Боевые искусства в контексте культуры, проблемасоотношения.
Теоретический анализпонятий: боевое искусство, традиционная боевая культура кулачный бой искусствопатриот Для того чтобы говорить о значении и эффективности применения боевыхискусств, необходимо полностью вникнуть в них. А для этого сначала нужно понятьсаму суть и значение Боевых искусств. Боевое искусство — это различные системыединоборств и самозащиты; развивающиеся главным образом, как средства ведениярукопашного поединка. В современном мире боевые искусства используются как дляфизического, так и для духовного самосовершенствования. Ежедневные тренировкипо боевым искусствам приводят в порядок тело, помогают гармонизировать душевноесостояние. Философия боевого искусства играет немаловажную роль в воспитаниичеловека. Физическая культура — деятельность человека, направленная наукрепление здоровья, развитие физических способностей. Является частью общей культурычеловека, а также частью культуры общества. Основные показатели состоянияфизической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей;степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, впроизводстве, быту, в организации свободного времени; характер системыфизического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достиженияи др. Чтобы убедиться в том, что на Руси были все предпосылки возникновениясвоего национального, традиционного БИ, стоит только вспомнить ее историю.Вековые междоусобные войны, войны с кочевниками-половцами, греками, болгарами,немцами, литовцами. Логично предположить, что в таких условиях способноразвиться и совершенствоваться традиционное боевое искусство, способное составитьконкуренцию любому другому. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, чтона Руси была своя, уникальная система подготовки бойцов, которые проходилиэкзамен не в коридорах монастыря Шаолинь, а на поле боя, как и должно бойцу.Традиция (от лат. (traditio — передача), элементы социального и культурногонаследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенныхобществах и социальных группах в течение длительного времени. Первоначально этослово обозначало «предание». Предание, как и традиция, всегда изустно. Традицияпередается: либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий),либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами,системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). Вдоиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось черезтрадицию, поэтому оно называется традиционным. Отсюда понятие традиционнаябоевая культура. Традиция — это еще и свод знаний о мироустройстве, способмироощущения, способ видения мира, совокупность принципов построениявзаимоотношений с миром и внутри него. Традиция не может быть не живой. Она неумирает, пока жив хотя бы один представитель народа — ее носитель. Традиционнаякультура — культура традиционного общества, иногда термин используется взначении — народная культура. Традиционная культура связана с Государством иего историческими традициями. В традиционную культуру входят и те элементыкультуры, которые возникли относительно недавно (за последние 10-150 лет), имноговековые элементы. Традиционная боевая культура существует практически укаждой народности. Это, прежде всего, различные виды борьбы, бои на палках,кулачный бой, а также состязания на силу, ловкость, выносливость, групповоевзаимодействие. Боевая культура — это составная часть национальной культуры.