Зрительнаягимнастика— одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а такжекоррекции уже имеющихся проблем. В детскомсаду она относится к современным здоровьесберегающим технологиям.
Упражнениядля глаз условно делятся на:
-Расслабляющие (релаксационные);
-Динамические (тренировочные).
Расслабляющие(релаксационные)
упражнения для глаз
— Закрывание глаз «Расслабление»;
-Соляризация;
-Пальминг;
-Пальцевый массаж;
-Бесконтактное прогревание;
-Аутотренинг.
Динамические(тренировочные)
упражнения для глаз
-Глазодвигательные упражнения;
-Упражнения на аккомодацию «метка на стекле», «косые глаза» и др.;
-Упражнение на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости:«закрывание», «удивление», «жмурки», «моргалки».
Другиеварианты упражнений направленны на зрительный поиск:
-Зрительный поиск предмета, находящегося в группе, в зале и т.д. (можно ходить иискать везде);
-Зрительный поиск предмета, находящегося в поле взора, стоя или сидя на месте споворотом туловища и головы;
-Зрительный поиск предмета сидя или стоя на месте только с поворотом головы;
-Зрительный поиск предмета только глазами без поворота головы.
Основные глазодвигательныеупражнения
(тренировкаглазных мышц)
Видызрительных гимнастик:
— Зрительнаягимнастика без атрибутов;
-Зрительная гимнастика с атрибутами;
-Упражнениядля глаз со стихами (с добавлением лазерной указки, музыкального фона);
-Электронныезрительные гимнастики (мультимедийные презентации);
-Офтальмотренажёры со зрительными стимулами (картинки, предметы);
-Бумажные офтальмотренажёры;
-Потолочные и настенные офтальмотренажёры (с добавлением лазерной указки).
Тренажер Базарного В.Ф.
Настенныеи потолочные офтальмотренажёры. Этот своеобразные траектории, по которым«бегают» детские глазки. При этом у ребёнка может двигаться голова и туловище.Каждая дорожка имеет свой цвет. Упражнения, как правило, выполняютсяколлективно.
Условия проведения
зрительной гимнастики
1.Снять очки (если это не специальные упражнения, рекомендованныеофтальмологом);
2.Исходноеположение— стоя, сидя или лежа на ковре;
3. Спина ишея выпрямлены;
4. Упражнениявыполняются только глазами. Голова и шея – не подвижны;
5.Движениявыполняются неторопливо, спокойно и равномерно, без напряжения и рывков;
6. В концезрительной гимнастики обязательны расслабляющие упражнения;
7. Длительностьпроведения зрительной гимнастики:
2-3 минут вмладшей и средней группе,
4-5 минут встарших группах;
8. Зрительнаягимнастика подбирается в соответствии с возрастом, и с учетом состояниязрительных функций (рекомендации офтальмолога.
Рекомендациипо количеству повторений упражнений
«Горизонтали» Производить движения глаз из стороны в сторону, следить за пальцем. — Для детей младшей группы – 5 раз; — средней группы – 5-6 раз; — старшей группы – 10 раз; — подготовительной группы – 10-12 раз. |
«Вертикали» Производить движения глаз вверх-вниз, следить за пальцем. — Для детей младшей группы — 5 раз; — средней группы – 6-7 раз; — старшей группы – 8-9 раз; — подготовительной группы – 10 раз. |
«Круги» Производить движения глаз по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Следить за пальцем. — Для детей младшей группы – не предназначено; — средней группы – 5-6 раз; — старшей группы – 6-8 раз; — подготовительной группы – 8-10 раз. |
«Диагонали» Производить движение глаз по диагонали. — Для детей младшей группы – 3-4 раза; — средней группы – 5-6 раз; — старшей группы – 7-8 раз; — подготовительной группы – 8-10 раз. |
«Закрывание глаз» («Расслабление») Дети с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица. Для детей младшей группы – 5-6 с; — средней группы – 6-7 с; — старшей группы – 10-12 с; — подготовительной группы – 12-15 с. |
«Моргалки» («Моргание») Быстро моргать глазами, закрыть глаза, спокойно считать. Затем опять моргать. Для детей младшей группы – моргать и считать до 5 р; — средней группы – до 6-8 раз; — старшей группы – до 10 раз; — подготовительной группы – до 10 раз. |
«Метка на стекле» Смотреть то на метку на стекле, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет. — Для детей младшей группы – 30-40 с; — средней группы – 1 мин; — старшей группы – 3 мин; — подготовительной группы – 3-5 мин. |
«Близко-далеко» (выполняется с пальчиковым предметом-ориентиром) Палец с игрушкой отвести на уровень носа, расстояние – 25-30 см. Смотреть спокойно вдаль, потом медленно перевести взор на палец (игрушку). — Для детей младшей группы – 10 с; — средней группы – 15-20 с; — старшей группы – 30 с; — подготовительной группы – 30-35 с. |
«Круговые движения головой» Очень медленно производить круговые движения головой по часовой стрелке, затем против. Взглядом охватить как можно большее пространство. — Для детей младшей группы – 2 раза; — средней группы – 2 раза; — старшей группы – 2- 3 раза; — подготовительной группы – 3-4 раза. |
Зрительнуюгимнастику необходимо включать в занятия и режимные моменты. Офтальмологирекомендуют проводить ее 2-3 раза в течение дня. В комплексе зрительнойгимнастики обязательно должны сочетаться все 4 вида упражнений:глазодвигательные, расслабляющие, аккомодационные, на улучшение кровообращенияи циркуляции глазной жидкости.
Комплексзрительной гимнастики
Текст |
Упражнения |
Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножко отдохнем. Взгляд направим ближе, дальше, |
«горизонтали» «круги» «моргалки» «расслабление» «ближе-дальше» |
Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детскийсад компенсирующего вида №87»
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Подготовила:
Учитель-дефектолог(тифлопедагог)
Новосёлова А В.