Уроклитературного чтения
3-Акласс
16.02.2023
Темаурока: Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок –входная дверь в текст.
Тип урока: постановкаучебной задачи
Педагогические задачи: способствовать развитию умения прогнозировать содержаниетекста на основе заглавия; составлять план и пересказывать текст по этомуплану; определять основную тему и главную мысль произведения; создать условиядля формирования навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного чтенияс соблюдением норм
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятся спроизведением М. М. Пришвина «Моя Родина»;
научатся читать вслухбегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение кпрочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; последовательновоспроизводить содержание рассказа о писателе
Метапредметные:
Регулятивные: уметьопределять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговариватьпоследовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствиис поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после егозавершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные: уметьориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного спомощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используяучебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметьс достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речьдругих, совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им;учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: учебникпо литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого,мультимедийная презентация, компьютер, наглядность в виде схем «Родина»,«Родители», «Природа», портрет М. Пришвина, толковый словарь, рабочие листы на каждогоученика.
Ход урока (13:40 – 14:25)
1. Орг. момент. (1 мин)
— Уважаемые, ребята, к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь,пожалуйста. Проверьте, все ли готово к уроку: учебник, пенал. Я желаю вамуспехов на уроке! Садитесь. 13.41
2. Проверка домашнего задания (4 мин)
С творчеством какого поэта мы знакомились на прошлом уроке? (С.А.Есенина) Какое стихотворение мы читали? («Черемуха») Кто желает выразительнопрочитать стихотворение, а может, даже рассказать наизусть? Спасибо. Что еще былозадано? (Нарисовать цветущую черемуху). Показ рисунков 13.45
2. Введение в тему урока
Этап I: Выяснение темы урока: (3 мин)
— Сегодня мы познакомимся с одним изпроизведений, которое тоже связано с природой. Вы знаете, в учебнике передэтим произведением есть подзаголовок, который звучит так: « Поговорим о самомглавном». Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке и что для вас самоеглавное в жизни? (выслушиваю ответы детей)
Становится понятно, что для всех нас важно следующее:на доске появляются слова «Родители», «Родина».
Чем похожи эти слова? В одинаковый корень (род)
Какие однокоренные слова можно подобрать еще? (родня,родной, родственный, благородный)
А еще очень важна для нас природа. Как вы думаете, словаприрода и Родина имеют общий корень? Я проверила разбор слова в новыхморфемных и словообразовательных словарях и сделала вывод, что это имя существительноеимеет корень природ и окончание а.
Глядя на слова на доске, как вы думаете, о чем мыбудем читать новое произведение сегодня? (выслушиваю ответы детей). А давайтепроверим наше предположение, открыв учебник на стр. 48.
Подытожим тему урока: М.Пришвин. «МояРодина»
На доске появляется портрет Пришвина, тема урока 13:48
Этап II Целеполагание(1 мин)
Какие цели перед собой поставим?
Читать выразительно, отвечать на вопросы по тексту,знакомиться с биографией М. Пришвина, развивать речь. 13:49
3. Работа по теме урока
Знакомство с биографией автора (2 мин)
-Многие поэты и писатели так же, как и вы, дети, любятприроду и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мыпознакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал еётак, словно пел торжественную песню в её честь. Михаил Михайлович Пришвин.
Немного расскажу о жизни писателя (зачитываюсообщение)
Вся жизнь Пришвина была посвящена природе и связана сней. Он любил Родину: леса и поля, реки и озёра, зверей и птиц. Любил всёживое. 13:51
Введение в тему ( 4 мин)
Прежде чем начать читать рассказ Пришвина «МояРодина», сначала давайте разберемся, что же такое Родина. Каковы вашипредположения? (Выслушиваю ответы детей). На доске появляется понятие изсловаря Ожегова.
Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. «РОДИНА– ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.»
Какие синонимы вы можетеподобрать к слову «Родина»? (отечество, отчизна)
— Как называется наша Родина,наша страна? (Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. ЭтоБОЛЬШАЯ РОДИНА)
А слышал ли кто из Вас такоесловосочетание: МАЛАЯ РОДИНА?
Что оно означает? (Место, гдемы родились, где живут наши родители, улица, дом.
— Как вы думаете, текст, который мы будем читать,будет о какой Родине об огромной стране России или о малойродине, о месте, где мы родились? (Предположения детей) 13:55
3. Словарная работа (5 мин)
Мне очень интересно узнать, кто из вас прав. Но чтобыприступить к чтению, разберемся с некоторыми словами. (презентация)
Находка – найденная вещь
Восход- появление и время появления над горизонтомсолнца, луны.( с. 31 в токовом словаре)
Глиняный – от слова глина – горная порода, состоящаяиз очень мелких частиц. (с.40)
Степь – большая равнина, где растет трава и нет леса.(с.189) 14:00
4. Знакомство с произведением. (3 мин)
Учитель читает, все следят. Слушаяпроизведение, ваша задача представить картину, которую описывает впроизведении писатель. 14:03
5. Упражнения в рабочих листах (3 мин)
А теперь будем работать по тексту, в этом нам помогутрабочие листы.
· Какойтип текста вы прослушали? (Повествование, описание илирассуждение?)
· Какоепо жанру произведение? (сказка, рассказ, басня…)
· Событие,описанноев тексте выдуманное или реальное (документальное)?
· Рассказтакого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем втолковом словаре:
этимоло́гия
«Очерк– это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях,Родине, природе, искусстве, музыке и т.д. 14:06
5.Чтение произведения (3мин)
— Ну что ж, мы начинаем с вами читать очерк.
1) Читает Анохина Алиса 1 и 2 абзацы. Часть 1
Проверим, как вы поняли содержание прочитанногоотрывка. Можете отвечать устно, по памяти, а если затрудняетесь. можнообратиться к тексту.
— Кто является главным героем произведения? (самавтор = Я)
— Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослыйчеловек? (маленький)
— Когда вставала мама? (рано, до солнца)
— Что однажды сделал маленький Пришвин? (встал тоже досолнца)
— Чем его угостила мама? (чаем с молоком)
— В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке)
— Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)
— Каким был чай от этого молока? (прекрасный)
— Почему чай смолоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?
— Привык ли он к утреннему вставанию?
— Как об этом говорит автор? Прочитайте.
— О каком удивительном явлении природы в началепроизведения пишет Пришвин?( Восход солнца, пробуждение природы)
— Давайте озаглавим эту часть. Как её можноозаглавить?
— Прекрасный чай.
— Выберите, что вам нравится и запишите врабочем листе первый пункт плана
14:09
Часть 2. (3 мин)
2)Далее читает Савчак Саша 3 и 4 абзацы.
Так как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему?
(Это стало его привычкой.)
— Какая мысль появилась у автора? О чём думал автор?Прочитайте.
(Он пробуждался вместе с животным и растительныммиром, вместе с солнцем)
— Догадались почему автор вставал рано? (Он оченьлюбил природу, любил наблюдать , как она пробуждается.)
-Как вы думаете какой совет даёт нам автор? (Вставать с солнцем)
— Как можно озаглавить эту часть? Привычка вставатьс солнцем.
Запишите в рабочий лист (14:12)
Часть 3. (2 мин)
3)Чтение следующей части следюущие три маленькиеабзацы (со слов После чаю я уходил на охоту до слов … невстречался). прочитает Исаева Алина
— Куда уходил Пришвин после чаю?
— Чем вообще люди занимаются на охоте? (Убиваютживотных ради мяса, шкур на одежду. Это тоже было частью жизни людей.)
— В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)
У Пришвина на охоте были свои находки? Что оннаходил? Прочитайте.
— Как можно озаглавить эту часть? Находки
Запись в рабочий лист 3 пункт плана (14:15)
Часть 4 (3 мин)
4) Чтение следующей части учащимся Цымбал Ярославом(до конца).
— К кому обращается автор в этой части? (К нам, кдетям, к читателям)
— Как он к вам обращается? (Молодые друзья).
— Как он называет Вас? (хозяевами природы)
— С чем сравнивает автор природу? (кладовая) Какпонимаете смысл этого слова? (Комната, помещение, для хранения припасов).
— Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА.Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему?
— Именно солнце –источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяетсуществовать всему живому. (Кладовая солнца – это вся природа).
— Что такое сокровища?
Работа в парах
Обсуди с соседом по парте, о каких сокровищах жизниговорил писатель?
— Всё, чем богатаприрода, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ. Что надо делать с великимисокровищами кладовой Солнца?
— Как можно озаглавить 4 часть? Работа в листах.
4. Охраняйприроду! Великие сокровища жизни. (14:18)
Обсуждение проблемы экологии (интеграция с окр. миром)(1 мин)
Посмотрите на экран. (Несколькослайдов в погубленной природой)
-Но сколько бы ни было сокровищ, если их использовать неразумно, чрезмерно, тоони рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло?(беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно) 14:19
6. Обсуждениезаголовка: Малая или большая Родина? (2 мин)
Возвращаемся к заглавию текста. «Моя Родина»
— Мы прочитали с вами, как Пришвин пишет о Родине,
-Ребята, а что для вас значит – слово РОДИНА? (Страна,город, край.)
-Для меня родина это — город в котором я живу. Моямалая Родина.
-Как называется полуостров, на котором мы живем?
О какой Родине – малой или большой идёт речь впроизведении Пришвина «Моя Родина»? (Когдарассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – омалой родине, он там родился и жил. А когда говорит, о кладовые СОЛНЦА -природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ,РАСТЕНИЯХ – О большой- О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ. (14:21)
Посмотрите на места,показывающие красоту нашего родного края. Презентация под красивую музыку илизвуки природы) 2мин 25 сек
Вы увидели красотуКрымского полуострова. Постараемся всё это сберечь, не навредить! 14:23
7. Итог (1 мин)
Почему же над этимпроизведением есть большой подзаголовок «Поговорим о самом главном?»
К чему нас призывает М.М.Пришвин в своём рассказе).
— Вот мы и ответили навсе вопросы, поставленные в начале урока. Значит цель урока достигнута? Да. Мымолодцы.
8. Домашнее задание (1 мин)
Пересказать текст по плану в рабочем листе
9. Рефлексия (1 мин)
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.Перед вами «мишень», закрасьте те части, которые считаете нужным: былиактивными участниками – закрасьте верхний сектор слева, было понятно –закрасьте другой сектор и т. д.
14:25
