожденияобразования лиц с ОВЗ;
г) попедагогическим и психологическим специальностям или направлениям подготовкипсихолога с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в областиспециальной психологии.
При любомварианте профессиональной подготовки педагог-психолог должен обязательно пройтипереподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогикиили психологии лиц сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),подтвержденные документом установленного образца.
Учитель-логопед должениметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программподготовки:
а) поспециальности: «Логопедия»;
б) по направлению«Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программамподготовки бакалавра или магистра в области логопедии;
в) попедагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическоеобразование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательнымпрохождением профессиональной переподготовки в области логопедии.
При любом вариантепрофессиональной подготовки учитель-логопед должен обязательно пройтипереподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогикиили психологии лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),подтвержденные документом установленного образца.
Учительфизической культуры должен иметь высшее или среднее профессиональноеобразование по одному из вариантов программ подготовки:
а) высшеепрофессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявлениятребований к стажу работы;
б) высшеепрофессиональное образование и дополнительное профессиональное образование вобласти физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы;
в) среднеепрофессиональное образование и стаж работы в области физкультуры и спорта неменее 2 лет.
При любомварианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройтипереподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики,подтвержденные документом установленного образца.
Учительтехнологии (труда) должен иметь высшее или среднее профессиональноеобразование по одному из видов профильного труда с обязательным прохождениемпереподготовки или курсов повышения квалификации в областиолигофренопедагогики, подтвержденных документом установленного образца.
Учитель музыки(музыкальный руководитель) должен иметь высшее или среднеепрофессиональное образование по укрупненной группе специальностей «Образованиеи педагогика» (направление «Педагогическое образование», «Педагогика» илиспециальности (профили) в области музыкального образования) без предъявлениятребований к стажу работы.
При любомварианте профессиональной подготовки учитель должен обязательно пройтипереподготовку или курсы повышения квалификации в области олигофренопедагогики,подтвержденные документом установленного образца.
Педагогдополнительного образования должен иметь высшее профессиональноеобразование или среднее профессиональное образование в области, соответствующейпрофилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения безпредъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональноеобразование или среднее профессиональное образование и дополнительноепрофессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» безпредъявления требований к стажу работы.
При полученииобразования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) по АООП совместно с другими обучающимися должны быть соблюденыследующие требования к уровню и направленности подготовки специалистов:
Педагогическиеработники − учитель-логопед, учитель музыки, учитель рисования,учитель физической культуры (адаптивной физической культуры), учительтруда, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагогдополнительного образования должны иметь наряду со средним или высшимпрофессиональным педагогическим образованием по соответствующему занимаемойдолжности направлению (профилю, квалификации) подготовки документ о повышенииквалификации, установленного образца в области инклюзивного образования.
Учитель-дефектолог должениметь высшее профессиональное педагогическое образование по одному из вариантовподготовки (см. выше) и документ о повышении квалификации, установленногообразца в области инклюзивного образования.
Тьютор (постоянноеили временное подключение) должен иметь высшее профессиональное педагогическоеобразование и диплом установленного образца о профессиональной переподготовкепо соответствующей программе.
Ассистент (помощник)[9]должен иметь образование не ниже среднего общего и пройти соответствующуюпрограмму подготовки.
Организация имеетправо включать в штатное расписание специалистов по информационно-техническойподдержке реализации АОП, имеющих соответствующую квалификацию.
Медицинскиеработники, включенные в процесс сопровождения обучающихся (врач-психиатр,невролог, педиатр), должны иметь высшее профессиональное образование,соответствующее занимаемой должности.
При необходимостиОО может использовать сетевые формы реализации образовательных программ,которые позволят привлечь специалистов (педагогов, медицинских работников)других организаций к работе с обучающимися с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) для удовлетворения их особых образовательныхпотребностей Такимобразом, можно сделать следующий вывод, что кадровое обеспечение организации,реализующей АОП, предполагает междисциплинарный состав специалистов это педагогические,медицинские и социальные работники, компетентные в понимании особыхобразовательных потребностей обучающихся, способных обеспечить систематическуюмедицинскую, психолого-педагогическую и социальную поддержку таким детям. В ближайшее время в планахПравительства Российской Федерации реализация мер по внедрению новойсистемы профессионального роста педагогов. Эти и другие меры должны способствоватьпреодолению дефицита педагогических кадров в России.
1.2.Нормативно-правовоеобеспечение инклюзивного образования в условиях образовательной организации
В соответствии сКонституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством.Согласно Конституции РФ все нормативные правовые акты, издаваемые в РоссийскойФедерации, не должны противоречить Конституции РФ и законам. По Конституции РФ(ст. 19) в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государствогарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного идолжностного положения, а также других обстоятельств.
В современном мире правона образование рассматривается как одно из фундаментальных естественныхосновных прав человека. Такое понимание права на образование закрепленоВсеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией вобласти образования, Международным пактом об экономических, социальных икультурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защитеправ человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право наобразование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывноеобразование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.
Конституцией РФ статья 43гласит:
1. Каждый имеет право на образование. Под словом «каждый», подразумевается любойчеловек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местажительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественныморганизациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного идолжностного положения, наличия судимости.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного,основного общего и среднего профессионального образования в государственных илимуниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшееобразование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и напредприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, ихзаменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерацияустанавливает федеральные государственные образовательные стандарты,поддерживает различные формы образования и самообразования.
