Введение
Классический период (V – IV вв. до н.э.) знаменовал собой высший этап в развитии институтов полисной демократии, главным образом в Афинах. В отличие от первого периода, когда доминировали теории, доказывающие превосходство аристократической формы правления, на втором этапе древнегреческие философы стремятся объяснить причинную обусловленность иных форм государства. Одним из выдающихся философов этого времени можно назвать Платона. Он внёс значительный вклад в развитие политической мысли. После себя Платон оставил огромное количество философских и других сочинений. К числу наиболее значимых можно отнести такие произведения, как
«Государство», «Законы», «Федр», «Протагор» и другие.
Творчество Платона волнует умы уже три тысячелетия: его учение оказывалось современным и содержательно значимым для любой эпохи.
Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы . начало было положено в IV в. до н.э. учениками Платона. Значение его в истории столь велико, что исследованию и изучению Платона посвящаются научные работы и по сей день.
В процессе исторического развития нет другой эпохи, столь важной,
знаменательной и поучительной, как та, которая связана с именем Платона.
В нем, как в образце, на все времена воплощен культурный идеал
человечества: созидание жизни посредством науки. В этом заключается
самая сущность его личности и лучшее содержание его жизни и
деятельности . в этом заключается глубочайший смысл его учения, источник его могучего влияния в истории, причина его неувядающего значения даже для наших дней.
Основная часть
Биография Платона
Время жизни Платона античные источники определяют на редкость единодушно – с 427 по 347 г. до н. э. Платон происходил из знатной аристократической семьи. Его настоящее имя – Аристокл, а Платоном его прозвали за статность. Будучи учеником Сократа, Платон в течение восьми лет ходил за ним буквально по пятам и записывал всё, что слышал от учителя. Его собственные сочинения построены в форме диалогов, в большинстве которых Сократ является основным действующим лицом, излагающим читателю мысли и рассуждения самого Платона. После смерти Сократа для Платона начался период странствий. Он побывал в Египте, где был посвящен египетскими жрецами в тайное знание. Посетил в Южной Италии пифагорейцев – основанную Пифагором философскую школу-общину. Несколько лет Платон прожил на Сицилии у местного тирана, который по некоторым данным, продал его в рабство, был выкуплен одним греком и отпущен на свободу. По прошествии 12 лет странствий, вернувшись в Афины, Платон основал свою школу, получившую название Академии. В ней учили публично и открыто мыслить и рассуждать . она стала школой рационалистического знания и рационалистической философии и просуществовала почти тысячу лет.
Когда говорят и пишут о Платоне-философе, подчёркивают, что он является родоначальником, создателем философской системы объективного идеализма, с точки зрения которой первичным и вечным является божественный «мир идей», а весь окружающий нас природный и социальный мир, или «мир вещей», — вторичным, производным. Мир идей нельзя постичь с помощью органов чувств, опыта, наблюдения. Он постигается только с помощью мышления, ума, логических рассуждений и потому носит название «умопостигаемого мира».
Руководствуясь своими общефилософскими представлениями, Платон построил умозрительную модель идеального государства.