Датировка возникновения боевого искусства невозможна, так как появление егонельзя связывать с конкретным историческим событием. Понять самобытность,идейно-нравственный строй, отличительные черты и достоинства этого искусстваможно, лишь вскрыв прямые исторические связи с самой этнокультурой,традиционной народной культурой. Русская традиционная боевая культура являетсяспецифической частью традиционной народной культуры. Вместе с тем понятие«русская традиционная боевая культура» превратилось для большинства современныхроссиян в «пустое» понятие. Закрепленная в нем гармония тела и духа, уступиламесто, вернее, оказалась вытесненной гипертрофией телесно-физического — некойновой универсальной субстанцией, лишенной духовного содержания,морально-нравственных качеств. Современное российское общество по-настоящему незнает обычаи, обряды, традиции русского народа. А между тем, знание культурысвоего народа оказывает неоценимую помощь в понимании истории, позволяет высветитьнити, связывающие прошлое и настоящее, а главное — дает возможностьвосстановить социально-историческую память и прогнозировать будущее. Такимобразом, можно предположить, что для молодежи является привлекательнойвозможность всестороннего совершенствования и гармонического развитиясредствами традиционных боевых искусств. становить социально-историческуюпамять и прогнозировать будущее. Борьба — вид спорта, один из самых древних илюбимых народом. Истоки зарождения борьбы уходят в древние века. Русскаянациональная борьба впервые упомянута в летописи в 993 году. Впервобытно-общинном строе человеку очень часто приходилось вступать в различныеединоборства. В таких поединках формировались тактические уловки и определенныенавыки. Случайно найденные приемы, придуманные уловки и хитрости становилисьдостоянием людей. Создавались зачатки народных видов борьбы. Судьбы многихнародов решались в многочисленных войнах. А исход сражений зачастую зависел отискусства воинов вести единоборство. Человек искал и находил такие способыединоборства, которые обеспечивали бы ему победу с наименьшим риском инаименьшей затратой сил. Так, наряду с трудовыми навыками, накапливались иприемы борьбы, которые передавались из поколения в поколение. Сами по себеборцовские поединки — очень увлекательное зрелище. Здесь можно показать своюудаль, силу, смелость, ловкость, хитрость. Поэтому они стихийно возникаливсюду, где собиралась молодежь. В любой борьбе соблюдались общие жесткиеправила — не биться «по-увечному» — и специальные правила — «уговоры»,устанавливающие выбор и силу ударов непосредственно перед боем. Поединок могпроходить в свободной манере, известна также традиция боя «удар на удар», когдаудары наносились по очереди, как выстрелы на дуэли. Захваты практиковались в«сцеп-лялке». Удары ногами разрешались в старину в «охотницком» бою и недозволялись в «стенке». Кроме того, в «стенке» не разрешались «раскрутки» иработа спиной к противнику. Начинались кулачные бои с «затравки»: подросткизатевали «сцеплялку» или борьбу, а заканчивались «стенкой». В задачу подростковвходила заводка всего механизма боев. Здесь, как, например, и в колядованиивидна особая детская функция. Над полем боя царил такой жанр детскогофольклора, как издевка. Она подхватывалась взрослыми мужиками, но уже в жанре«частушки под драку». [25, c. 99] Существовали несколько основных видов русскойборьбы: «на поясах», «в схватку» и «не в схватку». В любом из трех видов борцысостязались в своей повседневной одежде, которая, как правило, имела пояс. Первыедва вида были сравнительно близки друг другу. В обоих запрещались броски спомощью ног (как в современной греко-римской борьбе). При борьбе «в схватку»борцы сцепляли руки на спине соперника, а в поясной борьбе делали захват запояс. Борьба «не в схватку», которую называли также «охотницкой», была богачеприемами. Захват там делался, как в нынешней борьбе самбо, за одежду на груди,за ворот одной или обеими руками. Борцы искусно пользовались подножками имногими другими приемами. Например, бросок, при котором носком ноги (подъемом)подбивался коленный сгиб соперника, назывался московским. О нем сложилась дажепоговорка: «Москва бьет с носка». Некоторые из приемов национальной русскойборьбы были использованы при создании в нашей стране в двадцатые-тридцатые годыновой борьбы — самбо (слово «самбо» — сокращение от «самооборона без оружия»).