Основополагающимзаконодательным актом, регулирующим образовательную детей с ОВЗ в РФ,является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Обобразовании в Российской Федерации (далее — ФЗ № 273),регламентирующий право детей с ОВЗ и с инвалидностью на образование иобязывающий федеральные государственные органы, органы государственной властисубъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создаватьнеобходимые условия для получения без дискриминации качественного образованиялицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальнойадаптации. В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организацииобразования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельнаястатья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.
Реализация прав детей сограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна изактуальных задач государственной политики в области образования. Получениедетьми с ограниченными возможностями здоровья качественного общего образованияявляется одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации,адаптации и обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективнойсамореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.Закон №273-ФЗ выделил некоторые особенности при реализации вышеуказанныхобразовательных программ. В частности, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядокприема детей на обучение, по рассматриваемым программам: только с согласияродителей (законных представителей) и на основании рекомендацийпсихолого-медико-педагогическая комиссия (далее ПМПК).
В организации обучения ивоспитания детей с ограниченными возможностями здоровья образовательнойорганизации в Уставе, необходимо предусмотреть основные положения, такие как:
– прием детей ОВЗ с учетомрекомендаций ПМПК, обучение на основании индивидуального учебного плана,адаптированной общеобразовательной программы, создание специальныхобразовательных условий, заключение договора с родителями, организация сетевоговзаимодействия. Получение образования гражданами с ОВЗ Закон №273-ФЗопределяет, что учащийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки вфизическом и (или) психологическом развитии, подтвержденныепсихолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получениюобразования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2). Соответственно, иуказания нового Закона в отношении образовательных гарантий лиц с ОВЗдостаточно четкие, и согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 федеральными государственнымиорганами, органами власти РФ и органами местного самоуправления создаютсянеобходимые условия для:
– получения без дискриминациикачественного образования,
– коррекции нарушений развитияи социальной адаптации,
– оказания ранней коррекционнойпомощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих дляэтих лиц языков, методов и способов общения и условия.
Эти условия должны вмаксимальной степени способствовать получению образования определенного уровняи определенной направленности, а также социальному развитию лиц с ОВЗ, в томчисле посредством организации инклюзивного образования (определениеинклюзивного образования дается в согласно Закону №273-ФЗ, под инклюзивнымобразованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всехобучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей ииндивидуальных возможностей (п.27 ст.2).
Обучающийся сограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостаткив физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденныепсихолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получениюобразования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 273-ФЗ).
Содержание образования иусловия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья определяются адаптированной образовательной программой, а дляинвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитацииинвалида.
Адаптированнаяобразовательная программа — образовательная программа, адаптированная дляобучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей ихпсихофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимостиобеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанныхлиц[20].
Педагогическийработник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебныхотношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, ивыполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организацииобразовательной деятельности (пункт 21 статьи 2 273-ФЗ).
Участники образовательныхотношений — обучающиеся, родители (законные представители)несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители,организации, осуществляющие образовательную деятельность (пункт 31 статьи2 273-ФЗ).
Рассмотрим подробно,содержание этих терминов в Законе раскрывается следующими положениями:
1. Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот, илиосуществляющих лечение, оздоровление, отдых или социальное обслуживание,получают образование в указанных организациях, только если его получение неможет быть организовано в общеобразовательных организациях;
2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основнойобщеобразовательной программе только с согласия родителей (законныхпредставителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогическойкомиссии.
3. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как вотдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющихобразовательную деятельность, так и совместно с другими обучающимися.
4. Создаются специальные условия для получения образованияуказанными обучающимися, а именно программы, методы обучения и воспитания,специальные учебники и пособия, технические средства, услуги ассистента(помощника), обеспечение доступа в здания и другие, без которых невозможно илизатруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Правовой статусобучающихся лиц с ОВЗ характеризуется следующим:
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития иразличными формами умственной отсталости запрещено применять мерыдисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенностипсихофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдатьспециальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ,взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности дляобучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерствопросвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации,находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием,одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Не проживающие в такойорганизации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечиваютполучение профессионального обучения обучающимися с ОВЗ (с различными формамиумственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляютсяспециальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услугисурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков .
7. Государство обеспечивает подготовку педагогическихработников, владеющих специальными педагогическими подходами и методамиобучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению такихработников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
8. Нормативы, в соответствии с которыми рассчитываются ипредоставляются местным бюджетам и субсидии на возмещение затрат (частнымобразовательным организациям), а также нормативные затраты на оказание гос.услуг (муниципальных услуг) в сфере образования, определяются с учетомспециальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ. Согласно ч. 1 ст.79 Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитанияобучающихся с ОВЗ определяются адаптированной общеобразовательнойпрограммой[8].
Особенности организацииобразовательной деятельности по основным образовательным программам начальногообщего, основного общего и среднего общего образования для лиц с ОВЗустановлены разделом III Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по основным общеобразовательным программам — образовательнымпрограммам начального общего, основного общего и среднего общего образования,утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17июля 2015 г. № 1015.
