Реализм – направление в литературе и искусстве, зародившееся в XIX веке. Основной особенностью реализма является цель правдиво изобразить реальность и ее типичных черт без искажений и преувеличений. Реализм наследует у романтизма интерес к личности, для этого литературного течения, в первую очередь, интересна личность среди других в их взаимодействии. Реализм изображает мир многоаспектный, противоречивый, а герой внутри этого мира сложен и уникален. (Толстой, Достоевский, Пушкин, Гоголь, Гончаров) 19 век – эпоха реализма.
Однако XX век – век экспериментов в литературе, который не обошел и реализм. В 19 веке использовали описательную форму, в 20 веке – аналитические исследования (эффект отстранения, ирония, подтекст, гротеск) Реализм 20 века стал активно использовать многие модернистические приемы – поток сознания, абсурд. Реализм становится более философичным, философия входит в литературу как прием глубоко проникающий в структуру произведения. (яркие представители «философского» реализма Чехов, Толстой, Горький)
Если реалисты ХIХ века пристальное внимание уделяли социальной природе человека, то реалисты ХХ века соотносили эту социальную природу с психологическими, подсознательными процессами, выражающимися в столкновении разума и инстинкта, интеллекта и чувства. Реализм начала ХХ века указал на сложность природы человека, отнюдь не сводимой только лишь к его социальному бытию. План событий, окружающая обстановка едва обозначены, зато дан утонченный анализ душевной жизни персонажа. (Чехов «Гриша», повествование сосредоточено на чувствах, эмоциях ребенка, а не на окружающей его обстановке. То есть пространство читатель видит глазами ребенка, не глазами писателя, автор лишь изображает детские ощущения и эмоции) Авторский взгляд всегда устремлен за пределы пространственного и временнóго существования героев. Отсюда — появление фольклорных, библейских, культурологических мотивов и образов, что позволяло расширить границы повествования, привлечь читателя к сотворчеству. (Андреев «Иуда Искариот» психология предательства, проиллюстрированная на библейском мотиве отношений Иуды и Христа)
В начале 20 века в рамках реализма выделяют четыре течения:
1) критический реализм продолжает традиции 19 века и предполагает акцент на социальной природе явлений (в начале 20 века это произведения А.П. Чехова и Л.Н. Толстого),
2 ) социалистический реализм — обозначающий изображение действительности в её историко-революционном развитии, анализ конфликтов в контексте классовой борьбы, а поступков героев — в контексте пользы для человечества (Мать М. Горького, а впоследствии — большинство произведений советских писателей),
3) мифологический реализм сложился ещё в античной литературе, однако в 20 веке под М.Р. стали понимать изображение и осмысление реальной действительности через призму известных мифологических сюжетов (в зарубежной литературе ярким примером служит роман Дж. Джойса Улисс, а в русской литературе начала 20 века — повесть Иуда Искариот Л.Н. Андреева)
4) натурализм предполагает изображение действительности с предельным правдоподобием и детализацией, зачастую неприглядной (Яма А.И. Куприна, Санин М.П. Арцыбашева, Записки врача В.В. Вересаева)
Натурализм – последняя точка реализма. Появляется такое течение как модернизм, а после – постмодернизм. Модернизм перенимает у реализма уже привычный интерес к человеку и личности, человек в модернизме изолирован от жизни, мир предстает чужим, абсурдным. Разные сюжеты и ситуации, описываемые в произведениях имеют мифологическое начало. Это течение в литературе характеризуется стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Яркими представителями являются Маяковский, Ахматова, Андрей Белый.
Постмодернизм же опирается на представления об отсутствии целостности мира, есть лишь внутренние противоречия, сюжет лишен иерархии и размыт. Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, размывает расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). (Владимир Набоков, Пелевин, Томас Пинчон, Джон Барт)
27). Структура науки о литературе. Теория литературы, история литературы, литературная критика . их взаимосоотнесенность. Библиография и текстология, их задачи и принципы.
Одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, — языкознание(лингвистика).
Литературоведение – это наука, которая изучает специфику литературы, развитие словесного художественного творчества, литературные произведения в единстве содержания и формы. Литературоведы помогают понять, о чем текст, и зачем он создан. Текст становится произведением, когда у него есть какая-нибудь задача.
Теория литературы – система понятий, основных суждений и знаний о типовых литературных явлениях. Обеспечивает язык изучения.
История литературы осуществляет конкретное исследование историко-литературных фактов и связи между ними.
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ —интуитивно-интеллектуальное прочтение словесно-художественных текстов, пронизанное интересами, волнениями, сомнениями.
Главная задача литературной критики: дать оценку литературному произведению, новый взгляд литературных критиков.
Литературный критик обязан доказать свое мнение анализом произведения. В литературной критике есть искусство и субъективизм. Востребована аргументация.
Вспомогательные литературоведческие дисциплины: текстология, библиография.
Их задача – способствовать, помогать основным дисциплинам изучать литературу. При этом они выработали собственную методику и методологию со своими специфическими целями и назначениями.
ТЕКСТОЛОГИЯ — филологическая дисциплина, изучающая рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических, публицистических произведений для их издания и интерпретации. (Термин Б.В.Томашевского)
Задачи и принципы текстологии:
1. Атрибуция-определение авторства.(анализ стилистики, особенности формы выражения, почерк, состав чернил, бумаги, место, где хранился текст, тематика произведения)
2. Проблема истинного и ложного авторства(псевдоним)
3. Дата
4. Содержание произведения
5. Подготовка к изданию(установить канонический текст, варианты текста, кто написал)Например, «Демон» Лермонтова-8 вариантов, авторского нет.)
6. Комментарий(академическое издание,собрание,слова,непонятные для читателя,ихистолкование, где и как и покакому изданию печатается текст)
БИБЛИОГРАФИЯ — отрасль научной и практической деятельности, основной задачей кото-рой является информация о художественной литературе, трудах по литературоведению и литературной критике.
Основные виды Объекты библиографии – произведение печати, рукописные материалы, научно-техническая информация, интернет-ресурсы.
Задачи и принципы библиографии:
1. стандартизация библиографической деятельности, в том числе библиографического описания .
2. составление библиографических указателей и индексов цитирования .
3. классификация документов.