X-PDF

Автобиография и путешествие Ч. Дарвина

Поделиться статьей

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНАГОСУДАСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА ХУДЖАНДА

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

 

РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКОЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ В Г.ХУДЖАНД

ИМЕНИ А.П.ЧЕХОВА»

 

ЭРГАШЕВОЙ НОДИРЫ ВАСИДОВНЫ

НА ТЕМУ:

 «АВТОБИОГРАФИЯ И ПУТЕШЕСТВИЕ ЧАРЛЬЗАДАРВИНА»

 

 

 

 

ХУДЖАНД-2023

 

                                                                                           

 

горОО  г. Худжанда                                    РТГБОУ “СОШим.А.П.Чехова”№____ «____» _________20__                                                                №«___»_________20___

                                                                                            Представлено в МС

Рекомендованодля                                                         горОО г. Худжанд

Распространения педагогичес-

когоопыта

ПредседательМС

 

___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:     Учительбиологии, высшей квалификационной категории

                               РТГБОУ «CОШ в г. Худжанд им. А. П. Чехова»

                                                                 

 

 

                                                                  ЭргашеваНодира Васидовна

 

 

 

Рецензент:                                                Юлдашева М. методист горОО                                                                              

                

                                                                       г.Худжанда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

1. Введение

2. Детство Ч.Дарвина

3. Учеба на медицинском факультете Эдинбургскогоуниверситета

4. Учеба на богословском факультетеКембриджского университета

5. Путешествие на корабле «Бигль» вкачестве натуралиста

6. Основные научные труды

7. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензия на методическую разработку«Автобиография и путешествие Ч. Дарвина» Эргашевой Нодиры Васидовны, учителябиологии РТГБОУ«CОШ в г.Худжанд им. А. П. Чехова»

                                                      

 

Автор методическойразработки рассматривает актуальную тему. В своей работе рассматривает автобиографиюи путешествие Ч. Дарвина как эффективное средство развития личности учащихся,способствующее формированию таких черт личности, как настойчивость иаккуратность.

Воспитывает привычку ктруду, умение доводить любое начатое дело до конца. Через решение задач,направленных на формирование прикладных умений, идет подготовка ксамостоятельной жизни, трудовой деятельности. Методическая разработка«Автобиография и путешествие Ч. Дарвина» Эргашевой Нодиры Васидовны включаеттитульный лист, содержание, введение, основную часть, список используемойлитературы.

Автор описывает свой опытзанятий по этой теме, так как в школьном учебнике нет такой темы, а в программеона есть.

Работа структурирована,последовательна, логична. Содержание разработки соответствует выбранной теме.Достаточна высока практическая значимость работы. В  частности, все материалымогут быть использованы на уроках в 11 классах.

Методическая разработкабезусловна полезная, интересная и соответствует требованиям. Работа может бытьпредставлена к защите на высшую квалификационную категорию.

 

 

 

  

Рецензент:                                    ЮлдашеваМ. методист                                                

                                                       горОО г.Худжанда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Чарльз Роберт Дарвин –путешественник и натуралист, автор идеи об эволюционном развитии всех живыхсуществ.

 

Чарльз Дарвин стал первымученым, который выдвинул теорию эволюционного развития всех живых существ напланете. Дарвин придерживался теории естественного отбора, который и ставил воглаве угла теории эволюции. Ему также принадлежит теория о половом отборе изакон наследственности, который в то время не имел подтверждений. ОткрытыйДарвином основной механизм эволюции был признан только в 50-е годы прошлоговека и стал фундаментом в формировании современной теории.

 

2. ДетствоЧ.Дарвина

Родился Чарльз Дарвин 12февраля 1809 года в Шрусбери, расположенном в английском графстве Шропшир, вродовом имении Дарвинов. Отца мальчика звали Роберт Дарвин, он был доктором ифинансистом, приходился сыном ученому натуралисту Эразму Дарвину. Мама –Сьюзанн Дарвин(Уэджвуд), была дочерью знаменитого художника Джоайзи Уэджвуда.Кроме Чарльза у родителей подрастало еще пятеро детишек. Семейство Дарвиновпринадлежало к Унитарианской церкви, хотя Сьюзан до замужества посещалаангликанскую церковь.

                                                                    

 

Чарльз пошел в школу в1817 году, в возрасте восьми лет. Там его привлекло естествознание иколлекционирование. Летом того же года не стало его матери, поэтому в 1818 годуЧарльз и его брат Эразм были отправлены отцом в «Школу Шрюсбери» — пансион,который работал при англиканской церкви.

 

   Чарльз знаниями неблистал. Больше всего он не любил заниматься литературой и языками, затопреуспел в охоте и собирании разных коллекций.

 

         

 

 

 

После жалобпреподавателей на его низкую успеваемость, отец пытался читать мальчикунотации, но это ни к чему не привело. Поэтому его оставили в покое, решив, чтоиз этого ученика ничего путного не получится.

                                 

 

 

 Спустя некоторое времямальчик серьезно увлекся химией, за что был наказан начальником гимназии. Поокончании обучения аттестат Чарльза был одним из худших, однако это не помешалоему в 1825-м стать студентом Эдинбургского университета. Вместе с ним поступали его брат Эраст, молодые люди выбрали медицинский факультет. Перед тем, какпоступить, Чарльз успел поработать в качестве ассистента у отца, имеющего своюмедицинскую практику.

 

3.Учебана медицинском факультете Эдинбургского университета

 

Эдинбургский период жизни (1825—1827)

Логотип

Логотип Эдинбургского университета

В Эдинбургском университете Дарвин изучалмедицину. Во время обучения он понял, что лекции скучны, а хирургия причиняетстрадания, поэтому он забрасывает обучение медицине. Чарльзу понадобилось двагода, чтобы понять, что его абсолютно не интересует медицина.

Он перестал посещать лекции, и нашел себеновое увлечение.Вместо этого он начинает изучать таксидермию у Джона Эдмонстоуна,освобожденного чёрного раба,который получил свой опыт, сопровождая ЧарльзаУотертона во время экспедиции в дождевые леса Южной Америки, и часто отзывалсяо нём, говоря: «очень приятный и эрудированный человек» (англ. very pleasant and intelligent man).Молодого человекасерьезно заинтересовал процесс изготовления чучел животных.

 

Первыми объектамиисследований Дарвина стали морские беспозвоночные. Свои работы в этомнаправлении он огласил во время работы Плиниевского студенческого общества в марте1827-го. В это общество Чарльз вступил годом ранее. В это же время он впервыестолкнулся с понятием материализма.

   

Дарвин трудился вкачестве ассистента у Роберта Гранта, изучал естественную историю на курсеРоберта Джемсона. Именно там он познакомился с геологией, увидел коллекции,которыми владел Эдинбургский университет.

 

4.Учеба на богословском факультетеКембриджского университета

Кембриджский период жизни (1828—1831)

Отец Дарвина, узнав, что сын забросилобучение медицине, был раздосадован и предложил ему поступить в колледж ХристаКембриджского университета и получить сан священника Англиканской церкви. Пословам самого Дарвина, дни, проведённые в Эдинбурге, посеяли в нём сомнения вдогматах англиканской церкви. В это время он старательно читает богословскиекниги, и в конечном счёте убеждает себя в приемлемости церковных догматов иготовится к поступлению. Во время учёбы в Эдинбурге он забыл некоторыепредметы, необходимые для поступления, и поэтому он занимается с частнымпреподавателем в Шрюсбери и поступает в Кембридж после рождественских каникул,в самом начале 1828 года.

 

 

 

ЧарльзДарвин (1830-е годы)

По собственным словам, он не слишкомуглубился в обучение, посвящая больше времени верховой езде, стрельбе из ружьяи охоте (благо посещение лекций было делом добровольным). Его кузен Уильям Фокспознакомил его с энтомологией и сблизил с людьми, увлекающимисяколлекционированием насекомых. В результате у него просыпается страсть кколлекционированию жуков. Сам же Дарвин в подтверждение своего увлеченияприводит следующую историю: «Однажды, сдирая с дерева кусок старой коры, яувидел двух редких жуков и схватил каждой рукой по одному из них, но тут яувидел третьего, какого-то нового рода, которого я никак не в состоянии былупустить, и я сунул того жука, которого держал в правой руке, в рот. Увы! Онвыпустил какую-то чрезвычайно едкую жидкость, которая так обожгла мне язык, чтоя вынужден был выплюнуть жука, и я потерял его, так же как и третьего».Некоторые из его находок были опубликованы в книге Стивенса «Иллюстрациибританской энтомологии»

Джон

ДжонСтивенс Генслоу

Он становится близким другом ипоследователем профессора ботаники Джона Стивенса Генслоу. Благодаря знакомствус Генслоу он познакомился и с другими ведущими натуралистами, становясьизвестным в их кругах как «Тот, который гуляет с Генслоу» (англ. «the man who walks with Henslow»). Когдаприблизились экзамены, Дарвин сосредоточился на учёбе. В это время он читает«Доказательство Христианства» (англ. «Evidences of Christianity») Уильяма Пэйли чейязык и изложение восхищают Дарвина. В заключении обучения, в январе 1831 года,Дарвин хорошо продвинулся в теологии, изучил классиков литературы, математику ифизику, в итоге стал 10-м в списке из 178 успешно сдавших экзамен.

Дарвин оставался в Кембридже до июня. Онизучает труд Пэйли «Естественная Теология» (англ. «Natural Theology»), в которомавтор приводит теологические аргументы для объяснения природы естества,объясняя адаптацию как воздействие Бога посредством законов природы. Он читаетновую книгу Гершеля, которая описывает высочайшую цель естественной философиикак постижение законов через индуктивные рассуждения, основанные нанаблюдениях. Также особое внимание он уделяет книге Александра фон Гумбольдта«Личное повествование» (англ. «Personal Narrative»), в которой автор описывает свои путешествия. Описанияострова Тенерифе, которые приводит Гумбольдт, заражают Дарвина и его друзейидеей отправиться туда, по завершении обучения, для занятий естественнойисторией в условиях тропиков. Для подготовки к этому он обучается на курсегеологии преподобного Адама Седжвика, а после отправляется с ним летом накартографирование пород в Уэльсе. Через две недели, вернувшись посленепродолжительной геологической поездки по Северному Уэльсу, он находит письмоот Генслоу, в котором тот рекомендовал Дарвина как подходящего человека нанеоплачиваемую должность натуралиста капитану «Бигля», Роберту Фицрою, под чьимкомандованием через четыре недели должна начаться экспедиция к берегам ЮжнойАмерики. Дарвин готов был тут же принять предложение, однако его отец возражалпротив такого рода приключения, поскольку считал, что двухлетний вояж — это нечто иное, как трата времени впустую. Но своевременное вмешательство дяди ЧарлзаДжозайи Веджвуда II склоняет отца дать согласие.

5.Путешествие на коробле «Бигль» в качественатуралиста

Путешествие натуралиста на корабле «Бигль»(1831—1836)

“Бигль”у береговой линии Южной Америки

В 1831 году, по окончании университета,Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие наэкспедиционном судне королевского флота «Бигль», откуда вернулся в Англию лишь2 октября 1836 года.

