Это эпоха Нового времени. Новое время трудно оценить с близкой дистанции.
Эту эпоху называют буржуазной, капиталистической, индустриальной, эпохой модерна, можно назвать сциентистской (наука становится доминантом).
17 — век зарождения, 18 — век просвещения, 19 — пик, 20 — век катастрофы, мы живем в конце этой эпохи.
Это время бурных революций. 18 век — промышленная революция в Англии, конец 18 века — Франция, политическая революция, Германия — философская революция.
Это эпоха крушения абсолютных монархия, сословных обществ. В это время завершается процесс секуляризации. Бог занимает все более скромное место. На место веры в бога приходит становление веры в науку, разум, технику. Меняется отношение к природе. Мир машин, мир подчиняется законам механики. Мир воспринимается не как объект любования, а как объект эксплуатации.
Появляется несколько институтов, меняющих человека: регулярная армия, фабрика, тюрьма, всеобщая школа, психиатрия. Все это унифицирующие, дисциплинирующие человека институты.
Бэккон и Декарт.
Бэккон: знание есть сила (knowledge is power).человек во главе мира, наука покорила человека. Декарт поставил в центр своей философии не бога, не космос, а человека. Мыслящего человека. Между человеком и миром опасть. Главное в человеке — разум. Человек познает мир. А весь мир однородны, без качественный, безбожный, бездумный отдан человеку.
Паскаль. Создал границы науки. На главные вопросы человека не дает ответы. Он прочувствовал бесконечность математическую, человеческую. В бесконечном мире человек не может быть дома, он теряется. Меня ужасает это молчание этих бесконечных пространств.
Паскаль говорит о ничтожности человека.
Паскал Мысли.
Мы не знаем, что такое душа и тело. А человек это душа и тело. Мы не знаем что мы есть.
Мыслящий тростник. Мы ничтожное существо, способное мыслить о своей ничтожности.
Мир Паскаля: бесконечность . Бог — живое существо, не теорема . человек выходит за границы.
Человек бесконечно превосходит человека.
Человек, при всем его ничтожестве, делает превосходным разум.
У сердца есть свои законы, которые разум не знает.
Паскаль был не понятым в своем 17 веке, но в 20 получил признание.
Образ человека в культуре просвещения.
Век просвещения — 18.
Родина просвещения — Англия. Идеи просвещения сформировались под идеями Ньютона и Джона Локка.
Из Англии идеи П попали во Францию, Германию, Россию, Америку. Резкая борьба с церковью, секуляризация. Отрицают все религиозное содержание культуры. Бьются с религией.
Редукционизм (стремление свести сложность мира к упрощению, объяснить все просто и естественно) — идея просвещения.
Весь мир редукционируется к механике. Законы механики объясняют все мироздание. Все многообразия социальной жизни сводится к географии.
Человек просвещения — это человек-машина. Человек все больше становится вещью. Не души как особой субстанции, все духовное — часть физического. Душу можно лечить, как и тело. Отрицается первородный грех. Изначально человек не грешен. Отрицание свободы воли. Натурализация человека — человек часть природы. Между человеком и животным нет никакой разницы, все дело в воспитании. Человек — это животное, наделенное разумом. Разум — то, что выделяет чел-ка из мира животных. Человек редуциируется. Теряется все, что делает человека человеком.
Большинство просветителей были деистами, т.е бог где-то есть, но это не важно.Появляются атеистами.
Tabula rasa — чиста доска. Ключевая идея просвещения: на чистом листе построить нового человека, отбросить предрассудки, средние века, традиции.
Если общество будет хорошим, то и человек будет хорошим.
Важные идеи этой эпохи:
Общественный договор. Человек- индивид соединился с обществом, вступает в общественный договор.
Права человека. Человек с рождением получает права.
Идея прогресса. Вера в прогресс, из истории изгоняется Бог.
Два тезиса: человек — животное, стремится к самосознанию и удовольствию. Он эгосит.
Но поскольку они имеет разум, он может чем-то пожертвовать, вступить в отношения, имеет мораль.
Все люди равны. но равенство понимается как тождественность. Это равенство как продуктов, сделанных на одном конвейере. Различает уже воспитание.
Эпоха просвещения невероятно противоречива. Ее сильная сторона — редукционизм. Но в этом же и слабость, ибо зачем человеке-машине свобода.
В полемику с просветителями вступили Руссо и Кант.
Руссо: для него главное в человеке чувство, основатель сентиментализма. Человек изначально социален, н часть общества, государства. Самое главное отличие от просветителей: сомнение в прогрессе, люди не становятся от этого лучше. Цивилизация портит человека. Раньше человек был чище, лучше.
Кант: поставил догмы просвещения под сомнение. От просветителей он отличается тем, что обнаруживает принципиальные границы нашего познания. Человек познает мир через определенные методы. Кант обосновывает свободу человека. Если человек-робот, то в нем не может быть этики. Человек находится между двух миров.Мы подчиняемся законам физики, биологии и т.д., но у нас есть нравственность, выбор. Достоинство человека в свободе. Кант свел все вопросы философии к одном: что такое человек?
Образ человека в культуре романтизма.
Романтизм -движение, оппозиционное просвещению. Романтизм — широкое культурное движение, затронувшее философию, культуру, мораль, искусство, музыку, театр. Романтизм есть практически везде.
Искусство: предельная спонтанность, естественность. Нет жестких границ, рамок, симметрии. Любят море, дорогу, распахнутое окно, бесконечные горизонты.
Для романтиком мир — это организм. Религия — пантеизм, бога можно увидеть повсюду. Суть религии в переживании человека. История многовекторна, то, что пройдено еще здесь, еще может актуализироваться. С отвращением относятся к индустрии.
Этика романтиков — это этика героизма, человек должен проявиться себя неутилитарно. Стремление к далеким горизонтам.
Философия — стремление человека быть повсюду дома. Новалис.
Мысль есть остывшее угасшее чувство. Он же.
Ключевое понятие романтизма — холизм. От слова холис — целостность. Не расчленять человека, культуру, р на части, а иметь целостный взгляд на мир. Или целиком, или никак.
Человек в романтизме.
Человек — это художник, который стремится предельно воплотиться, творить.
Человек — это бесконечное в конечном. Мы ограничены.
Человек детерминирован. Попытка реализовать все возможности. Попытка вытащить бесконечное из его оболочки. В центре романтизма стоит не ученый, а художник, творец.
А. Блок — человек романтизма (один из последних).
О, я хочу безумно жить. Все сущее увековечить, не сбывшееся воплотить, и т.д. — гимн романтизму.
Романтики интересуются Востоком, он не похож на запад. Имеет острое чувство личности, которого нет у просвещения.
Природа вторит и художник творит. Художник завершает то, что начинает творить природа.
Отношение романтиков к труду и к игре.
Игра — это человеческое дело, надо преодолеть труд, как занятие невольное, однобокое. Их идеал — игра, т.к. именно в игре он свободен.
Романтзм открывает детство как социально-культурное явление. Раньше: Ребенок — это недочеловек. А романтизм все переворачивает. в культуре романтизма появляются портреты детей, рассказы для детей. Ребенок — человек в полном смысле этого слова. Романтизм реабилитирует ребенка.
Романтизм еще до Фрейда открывает бессознательное, разум, чувства.
Реабилитирует народно творчество. Создает светлый образ Средних веков. Открывает иррациональное в человеке.
Романтизм возвращает человеку личность.
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.76% НЕТ 41.24% Проголосовало: 1033 |
|
|
|