Раннеедетство — особый период становления органов и систем и, прежде всего, функциимозга. Ранний возраст — самое благоприятное время для сенсорного воспитания,без которого невозможно нормальное формирование умственных способностейребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств,накопления представлений об окружающем мире распознавания творческихспособностей.
Подсенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогическихвоздействий, направленных на формирование способов чувственного познания исовершенствования ощущений и восприятий.
Существуетпять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух,осязание, обоняние, вкус.
Значениесенсорного воспитания состоит в том, что оно:
· развивает наблюдательность;
· готовит к реальной жизни;
· позитивно влияет наэстетические чувства;
· является основой дляразвития воображения у детей.
Использованиедидактической игры в сенсорном развитии.
В дошкольнойпедагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основнымсредством сенсорного воспитания: знакомство с формами, величинами, цветами,пространственными представлениями, звуками.
Дидактическийсмысл упражнений и игр заключается в том, что ребенок получает возможностьдействовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активноепедагогическое воздействие
Видыдидактических игр:
· Игры- забавы.
· Настольно- печатные.
· Словесные.
· Музыкальные.
Обязательнымэлементом дидактическим игр является:
· Отражениеучебного материала.
· Выделениеигровых задач.
· Наличиеправил.
· Действияиграющих.
· Подведениеитогов игры.
Классификацияигр:
1. Игры, возникающие по инициативедетей – самостоятельные, режиссерские.
2. Игры, возникающие по инициативевзрослого или старших детей — организованные игры.
3. Игры, идущие от историческисложившихся традиций народа — народные.
Методикаорганизации дидактических игр:
Организация дидактических игросуществляется педагогом в трех основных направлениях:
· подготовкак проведению дидактической игры,
· ееприменение,
· анализ.
Подготовка:
— Отбор игры в соответствии сзадачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний).
— Установление соответствийдидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детейопределенной возрастной группы.
— Определение наиболее удобноговремени проведения дидактической игры.
— Выбор места.
— Определение количества играющих.
— Подготовка необходимогодидактического материала.
— Подготовка к игре самоговоспитателя.
— Подготовка к игре детей.
Проведениеигры:
— Ознакомление детей с содержаниемигры.
— Объяснение хода и правил игры.
Правилаигры:
— Основная цель правил игры -организовать действия, поведения детей.
— Правила могут запрещать,разрешать, предписывать что — то детям в игре.
От детейтребуется:
— умение обращаться сосверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачногорезультата.
Черездидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е.систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет насенсорное воспитание дошкольников раннего возраста.
Составитель: Шурюкова Айгуль Константиновна
МАДОУ «Детскийсад № 151 «Солнышко» г. Орска»
В помощьвоспитателю:
Сенсорноеразвитие детей раннего возраста
Город Орск