Путешествие продолжалось без малого пятьлет. Большую часть времени Дарвин проводит на берегу, изучая геологию и собираяколлекции по естественной истории, в то время как «Бигль» под руководствомФицроя осуществлял гидрографическую и картографическую съёмку побережья. Втечение путешествия он тщательно записывает свои наблюдения и теоретическиевыкладки. Время от времени, как только для этого представлялся удобный случай,Дарвин отсылает копии заметок в Кембридж, вместе с письмами, включающими копииотдельных частей его дневника, для родственников. За время путешествия онсделал ряд описаний геологии различных районов, собрал коллекцию животных, атакже сделал краткое описание внешнего строения и анатомии многих морскихбеспозвоночных. В других областях, в которых Дарвин был несведущ, он проявилсебя искусным коллекционером, собрав экземпляры для изучения их специалистами.Несмотря на частые случаи плохого самочувствия связанные с морской болезнью,Дарвин продолжал исследования и на борту судна; большинство его заметок позоологии были о морских беспозвоночных, которых он коллекционировал и описывалво времена затишья на море. Во время первой остановки у берегов Сантьяго,Дарвин обнаруживает интересное явление — вулканические скалы с раковинами икораллами, спёкшимися под действием высокой температуры лавы в твёрдую белуюпороду. Фицрой даёт ему первый том «Основ Геологии» (англ. ”Principles of Geology”) Чарлза Ляйеля,где автор формулирует концепции униформизма в трактовке геологических измененийв течение длительного периода. И уже самые первые исследования, произведённыеДарвином в Сантьяго на островах Зелёного Мыса, показало превосходство метода,применённого Ляйеллем. Впоследствии Дарвин принимает и использует подходЛайелля для теоретических построений и размышлений при написании книг по геологии.

В 1831 году, поокончании университета, Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветноепутешествие на экспедиционном судне королевского флота «Бигль»

Передтем, как отправиться в путешествие, Дарвин встречался с Фицроем. Впоследствии капитанвспоминал эту встречу и говорил, что Дарвин очень серьёзно рисковал бытьотвергнутым из-за формы его носа. Будучи приверженцем учения Лафатера, онполагал, что существует связь между характером человека и чертами еговнешности, и поэтому он сомневался, что человек с таким носом, как у Дарвина,мог обладать энергией и решимостью, достаточными для того, чтобы совершитьпутешествие. Несмотря на то, что «нрав у Фицроя был самый несносный», «онобладал многими благородными чертами: был верен своему долгу, чрезвычайновеликодушен, смел, решителен, обладал неукротимой энергией и был искреннимдругом всех, кто находился под его началом». Сам Дарвин отмечает, что отношениекапитана к нему было очень хорошим, «но ужиться с этим человеком при тойблизости, которая была неизбежна для нас, обедавших за одним столом вдвоём сним в его каюте, было трудно. Несколько раз мы ссорились, ибо, впадая враздражение, он совершенно терял способность рассуждать». Тем не менее междуними были серьёзные разногласия на почве политических взглядов. Фицрой былубеждённым консерватором, защитником рабства негров, поощрял колониальнуюполитику английского правительства. Крайне религиозный человек, слепойсторонник церковной догмы, Фицрой не в состоянии был понять сомнений Дарвина в вопросео неизменности видов. Впоследствии он негодовал на Дарвина за то, что он «издалстоль кощунственную книгу, как Происхождение видов».

Вояж

Вояж корабля«Бигль»

В месте Пунта Альта, что в Патагонии, онделает важное открытие. Дарвин обнаруживает окаменевшее гигантское исчезнувшеемлекопитающее. Важность находки подчёркивается тем, что останки этого животногонаходились в породах рядом с раковинами современных видов моллюсков, чтокосвенно указывает на недавнее исчезновение, без признаков изменения климатаили катастрофы. Он определяет находку как малоизвестного мегатерия, с костнымпанцирем, который, по его первому впечатлению, походил на гигантскую версию местногоброненосца. Эта находка породила огромный интерес, когда достигла береговАнглии. Во время поездки с местными гаучо во внутренние районы страны дляописания геологии и сборов коллекций ископаемых останков он приобретаетпредставления о социальных, политических и антропологических аспектахвзаимодействия коренных народностей и колонистов в период революции.

       

 Он также замечает, что две разновидностистрауса нанду имеют различные, но перекрывающиеся ареалы. Продвигаясь далее наюг, он обнаруживает ступенчатые равнины, выложенные галькой и раковинамимоллюсков, наподобие морских террас, отражающие серию поднятий суши. Читаявторой том Лайеля, Дарвин принимает его точку зрения на «центры сотворения»видов, но его находки и размышления заставляют его подвергать сомнению идеиЛайеля о постоянстве и исчезновении видов.

     

Корабль

Кругосветное путешествиеЧарльза Дарвина было совершено на корабле «Бигль» в 1831—1836 годах, благодарякоторому учёный основал эволюционное учение, поставив биологию на достаточнопрочную научную основу.

 На борту находилось трое огнеземельцев, которых забрали вАнглию во время прошлой экспедиции «Бигля» около февраля 1830. Они провели годв Англии и теперь были возвращены обратно на Огненную землю в качествемиссионеров. Дарвин нашёл этих людей дружественными и цивилизованными, в товремя как их соплеменники выглядели «жалкими, деградировавшими дикарями», ровнотакже как отличались домашние и дикие животные между собой. Для Дарвина этиразличия в первую очередь продемонстрировали значение культурного превосходства,но никак не расовую неполноценность. В отличие от его учёных друзей, теперь ондумал, что не существует непреодолимой пропасти между человеком и животными.Через год эта миссия была заброшена. Огнеземелец, которого назвали ДжиммиБуттон (англ. Jemmy Button), стал жить также, как и другие аборигены: у него была жена и не было никакого желаниявозвращаться в Англию.

В Чили Дарвин стал свидетелем сильногоземлетрясения и видел признаки, указывающие на то, что земля только чтоподнялась. Этот поднявшийся пласт включал раковины двустворчатых моллюсков,которые оказались выше уровня высокого прилива. Высоко в Андах он такжеобнаружил раковины моллюсков и несколько видов ископаемых деревьев, которыеобычно растут на песчаных пляжах. Его теоретические размышления привели его ктому, что, подобно тому как при поднятиях суши раковины оказываются высоко вгорах, при опусканиях участков морского дна океанические острова уходят подводу, и при этом вокруг островов из береговых коралловых рифов формируютсябарьерные рифы, а затем атоллы.

На Галапагосских островах Дарвин заметил,что некоторые представители из семейства пересмешниковых отличаются от таковыхв Чили и отличаются друг от друга на разных островах. Он также слышал, чтопанцири сухопутных черепах слегка варьируют по форме, указывая на островпроисхождения.

Галапагосские черепахи

Увиденные им в Австралии сумчатыекенгуровые крысы и утконос представлялись такими странными, что это навелоДарвина на мысль о том, как будто как минимум два творца одновременно трудились,создавая этот мир.

Утконос

 Он нашёл, что аборигены Австралии«обходительные и славные», и заметил быстрое сокращение их численности поднатиском европейской колонизации.

Сумчатые кенгуровые крысы

«Бигль» обследует атоллы Кокосовыхостровов, с целью выяснения механизмов их формирования. Успех этогоисследования во многом был определён теоретическим размышлениями Дарвина.Фицрой начал писать официальное изложение путешествия «Бигля», и послепрочтения дневника Дарвина он предлагает включить его в отчёт.

За время путешествия Дарвин побывал наострове Тенерифе, островах Зелёного Мыса, побережье Бразилии, в Аргентине,Уругвае, на Огненной Земле, в Тасмании и на Кокосовых островах, откуда привёзбольшое количество наблюдений. Результаты он изложил в трудах «Дневникизысканий натуралиста» (The Journal of a Naturalist, 1839),«Зоология путешествия на корабле „Бигль“» (Zoology of the Voyage on the Beagle, 1840),«Строение и распределение коралловых рифов» (The Structure and Distribution of Coral Reefs, 1842) и др.Одним из интересных природных явлений, впервые описанных Дарвином в научнойлитературе, были ледяные кристаллы особой формы пенитентес, образующиеся наповерхности ледников в Андах.