С учетом компетенций,права, обязанности и ответственности образовательной организации, переченьлокальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации вчасти обучения и воспитания детей с ОВЗ должен включать в себя:
– договор с родителямидетей с ОВЗ;
– положение о реализацииинклюзивного образования в образовательном учреждении;
– положение о психолого-медико-педагогическомконсилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПкна начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк);
– положение о разработке иреализации индивидуального учебного плана, который обеспечивает освоениеобразовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетомособенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
– положение о разработке иреализации адаптированной общеобразовательной программы
– положение о распределениистимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения,отражающей результативность внедрения ФГОС ОО ОВЗ и качество образовательныхуслуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ;
– положение о созданииресурсного центра по методическому и психолого-педагогическому сопровождениюобучающихся с ОВЗ из иных образовательных организаций.
Все локальные нормативныеакты образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ целесообразноутверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенноеотношение к участникам образовательных отношений, и требует обязательногоознакомления с ними. Форму приказа руководитель образовательной организациивправе определить самостоятельно. В приказе об утверждении локального акта необходимоотразить:
1. дату введения локального нормативного акта в действие;
2. указание об ознакомлении работников с локальным нормативнымактом и сроки для этого;
3. фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдениелокального нормативного акта.
Локальные актыобразовательной организации должны соответствовать уставу и действующемузаконодательству. Закон требует указать в уставе перечень локальных актов,регламентирующих деятельность образовательной организации. В него должнывходить должностные инструкции, определяющие обязанности работниковобразовательного учреждения, правила внутреннего распорядка, правила поведенияобучающихся и положения, охватывающие все стороны деятельности образовательногоучреждения. Имеющаяся, в ОО нормативная база должна быть приведена всоответствие с федеральным законом, а также учесть переход школы на работу ФГОСОО для обучающихся с ОВЗ. Для этого необходимо провести ревизию имеющихсялокальных актов в ОО с целью учёта перехода на реализацию ФГОС ОО обучающихся сОВЗ и разрабатывать, принимать новые локальные акты [3].
При разработке перечнялокальных актов образовательной организации должны быть учтены нормыобразовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии сзаконодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Создав даннуюнормативно-правовую основу реализации требований, ОО сможет в полной меревыполнить все требования по реализации прав и свобод детей с ограниченнымивозможностями здоровья.
1.3. Условия включения образовательной организации в работу пообеспечениюобразовательногопроцесса по адаптированным образовательным программам
Готовностьобразовательной организации по обеспечению образовательного процесса поадаптированным образовательным программам
– это процесс налаживаниявзаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, обеспечениеих всеми необходимыми ресурсами и специальными условиями для достиженияпоставленных образовательных и воспитательных задач.
Под специальнымиусловиями получения образования, обучающимися с ограниченными возможностямиздоровья в ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.79, п. 3) понимаются условия обучения,воспитания и развития, включающие в себя использование специальныхобразовательных программ и методов обучения и воспитания, специальныхучебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных техническихсредств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставлениеуслуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническуюпомощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательнуюдеятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоениеобразовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Важнейшими составляющимиэтих условий для любой категории обучающихся с особыми образовательнымпотребностями являются следующие:
– наличие адаптированных кособым образовательным потребностям конкретного обучающегося образовательныхпрограмм (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);
– учет особенностей развитиякаждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особойорганизации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальныхметодов и средств обучения компенсации и коррекции (в том числе и технических);
– создание адекватной средыжизнедеятельности, как в условиях класса, школы, так и вне ее;
– необходимое участие вобразовательной деятельности специального педагога соответствующего профиля –это может быть учитель-ассистент либо тьютор; для осуществления гигиенических илечебно-профилактических мероприятий в инклюзивной школе для обучающихся снарушениями развития должны быть предусмотрены ставки врача, медицинскойсестры, инструктора лечебной физкультуры;
– предоставлениепсихологических и социальных услуг.
В зависимости от степениограничения возможностей, и в первую очередь от сохранности интеллекта, а такжеот качества и своевременности обеспечения специальными образовательными условиямиобучающиеся, имеющие нарушения развития, могут осваивать разные уровниобразования.
Образование по адаптированнымобразовательным программам
это организация обучения,при которой дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных ииных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по местужительства вместе со своими сверстниками в общеобразовательных организациях,которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают ученикамнеобходимую специальную поддержку. Обучение детей с особыми потребностями вобщеобразовательных учреждениях позволяет здоровым детям развиватьтолерантность и ответственность.
Основной целью в работеобразовательной организации при обеспечении инклюзивного образования являетсяобеспечение эффективного взаимодействия всех участников инклюзивныхобразовательных отношений, что является одним из важнейших условий успешноговключения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательной организации,адаптации образовательной организации к новым условиям функционирования.
Необходимо создатьусловия получения образования детьми с ОВЗ. Выделим нормативно-правовое,кадровое, финансовое, методическое и информационное обеспечение.
На первый план выходитнормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ вариантаобразования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант.Разработка нормативно-правового механизма адекватного и ответственного выборадля ребенка с ОВЗ, включая разработку договора, фиксирующего согласованныйвыбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса,включая родителей.
Кадровое обеспечение –характеристика необходимой квалификации кадров педагогов (в области общей испециальной педагогики), а также кадров, осуществляющихпсихолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в системе общегообразования.
Финансовое обеспечение –параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Подушевоефинансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранногоуровня образования, степени интеграции ребенка в общеобразовательную среду.Финансовое обеспечение устанавливается с учетом необходимости индивидуальнойспециальной поддержки ребенка с ОВЗ.
