Xlнаучно-практическая конференция школьников Доволенского района
Секцияхимико- биологическая
Темаработы «Близнецы- уникальное чудо природы»
Пасынкова Арина Владимировна
МКОУ Утянская СОШ
11 класс
Научный руководитель
Чернова Светлана Борисовна
учитель биологии и химии
первой квалификационной категории
С.Довольное
2018г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………
Глава 1 Близнецы- чудо природы…………………………………………
1.1 Близнецы в легендах имифах…………………………………………….
1.2Знаменитые близнецы…………………………………………………….
1.3 Виды близнецов и их особенности………………………………………
Глава2 Сравнительная характеристика близнецов……………………
2.1Сравнение антропометрических данных…………………………………
2.2Дактилоскопические исследования………………………………………
2.3Сравнение личностных данных…………………………………………..
2.4 Психологические исследования личностных особенностейблизнецов.
2.5Склонности к изучению школьных предметов………………………….
2.6Сравнение вкусов и интересов близнецов……………………………….
2.7Наблюдения одноклассников и родителей за близнецами……………
Заключениеи выводы………………………………………………………
Списоклитературы…………………………………………………………
Приложение №1 «Сравнениефенотипов Жанары и Аяны Тулеуповых»….
Приложение №2 «Дактилоскопическийанализ пальцевых узоров»………
Приложение №3 «Личностный опросник Г. Айзенка»………………………
Приложение №4 «Склонностик изучению школьных предметов»…………
Приложение№5«Сравнение вкусов и интересов»……………………………
Приложение№6«Итоги анкетирования одноклассников и родителей»……
Введение
Говорят, что рождение ребёнка-это радость. А если их двое, и они-близнецы, значит радость -вдвойне? Иногда, я наблюдаю картину, когда по улицесчастливая мама гордо толкает перед собой большую и непохожую на прочиеколяску- с двумя пассажирами внутри- близнецами. Эти дети особенные и они оказываются в совершенно исключительнойситуации: им предстоит абсолютно уникальный опыт — прожить жизнь всопровождении спутника. Известно, что близнецовая связь — узы не менее прочные,чем те, что связывают мать и ребенка. Жизнь крошек начинается в тесномсоседстве друг с другом, и далее — день за днем — они ни на минуту неразлучаются.
Во все времена рождение близнецов было необычайным явлением,вызывавшим удивление и любопытство. Сегодня в мире насчитывается от 70 до 80миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение однойблизнецовой пары. В последнее время наблюдается тенденция роста этойзакономерности. Но так ли они похожи на самом деле, как кажется с первоговзгляда?
Гипотеза: предположим, что близнецы, имеющие одинаковыйгенотип и находящиеся в одной социальной среде, несмотряна то, что они обучаются и воспитываются одинаково, порой сидят за одной партойи даже одеваются одинаково, это две разные, уникальные личности.
Целью исследованияявляется изучение признаков, по которым могут отличаться близнецы, имеющиеодинаковую наследственность.
Задачи:
v изучитьлитературу по данной теме;
v провестиисследование по изучению особенностей близнецов;
v исследовать индивидуальность близнецовЖанары и Аяны Тулеуповых, провести их сравнительную характеристику,проанализироватьсходства и различия интересов близнецов.
Объектом исследованияявляются обучащиеся 7 класса Жанара и Аяна Тулеуповы.
Предмет исследования:антропометрические и личностные данные близнецов.
Методыисследования: близнецовый метод(сравнение), анкетирование, наблюдение, интервью, работа с дополнительнымиисточниками.
Практическаязначимость исследования: результаты исследованиямогут быть использованы в работе педагогов и всеми, кто интересуется темойблизнецов.
Глава1 Близнецы- чудо природы
1.1 Близнецыв легендах и мифах.
В древние времена близнецам всегда отводилось особое место. Ихрождение обычно считалось сверхъестественным и сулило нечто особенное.Близнецов наделяли чудесными, магическими силами, или, напротив, дьявольскимикачествами. Американские индейцы полагали, что в паре один из близнецов всегдаолицетворяет добро, а второй – зло. Из-за этого злобного близнецавыгоняли из племени. Славяне думали, что у близняшек на двоих одна душа,поэтому одному близнецу запрещалось быть на похоронах или свадьбе другого. Вмифах многих народов действуют герои-близнецы, творцы первоначального зла идобра, символизирующие собой день и ночь, жизнь и смерть. В античной мифологиичасто встречаются подкинутые близнецы, вскормленные животными и спасенныелюдьми. Самыми известными из них являются Ромул и Рем, сыновья бога войны Марсаи весталки Реи Сильвии. Они были вскормлены волчицей и воспитаны пастухами.Согласно мифу, в 753 г. до н. э. ими был основан город на том месте, где онибыли найдены. Ромул, стремясь к единовластию, убил своего брата Рема и сталпервым царем Рима. Близнецы увековечены в городском гербе Рима. У инков, жившихна территории современного Перу, близнецы мужского пола почитались как сыновьябога Молнии. Их считали избранными. Близнецы и их родители считались особенносильными и могучими, поэтому им часто отводилась роль магических заклинателейпогоды, покровителей плодородия, врачевателей, предсказателей, вождей, певцов.В верховьях Конго мать близнецов должна была точно соблюдать следующий ритуал:ребенка, родившегося первым, она всегда носила на правой руке, а рожденноговторым – на левой. Если к ней обращались с приветствием, она должна была дваждыблагодарить, то есть за каждого ребенка отдельно. Но есть ритуалы поистинежестокие. У аборигенов Южной Америки рождение близнецов очень частовоспринималось как дурной знак. Поэтому матерей близнецов подвергалинаказаниям, иногда даже убивали. У айнов, коренных жителей японских островов,женщины, родившие близнецов, изгонялись своими соплеменницами. Самих близнецов избегалив течение всей жизни. Младшего большей частью убивали или родственники пряталиего, а потом бросали в лесу. В Испании XV в. даже существовал королевский указ,предписывающий сжигать всех женщин, родивших близнецов. Не очень-то давно люди освободилисьот предрассудков в отношении близнецов, сопровождавшихся произволом ижестокостью.
1.2 Знаменитые близнецы
Многиеоднояйцевые (монозиготные) близнецы стали знамениты. Среди певцов в свое времяочень знамениты были сестры Елена и Татьяна Зайцевы. Наши мамы были влюблены вбратьев Торсуевых. Владимир и Юрий – исполнители главных ролей в знаменитомсоветском фильме «Приключения Электроника». До съемок фильма это былиобыкновенные мальчишки одной из московских школ. А после выхода фильма на советскиеэкраны стали в одночасье известны и любимы. И среди российских юмористов такжеесть близнецы. Это братья Пономаренко Александр и Валерий. Среди российскихактрис на экране играют главные роли сестры Арнтгольц Татьяна и Ольга. А сестрыТолмачевы Анастасия и Мария в 2006 году стали победительницами ДетскогоЕвровидения.
1.3 Виды близнецов и ихособенности
Во все времена появление близнецов было загадкой. Изучениемблизнецов занимается наука, которая называется гемеллология. Близнецы́ — дети одной матери,развивающиеся в течение одной беременности и появившиеся на свет в результатеодних родов практически одновременно.
Первый тип- монозиготные(однояйцовые, гомозиготные или идентичные)близнецы образуются из одной зиготы (одной яйцеклетки, оплодотворенной однимсперматозоидом, разделившейся на стадии дробления на две (или более) части. Однояйцовыеблизнецы всегда одинакового пола – или мужского, или женского – и наследственнов высшей степени похожи, как две капли воды. Они имеют одинаковый внешний вид, одинаковые волосы, их форму,текстуру, цвет, одинаковый цвет глаз, форму уха, схожий вес и рост. Среди монозиготных близнецов часто отмечается большоесходство характеров, привычек и даже биографий. Имеющиесянезначительные отличия между ними связаны с различным воздействием на нихокружающей среды. Примерно 25 % идентичныхблизнецов зеркальные. Это может выражаться внешне (у одного родинка на левойщеке, у другого — на правой) или даже в расположении внутренних органов(например, сердце у одного из близнецов может оказаться справа), часто один изтаких близнецов левша, другой — правша. Чем позже разделяется зигота, тембольше шансов у детей приобрести зеркальность.
