X-PDF

Биологическое разнообразие озера Байкал

Поделиться статьей

                         Учитель:Литвинова Светлана Ивановна

Класс: 6

Предмет: байкаловедение

Тема урока: Биологическоеразнообразие озера Байкал.

Цельурока:датьобщее представление о биологическом разнообразии озера Байкал и сформировать знанияо причинах его возникновения через различные виды деятельности учащихся.  

Тип урока: урокоткрытия нового знания.

Технология:технология развития критического мышления через чтение и письмо

Планируемыерезультаты:

ЛичностныеУУД:

-осознанное,уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в немвзаимопонимания;

— формирование иразвитие познавательного интереса к изучению живой природы, осознаниянеобходимости охраны природы;

Познавательные:

— работать стекстом, преобразовывать её из одной формы в другую;

— устанавливатьпричинно-следственные связи;

Регулятивные:

-ставить цель деятельности и определять пути её достижения;

-выделятьи осознавать то, что усвоено и что необходимо усвоить;

-делать выводы по результатам работы;

Коммуникативные

-строитьпродуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— аргументировановысказывать свою точку зрения;

Предметные:

-вспомнитьопределение понятий «биологическое разнообразие», «эндемики»;

-познакомиться сбиологическим разнообразием озера Байкал;

-определитьосновные причины формирования биологического разнообразия озера Байкал.

Формыработы:фронтальная, индивидуальная, работа в паре

Оборудование:мультимедиапроектор для демонстрации презентации, учебное пособие

Е. Н. Кузевановой«Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал».

 

Ход урока.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает  успеха.

Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку.

I. Стадия вызов

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация учебной деятельности (Корзина идей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка целей, определение критериев достижения цели, плана работы.

Наша планета Земля не похожа ни на одну другую планету Солнечной системы. Почему?

Правильно, живые организмы на Земле распространены практически повсеместно. Все виды живых организмов, обитающих на нашей планете, дают величайшее биологическое разнообразие.

На предыдущих уроках мы уже говорили о биологическом разнообразии побережья Байкала и выяснили, что оно велико. Вспомните, какие группы организмов встречаются на побережье озера?

Среди перечисленных групп можно встретить эндемичные виды. Кто такие эндемики?

 

 

 

Вот такой же яркой особенностью, то есть большим разнообразием и  эндемизмом флоры и фауны обладает озеро Байкал.

Запишите тему урока в тетрадь

«Биологическое разнообразие озера Байкал»

 Живя рядом с уникальным озером, занимаясь на уроках байкаловедения, вы уже владеете некоторой информацией по данной теме. Вы видите на доске корзину. Сюда мы «сложим» все ваши знания, которыми вы на данный момент владеете.

Запишите в тетради в течение 2 минут всё, что вы знаете о биологическом разнообразии озера Байкал, о причинах его формирования.

Через две минуты прошу обменяться полученной информацией с соседом, определить, в чём знания совпали, в чём нет. И определить какое-то сведение или факт, которое могли бы предложить одноклассникам по данной теме.

Через две минуты предлагаю ребятам назвать какое-то одно сведение по данной теме, не повторяя сказанное. Все высказывания записываются на доске, без комментариев.

Когда  все мысли будут высказаны учащимися, обращаюсь к тому, что написано:

-Можно ли на основе того, что мы с вами записали дать полное представление о биологическом разнообразии озера Байкал, о причинах его формирования?

Что надо сделать для того, чтобы охарактеризовать биологическое разнообразие?  (обращаю внимание на опорные глаголы, записанные на доске: познакомиться, определить)

 

А как мы поймём, что достигли цели?

 

 

 

 

 

 

 

Каким образом мы можем это сделать?

Да, вы сегодня поработаете с текстом учебника, найдёте причины и установите, как они влияли на формирование биологического разнообразия. Но прежде чем работать с текстом учебника, послушаете мой рассказ  о биологическом разнообразии озера. Будьте внимательны, вас ожидает выполнение теста. (на доске кратко записываю пункты плана работы:

1. Послушать;

2.Прочитать;

3.Найти

4. Проверить

Отвечают на вопрос учителя:

— потому что на ней есть жизнь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают:

-растения, грибы, лишайник, беспозвоночные и позвоночные животные.

Отвечают:

Эндемики – виды организмов, обитающие лишь в определённом географическом районе.

 

 

 

Записывают  тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в тетради индивидуально.

 

 

 

Работают в парах (в течение 2 минут)

 

 

 

 

Называют сведения по теме, внимательно слушают одноклассников, для того, чтобы не повторять уже сказанное.

 

 

 

 

Отвечают

— нет, этих сведений недостаточно

 

 

Определяют цели:

-познакомиться с биологическим разнообразием озера;

— определить причины формирования биологического разнообразия в озере Байкал.

Примерные ответы:

Мы сможем рассказать, кто живёт в озере.

Сможем назвать причины большого разнообразия организмов.

Сможем правильно выполнить проверочную работу, если такая будет.

