Библиотечныйурок «Пусть будет добрым мир!»,
посвященный120 – летию со дня рождения детской писательницы Валентины Осеевой.
До начала урокаоформляется небольшая книжная выставка с одноименным названием, портретомписательницы и книгами.
Цели:
- знакомство с творчеством писательницы
- развитие умений выделять положительные черты характера действующих лиц,
Задачи:
1. формировать навыки осознанногочтения;
2.воспитывать у ребенка: честность, доброжелательность, отзывчивость;
3.развивать мышление детей, учить анализировать и рассуждать о прочитанном
Ходурока
Добрыйдень, ребята!
Сегоднямы с вами поговорим о доброте. А что такое доброта? С чего она начинается?
(Заслушатьответы детей)
Правильно,с добрых слов.
-Добрый день! — тебе сказали,
-Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и красоты.
За что мы говорим «Спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не могли бы-
Кому сказали? Сколько раз?
—Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Как мы можем узнать о добрых делах другихлюдей, об их поступках, о вежливых и добрых словах? (Ответы детей)
Сегоднямы поговорим о произведениях детской писательницы Валентины Александровны Осеевой, которой 28 апреля исполняется 120 лет со дня рождения
Валентина Осеева родилась28 апреля 1902 года в городе Киеве.
Она росла доброй, любознательной девочкой. Очень любила читать маленькиерассказы. Читала сама, без помощи взрослых.
Один раз ее мама спросила:«Понравился тебе рассказ?»
Валя ответила: «Не знаю. Яо нем не думала».
Мама очень огорчилась. Онасказала: «Мало уметь читать, надо уметь думать!»
Эти мамины слова Валя запомнила на всю жизнь.
Когда она стала взрослой,ей пришлось работать в детских колониях, где находились беспризорные дети. (Беспризорные — это лишенные присмотра, бездомные). Некоторые из них проявлялииногда грубость в отношении к товарищам и взрослым. Валентина Александровнаочень любила детей. И для своих воспитанников она и стала писать рассказы,чтобы помочь этим детям стать лучше.Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, В своих книгах онарассказывала детям о доброте и вежливости, о дружбе и взаимопомощи.
Я надеюсь, что чтение этих книг поможет и вам.
Сегодня я познакомлю вас с одним из первых рассказов Валентины Осеевой «Волшебноеслово» (Читаем рассказ, обсуждаем)
— Понравился вам главный герой рассказа? Почему?
— Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в началерассказа?
– Каким вы видите Павлика впервой части произведения?
– Как он разговаривал с окружающими?
– Нравится ли вам Павлик таким, Каким мы увидели его?
– Кому можно посочувствовать Лене, бабушке или Павлику?
— Кто помог мальчику?
— Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
– Почему старик решил помочь Павлику?
– Как действовало на окружающих «волшебное» слово?
– Изменилась ли жизнь Павлика после того, как он узнал «волшебное» слово?
— Каким становилось настроение у людей, когда они слышали это слово?
– Можно ли назвать старика волшебником?
Но слово оказалось по-настоящему волшебным.
– Какие ещё волшебные слова вы знаете? (Ответы детей)
А теперьпослушаем еще один рассказ, который называется «Хорошее» (Читаемрассказ, обсуждаем)
— Что же хорошего в этом рассказе?
— А чтобыло не очень хорошим в рассказе?
— Окаких делах мечтал Юра?
— А какпоступал на самом деле?
— Надоли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?
— Мог лиЮра стать хорошим другом?
— Что бывы посоветовали Юре?
Детиделятся на 3 группы, каждой предлагается для инсценировки по одному рассказу –«Синие листья», «Три товарища» и «Картинки». После показа дети угадывают, какиекачества показываются в этих рассказах.(Жадность, доброта, взаимовыручка,корысть)
Взаключение нашего урока предлагаю вам выбрать из предложенных пословицы, которыеподходят к рассказам Валентины Осеевой:
Добрыйчеловек добру и учит (Волшебное слово)
Нетлучше дружка, что родная матушка (Сыновья, Злая мать и добраятетя)
Лучшехорошо поступить, чем хорошо говорить (Хорошее)
Вежливость открывает все двери (Волшебное слово)
Друзья познаются в беде. (Обидчики)
Вежливость украшает человека (Девочка скуклой)
Вырастивырос, а ума не вынес (Кто всех глупее)
Ктоскуп да жаден, тот в дружбе не ладен (Синие листья)
Хотьсгори целый свет, лишь бы он был согрет (Печенье)
Гдечесть, там и правда (Что легче)
Все произведения Осеевой учат нас доброте, отзывчивости, учат бытьсмелыми, справедливыми, учат дружить и сопереживать, заботиться о других,защищать маленьких и слабых. Замечательные рассказыписательницы дают нам душевное здоровье.
Ребята,желаю вам
Чтобы добрыми вы были!
Слов волшебных не забыли!
Чтобы добрыми словами говорили вы сдрузьями!