В нее вошли оригинальные, самобытные приемы из национальных видов борьбы идругих народов: грузинской чидаобы, казахского куреша и других. После войнысамбо стало развиваться и в других странах, например в Монголии, Испании.Ежегодно проводится чемпионат мира по борьбе самбо. В обычае был и поединок«зачинщиков» (атаманов) перед стеношным боем. Он мог быть борцовским, но чаще -кулачным и начинался, как правило, с танца («ломание», «пляс» и т.п.). НаМасленицу стеношные бои длились целую неделю, а сам бой часто длился с концаутренней службы до начала вечерней (т.е. до 6 часов). Находились икупцы-меценаты, одевавшие каждую из стенок на свой манер: кушаки, шапки, рукавицы- одним синие, другим красные, например. В таких боях отрабатывалась военнаятактика, ибо шла постоянная смена бойцов первого ряда бойцами, стоящими вовтором и третьем. Отрабатывалось умение держать фронт* и маневрировать покоманде атамана и его помощников: атаманов правого и левого «крыла» (сам атаманкомандовал центром — «челом»), а также «сотских», «пятидесятских» и«десятников». Команды подавались голосом, свистом и трубами (как на войне).Использовались вполне боевые приемы: удар «свиньей» (клином), удар «с крыла»(флангом), отступление, «засада» и т.д. Победителем признавалась стенка,выгнавшая основную массу противника (или всех до одного, кроме упавших) с полябоя (со льда реки — на берег, за границу, обозначенную чертой и т.д.) В боюучаствовали не только мужики и подростки, но и, опосредованно, вся община.Малые дети (до 8 — 12 лет) смотрели на бой и со страхом, и с нетерпением,ожидая, что наступит год, когда и им нужно будет быть ТАМ. Девушки смотрели насвоих женихов. Смотрели и жены, пришедшие с детьми, на своих мужей. Пока семьяпродолжала рожать, «ходить в стенку» было делом обязательным. Перейдя вкатегорию «дедов», мужики наблюдали бой уже как советчики и арбитры.Заключительным моментом кулачного обряда было «замирение» противников, чтоособенно уместно в прощенное воскресенье на масленицу. Борьба была одной излюбимейших потех (и вместе с тем — обрядовым действом), но по сути своей немогла быть коллективным игрищем. Известны ещё разные формы борьбы: . «В крест»(«в обхват», «в схватку») — силовая борьба, близкая к вольной. Иногда безтехники ног. Основное правило: не разрывать захвата до окончания борьбы, чтоимело и мистический смысл. . «Об одной ручке» («За вороток» и т.п.) — сзахватом одной рукой за ворот и с другой, заложенной за спину или впроизвольном положении (без захвата). Допускалась работа ног. . «На рукавках» -вариант «не в схватку». . «На поясах» — вариант «в схватку». Особой формой бояявляется бой круговой. Есть ли он элемент общинного действа, коллективноймагии? Упоминаний об этом практически нет. Круговой бой представляет собойкамлание, действие выполняемое хотя и несколькими людьми, но все же -сакральное. Именно в таком виде известен он у лапландских народов, шамановманси, якутов и др. У чукчей существует бой ладонями, искусство бега по тундре(илюльэтык — «тренировка»); включает ещё искусство запутывания следов, способыубегания от преследования. Прыжки у северных народов развиты чрезвычайно -нивхский настхмардь, чукотский кагнопэнкон, якутский мас тэбэр, юкагирская игра«Ловля хариуса», эскимосский акраорак — все это игры, в которых прыжкисовершаются чуть ли не до трёх метров. Причем ноги поднимают в прыжке вместе,не отрывая друг от друга. У якутов в древности бытовал нерён керсю — ритуальныйрукопашный бой, кыргыс юэрэгэ — воинское искусство, далла мэндэтии — стрельбаиз лука и уход от стрел противника, халабас хара — борьба сидя на канате, ктокого сбросит. А ныне проводятся соревнования по хабыр хапсыы — якутский вариантборьбы, где разрешены надавливания локтем и головой, и хомуур хапсагай -командная борьба. Бой палками называется думэчи. Это условный вид боя, чем-тонапоминающий карибские танцевальные виды фехтования типа макулеле, коко-макаку.Есть два варианта: с парными 60-80-сантиметровыми палками, либо с шестом. Бойведется так: сначала один нападает, другой защищается, потом меняются ролями,третий этап — бьются взаимно. Обычно защищаются прыжком или пригибанием.Родственные боевые системы есть у удэгейцев, ульчей и у многих другихтунгусских племен. [7, c. 56]; Подготовка и обучение боевому искусству у славянначиналось с малых лет и всегда проводилось в игровой форме. Роль игры ввоспитании трудно переоценить. Ребенок, играя, примеривает на себя различныероли, проигрывая, проживает их. Кроме этого, игры, связанные с бегом,прыганьем, разнообразными мячами, шарами, жгутами, палками и метательнымиорудиями, не случайно возникли в самые древние времена и остались до наших дней- они способствуют верному формированию организма в детстве и поддерживают егов нужной форме на протяжении всей жизни. Более того — даже привычные игрытренируют не только мышцы, но и развивают фантазию, ведь речь идет не о слепомподражании, но и об эксперименте, о собственном творчестве каждого. Хорошийбоец обладает целым сплавом специфических навыков и качеств. Все ониформируются благодаря традиционным играм. Например, важным элементом в бою,является способность спонтанно действовать по сигналу. Для развития этогокачества существуют специальные игры. «Падающая колокольня» Число участников от10 до 20. Играющие становятся в круг. Один игрок водит, он становится в центр.Водящий берет палку длиной примерно 120-150 сантиметров, и, поставив еёвертикально, поддерживает в этом положении наложенными сверху пальцами.Неожиданно он отпускает палку и, одновременно с этим, называет кого-либо изигроков. Вызванный игрок бросается вперед и старается схватить палку раньше,чем она упадет. Игрок, поймавший палку, сменяет водящего, а этот становится наего место. Когда игроки хорошо освоятся с игрой, можно круг делать шире истановиться спиной к палке. «Жгут» или «в жгута» Для игры используется веревкапримерно 40 сантиметров длиной, участников 15-20 человек. Все становятся в кругплечом к плечу; руки держат за спиной. Один из участников ходит по внешнейстороне круга и, незаметно для других, кладет жгут в чьи-нибудь руки, а что быне догадались об этом, идет дальше. Получивший жгут, подождав некоторое время,начинает бить им соседа, что стоит с правой стороны; тот, спасаясь от ударов,бежит по кругу, пока не станет на свое место. Отдавший жгут становится в кругна освободившееся место, а получивший, погоняв своего соседа, передает жгутдругому игроку, делая это также незаметно. Бить жгутом можно только по спине.Стоящим в круге запрещается оглядываться. «Жук» Выбирается водящий. Онстановится спиной к игрокам (обычно 3-4 игрока) и подставляет ладонь под ухо.Игроки дотрагиваются или слегка ударяют водящего по руке или плечу так, что быон не заметил. Водящий, поворачиваясь, должен угадать, кто из игроковдотронулся до него, при этом он ударяет игрока, которого он угадал, в грудь.Если угадал неверно, то все игроки бьют водящего, если верно-то водящимстановится игрок, которого угадал водящий. «Стена на стену» Играющих 10-40человек. Место для игры разделено линией пополам, от нее в обе стороны нарасстоянии 5-10-ти шагов проводятся две другие линии. Играющие делятся на двекоманды, берутся под руки и выстраиваются друг против друга. Обе команды,подойдя к средней черте, вплотную друг к другу, стараются оттеснить противниказа крайнюю линию. Игра начинается по сигналу. Команда, разорвавшая свою цепь,проигрывает. Оттеснять противников можно только грудью. «Редька» Играющих 10-15человек. Все садятся верхом па скамейку, крепко обхватывая друг друга за пояс.Водящий старается вытащить кого-либо из сидящих — «выдергивает редьку».Выдернув, одну принимается за вторую, в чем помогает ему и выдернутая редька;потом уже втроем берутся за третьего и т.д. пока не вытащат всех. Увыдергиваемой редьки нельзя разжимать кистей рук. «Гуси» Игроки становятся другпротив друга. Каждый, подняв левую ногу назад, берется за нее левой рукой, аправую руку вытягивает вперед. Затем они начинают, толкаться ладонями вытянутыхрук, стараясь заставить один другого стать на обе ноги. «Долой из круга!»Играющих 8-30 человек. На полу чертят круг, величина которого зависит от числаигроков. Все становятся в круг, держа руки за спиной. По команде «начинай»играющие стараются вытолкнуть друг друга из круга. Игра продолжается до тех пор,пока не останется только один человек. Начинать можно только по команде.Пользоваться руками нельзя. Побежденным считается всякий, кто коснетсячем-либо, например рукой, пола вне круга. «Тяни в круг!» Играющих 10-30человек. На полу чертят мелом небольшой круг. Игроки становятся вокруг него,держась за руки. По команде все начинают тянуть друг друга, стараясь заставитького-нибудь ступить, хотя бы одной ногой, в круг. Затянутый в круг выходит изигры, и игра продолжается, пока не останется только один человек. «Боевой пляс(Буза)» Боевая пляска проходила традиционно в одних и тех же местах, моглазатеваться в откупленной избе или в любом месте, где начиналась драка. Если наБузу не приходили чужаки, то драка обычно не происходила, поломавшись в кругу ипомерившись силами, ребята расходились, не доводя дело до настоящей драки.Летом бузились практически каждый день, поздно вечером после работы. Зимойредко — один-два раза в месяц, ежедневно бузились только в святки и напраздники. Зимой обычно откупалась изба. Ребята вставали в круг (обычно внесколько рядов), гармонист садился на специальную лавочку, или играл стоя.Кто-то выходил плясать и вызывал себе партнёра, втыкая перед ним в землю нож,если бузились в избе, то нож втыкался в потолок. Нож мог заменяться топором, норедко. Вызвать могли также голосом или топнув перед соперником ногой. Начиналис толчков локтями, предплечьями и плечами, потом принимались наносить удары,если «злобы» не было, то удары были несильные. Могли выходить в круг ивыкликать: «Ты на меня, я на тебя!» и показать на кого-то рукой. За одного идругого бузника могли выходить помощники, их могло быть по два, три и более скаждой стороны. Частушки пели все, но мог и бузящийся. Выйти из круга можнобыло свободно, сказав: «С меня хватит!», и, махнув рукой, тогда выходилкто-нибудь другой. По другому сценарию, в кругу находилось всегда не более двухсоперников, причём можно было выйти вместо кого-то «заступить» и продолжитьбузиться как бы от его лица или от его артели. Во время Бузы можно было плясатьи в присядку, но после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. таких плясуновстало мало. В присядку плясали чаще «Под-русского» и «Под-барыню», но и в Бузеэто разрешалось, сочетая с «ломанием». Вприсядку, кувыркались, ходили колесом,подпрыгивали, вставали на руки, нанося удары ногами, опускались на корточки иделали подсечки. Если Буза была с тростками и не выливалась в драку, топлясали, как бы имитируя бой, нанося друг другу палочные удары больше потросткам, чем по телу — «чтобы постучать». Во время пляса стоящие в кругу моглиприхлопывать и подпевать. Кроме гармони бузились под балалайку и под гусли.Буза в избе очень часто перерастала в драку «втёмную». Такая драка начиналасьобычно с того, что кто-то начинал играть Бузу и втыкал нож в потолок. Бойцыначинали ходить вокруг воткнутого ножа, своеобразным хороводом топая иприплясывая. Внезапно кто-нибудь бил лампу и тогда начиналась драка «втёмную».Прежде чем разобьют лампу, артельщики старались собраться вместе, перейти ксвоим. Дрались в избе: били тростками лампы, и в темноте начиналась ножовщина.Во время боя «втёмную» главной целью одной партии было добраться до гармонистаи порезать ему меха, а другая партия защищала его и старалась выгнатьпротивоборствующих из избы. Заканчивалась «тёмная» обычно оттого, что гармонистсам прекращал играть или его заставляли прерваться силой.
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=561618
© Библиофонд