Отвечают:

—  прочитать текст учебника

-найти причины формирования биологического разнообразия

II. Стадия Осмысление

 

Восприятие новой информации

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 1041

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний

Рассказ учителя:

Общая характеристика биологического разнообразия  с использованием презентации. По ходу рассказа вопросы на узнавание организмов, представленных в презентации.

После рассказа возврат к «корзине идей».

Ребята, есть ли что-то в наших записях такое, что можно исправить или убрать совсем.

Убираю лишнее, добавляю новое.

Смогли ли вы, прослушав мой рассказ, определить причины формирования в озере Байкал такого большого биологического разнообразия? Можете ли вы сами предположить, что способствовало этому?

Что мы выполнили из нашего плана?

Что нужно сделать для того, чтобы у вас сложилась полная картина? Но и не только это. Вам надо  записать результат вашей работы в виде кластера, показав в нём не только причины, но и то, к чему привела каждая причина. Это поможет вам в работе с данной информацией.

В процессе работы ребят отслеживаю степень активности, внимательности при прочтении.

По окончании работы задаю вопрос:

— Сколько причин, и какие удалось выделить в тексте?

К чему они привели?

Вы много работали и поэтому сейчас дадим небольшой отдых вашим глазам.

 

Всё ли намеченное мы выполнили? Возвращаемся к плану.

 

 

Выполните, пожалуйста, небольшой тест:

1. Количество видов растений и животных обитающих в Байкале?

а) 150 видов растений и животных; б)1000 видов и разновидностей растений и 2000 видов и подвидов животных; в)более 1085 видов и разновидностей растений и 2595 видов и подвидов животных

2. Эндемики – это: а) виды организмов, обитающие лишь в определённом географическом районе

3.Главная причина формирования большого видового разнообразия в Байкале: а) чистая вода; б) длительность существования озера; в) повышение температуры воды.

4.Крупные геологические изменения привели к: а) обмельчанию озера и появлению большого количества организмов; б) к углублению Байкала и массовому вымиранию организмов;   в) к углублению Байкала,  понижению температуры воды и появлению приспособленных к новым условиям организмов.

5.Среди перечисленных организмов обычным видом является: а) окунь; б) омуль; в) голомянка.

6.Среди перечисленных организмов эндемиком является: а) рачок циклоп; б) рачок эпишура; в) дафния.

7. Закончите предложение.

Количество видов различных организмов, обитающих на определённой территории, называется ….

А теперь обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения теста.

Оцените выполненную работу, исходя из набранных баллов.

«5» — 7 баллов

«4» — 6 баллов

«3» — 5-4 балла

Учащиеся слушают, отвечают.

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

Отвечают.

 

 

 

Делают предположения.

Возвращаются к плану работы.

Отмечают, что это только первый пункт

 

 

Отвечают:

-необходимо поработать с текстом учебника, определив условия, сформировавшие огромное разнообразие животных и растений в Байкале.

 

 

Работают с текстом учебника,

составляют кластеры (Индивидуально)

 

 

Отвечают, используя составленный кластер.

Выполняют упражнения для снятия утомления

 

Возвращаются к плану работы, высказываются: ещё не проверили всё ли усвоили при изучении темы.

 

Работают с тестом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обмениваются работами.

 

Проверяют правильность выполнения теста, сверяя с эталоном. Оценивают, выставляют отметку.

 

III. Стадия Рефлексия.

 

Обобщение материала

Подводя итог всему сказанному, определите, почему в Байкале столь высок процент эндемиков?

Почему озеро нуждается в особой защите?

А теперь вернёмся к нашей корзине идей.

Хочется ли ещё что-нибудь изменить, добавить?

Поработайте со своими записями, обсудите с соседом, чтобы вы теперь записали.

Обобщают, указывая ещё раз причины, и делают вывод о необходимости защиты озера из-за его уникальности

 

Отвечают

 

Работают индивидуально, в паре, высказывают свои мнения

Обсуждение урока

Предлагаю учащимся подвести итоги, оценить свою работу на уроке.

 Подведём итоги. Какие цели мы ставили на этом уроке?

 Поднимите руки те, кто считает, что достиг этих целей.

На основании чего вы это определили?

 

 

Какие затруднения возникли во время работы над кластером? При выполнении теста?

Обращаю внимание на слайд, где выведены причины затруднения.

-сложно определять причину;

-трудно было определить, на что причина повлияла;

— всё помню, но не уверен в себе

— плохо запомнил изученный материал;

— другое.

Что можно сделать, чтобы в будущем избежать таких затруднений.

Отвечают на вопросы (повторяют цели, поднимают руки, объясняют на основании чего достигли:  могут рассказать, кто живёт в озере, создали кластер «Причины формирования биологического разнообразия в озере Байкал»,  смогли выполнить задания теста).

 

Анализируют причины затруднений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают

Информация о домашнем задании.

1.Подготовить рассказ о биологическом разнообразии и причинах его формирования.

2.Ответить на вопрос: «Почему обычные растения и животные, которые встречаются в Байкале, не могут обитать на больших глубинах?»

3. Подготовить для одноклассников 5 «тонких и толстых» вопросов по изученному материалу

Записывают домашнее задание

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 1041

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет