Авторская разработка мероприятия по программедополнительного образования «Музейное дело»
«В музей с помощью смартфона. История в твоихруках!». Разработка пособия по smart-экскурсии
Направлениевоспитательной деятельности: духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Названиемероприятия: «Вмузей с помощью смартфона. История в твоих руках». Разработка пособия поsmart-экскурсии.
Возрастшкольников: 11–16 лет
Цели:
Øформированиеу обучающихся культурно-нравственных ценностей методами музейной педагогики;
Øразвитиегражданско-патриотического воспитания при эффективном использованииинформационно-коммуникационных технологий в процессе проведения мероприятия,посвященного победе в ВОВ;
Øформированиеустойчивого интереса учеников к изучению истории своей страны, малой Родины;
Øразвитиеинформационной компетентности обучающихся.
Задачи:
Øпривитьинтерес учеников к музеям как основным хранилищам памятников материальной идуховной культуры;
Øзакрепитьи углубить исторические знания о Великой Отечественной войне;
Øформированиеустойчивого интереса к работе в музее.
Øформироватьопыт нравственного поведения личности;
Øсохранитьпамять о подвигах героев, отдавших жизнь за мирное небо над головой;
Øознакомитьи научить работать учеников с уникальной QR— код технологией;
Øразвиватькоммуникативные навыки, воспитывать культуру общения.
Øсозданиеэлектронного пособия по smart-экскурсии,с помощью которого любой желающий с помощью смартфона может посетить музей«Истории родного края» МБОУ Куртуковская ООШ имени В.П.Зорькина .
Планируемый воспитательный эффект мероприятия:
Øсформированностьроссийской гражданской идентичности, любви к Отечеству и уважения к своемународу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, своюРодину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в еговеликом будущем;
Øформированиеосознанного мнения о важности развития школьного музея «Истории родного края»как хранителя ценнейшей информации;
Øсформированностьоснов саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственныхценностей и идеалов российского гражданского общества;
Øформированиекоммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видовдеятельности;
Øвладениенавыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,навыками разрешения проблем;
Øготовностьи способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности,включая умение ориентироваться в различных источниках информации;
Øприобретениеопыта работы с различными художественными материалами используя ИКТ (цифроваяфотография, видеозапись, аудиофайлы);
Øосуществлениепоиска информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одномупризнаку);
Øориентацияна интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
Øсоблюдение требований к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Методыи приемы воспитания:
Øметодыформирования сознания личности (беседа с учениками о важности знания историисвоей страны и Родины; беседа о необходимости существования музеев какхранителей памяти о прошлом; слово учителя о 75-летней годовщине ВОВ);
Øметодыорганизации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности(инструктаж «Техника безопасности при работе за компьютером», демонстрация,задание (упражнение);
Øметодстимулирования и мотивации (поощрение, одобрение);
Øметодыконтроля и оценки (самооценка, диагностика).
Приемыорганизации деятельности:
Øраспределениеролей;
Øинструктирование;
Øраспределениеинициативы.
Средствавоспитания:
Øколлективи социальная группа как организующие условия воспитания;
Øтехническиесредства (компьютеры, смартфоны);
Øпроизведенияи явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь).
Формируемыеценности:
Øнравственныеи этические ценности (дружелюбность, взаимопонимание, справедливость,милосердие, честь, достоинство, уважение достоинства другого человека,толерантность).
Øпатриотизм и гражданственность;
Øуважениек труду, творчество и созидание.
Оформлениекласса:класс украшен плакатами, рисунками, на которых изображена символика Победы.
Предварительнаяподготовка к внеклассному воспитательному мероприятию:
Øвыборидеи воспитательного мероприятия, его темы;
Øопределение педагогических целей и задач, которые должны быть достигнуты путем проведениявоспитательного мероприятия;
Øвыборформы проведения воспитательного мероприятия;
Øпродумываниеоформления класса в соответствии с темой;
Øоформление класса (бумажные украшения, рисунки детей, звуковое сопровождение «Песнивоенных лет»).
Ход мероприятия:
Øорганизационныймомент;
Ø основная часть:
Ø заключительнаячасть.
Содержание иметодика проведения внеклассного воспитательного мероприятия:
1. Организационный момент.
Перед проведениеммероприятия компьютерный класс оформляется рисунками и плакатами с символикойПобеды. Включается звуковое сопровождение (песни военных лет; песни,посвященные ВОВ). Обучающиеся входят в класс и садятся по одному человеку закомпьютерный стол.
Учитель: Здравствуйте,ребята! Как ваше настроение? Если хорошее, то похлопайте! (хлопает вместе сучениками). Я очень рада нашей встрече. Сегодня у нас с вами необычное занятие.Наше мероприятие будет посвящено 75-летию Победы в ВОВ! Но перед тем как начатьработу, мы должны вспомнить правила поведения. Вы уже обратили внимание на то,что наше мероприятие проходит в компьютерном классе. Как вы думаете, какихправил нужно придерживаться при работе с компьютером? (ученики отвечают навопрос, учитель при необходимости дополняет их ответы). Все верно, ребята!На столах у вас лежит инструкция «Правила безопасного поведения при работе скомпьютером», посмотрите еще раз и скажите, все ли правила мы с вами озвучили? (обучающиесяработают с инструкцией, анализируют свои ответы)
2. Основная часть.
1. Вступительноесловоучителя о праздновании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне,участниках и жертвах войны, о вкладе села Куртуково и жителей села в Победу надфашизмом. Фронтальная беседа с учениками.
Учитель: Ребята,Великая Отечественная война закончилась 75 лет назад. Эта войнаизменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира.Наш народ противостоял мощному натиску высокоорганизованного и хорошовооружённого противника — нацистской Германии и её союзников. ЗаПобеду была заплачена самая высокая цена — цена жизни. В судьбе каждой семьивойна оставила свой след. Деды и прадеды, бабушки и прабабушки каждый деньсовершали свой подвиг. Они шли на смерть в наступательных операциях, рыли окопыи организовывали полевые госпитали, уходили в леса, для того чтобы стать партизанами,работали в тылу. Для каждого было своё дело. И оно приближало последний деньвойны. Так и в нашем селе есть множество героев войны: труженики тыла, солдатыи даже Герой Советского Союза. Назовите его имя! (ученики отвечают:«Василий Петрович Зорькин»). Вы абсолютно правы. Именно в честь Зорькинаназвана наша школа, улицы нашего села. А кто из вас знает имена родственников,участвовавших в ВОВ? (ученики рассказывают о своих родных, один из учениковчитает заранее подготовленный небольшой доклад. Ученики слушают, задаютвопросы). Можно с уверенностью сказать о том, что наше село и нашиодносельчане внесли огромный вклад в Победу.
2. Создание проблемного диалога.
Учитель: Ребята,важно ли знать историю своей Родины? Почему нужно помнить о подвигах,совершенных ради мирного неба над головой? (ответы учеников). Ясогласна с вами, наша задача — сохранить память о подвиге народа, который своимединством и сплочённостью, трудолюбием и самоотверженностью, невероятнойлюбовью к Родине обеспечил нам мир, свободу и независимость. День Победы — этопраздник, объединяющий поколения. Мы должны помнить свою историю и гордитьсяею.
Как выдумаете, что помогает хранить нам ценнейшую информацию о подвигах времен ВОВ, особытиях, людях? (ученики отвечают: книги, фильмы, музеи. Размышленияучеников). Молодцы! Вы правы! Так мы пришли к выводу, что музей являетсяхранителем ценнейшей информации! Наши занятия по программе «Музейное дело»помогают развивать наш музей «Истории родного края», мы помогаем хранитьинформацию о ВОВ, но важно, что мы можем ей поделиться! Давайте вспомним, какуюбольшую работу мы проделали в рамках подготовки к празднованию 75-летия победыв ВОВ (ученики перечисляют итоги проделанной работы: поисковая работа,создание видеоролика и проекта «Его имя носит школа», посвященного В.П.Зорькину; создание музейной экспозиции «Через века, через года, — помните», написаниесценария к открытию экспозиции, участие в конкурсе чтецов!) Огромная работапроделана в стенах нашей школы и нашего музея. Мы храним память! Но как бы былоздорово поделиться нашими открытиями с другими людьми, правда? Ведь не каждыйчеловек имеет возможность приехать в Куртуково и посетить музей «Историиродного края». А что если мы создадим пособие, с помощью которого любойжелающий с помощью смартфона сможет совершить виртуальную экскурсию по нашемумузею? (ученики высказывают мнения, удивляются, обсуждают, задают вопросы).
3. Знакомствос технологией QR-код.
Учитель: Японимаю, что вы удивлены, но сейчас я покажу вам, как можно оживить информацию.У вас на столах находится QR-код. Посмотритена него. Вы знаете, что это за штрихкод? (ученики выдвигают предположения,обсуждают, рассматривают QR-код)
QR код —это двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого еераспознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. При помощи QR-кода можнозакодировать любую информацию, например: текст, номер телефона, ссылку на сайтили визитную карточку.
Передмероприятием мы с вами скачали на смартфоны программу «Сканер QR иштрих-кодов». Теперь мы сможем разгадать, что же скрывается за этим QR-кодом. Давайте вместе выполним все действия по инструкции (ученики работают сосмартфонами, программой «Сканер QR и штрих-кодов»)
1. Возьмитемобильный телефон с камерой, подключитесь к школьной сети wi—fi.
2. Запустите программудля сканирования кода.
3. Наведитеобъектив камеры на код.
4. Получитеинформацию!
Что былозашифровано под кодом? (ученики отвечают: сайт МБОУ «Куртуковская ООШ имениВ.П. Зорькина»).
Вампонравилось работать с такой программой? А представьте, что любой желающийсможет принять участие в виртуальной экскурсии, если мы создадим пособие. Япредлагаю вам научиться работать с QR-технологией исамим создать пособие по smart-экскурсии в нашмузей. Вы согласны?
4. Обучениесозданию QR-кодов.
Учитель: Для сканирования QR-кодов можно использовать смартфон или планшетныйкомпьютер с камерой. Кроме того, потребуется программа-сканер QR-кодов. Бесплатныеприложения вы найдете в Интернет-магазинах App Store или Android Market. Мы с вами скачали приложение «Сканер QR и штрих-кодов» с помощью AndroidMarket.
Теперь нам нужно ознакомиться с алгоритмом создания своегособственного QR-кода.Давайте выполним эти действия вместе.
1. Зайти в браузер, в любуюпоисковую систему. Мы заходим в Google. Вбиваем в строке поиска сайт http://qrcoder.ru/. Это сайт-генератор QR-кодов, с помощью него мы будемпревращать наши ссылки в QR-коды (ученики рассматривают сайт, особенности программы)
2. Вы уже ознакомились с особенностями программы«Генератор QRкодов». Какого компонента не хватает, чтобы создать QR-код? (детиотвечают, что не хватает ссылки на материал). Абсолютно верно. Нам с вамипредстоит не только собрать нужный материал, но и разместить нужную информацию наопределенном ресурсе. Выполнение этих действий позволит получить заветнуюссылку.
Вы уже изучили Ресурсы Google, работали сними на уроках информатики, а также на внеурочной деятельности. Скажите, где бымы могли сохранять нужную информацию? Какие бы ресурсы могли помочь присоздании пособия? Вы можете зайти в свой личный Аккаунт Google и вспомнить,какие функции существуют (работа детей с личным аккаунтом Google.Ученики зарегистрированы, они и ранее работали с Сервисами Google).
Выводы учеников (обсуждение):
1)В работе над пособием нам сможет помочь использование сервисаGoogle Документы, Google Презентации, Google Таблицы, Google Класс.
2) Сохранять материалы можно на Google Диске.
3) Плюсы этих платформ:
· доступность в использовании;
· пользоваться сервисами можно бесплатно;
· на данных сервисах можно работать группами.Существует функция доступа к документам (доступ к файлу можно закрыть – это тоженесомненный плюс).
Спасибо, ребята, вы правы. Именно эти сервисыпомогут нам создать наше пособие. А сейчас для вас есть следующее задание.Проверьте свою электронную почту! (дети заинтересованно заходят в Gmail,обнаруживают письмо от учителя).
Ребята, какая информация скрыта в письме? (ученикиотвечают, что в письме находится ссылка). Перейдите по ссылке https://clck.ru/NdtRf
Ученики переходят по ссылке. Открывается Google Дoкумент, вкотором находится таблица:
Учитель: Перед вами Google Документ, который поможет нам собирать информацию, оформлятьее, создавать QR-коды.Работать мы будем по группам, распределим роли и обязанности, поговорим оструктуре пособия.
3. Но для начала я хочу вас попросить создать свой первый QR-код! (работа детей по созданию QR-кода)
Ваше первоезадание создать QR-код,в котором зашифровано видео, посвященное В.П. Зорькину. Ссылка на видео находитсяв документе.
1. Скопируйте ссылку, откройте программу ««Сканер QRи штрих-кодов» http://qrcoder.ru/. Вставьте ссылку в поле для кодирования, нажмите на кнопку «создатькод». Справа вы увидите поле «Ваш QR-код». Правой кнопкой мыши нажмите на код, выберите действие «копировать».
3. Сноваоткроем наш Google Документи вставим получившийся код (нажмите правую кнопку мыши и нажмите «вставить»).
4. Проверим,работает ли ваш код. Поднесите смартфон к экрану. Если вы сделали все верно,видео должно открыться.
Учитель проверяет,чтобы все дети справились с поставленной задачей.
Учитель: Вы создали свойпервый QR-код,который мы используем в нашем пособии! Заметьте, что видео было сохранено на Google Диске.К каждому экспонату и материалу мы будем подбирать описание.
Теперьдавайте обсудим структуру и наполнение нашего
пособия!(дети предлагают разместить в пособии материалы музейной экспозиции «Черезвека, через года, — помните!», посвященной 75-летию победы в ВОВ. Над созданиемэкспозиции трудились сами дети: писали сценарий, занимались поисковой работой,составляли доклады о героях войны, создавали экспозиции , училистихотворения).
Отличнаяидея, ребята! Сейчас мы поделимся на группы по 3-4 человека(можно выбрать любой способ деления на группы. Для работы над пособием ученикиразделились на группы по желанию). Теперь распределим обязанности (ученики иучитель определяют разделы пособия, обсуждают материалы).
Итог обсуждения:
1 группа отвечаетза раздел «Кинолента памяти», посвященный В.И.Полосухину (герою войны). Задачаучеников найти всю необходимую информацию о нем: биографию, фото, личные вещи.
2 группа работаетнад разделом «Творчество». Материалы этого раздела включают в себя видео, накоторых дети выразительно читают стихотворения о войне. К открытию экспозицииученики школы готовили выступления. Задача группы снять на видео прочтениепроизведений. В этот же раздел входят рисунки учеников, посвященные ВОВ.
3 группа собираетинформацию об истории создания музея. О создателе музея «Истории родного края» Ю.Ф. Мустафине (биография, фото, памятные вещи).
4 группа являются ответственнымиза информацию об экспонатах, которые являются основой экспозиции «Через века,через года, — помните!». Личные вещи солдат, информация о громкоговорителе временВОВ, наградах, патефоне (фото, информация из сценария).
5 группа занимаетсясбором музыкального сопровождения экспозиции (песни военных времен, стараязапись объявления войны и победы).
6 группа занимается продумыванием дизайна пособия. Размещением информации(последовательность, логичность).
Учитель: У всехучеников есть ссылка к Google Документу. Именно с этимресурсом мы продолжим свою работу. Всю работу вы будете загружать в нашутаблицу. Созданием электронного пособия мы будем заниматься на нашихвнеурочных занятиях.
5. Заключительная часть.
Словоучителя, беседа, подведение итогов мероприятия.
Учитель: Ребята,наше мероприятие подходит к концу, сегодня мы поговорили о том, как важно знатьисторию своей Родины, как важно хранить память и передавать ее из поколения впоколение. Расскажите мне, что нового вы узнали сегодня? Что научились делать?Осознали ли вы важность понятия «Историческая память»? Возможно ли с помощью информационных технологий увековечить память о Великой Победе? (ответыучеников). Поделитесь своими эмоциями от мероприятия (ответы учеников).
Я горжусь вами! Вы осознаете и понимаете, что нужнопомнить историю своей страны, своих предков. Ученики нашей школы на постояннойоснове участвуют в гражданско-патриотических мероприятиях и акциях посохранению и передачи культурного наследия. Сегодня мы ознакомились с QR-технологией,научились кодировать информацию. Мы создали 1 виртуальный экспонат нашейэкскурсии. Нашу работу по созданию пособия мы будет продолжать на следующихзанятиях. Это поможет нам хранить и делиться ценнейшей исторической информациейо подвигах наших односельчан.
Ребята, спасибо вам огромное за работу! До свидания!
Итогработы: созданиепособия по smart-экскурсии «В музей с помощью смартфона. История в твоих руках!» https://clck.ru/NdwC7