Сценарныйплан занятия
Тема: «Тайная жизнь насекомых».
Цели: познакомить ребёнка с жизнью насекомых, рассмотреть взаимосвязив природе, объяснитьнеобходимость бережного отношения ко всему живому на Земле, закрепить умение работать в технике объемнаяаппликация.
Задачи:
1. Воспитывать бережноеотношение к природе.
2.Развивать мышление,наблюдательность.
Методическое оснащение: рисунки с изображением насекомых, альбомный лист, пластилин.
Ходзанятия:
1. Вводная часть
Сообщение темы и целейзанятия.
2. Основная часть
Беседа. Тайная жизньнасекомых.
Берегите всё живое!
Викторина «Что это занасекомое?»
Практическаячасть. Изготовление аппликации из пластилина.Заключительная часть
Итог занятия
Материалдля занятия
1. Вводная часть
— Сегодня мыотправляемся в лес, чтобы узнать тайны из жизни насекомых.
Есть на земледва Царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга немогут. У них все общее: земля, реки, моря. Это Царство животных — Фауна иЦарство растений — Флора. Эти два Царства никогда не враждуют, а помогают другдругу.
В царствеживотных есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем непохожи на нас своим строением и образом жизни. А встретить их можно повсюду: внизинах и горах, на земле и под землей, на растениях и животных, в воздухе, вводе и на ее поверхности. Эти существа — насекомые.
2. Основная часть
Путешествие по поляненасекомых.
— Итак, начинаем наше познавательное путешествие. И вот переднами
поляна насекомых. Давай поближес ними познакомимся.
Муравьи
— Отгадайзагадку: Чернокожий карапуз не по росту тянет груз. (Муравей.)
Размышляетмуравей под ветвистой елочкой:
Как бысправиться быстрей с хвойною иголочкой?
Здесьложбинка, там бугор, травки встали, как забор…
Пронесу ли яиглу по огромному стволу?
— Как называется«дом», в котором живут муравьи? (Муравейник.)
— Из чегопостроен муравейник? (Из хвоинок, травинок, маленьких палочек.)
Мы видимтолько надземную часть, а под ней в почве находятся подземные этажи муравейникас множеством ходов и камер. Муравьишка очень мал по сравнению со своим жилищем.В муравейнике существует определенный порядок: он проветривается, внутри негоподдерживаются необходимые температура и влажность.
На зимумуравьи забираются в самую глубину подземной части муравейника, где температуране понижается так сильно, как на поверхности. Там, собравшись в тесный ком, оницепенеют до весны. А когда землю пригревает весеннее солнце, муравейник сноваоживает.
Видят муравьиплохо, и поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупываютвсе, что встречается на пути. При помощи усиков находят дорогу к своему гнезду,отличают своих жителей от «чужаков».
Пчелы
-Отгадайследующую загадку:
Домовитаяхозяйка, пролетая над лужайкой,
Похлопочетнад цветком — он поделится медком. (Пчела.)
— Место, гделюди выращивают пчел, называется пасека.
— Какназывается домик, который человек сделал для пчел? (Улей.)
— Вход в улейназывается леток. Как ты думаешь, почему? (Потому что пчелы через него влетаютв улей.)
В улье естьтолько одна самая крупная пчела, которая занята откладыванием яиц, из которыхпотом выведутся молодые пчелы. Она живет в самой глубине улья и никогда невыходит из него. Как же она питается? (Ее кормят другие пчелы.)
— Эти пчелыпоменьше, но их в улье может быть несколько сотен и даже тысяч. Эти пчелыработают с восхода солнца и до самого заката, собирая с цветов нектар, которыйпотом перерабатывают в мед.
Пчела-строительстроит соты, в которых хранится мед и в которых растут маленькиепчелки-личинки.
За яйцами иличинками пчел ухаживают пчелы-няньки. Есть в пчелиной семье пчелы-уборщицы,следящие за чистотой в улье и выбрасывающие из него мусор. Но есть и трутни -это пчелы, которые ничего не делают, только едят мед. Когда в улье становитсямало меда, пчелы выгоняют трутней-бездельников.
Несмотря наразделение обязанностей, есть дела, которыми пчелы занимаются сообща. Так, вжару пчелы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинаютбыстро махать крылышками, как маленькие вентиляторы. Жало у пчел — только длязащиты, а не для нападения (в отличие от ос). Ужалив, пчела обычно погибает.Вот так и живет пчелиная семья.
Кузнечик
— А вот ещезагадка:
С цветочка — натравинку, с листочка на былинку,
Отталкиваясьножками, летает над дорожками. (Кузнечик.)
Все,наверняка, слышали, как стрекочут кузнечики. Как же они это делают?
На спинкекузнечика аккуратно, домиком, сложены крылышки. На одном из крылышек естьжесткая жилка с зазубринками. Когда захочется кузнечику застрекотать, он приподнимаетчуть свои крылышки и жилкой с зазубринками быстро-быстро водит по краю другогокрылышка. И трещат крылышки.
А напередних ножках у кузнечика две крошечные дырочки. Оказывается, это ушикузнечика. Ими он слышит и расположены они на ногах.
Стрекоза
— Отгадайследующую загадку:
Что задевчонка: в поясе тонка,
Огромные очи,летит — стрекочет. (Стрекоза.)
Стрекоза — это живой вертолет, в котором вместо мотора работаютчудо-мышцы, вращающие крылья с огромной быстротой. Она может летать соскоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза — настоящаяхозяйка воздуха.
Быстроувидеть свою жертву при таком скоростном полете ей помогают сложные глаза,занимающие почти всю большую голову, и еще три глазка у стрекозы на темени.
Для развитияпотомства стрекозе нужна вода. Она откладывает яйца в воду или на водные растения.Из яичек выходят личинки, которые затем перебираются на сушу.
Бабочка
— Отгадайтезагадку:
Шевелились уцветка все четыре лепестка.
Я сорвать егохотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)
Бабочка –самое красивое насекомое. Крылья у бабочек покрыты множеством мельчайшихчешуек. Многие бабочки не могут жить после того, как побывали в руках у людей.Даже при легком прикосновении мельчайшие чешуйки стираются. Крылья бабочкиочень нежные, легко повреждаются. Поэтому бабочек ловить нельзя.
Бабочки питаютсянектаром растений. Нектар находится в глубоких чашечках цветов. И бабочкадостает его с помощью длинного хоботка, который скручивается в виде спирали.
Все летобабочки украшают поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают наюг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут.
Божья коровка
— А о ком этазагадка?
Черен, да неворон, рогат, да не бык,
Шесть ног -без копыт, летит — воет,
Сядет — землюроет. (Жук.)
— А как называют жучков скрасными крыльями и черными точками? (Божья коровка.)
Эти полезныежучки ядовиты. Защищаются они тем, что выпускают желтое «молочко». Поэтому иназывают их коровками.
В случаеопасности жук прижимает к телу ножки, усики и… падает на землю -«притворяется мертвым». Благодаря своей яркой «одежде» божья коровка виднаиздалека. Редкая птица пытается отведать этого жука. Если такое и случается,она долго чистит клюв, трясет головой, будто ругает себя: «И надо же былоклевать такую гадость!»
Пауки
— Отгадай этузагадку:
Многорукийцарь Гордей наплел ловушек да сетей.
Как расставитон ловушки, прошипит: «Ловитесь, мушки». (Паук.)
Пауки — гроза насекомых, но для людей они обычно полезны, так какуничтожают несметное количество мух и других вредных насекомых.
Главная особенностьпауков — их способность плести паутину. На брюшке паука располагаются паутинныебородавки. Выходящее из них вещество, застывая на воздухе, превращается в нитинеобыкновенной прочности. Паук использует паутину для постройки ловчих сетей.Середина этих сетей — липкая, это и есть ловушка для добычи, от которой идутсигнальные паутинные нити. Когда сигнальная паутинная нить зашевелиться, пауквыскакивает и хватает добычу.
Берегите всё живое!
— Очень часто весной можнонаблюдать как на лугах, по обочинам дорог горит сухая прошлогодняя трава. Этогоделать ни в коем случае нельзя. В траве, под ее защитой устраивают гнезда многиептицы, живут ящерицы. Много насекомых находят кров в травинках! Значит, длявсех этих живых существ сухая прошлогодняя трава — их дом. Огонь превращаетэтот дом в черный пепел…
— Если мы будем уничтожатьнасекомых, кто станет опылять растения?
А без опыления у растений непоявятся плоды.
Исчезнут насекомые — исчезнут и птицы, которые ими питаются.
Нужно научиться понимать язык животных и бережно к ним относиться.
Стихотворенье «Мотылек».
— Мотылек,как же так?
Целый день тылетал и совсем не устал?
Расскажи, какживешь? Что ты ешь, что ты пьешь?
Где твой мир?Где твой дом?
Расскажи обовсем.
— Я живу налугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весьдень в голубых небесах.
Солнцаласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда ипитье — ароматы цветов.
Но живу янедолго — не более дня.
Будь жедобрым со мной и не трогай меня!
— В чем же главнаямысль этого стихотворенья?
( Беречь все живое на Земле!)
IV. Викторина «Что это занасекомое?».
Читается вопрос-описание,ребёнок угадывают насекомое. Если затрудняются, то воспитатель дает триварианта ответов.
1. Мелкоелетающее насекомое, питается кровью. Имеет длинное тонкое тело, его полётсопровождается звенящим звуком.
а) Муха.
б) Клещ.
в)Комар. +
2. Маленькиенелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которыхв лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.
а) Пчелы.
б)Муравьи. +
в) Стрекозы.
3. Зеленоенасекомое с сильными челюстями и длинными задними ногами, используемыми дляпрыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.
а)Кузнечик. +
б) Блоха.
в)Долгоносик.
4. Летающеенасекомое, имеющее «тигриную» окраску — желтые и черные полосы. Приноситогромную пользу человеку — вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар,опыляет растение.
а) Оса.
б) Бабочка.
в)Пчела. +
Практическая часть
Изготовление аппликации из пластилина «Божья коровка».
3. Заключительная часть
— Какую роль выполняютнасекомые?
— Что произойдет, еслиисчезнут все насекомые?
— Какие экологические правиламы должны выполнять?