Материально-техническоеобеспечение – общие характеристики инфраструктуры общего и специальногообразования, включая параметры информационно-образовательной среды.Материально-техническое обеспечение образования детей с ОВЗ должно отвечатьособым образовательным потребностям детей с ОВЗ. В связи с этим в структурематериально-технического обеспечения должно быть: организация пространства, вкотором обучается ребенок с ОВЗ; организация временного режима обучения;организация рабочего места ребенка с ОВЗ; технические средства обеспечениякомфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию (ассистирующие средства итехнологии); технические средства обучения для каждой категории детей с ОВЗ (включаяспециализированные компьютерные инструменты обучения, ориентированные наудовлетворение особых образовательных потребностей); специальные учебники,рабочие тетради и дидактические материалы, отвечающие особым образовательнымпотребностям детей на каждом уровне образования.
Информационноеобеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образованиядетей с ОВЗ и характеристики предполагаемых информационных связей участниковобразовательной деятельности. Инклюзивное обучение требует координациидействий, т.е. обязательного регулярного и качественного взаимодействияспециалистов общего и специального образования, специалистов системысопровождения. Специалисты должны иметь возможность обратиться к информационнымресурсам в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии, включаяэлектронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис,получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должнабыть организована возможность регулярного обмена информацией междуспециалистами разного профиля, специалистами и семьей.
Дорожная карта отражаетусловия включения образовательной организации в работу по обеспечениюинклюзивного образования. (См. Таблица 1)
Таблица 1 — Дорожная карта по формированию необходимой системыусловий реализации инклюзивного образования
Мероприятия |
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЙ |
ОТЧЕТ |
I. Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
|||
1. Утверждение решения Совета Школы о введении в ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
Май 2015 |
Директор |
Протокол Совета школы |
2. Внесение изменений и дополнений в Устав |
В течении года |
директор |
Устав школы |
3. Разработка и утверждение плана-графика подготовки к введению ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
Декабрь 2015 |
Зам. директора по УР и ВР |
План-график подготовки к введению ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
4. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС обучающихся с ОВЗ |
Декабрь 2015- август 2016 |
Зам. директора по УР и ВР |
Локальные нормативные акты |
5. Разработка адаптированной общеобразовательной программы общего образования |
Январь 2016- август 2016 |
Зам. директора по УР и ВР |
Проект АОП ОО |
6. Утверждение АОП ОО |
август 2016 |
директор |
Протокол педагогического совета |
7. Приведение должностных инструкций работников в соответствие с требованиями ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ и тарифноквалификационными характеристиками |
Июнь- август 2016 |
директор |
Должностные инструкции |
8. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
Май 2016 |
Зам. директора по УР |
приказ |
9. Разработка и корректировка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры школы с учетом требований к оснащенности учебного процесса |
Август 2016 |
|
Локальные акты |
II. Финансовое обеспечение введения ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
|||
1. Определение объема расходов, необходимых для реализации АОП ОО и достижения планируемых результатов, а также механизма их формирования |
Август 2016 |
|
План финансово- хозяйственной деятельности |
2. Внесение изменений в локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников школы, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования |
Май 2016 |
директор |
Локальный акт |
III. Организационное обеспечение введения ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
|||
1. Обеспечение координации деятельности субъектов образовательной деятельности, организационных структур школы по подготовке и введению ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
Август 2015 |
|
План-график подготовки к введению ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
2. Разработка модели организации внеурочной деятельности |
Март- апрель |
Зам. директора по ВР |
Проект модели внеурочной деятельности |
3. Разработка системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использованию часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, и внеурочной деятельности |
Май Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 август |
Зам. директора по ВР |
Мониторинг образовательных потребностей обучающихся и родителей |
IV. Кадровое обеспечение введения ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
|||
1.Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ |
Февраль 2015 |
Зам. директора по УР |
|
2. Реализация планаграфика повышения квалификации педагогических и руководящих работников в связи с введением ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
Февраль 2015 |
Зам. директора по УР |
Планграфик повышения квалификации |
3. Повышение квалификации педагогических работников по проблемам введения ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ: проведение методических консультаций, научно- методических семинаров, семинаров-практикумов |
В течение учебного года |
Зам. директора по УР |
План методической работы |
V. Информационное обеспечение введения ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
|||
1. Размещение на сайте информационных материалов ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
Февраль- август |
|
публичный отчет |
2. Информирование родительской общественности о введении ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
Май |
Зам директора по ВР |
Протокол общешкольного родительского собрания |
6. Разработка методических рекомендаций для педагогических работни – по особенностям организации коррекционо-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ |
В течение учебного года |
|
Методические материалы |
VI. Материальнотехническое обеспечение введения ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
|||
1. Анализ материально технического обеспечения реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
Февраль |
Зам. директора по УР |
Аналитическая справка |
2. Обеспечение соответствия материально-технической базы требованиям обучающихся с ОВЗ |
Февраль- май |
Зам. директора по УР |
Информационная справка |
3. Обеспечение соответствия санитарногигиенических условий требованиям ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ |
Февраль- май |
Зам. директора по УР |
Информационная справка |
Требования к условиямполучения образования обучающимися с ОВЗ представляют собой интегративноеописание совокупности условий, необходимых для реализации образования по АОП,и структурируются по сферам ресурсного обеспечения. Интегративным результатомреализации указанных требований является создание комфортной коррекционно-развивающейобразовательной среды для обучающихся с ОВЗ, построенной с учетом их особыхобразовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качествообразования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся,их родителей (законных представителей), духовно-нравственное (нравственное)развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психическогои социального здоровья обучающихся.
Глава 2. Содержание управленческого содействия в организациикадрового обеспечения образовательного процесса по адаптированнымобразовательным программам в МКОУ «Петровская СОШ»в направлении создания нормативно — правовой базы
2.1.Содержание управленческогосодействия организациикадрового обеспечения образовательного процесса по адаптированнымобразовательным программам в МКОУ «Петровская СОШ» внаправлении создания нормативно — правовой базы.
Наша школа практикуетобучение детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей вместе. Наряду со здоровыми детьми у нас обучаются дети ЗПР и открыты отдельныекоррекционные классы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями). Смысл нашей работы в том, чтобы создать атмосферу инклюзии, когдадети воспринимают своего сверстника с ОВЗ как обычного ребенка. Главноеобеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетомразнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.Таким образом, в основу инклюзивного образования положена идеология, котораяисключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ковсем обучающимся, создаёт условия для детей, имеющих особые образовательныепотребности. Кроме того, инклюзивная школа разрабатывает индивидуальный подходк обучению каждого ребенка, помогает приобрести опыт позитивного взаимодействиясо сверстниками и взрослыми. Крайне важно, что инклюзивное образование нетолько повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и егосемьи в обществе, но и меняет позицию общества в отношении таких людей испособствует развитию толерантности и социального равенства. Наша школа тожестолкнулась с определенными проблемами. На момент открытия коррекционныхклассов не было специальной подготовки педагогического коллектива. Учителя наинтуитивном уровне подбирали методы и приемы работы с детьми, разрабатывалитетради, раздаточный материал. В школе до сих пор отсутствуют психолог,логопед, социальный педагог, тьютор наличие которых, предполагается приинклюзивном образовании, для того, чтобы помогать обучать ребенка. Но этитрудности — ничто по сравнению с главной наградой родителей: счастливое лицоребенка, который нормально развивается, заводит друзей, радуется с ними ичувствует себя в этом мире комфортно. Педагоги должны научиться работать с разнымидетьми.
Для каждой школы,выбравшей путь инклюзивной практики обучения, важно установить, что может бытьконкретной причиной возникновения препятствий в обучении того или иного ученикас особыми образовательными потребностями. Примерами таких барьеров могут бытьсуществующие профессиональные установки учителей общего образования, негибкаясистема оценивания достижений обучающихся, недостаточность существующейнормативно-правовой базы и так далее. Сегодня есть возможность преодолеть этипрепятствия и барьеры с помощью управленческого содействия педагогическимработникам в обеспечении инклюзивного образования в МКОУ «Петровская СОШ».Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования первый шагна пути преодоления этих барьеров.
В соответствии сФедеральным законом «Об образовании», иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации и уставом образовательной организации МКОУ «ПетровскаяСОШ» (ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ») образовательная организация обладаетавтономией, то есть самостоятельностью в осуществлении образовательной,научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке ипринятии локальных нормативных актов. К компетенции образовательной организацииМКОУ «Петровская СОШ» при реализации инклюзивного образования детей с особымиобразовательными потребностями относится разработка и принятие локальныхнормативных актов образовательной организации МКОУ «Петровская СОШ».Образовательная организация МКОУ «Петровская СОШ» принимает локальные нормативныеакты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения в пределах своейкомпетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке,установленном ее уставом (ФЗ «Об образовании в РФ», с. 30). Образовательнаяорганизация, МКОУ «Петровская СОШ», самостоятельно, разрабатывает и принимаетлокальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществленияобразовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приемаобучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущегоконтроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок иоснования для перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядокоформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательнойорганизацией и обучающимися и родителями (законными представителями)несовершеннолетних обучающихся и другие, в том числе и в части обучения детей сособыми образовательными потребностями. При принятии локальных нормативныхактов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организацииМКОУ «Петровская СОШ», учитывается мнение советов обучающихся, родителей,представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которыепредусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников(при наличии таких органов). Функция локального акта – детализация,конкретизация, восполнение и дополнение общей правовой нормы применительно кусловиям образовательной организации, с учетом имеющихся особенностей, спецификиучебного и воспитательного процессов, в том числе и в части организацииобучения детей с особыми образовательными потребностями. Локальные нормативныеакты МКОУ «Петровская СОШ» издаются в разных формах, и эти формы руководительорганизации определяет самостоятельно. Это могут быть приказы, положения,правила, распоряжения, инструкции, методики, стандарты [8].
Приказ – правовойлокальный нормативный, который издается единолично руководителемобразовательной организации для решения основных и оперативных вопросов поосновной и неосновной деятельности. Приказ вступает в силу с момента егоподписания руководителем образовательной организации, если в тексте не указандругой срок.
Приказы по общеобразовательной организации МКОУ «Петровская СОШ»:
о разработке и об утверждении адаптированныхобщеобразовательных программ;
о разработке и об утверждении индивидуальных учебныхпланов для каждого обучающегося с ОВЗ;
об утверждении программы внеурочной деятельности;
об утверждении списка учебников и учебных пособий,используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
о проведении внутришкольного контроля по реализацииФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями);
о внесении изменений в должностные инструкцииучителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НООобучающихся с ОВЗ и ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями);
об утверждении плана методической работы (раздел планав части сопровождения введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС НООобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
об утверждении плана-графика повышения квалификациичленов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся сОВЗ и ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями) и другие.