 

6.Основныенаучные труды

Вскоре после возвращенияДарвин издал книгу, известную под сокращённым названием «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле „Бигль“»(1839). Она имела большой успех, и второе, расширенное издание (1845) былопереведено на многие европейские языки и множество раз переиздавалось. Дарвинпринял также участие в написании пятитомной монографии «Зоология путешествия»(1842). Как зоолог Дарвин выбрал объектом своего изучения усоногих раков, ивскоре стал лучшим в мире специалистом по этой группе. Он написал и издалчетырёхтомную монографию «Усоногие раки» (Monograph on the Cirripedia,1851—1854), которой зоологи пользуются до сих пор.

Историянаписания и издания «Происхождения видов»

С 1837 года Дарвин начал вести дневник, вкоторый вносил данные о породах домашних животных и сортах растений, а такжесоображения о естественном отборе. В 1842 году написал первый очерк опроисхождении видов. Начиная с 1855 года, Дарвин переписывался с американскимботаником А. Греем, которому через два года и изложил свои идеи. Под влияниеманглийского геолога и естествоиспытателя Ч. Лайеля Дарвин в 1856 начал готовитьтретий, расширенный вариант книги. В июне 1858 года, когда работа былавыполнена наполовину, получил письмо от английского натуралиста А. Р. Уоллеса срукописью статьи последнего. В этой статье Дарвин обнаружил сокращённоеизложение своей собственной теории естественного отбора. Два натуралистанезависимо и одновременно разработали идентичные теории. На обоих оказалавлияние работа Т. Р. Мальтуса о народонаселении; обоим были известны взглядыЛайеля, оба изучали фауну, флору и геологические формации групп островов иобнаружили значительные различия между населяющими их видами. Дарвин отослалЛайелю рукопись Уоллеса вместе со своим собственным очерком, а также наброскамиего второго варианта (1844) и копией своего письма к А. Грею (1857). Лайельобратился за советом к английскому ботанику Джозефу Гукеру, и 1 июля 1858 годаони вместе представили Линнеевскому обществу в Лондоне обе работы. В 1859 годуДарвин опубликовал труд «Происхождение видов путём естественного отбора, илиСохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (On the Origin of Species by Means of Natural Selection, or the Preservation of Favoured Races in the Struggle for Life), где показализменчивость видов растений и животных, их естественное происхождение от более раннихвидов.

 

Поздние работы (после «Происхождениявидов»)

В 1868 году Дарвин опубликовал свой второйтруд на тему эволюции — «Изменение животных и растений в домашнем состоянии» (The Variation of Animals and Plants under Domestication), в которыйвошло множество примеров эволюции организмов.

В 1871 году появился ещё один важный трудДарвина — «Происхождение человека и половой отбор» (The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex), где Дарвин привёларгументы в пользу естественного происхождения человека от животных(обезьяноподобных предков).

 

Среди других известных поздних работДарвина — «Опыление у орхидных» (The Fertilization of Orchids, 1862);«Выражение эмоций у человека и животных» (The Expression of the Emotions in Man and Animals, 1872);«Действие перекрёстного опыления и самоопыления в растительном мире» (The Effects of Crossand SelfFertilization in the Vegetable Kingdom, 1876).

 

 

 

 

 

 

     7. Списокиспользуемой литературы

  • 1. Берг, Л.С. Труды по теории эволюции. М.: Наука, 1977. 388 с.
  • 2. Бердников, В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, Наука, 1991. 305 с.
  • 3. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 640 с.
  • 4. Грант, В.Л. Эволюционный процесс. Критический обзор эволюционной теории. М.: Мир, 1991. 488 с
  • 5. Иорданский, Н.Н. Основы теории эволюции. М., Просвещение, 1979. 324 с.
  • 6. Иорданский, Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001. 425 с.
  • 7. И.И. Канаев. Избранные труды по истории науки. СПб.: Алетейя, 2000. 496 с.
  • 8. Концепции современного естествознания. /Под ред. Михайлова Л.А. СпБ, Питер, 2009. 367 с.

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей