X-PDF

Беседа с детьми Насекомые (1-4 класс)

Поделиться статьей

Сценарныйплан занятия

 

Тема: «Тайная  жизнь насекомых».

Цели: познакомить ребёнка с жизнью насекомых, рассмотреть взаимосвязив природе, объяснитьнеобходимость бережного отношения ко всему живому на Земле, закрепить умение работать в  технике объемнаяаппликация.

Задачи:

1. Воспитывать бережноеотношение к природе.

 2.Развивать мышление,наблюдательность.

Методическое оснащение: рисунки с изображением насекомых, альбомный лист, пластилин.

 

Ходзанятия:

 

1. Вводная часть

Сообщение темы и целейзанятия.

2. Основная часть

Беседа. Тайная  жизньнасекомых.

Берегите всё живое!

Викторина «Что это занасекомое?»

Практическаячасть. Изготовление аппликации из пластилина.Заключительная часть

Итог занятия

 

 

Материалдля занятия

 

1. Вводная часть

— Сегодня мыотправляемся в лес, чтобы узнать тайны из жизни насекомых.

Есть на земледва Царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга немогут. У них все общее: земля, реки, моря. Это Царство животных — Фауна иЦарство растений — Флора. Эти два Царства никогда не враждуют, а помогают другдругу.

В царствеживотных есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем непохожи на нас своим строением и образом жизни. А встретить их можно повсюду: внизинах и горах, на земле и под землей, на растениях и животных, в воздухе, вводе и на ее поверхности. Эти существа — насекомые.

2. Основная часть

 Путешествие по поляненасекомых.

 Итак, начинаем наше познавательное путешествие. И вот переднами     

поляна насекомых.  Давай  поближес ними познакомимся.

Муравьи 

— Отгадайзагадку: Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (Муравей.)

Размышляетмуравей под ветвистой елочкой:

Как бысправиться быстрей с хвойною иголочкой?

Здесьложбинка, там бугор, травки встали, как забор…

Пронесу ли яиглу по огромному стволу?

— Как называется«дом», в котором живут муравьи? (Муравейник.)

— Из чегопостроен муравейник? (Из хвоинок, травинок, маленьких палочек.)

Мы видимтолько надземную часть, а под ней в почве находятся подземные этажи муравейникас множеством ходов и камер. Муравьишка очень мал по сравнению со своим жилищем.В муравейнике существует определенный порядок: он проветривается, внутри негоподдерживаются необходимые температура и влажность.

На зимумуравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температуране понижается так сильно, как на поверхности. Там, собравшись в тесный ком, оницепенеют до весны. А когда землю пригревает весеннее солнце, муравейник сноваоживает.

Видят муравьиплохо, и поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупываютвсе, что встречается на пути. При помощи усиков находят дорогу к своему гнезду,отличают своих жителей от «чужаков».

Пчелы

-Отгадайследующую загадку:

Домовитаяхозяйка, пролетая над лужайкой,

Похлопочетнад цветком — он поделится медком.    (Пчела.)

—  Место, гделюди выращивают пчел,  называется пасека.

 — Какназывается домик, который человек сделал для пчел? (Улей.)

— Вход в улейназывается леток. Как ты думаешь, почему? (Потому что пчелы через него влетаютв улей.)

В улье естьтолько одна самая крупная пчела, которая занята откладыванием яиц, из которыхпотом выведутся молодые пчелы. Она живет в самой глубине улья и никогда невыходит из него. Как же она питается? (Ее кормят другие пчелы.)

— Эти пчелыпоменьше, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчелыработают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветов нектар, которыйпотом перерабатывают в мед.

Пчела-строительстроит соты, в которых хранится мед и в которых растут маленькиепчелки-личинки.

За яйцами иличинками пчел ухаживают пчелы-няньки. Есть в пчелиной семье пчелы-уборщицы,следящие за чистотой в улье и выбрасывающие из него мусор. Но есть и трутни -это пчелы, которые ничего не делают, только едят мед. Когда в улье становитсямало меда, пчелы выгоняют трутней-бездельников.

Несмотря наразделение обязанностей, есть дела, которыми пчелы занимаются сообща. Так, вжару пчелы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинаютбыстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Жало у пчел — только длязащиты, а не для нападения (в отличие от ос). Ужалив, пчела обычно погибает.Вот так и живет пчелиная семья.

Кузнечик

— А вот ещезагадка:

       С цветочка — натравинку, с листочка на былинку,

Отталкиваясьножками, летает над дорожками.    (Кузнечик.)

Все,наверняка,   слышали, как стрекочут кузнечики. Как же они это делают?

На спинкекузнечика аккуратно, домиком, сложены крылышки. На одном из крылышек естьжесткая жилка с зазубринками. Когда захочется кузнечику застрекотать, он приподнимаетчуть свои крылышки и жилкой с зазубринками быстро-быстро водит по краю другогокрылышка. И трещат крылышки.

 А напередних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Оказывается, это ушикузнечика. Ими он слышит и расположены они на ногах.

Стрекоза 

— Отгадайследующую загадку:

Что задевчонка: в поясе тонка,

Огромные очи,летит — стрекочет.    (Стрекоза.)

Стрекоза — это живой вертолет, в котором вместо мотора работаютчудо-мышцы, вращающие крылья с огромной быстротой. Она может летать соскоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза — настоящаяхозяйка воздуха.

Быстроувидеть свою жертву при таком скоростном полете ей помогают сложные глаза,занимающие почти всю большую голову, и еще три глазка у стрекозы на темени.

Для развитияпотомства стрекозе нужна вода. Она откладывает яйца в воду или на водные растения.Из яичек выходят личинки, которые затем перебираются на сушу.

Бабочка

— Отгадайтезагадку:

Шевелились уцветка все четыре лепестка.

Я сорвать егохотел, он вспорхнул и улетел.    (Бабочка.)

Бабочка –самое  красивое насекомое. Крылья у бабочек покрыты множеством мельчайшихчешуек. Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей.Даже при легком прикосновении мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочкиочень нежные, легко повреждаются. Поэтому бабочек ловить нельзя.

      Бабочки питаютсянектаром растений. Нектар находится в глубоких чашечках цветов. И бабочкадостает его с помощью длинного хоботка, который скручивается  в виде спирали.

Все летобабочки украшают поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают наюг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут.

Божья коровка

— А о ком этазагадка?

Черен, да неворон, рогат, да не бык,

Шесть ног -без копыт, летит — воет,

Сядет — землюроет.   (Жук.)

— А как называют  жучков скрасными крыльями и черными точками? (Божья коровка.)

Эти полезныежучки ядовиты. Защищаются они тем, что выпускают желтое «молочко». Поэтому иназывают их коровками.

В случаеопасности жук прижимает к телу ножки, усики и… падает на землю -«притворяется мертвым». Благодаря своей яркой «одежде» божья коровка виднаиздалека. Редкая птица пытается отведать этого жука. Если такое и случается,она долго чистит клюв, трясет головой, будто ругает себя: «И надо же былоклевать такую гадость!»

Пауки

— Отгадай этузагадку:

Многорукийцарь Гордей наплел ловушек да сетей.

Как расставитон ловушки, прошипит: «Ловитесь, мушки».   (Паук.)

Пауки — гроза насекомых, но для людей они обычно полезны, так какуничтожают несметное количество мух и других вредных насекомых.

Главная особенностьпауков — их способность плести паутину. На брюшке паука располагаются паутинныебородавки. Выходящее из них вещество, застывая на воздухе, превращается в нитинеобыкновенной прочности. Паук использует паутину для постройки ловчих сетей.Середина этих сетей — липкая, это и есть ловушка для добычи, от которой идутсигнальные паутинные нити. Когда сигнальная паутинная нить зашевелиться, пауквыскакивает и хватает добычу.

Берегите всё живое!

   — Очень часто весной можнонаблюдать как на лугах, по обочинам дорог горит сухая прошлогодняя трава. Этогоделать ни в коем случае нельзя. В траве, под ее защитой устраивают гнезда многиептицы, живут ящерицы. Много насекомых находят кров в травинках! Значит, длявсех этих живых существ сухая прошлогодняя трава — их дом. Огонь превращаетэтот дом в черный пепел…

    — Если мы будем уничтожатьнасекомых, кто станет опылять растения?

А без опыления у растений непоявятся плоды.

Исчезнут насекомые — исчезнут и птицы, которые ими питаются.

Нужно  научиться понимать язык животных и бережно к ним относиться.

Стихотворенье   «Мотылек».

— Мотылек,как же так?

Целый день тылетал и совсем не устал?

Расскажи, какживешь? Что ты ешь, что ты пьешь?

Где твой мир?Где твой дом?

Расскажи обовсем.

— Я живу налугах, и в садах, и в лесах.

Я летаю весьдень в голубых небесах.

Солнцаласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда ипитье — ароматы цветов.

Но живу янедолго — не более дня.

Будь жедобрым со мной и не трогай меня!

       — В  чем же главнаямысль этого стихотворенья?

( Беречь все живое на Земле!)

 

IV. Викторина «Что это занасекомое?».

Читается вопрос-описание,ребёнок угадывают насекомое. Если затрудняются, то воспитатель дает триварианта ответов.

1. Мелкоелетающее насекомое, питается кровью. Имеет длинное тонкое тело, его полётсопровождается  звенящим звуком.

а) Муха.

б) Клещ.

в)Комар.            +

2. Маленькиенелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которыхв лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

а) Пчелы.

б)Муравьи.              +

в) Стрекозы.

3. Зеленоенасекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми дляпрыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

а)Кузнечик.            +

б) Блоха.

в)Долгоносик.

4. Летающеенасекомое, имеющее «тигриную» окраску — желтые и черные полосы. Приноситогромную пользу человеку — вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар,опыляет растение.

а) Оса.

б) Бабочка.

в)Пчела.                +

 

Практическая часть

        Изготовление аппликации  из пластилина «Божья коровка».

 

3. Заключительная часть

— Какую роль выполняютнасекомые?

— Что произойдет, еслиисчезнут все насекомые?

— Какие экологические правиламы должны выполнять?

 

 


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей

Разговоры о важном

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) программа физкультурной


Поделиться статьей

Электроэнергетика 9 класс презентация

Поделиться статьей

Поделиться статьей Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд Электроэнергетика 2 слайд ТЭС Основное сырье: Уголь, газ, мазут, сланцевый газ


Поделиться статьей