Беседа для учащихся 9-х, 11-х классов «Психологическаяподготовка
учащихся к ГИА»
Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают у выпускниковсильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты,которые напрямую влияют на возможность реализации дальнейших жизненных планов.Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке;утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсыорганизма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению крезультатам экзамена.
Я пришла сегодня для того, чтобы постараться облегчить вамэтот путь и рассказать о том, как лучше и легче подготовиться к экзаменам, каквести себя во время экзамена и что делать, если вы чего-то не знаете.
Новые форму Государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ)радикально отличаются от привычной формы проверки знаний – традиционной сдачиэкзаменов.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННОГО ЭКЗАМЕНАИ ЕГЭ
Отличительные особенности |
Традиционный |
ОГЭ, ЕГЭ |
Что оценивается? |
Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях |
Оцениваются |
Что влияет |
Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д. |
Оценка максимально объективна |
Возможность исправить собственную ошибку |
На устном экзамене можно исправить ошибку во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы |
Практически отсутствует |
Кто оценивает? |
Знакомые ученику люди |
Незнакомые эксперты |
Когда можно узнать результаты экзамена? |
На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней |
Через сравнительно |
Содержание экзамена |
Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.) |
Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала |
Как происходит фиксация результатов? |
На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике |
Результаты выполнения задания необходимо |
Если рассмотреть психологическую составляющую ГИА, то можновыделить наиболее значимые психологические характеристики, которыетребуются от выпускников в процессе сдачи ГИА:
Познавательный компонент:
· высокаямобильность и переключаемость;
· высокийуровень организации деятельности;
· высокая иустойчивая работоспособность;
· высокийуровень концентрации внимания, произвольности;
· четкость иструктурированность мышления;
· сформированностьвнутреннего плана действий.
Личностный компонент:
• Наличиесобственного адекватного мнения о ГИА.
• Адекватнаясамооценка – умение адекватно оценивать свои знания, умения, способности.
• Самостоятельностьмышления и действий, способность к самоопределению.
• Оптимальныйуровень тревоги (отсутствие как чрезмерно высокого, дезорганизующего ее уровня,так и заниженной тревоги, приводящей к снижению мотивации).
Процессуальный компонент:
• Знакомство спроцедурой экзамена.
• Навыкиработы с тестовыми материалами.
• Умениеустанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми.
• Владениеспособами управления своим состоянием (саморегуляция, релаксация).
Итак, с чего же начать подготовку к экзаменам.
1. Сначала подготовьместо для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужныеучебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Можно ввести в интерьеркомнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальнуюактивность.
2. Составьплан занятий.Для начала определи: кто ты — сова или жаворонок, и взависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы.Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, чтоименно сегодня будет изучаться. Не вообще: немного позанимаюсь, акакие именно разделы и темы.
3. Начни ссамого трудного,с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе труднораскачаться, можно начать с того материала, который тебе большевсего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и делопойдет.
4. Чередуйзанятия и отдых,скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помытьпосуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
5. Не надостремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезноструктурировать материал за счет составления планов, схем, причемжелательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать прикратком повторении материала.
6. Выполняй как можно больше различных опубликованныхтестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциямитестовых заданий.
7. Тренируйся ссекундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А всреднем уходит по 2 минуты на задание).
8. Готовясь кэкзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив,мысленно рисуй себе картину триумфа.
9. Оставь одиндень перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще разостановиться на самых трудных вопросах.
Далее, я хотела бы предложить вам выполнить небольшой тест,результаты которого могут помочь вам в будущем заучивании необходимогоучебного материала.
Если ты визуал: при подготовке к экзаменам тебемогут помочь всевозможные таблицы и графики или сделанный тобой конспектбилета. Ты легко запоминаешь информацию «с листа», достаточно прочитать еенесколько раз. Читая текст рисуй в своем воображении картинки, поясняющиесказанное или прочитанное. Главное разложи «по полочкам» запоминаемуюинформацию и сделай подробный план билета.
Если ты аудиал: ты хорошо усваиваешь информациюна слух, поэтому тебе бывает легко сразу же после урока воспроизвести прослушанныйматериал. Для того чтобы лучше подготовиться к экзаменам попроси кого-нибудь изродственников или знакомых помочь тебе. Пусть они несколько раз прочитают тебебилеты, а ты старайся запомнить всю услышанную информацию. Если же тебеприходится заниматься самостоятельно, прочитай все билеты вслух одновременнозаписывая их на диктофон. При подготовке к экзаменам прослушивай несколько раззаписанную тобой информацию.
Если ты кинестетик: учебную информацию тыпредпочитаешь пропустить через себя: для тебя эффективнее один раз попробоватьнечто сделать самому, чем много раз смотреть, как делают другие или слушать обэтом. Запоминание материала лучше всего происходит записывая. При подготовке кэкзамену старайся чертить общую схему того, что нужно запомнить: обводи важнуюинформацию в рамки, рисуй на полях. Можешь ходить по комнате, чтобы ритмдвижения совпадал с ритмом заучиваемого текста. А еще люди твоего типаподвержена перемене настроения — тебе бесполезно что-то начинать учить, есличувствуешь, что день не задался.
Смешанные типы:
Визуал-аудиал: читаешь и одновременно прослушиваешь текстучебника, записанный на диктофон.
Визуал-кинестетик: читаешь и конспектируешь текст учебника,выделяешь в рамки главные мысли.
Аудиал-кинестетик: прослушиваешь текст учебника, записанныйна диктофон и одновременно конспектируешь его.
Приметы, часто даютположительный психологический настрой и дополнительную уверенность.
· В ночь передэкзаменом положить учебник (либо конспект) под подушку. Считается, что такматериал запоминается ночью, пока спишь.
· Передэкзаменом завязывать шнурок на запястье на счастье Узелок напамять
· Класть втуфлю под пятку пятикопеечную монету. Возможно, пять копеек — пять баллов?..
Вот, вы пришли на экзамен. Что делать, каквести себя во время тестирования?
1. Будьвнимателен!!! Вначале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк,какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). От того, как тывнимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
2. Соблюдайправила поведения на экзамене!Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ГИАв аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий,тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнениярегистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки,непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т.п.).
3. Сосредоточься! После выполненияпредварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил всенепонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть проокружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы,регламентирующие время выполнения теста.
4. Не бойся! Жесткие рамки времени не должнывлиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитайвопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
5. Читайзадание до конца!Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия заданияпо первым словам и достраиваешь концовку в собственном воображении.Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
6. Пропускай! Надо научиться пропускатьтрудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы,с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков толькопотому, что ты не дошел до своих заданий, а застрял на тех, которыевызывают у тебя затруднения.
7. Начни слегкого! Начниотвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясьна тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голованачнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как быосвободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на болеетрудные вопросы.
8. Думайтолько о текущем задании!Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило,задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применилв одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешаютсконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе идругой бесценный психологический эффект — забудь о неудаче в прошлом задании(если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новоезадание — это шанс набрать очки.
9. Исключай! Многие задания можно быстреерешить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательноисключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итогесконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи(что гораздо труднее).
10. Запланируйдва круга!Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись повсем легким заданиям (первый круг). Тогда ты успеешь набратьмаксимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать надтрудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
11. Проверь! Оставь время для проверки своейработы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
12. Угадывай! Если ты не уверен в выбореответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуицииследует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд,имеет большую вероятность.
13. Неогорчайся!Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально.Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, иколичество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным дляхорошей оценки.
Ну вот, и все, что я хотела вам сегоднярассказать. Удачи на экзаменах!