Монозиготные,полуидентичные (полярные)— особый тип близнецов. В науке его принятоназывать промежуточным типом между монозиготными (однояйцовыми) и дизиготными(неидентичными).Встречаются крайне редко, и процесс их образования очень сложен. Вместе сяйцеклеткой, ещё до её оплодотворения, образуется полярноетельце— небольшая клетка, которая обычно отмирает. Считается, что внекоторых случаях полярное тело, несвойственным ему образом, расщепляется. Оноувеличивается в размерах, получает больше питания и не отмирает, как обычно.Вместо этого оно ведёт себя, как вторая яйцеклетка. Полярное тело и яйцеклеткамогут быть оплодотворены двумя разными сперматозоидами. Таким образом,получаются близнецы, у которых приблизительно половина генов одинаковая (отматери), а другая половина — разная (от отца). Они сочетают черты какмонозиготных, так и дизиготных, поэтому их еще называют полуидентичными. Вотличие от монозиготных идентичных близнецов, монозиготные полуидентичные могутбыть разного пола, возможно, этим можно объяснить существование похожих как двекапли воды разнополых близнецов.
Особую группу среди однояйцовыхблизнецов составляют необычные типы: двухголовые (как правило,нежизнеспособные) и ксифопаги («сиамскиеблизнецы»). Наиболее известный случай— родившиеся в 1811 г. вСиаме (ныне Таиланд)сиамские близнецы — Чанг и Энг. Они прожили 63 года, были женаты насестрах-близнецах; Чанг произвел на свет 10, а Энг— 12 детей. Когда от бронхита умер Чанг, спустя 2часа умер и Энг. Их связывала тканевая перемычка шириной около 10 см от грудиныдо пупка. Позднее было установлено, что соединявшая их перемычка содержалапеченочную ткань, связывающую две печени. Любая хирургическая попытка разделитьбратьев вряд ли в то время была бы успешной. В настоящее время разъединяют иболее сложные связи между близнецами. В нашей стране известные сиамскиеблизнецы Кривошляповы Даша и Маша, которые прожили до 54 лет, Зита и ГитаРезахановы, которым была проведена уникальная операция по разделению.
Второйтип –дизиготные (разнояйцовые)близнецы развиваются в том случае,если две яйцеклетки оплодотворены двумя сперматозоидами Естественно, дизиготные близнецы имеютразличные генотипы.Они сходны между собой не более, чем братья и сестры, так как имеют около50 % идентичных генов. Они могут быть как однополыми, так и разнополыми, могут быть похожи или различны – этопросто братья и сестры, только родившиеся одновременно. Разнояйцовыхблизнецов чаще называют двойняшками. Дизиготные близнецы не обязательно зачатыво время одного полового акта, разница может составлять несколько дней. Как многояйцовые,так и монозиготные близнецы бывают не только двойняшками, но и тройняшками,четверней и так далее вплоть до 9 детей.
Общая частота рождения близнецов составляет примерно 1 %, из них около 1/3приходится на монозиготных близнецов. Частота рождения близнецов может заметноразличаться в разных странах и регионах. Средняя величина коэффициентовблизнецовости (количество родов двойней на 1000 всех родов) характерна для Европейскихстран, Северной Африки, Америки, Австралии. Наибольшая частота многоплодияотмечается в Африке, наименьшая – Азии. Пороссийским данным государственной статистикой в России учтено не менее 1629409близнецов: 1610160 рожденных в двойнях (в среднем 32203,2 в год), 18969 – втройнях (в среднем 379,4 в год) В среднем фиксировалось в год 16229,5многоплодных родов, в которых рождается одновременно более одного ребенка. В нашем селе тоже рождаются монозиготныеблизнецы.
Данныепо с.Утянка за 1997 -2004 гг.
№ п/п |
Год рождения |
Фамилия Имя |
1 |
1997г |
Жилины Людмила и Елена |
2 |
2000г |
Шкаруба Алина и Яна |
3 |
2004г |
Тулеуповы Аяна и Жанара |
Полагают, что многоплодие генетически обусловлено. Однако это справедливо лишьдля дизиготных близнецов. Факторы, влияющие на частоту рождения близнецов, внастоящее время мало изучены. Есть данные, показывающие, что вероятностьрождения дизиготных близнецов повышается с увеличением возраста матери, а такжепорядкового номера рождения. Имеются также данные о снижении частоты рожденияблизнецов почти во всех индустриальных странах. С изобретением ЭКО (искусственногооплодотворения) увеличился процент рождения близнецов — как дизиготных (так какматери подсаживаются сразу несколько зигот), так и монозиготных (причина невыяснена, возможно, делению способствуют лабораторные условия).