Положение – нормативныйправовой локальный акт, который устанавливает правовое положение (права,обязанности, ответственность) органа управления образовательной организации,структурного подразделения или основные правила реализации полномочийобразовательной организации (например, положение о реализации инклюзивнойпрактики при обучении детей с особыми образовательными потребностями).
В части организации обученияи воспитания детей с особыми образовательными потребностями, в образовательнойорганизации в Уставе МКОУ «Петровская СОШ» предусмотрены основные положения,такие как: прием данной категории детей только на основании заключенияпсихолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), обучение по адаптированнойобразовательной программе, создание специальных образовательных условий,заключение договора с родителями, , организация сетевого взаимодействия.
Нормативно-правовая база инклюзивного образования вобразовательной организации МКОУ «Петровская СОШ»
Перечень локальных актов включает в себя:
– Устав МКОУ «Петровская СОШ»
– Адаптированныеобразовательные программы.
– Договор с родителями(законными представителями), детей с ОВЗ, где зафиксированы права и обязанностивсех участников образовательных отношений.
– Положение о классах инклюзивногообучения в образовательной организации;
– Положение опсихолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк);
– Положение о разработке и реализациииндивидуального учебного плана;
Перечень документов для реализацииадаптированной образовательной программы общего образования МКОУ «ПетровскаяСОШ»:
– Положение о разработке и реализацииадаптированных образовательных программ
– Положение о Совете школы;
– Положение о Педагогическомсовете;
– Положение об оплате труда истимулирующих выплатах;
– Режим работы МКОУ «ПетровскаяСОШ»;
– Положение о порядке приема,перевода и отчисления обучающихся;
– Положение о проведениитекущем контроле и промежуточной аттестации;
– Должностные инструкцииработников;
– Положение о внеурочнойдеятельности;
– Положение о рабочихпрограммах отдельных учебных предметов и курсов;
– Договор образовательногоучреждения с родителями (законными представителями) обучающихся;
– Положение о внутришкольномконтроле;
– Положение о порядкеознакомления родителей (законных представителей) с ходом и содержаниемобразовательной деятельности и другие.
АОП ОО обучающихся с ОВЗразрабатываются на основе настоящего Стандарта с учетом особенностей ихпсихофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекциюнарушений развития и их социальную адаптацию.
Все локальные нормативныеакты образовательной организации МКОУ «Петровская СОШ» в части обучения детей сОВЗ утверждаются через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенноеотношение к участникам образовательных отношений и требуют обязательногоознакомления с ними. Локальные акты образовательной организации не могутпротиворечить Уставу МКОУ «Петровская СОШ» и действующему законодательству.
Создание пакета нормативно — распорядительныхдокументов (Устава ОО, Положений, должностных инструкций, приказов по ОО,планов и др.) требует сочетания нормативного и системного подходов к работе сдокументами, постоянного их совершенствования по мере изменения федеральной,региональной нормативно-правовой базы[18].
2.2.Содержание управленческого содействия в МКОУ «Петровская СОШ» в направлениикадрового обеспечения
Необходимым условиеморганизации эффективной работы с обучающимися с ОВЗ является кадровоеобеспечение. В реализации инклюзивного образования участвуют руководящие,педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования иквалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствоватьквалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровьяобучающихся. Работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации,педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.Для подготовки к осуществлению деятельности по инклюзивному обучению детей сОВЗ необходимо обеспечить предварительное прохождение учителями курсовповышения квалификации (не менее 36 часов). Обучение детей-инвалидов сприменением дистанционных технологий осуществляют специально подготовленныеучителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностейпсихофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также вобласти методик и технологий организации образовательного процесса для такихдетей в очной и дистанционной формах. Для эффективной организацииобразовательной деятельности с детьми с ОВЗ осуществляется взаимодействие ссоциальными партнерами. Психолого-педагогическое сопровождение это работаспециалистов, психолого-медико-педагогического консилиума.
Требования к кадровымусловиям реализации инклюзивного образования включают следующие положения:
– укомплектованностьобразовательной организации педагогическими и руководящими работниками,компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
– уровень квалификациипедагогических и иных работников образовательной организации в областиобразования детей с ОВЗ,
– непрерывностьпрофессионального развития педагогических работников образовательногоучреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальнойпсихологии и клинической детской психологии.
Кадровое обеспечение –характеристика необходимой квалификации кадров педагогов. МКОУ «Петровская СОШ»реализующая АОП для обучающихся с ОВЗ, укомплектована педагогическими,руководящими и иными работниками, имеющими профессиональную подготовкусоответствующего уровня и направленности.
Уровень квалификациипедагогических работников МКОУ «Петровская СОШ», реализующей АОП, соответствуетквалификационным характеристикам, а также квалификационной категории.
МКОУ «Петровская СОШ» обеспечивает работникам возможность повышения профессиональной квалификациичерез профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации(См.Таблица 2)
Таблица 2 — Кадровое обеспечение реализации инклюзивногообразования
Должность |
Должностные обязанности |
Количество работников в ОУ (имеется/ требуется) |
Уровень квалификации работников ОУ |
|
Требования к уровню квалификации |
Фактический |
|||
руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность |
обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу организации, осуществляющей образовательную деятельность |
1/0 |
|
Высшее профессиональное образование и курсы переподготовки по направлению «Менеджер образования», стаж работы в руководящей должности более 43 года |
заместитель руководителя |
координирует работу преподавателей, воспитателей, разработку учебно-методической и иной документации. Обеспечивает совершенствование методов организации образовательной деятельности. Осуществляет контроль за качеством образовательной деятельности |
2/0 |
высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет |
Высшее профессиональное образование и курсы переподготовки по направлению «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно- общественного управления», стаж работы в руководящей должности более 15лет Высшее профессиональное образование и курсы переподготовки по направлению «Управление образовательным учреждением» стаж работы в руководящей должности более 11лет |
учитель |
осуществляет обучение и воспитание обучающихся, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ |
15/0 |
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы |
высшее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, |
педагог-организатор |
содействует развитию личности, талантов и способностей, формированию общей культуры обучающихся, расширению социальной сферы в их воспитании. Проводит воспитательные и иные мероприятия. Организует работу детских клубов, кружков, секций и других объединений, разнообразную деятельность обучающихся и взрослых |
0/1 |
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо в области, соответствующей профилю работы, без предъявления требований к стажу работы |
высшее профессиональное образование |
социальный педагог |
осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся |
0/1 |
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы |
высшее профессиональное образование |
педагог-психолог |
осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся |
0/1 |
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы |
высшее профессиональное образование |
преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности |
осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики курса ОБЖ. Организует, планирует и проводит учебные, в том числе факультативные и внеурочные занятия, используя разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения |
1/0 |
высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет |
высшее профессиональное образование и профессиональная подготовка по направлению ГО |
библиотекарь |
обеспечивает доступ обучающихся к информационным ресурсам, участвует в их духовно-нравственном воспитании, профориентации и социализации, содействует формированию информационной компетентности обучающихся |
1/0 |
высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» |
высшее профессиональное образование по специальности учитель биологии |
В МКОУ «Петровская СОШ»выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов попроблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работ с детьми ОВЗ (см.Таблица 3)
Таблица 3 — Наличие курсовой подготовки педагогов ОУ повопросам инклюзивного образования
№ п/п |
Должность |
Дата прохождения курсовой подготовки |
Тема курсовой подготовки |
Образовательное учреждение дополнительного образования, на базе которого проходило обучение, форма обучения, объем обучения. Например: 1 сентября, дистант, 72. или ЧИППКРО, стажировка, 108ч. (16ч.,24ч.,36ч.) |
1 |
директор ОУ |
16-23 мая 2016 года |
Проектирование образовательного процесса в условиях ФГОС начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья |
ГБУ ДПО ЧИППКРО в объеме 16 часов |
2 |
заместитель директора по УР |
16-23 мая 2016 года |
Проектирование образовательного процесса в условиях ФГОС начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья |
ГБУ ДПО ЧИППКРО в объеме 16 часов |
3 |
учитель физической культуры |
19.09.-30.09.2016 |
Теория и методика адаптивной физической культуры для обучающихся с ОВЗ |
ГБУ ДПО ЧИППКРО в объеме 16 часов |
4 |
учитель начальных классов |
05.04-08.04.2017г |
«Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» |
ГБУ ДПО ЧИППКРО в объеме 24 часов |
5 |
учитель технологии |
03.04-06.04.2017г |
«Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» |
ГБУ ДПО ЧИППКРО в объеме 24часов |
6 |
учитель химии и биологии |
04.04-07.04.2017г.
|
«Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» |
ГБУ ДПО ЧИППКРО в объеме 24 часов |
7
|
учитель математики |
15.04.-26.04.2019 |
«Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» |
ГБУ ДПО ЧИППКРО в объеме 36 часов |
8 |
учитель истории
|
15.04.-26.04.2019 |
«Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» |
ГБУ ДПО ЧИППКРО в объеме 36 часов |
9 |
учитель русского языка и литературы |
15.04.-26.04.2019 |
«Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» |
ГБУ ДПО ЧИППКРО в объеме 36 часов |
10 |
библиотекарь |
07.05.-12.05.2019 |
«Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ» |
ГБУ ДПО ЧИППКРО в объеме 36 часов |
Обеспечения образовательного процесса поадаптированным образовательным программам требует профессиональныхкомпетенций педагогов. Темпы повышения квалификации учителей приведены вприложении 1. Но одних курсов не достаточно, учитель должен иметь возможностьполучать индивидуальную консультацию специалиста по разным интересующимвопросам.
Для обеспечения освоенияобучающимися с ограниченными возможностями здоровья АОП, коррекции недостаткових физического и психического развития в штатное расписание должны быть введеныставки: учитель-логопед, педагог-психолог, педагог-дефектолог, социальныйпедагог, тьютор и медицинский работник. В случае если такие специалистыотсутствуют, образовательная организация должна быть включена в системукомплексного взаимодействия организаций образования различного уровня с цельювосполнения недостающих кадровых ресурсов, обеспечения медицинского обслуживания,получения своевременной квалифицированной консультативной помощи всеминуждающимися субъектами образовательной деятельности. Инклюзивное образованиесегодня считается одним из приоритетов государственной образовательной политикиРоссии. Переход к нему предопределен уже тем, что детей с ОВЗ становиться всебольше и больше. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не толькосоответствующие правовые акты, необходимые условия, благоприятное общественноемнение, но и подготовка кадров для инклюзивной работы в ОУ. Следовательно,актуальность подготовки педагога в обеспечения образовательного процесса по адаптированнымобразовательным программам в образовательном сообществе обусловленаосновными направлениями системы образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение педагогическихкадров в реализации образовательного процесса по адаптированным образовательным программам должнаосуществляться вначале на уровне администрации образовательного учреждения иоканчиваться государством в целом, чтобы каждый обучающийся независимо от своихособенностей мог получить качественное образование и впоследствии реализоватьсебя.
Результаты проведеннойработы позволяют сделать следующие выводы:
1. Наиболее важными теоретическими предпосылками для построениясистемы управленческого содействия в плане кадрового обеспечения являются: уточненныепонятия «кадровые условия», «кадровое обеспечение».
2. Для эффективной реализации системы управленческого содействия необходим комплекс организованно-управленческих условий кадрового обеспечения образовательногопроцесса по адаптированным образовательным программам обучающихся с умственнойотсталостью.
Первое условие регламентирует создание нормативно-правовый базыдля эффективной реализации кадрового обеспечения в образовательном учреждении.
Второе условие определяет возможности выстраивания перспективповышения квалификации и профессионального роста педагогических работниковобразовательного учреждения.
3. Результаты работы показали, что разработанная системауправленческого содействия и комплекс организованно-управленческих условий еереализации способствует поэтапному совершенствованию кадрового обеспечения.
В частности, нам удалось выстроить модель содержательных ипроцессуальных характеристик организации кадрового обеспечения образовательногопроцесса в реализации образования детей с ограниченными возможностямиздоровья в условиях сельской школы.
Работа на этом не окончена, нужны новые информационные иметодические ресурсы, новые схемы управления для реализации инклюзивной практикив системе общего образования. Наша задача выстроить эффективную универсальную модель управления, с педагогами, специалистами (психологами, тьюторами,логопедами), с применением разных методик и практик, для получениякачественного образования, возможности реализовать себя, элементарно научитьжить в нашем социуме детей с особенными образовательными потребностями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ИЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехина, С.В. Подготовка педагогических кадров дляинклюзивного образования/С.В. Алехина// Педагогический журнал Башкортостана.-2013. -№ 1.
2. Алехина, С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностямиздоровья: трудности перехода / С.В.Алехина // Образовательная политика.2015. № 3.
3. Бобина, Т.О. Управление образовательной организацией в условияхреализации инклюзивного образования/Т.О. Бобина: методические рекомендации –Челябинск : ЧИППКРО, 2015. – 92 с.
4. Дмитриева, Т. П. Организация деятельности координатора поинклюзии в образовательном учреждении. /Дмитриева Т. П. Методические рекомендации.М.: Центр «Школьная книга», 2010
5. Евгеньева, А. П. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-тлингвистич. исследований; /Под ред. А. П. Евгеньевой// — М.: Рус. яз.;Полиграфресурсы, 1999;
7. Назмутдинов, В.Я. Управленческая деятельность и менеджмент всистеме образования личности./В.Я. Назмутдинов, И.Ф. Яруллин– Казань: ТРИ«Школа», 2013. – 360 с.
8. Насибулина, Т.В Нормативно – правовое обеспечениедеятельности образовательной организации в условиях введения ФГОС НООобучающихся с ограниченными возможностями здоровья./ Т.В. Насибулина, И.Д. Новикова Методическое пособие. — Сыктывкар, 2016. -46 с.
9. Об образовании в Российской Федерации/Федеральный закон от29.12.2012г.№273-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа
10. Паршутина, С. В. Методическая деятельность в условиях инклюзивногообразовательного процесса [Электронный ресурс]/ С. В. Паршутина //— Режимдоступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8404/(дата обращения: 09.09.2019).
11. Самсонова, Е.В. Основные педагогические технологииинклюзивного образования // Инклюзивное образование: результаты, опыт иперспективы: сб. мат-лов III Межд. науч.-практ. конф. / Е.В. Самсонова М.:МГППУ, 2015. С. 84–96 .
13. Самсонова, Е.В. Чтобы школа стала общедоступной/ Е.В. Самсонова //Здоровье детей. 2014. № 9.
14. Семаго, Н.Я. Об условиях реализации инклюзивного образования// Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: сб. мат-лов IIМежд. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013.С. 340–345.
15. Сунько, Т.Ю. Построение модели деятельностиобщеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельностьобучающихся с ограниченными возможностями здоровья /Т.Ю. Сунько// Сибирскийпедагогический журнал. 2016. № 5.
17. Ушаков, Д. Н. «Толковый словарь русского языка» /подредакцией Д. Н. Ушакова // М.: Альта-Принт
Приложение1
Видыи формы деятельности в рамках повышения квалификации работников
Источник повышения квалификации |
Виды и формы работы |
Систематическое образование |
Прохождение курсов повышения квалификации в ЧИППКРО Дистанционное обучение Посещение теоретических, проблемных семинаров, психолого-педагогических семинаров на базе школы. Работа над единой методической темой |
Практика |
Работа в составе творческой группы Систематизация и обобщение опыта |
Самообразование |
Индивидуальная методическая тема. Ознакомление с обзором новинок методической литературы Повышение квалификационной категории. (осмысление своих достижений, структурирование наработанного материала, формулирование темы творческого отчета, выбор формы аттестации). Создание «портфолио» достижений учителя |
Общение |
Посещение и проведение мастер-классов. |