Глава2 Сравнительная характеристика близнецов.
2.1 Сравнение антропометрических данных
Первым этапом моего исследованиябыло установление сходства и различия близнецов по различным признакам. Вкачестве испытуемых были использованы обучающиеся 7 класса Тулеуповы Жанара иАяна. Так как известно, что фенотип- это совокупность свойств и признаковорганизма, которые формируются в результате взаимодействия генотипа особи иокружающей среды, то исследование фенотипов близнецов позволяет оценить рольсреды в реализации генетической информации, а так же определить тип зиготностиблизнецов. Исследователями (Сименс, Вейтц, Фершуер) был разработан простой,удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцевых близнецов,основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокойстепени наследственно обусловлены. Так называемый полисимптоматический диагнозсходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качествоволос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов,группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, например рост, вес,объем черепа. Чем сильнее совпадают признаки у пары близнецов, тем большевероятность, что это однояйцевые близнецы. Для сравнения фенотипов сестёр мноюбыли проведены следующие измерения: рост (см), вес (кг), обхват груди (см),обхват талии (см), обхват головы (см), размер обуви и т. д. Все полученныеданные занесены в таблицу (Приложение 1).
Проанализировав таблицуможно сделать вывод о том, что Жанара и Аяна фенотипически очень похожи и этосвидетельствует о их монозиготности. Но есть определённые отличия по росту,весу, длины ноги и руки.
2.2 Дактилоскопические исследования
Для точного определения характера зиготности я решила провестидактилоскопические исследования. Дерматоглифика – наука, изучающая особенностипальцевых узоров, которые наследуются и не изменяются с течением жизни.Известно, что существует три типа пальцевых узоров: петлевой, дуговой изавитковый. С целью изучения пальцевых узоров я провела дактилоскопическийанализ, результаты которого представлены в таблице. (Приложение №2). Проведённоемной исследование показало, что близнецы имеют высокую степень схожестипальцевых узоров, так как данная особенность обусловлена генетически. Восновном у сестер преобладают 2 пальцевых узора- петлевой и завитковый.
2.3 Сравнениеличностных данных
Жанареи Аяне были предложены листочки бумаги, на каждом из которых написано десятьраз слово Я. Они должны были дать определение каждомуЯ, рассказывая о себе и своих качествах.
Вывод:результаты этой анкеты говорят о том, что в Жанаре и Аяне есть как одинаковые,так и отличительные черты качеств их личности.
Одинаковыхкачеств оказалось -7. Различных — 3 качества.
2.4 Психологические исследования личностных особенностейблизнецов
С целью изучения влияния среды напроявление наследственных признаков, я провела психологические обследованияЖанары и Аяны. Для выявления индивидуальных качеств обследуемыхбыл проведён тест «Опросник Айзенка»
Девочкам было предложено ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление обычного способа поведения. Девочкамнужно было постараться представить типичные ситуации и дать первый «естественный»ответ, который придет в голову. В ходе обследования выяснилось, что сестры имеют немного разныепсихологические особенности. (Приложение №3) Аяна и Жанара интраверты, но со склонностью к экстраверсии.Также у них разный уровень нейротизма (эмоциональная стабильность). Аяна имеет болеевысокий уровень эмоциональной нестабильности, чем Жанара. При тестировании исоставлении графика выяснилось, что они имеют смешанные типы темперамента, Аянахолерик меланхоличный, а Жанара флегматик сангвиничный. Аяна интроверт: болеезакрыта, труднее налаживает контакт с незнакомыми людьми, неуверена, застенчива.Она эмоционально неустойчива, ранима, трудно справляется с отрицательными эмоциями.Жанара болееспокойная в действиях, мимике и речи, она настойчивая, редко выходит из себя,рассчитав свои силы, доводит дело до конца. Жанара общительная, добродушная и весёлая,меньше подвержена эмоциональным срывам, не такзависима от расположения других людей, особенно взрослых.
2.5 Склонностик изучению школьных предметов
Сёстрам предлагался список учебных предметов, которые они изучают. Рядом с каждымпредметом изображены два смайлика (веселый, грустный). Нужно выбрать тот,который соответствует чаще всего их настроению при изучении этого предмета. (Приложение№4) Это задание позволило выяснить, что не все предметы нравятся сёстрам одинаково, годовые и четвертные отметки по этим предметам тоже разные. У каждой из нихсвои склонности к изучению отдельных школьных предметов, но есть и совпадения.Например, девочкам нравится изучать русский язык, обществознание, биологию,физическую культуру.
2.6 Сравнениевкусов и интересов близнецов
Девочкам была предложена анкета, в которой надо было рассказать о своихпредпочтениях, вкусах и интересах.
Многие вкусы и интересы отличаются, ноесть некоторые совпадения, например это любимый праздник- день рождения, потомучто именно в этот день они появились на свет вдвоём, время года, цветок,животное. Отсюда следует, что у нашихблизняшек меньше чем наполовину совпадают интересы и вкусы, а в остальном – онибольше индивидуальные, чем одинаковые (Приложение №5)
2.7 Наблюденияодноклассников и родителей за близнецами
Одноклассникамбыла предложена анкета . Результаты представлены в Приложении №6. Проанализировавтаблицу можно сделать вывод о том, что большинство одноклассников различаютблизнецов-83% По отзывам одноклассников, у девочек совпадают некоторые чертыхарактера. Это такие, как общительность, музыкальность, доброта. Но многие чертыявляются индивидуальными.
Для того,чтобы выяснить мнение мамы о сёстрах, ей была предложена анкета, так как врезультате психологических исследований стало ясно, что, не смотря нафизическое сходство, близнецы обнаруживают некоторые психологические отличия. Вчём причина этих отличий? (Приложение №6) Анализ анкеты мамы близнецов Тулеуповой Розы показал: сёстры имеютбольшое внешнее сходство, несмотря на то, что отличаются по весу. У них одновременновылезли зубы, ходить начала первой Аяна. Говорить начали поздновато, но доэтого общались между собой на «своём языке». Это говорит о том, что дляблизнецов характерна криптофазия (близнецовая речь). Они не любятрасставаться и всегда находятся вместе. Иногда могут, конечно, и повздорить.Сразу заметно, что девочки привязаны друг к другу, учатся в одном классе, носятодинаковую одежду, но иногда могут одеться и по — разному. Ониимеют одинаковые увлечения. Обе хорошо поют и часто выступают на концертах вшколе и Доме культуры. У сестер отсутствует конкуренция. Они помогают другдругу, и не хотят быть одна лучше другой.
Заключение
На основании полученных результатов исследованияя пришла к выводу, что наши сёстры близняшки имеющие одинаковую наследственность,похожи фенотипически, но всё-таки отличаются по многим параметрам (физическомуразвитию, темпераменту, пальцевым узорам, интересам, увлечениям). Проведённыеисследования показали, что каждая из них является индивидуальностью со своимиособенностями характера. И в этом немаловажную роль играет окружающая среда, воспитание и образование.
Результаты даннойисследовательской работы полностью подтвердили гипотезу, что даже монозиготныеблизнецы, которые имеют одинаковую внешность, при этом каждый из них имеет своииндивидуальные черты.
Изучение близнецовявляется важным и перспективным. Исследования в этом направлении нужнопродолжать. Они позволят решитьмногочисленные для науки проблемы, например, изучение наследственности взаболеваниях или физических признаков здоровья. Знание своего близнецового типапредставляет для близнецов не только моральную ценность, но может иметь чистопрактическое значение. Например, при внезапно развившемся заболевании или при тяжелыхнесчастных случаях однояйцевые близнецы могут без всякого риска помочь другдругу в качестве доноров.
Литература:
1. http://ec—dejavu.ru/b/Bliznecz.html
2. http://enc—dic.com/academic/Bliznec-25403.html
3. http://enc—dic.com/biology/Bliznec-736.html
4. http://enc—dic.com/enc_psy/Bliznecy-2662/
5. http://enc—dic.com/kuzhecov/Bliznec-23285.html
6. http://enc—dic.com/pedagogics/Bliznecy-180/
8. Дубинин Н.П. Общая генетика. М: «Наука», 1976
9. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие пофакультативному курсу для учащихся 10 кл. М.: «Просвещение», 1991
10.Конюхов Б.В., Пашин Ю.В. Наследственность человека. М.:«Медицина», 1986