X-PDF

Бумагопластика как образовательный ресурс

Поделиться статьей

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительногообразования

«Домдетского творчества»

Никольскогорайона Пензенской области

 

 

 

 

 

 

«Бумагопластика

 как образовательный ресурс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

НадысинаОльга Ивановна

педагогдополнительного образования

 

 

Никольск

2023

Понятие бумагопластики

Бумагопластика — современный видискусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажнойпластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российскиехудожники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали, как отдельный видискусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайнеинтерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.

Удивительный это материал -бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный!Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе -потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудомверится, что это всего лишь тонкие листы прессованной целлюлозы, разрезанныепод определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные междусобой. Искусство моделирования художественных бумажных композиций на плоскостии создание трехмерных скульптур объединено одним названием бумагопластика.Сегодня в ее состав, кстати, входит и квиллинг, и оригами — стольпопулярная ныне техника. Стоит сразу отметить, что наиболее интересные работывыходят у мастеров, комбинирующих самые разные приемы творческой работы сбумагой.

Бумага — один из самых простых,доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимсяс самого раннего детства.

В зависимости от замысла и назначенияизделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету.Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Для работы,связанной со складированием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон,полукартон, плотная бумага применяются для изготовления различных конструкций.

Существуют различные типы изделийиз бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основекоробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов. Из бумаги можноделать кульки, коробки, корзинки, ёлочные игрушки, костюмы и украшения.Изделия, выполненные в технике папье-маше — это тоже бумага. Чем богачефантазия, тем большее количество поделок можно придумать.

Очень интересен способ созданиякомпозиций оригами. Это древнейшее искусство складирования из бумаги. Складываябумагу определённым способом, можно получить множество интересных поделок от самыхпростых до сложных. Этим искусством увлечены и дети, и взрослые.

Бумагопластика менее трудоемка,чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где формасоздается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся какпроизведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество,композиция.

Представленная информация была полезной?
ДА
61.26%
НЕТ
38.74%
Проголосовало: 1487

В основе технологии конструирования избумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данныхнавыков используются два пути: выполняя специальные упражнения илихудожественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способамиобработки бумаги, обращаю внимание на изменение характера поверхности листа.Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа,где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резакомили иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом,перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) сиспользованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов,позволяют расширить технический замысел изготовления поделки. Сминанием листабумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образуетразнообразные по характеру складки и сгибы. Не менее интересен прием тиснения бумаги.Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверхубумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, чтоможет расширить творческие замыслы детей. Из бумаги можно изготовить многосамых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчикидля карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки дляподарков… Самодельные вещи из бумаги, выполненные с выдумкой и качественно, -эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желаннымиподарками для тех, кто умеет ценить мастерскую ручную работу, кто понимает:такие изделия действительно уникальны.

Виды бумагопластики и их характеристика

Бумагопластика позволяет создаватьполуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом искульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, засчет объема выглядят как настоящие произведения искусства.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментамипридается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуяцелостный образ.

Существуют самые различные видыбумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой имногие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями поручному труду. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Оригами — японское искусство складывания избумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это игровая технология,бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса кучебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

В России оригами как дидактическоесредство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании.Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создатьфигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствуетсозданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимоактивизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать еесуть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Использование оригами способствуетоптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников.Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математическихспособностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяетсястремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. Языкоригами обладает четкой ритмической организованностью. Наличие единого модуля имодульной сетки обусловливает чистоту отношений малых и крупных элементов.Привлекает яркое знаковое начало. Восхищает то, с какой остротой ивыразительностью реализованы принципы традиционного для Японии формированияэстетического пространства. Помимо визуальной выразительности, которая достигаетсяблагодаря лаконичности, внутренней организованности и выдержанности в единомключе всех элементов пластического языка, современных дизайнеров привлекаеттакже прочное конструктивное начало, свойственное оригами. В оригамиформообразовательные возможности бумаги используются самым естественнымобразом.

Модульное оригами. Это новое модное направлениеискусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются изнескольких частей — модулей, которые могут сложить даже дети средней группы. Движениерук — и модули превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки. Дляподелок подходят даже листы из старых журналов.

Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейскими известно, как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят кмонастырям Европы XVI века, а, по некоторым сведениям, даже к раннимцивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало издругих видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинганевозможно по той простой причине, что бумага — материал очень недолговечный.

Ещё в XVI веке итальянские ифранцузские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы и панно нарелигиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа, например, ковчегидля хранения реликвий. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешнозаменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII векахбумагокручением увлеклись в среде благородных дам. Квиллинг был одним изнемногих видов рукоделия, которыми представительницы знати могли заниматься, нероняя своего достоинства. Дамы украшали орнаментом из кручёных бумажных полосоккоробочки и ящички, корзинки, чайницы, родовые гербы. В Викторианскую эпоху(1837-1901) женщины высших классов среди прочего проводили своё свободное времяза занятиями бумажной филигранью, схемы по квиллингу даже печатались в женскихжурналах того времени. С первыми поселенцами из Европы искусство квиллингапопало в Америку, где оно особенно любимо.

Своё имя квиллинг получил отанглийского слова quill — перо. Предположительно именно на кончик перанакручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Интересную мысльвысказывает Paula Bauer в своём исследовании по истории квиллинга: она считает,что в Америке полоски наматывались на иглы дикобраза (также quillпо-английски), которые широко применялись индейцами в местных ремёслах. Иименно иглы дикобраза дали название этому виду рукоделия, а не птичьи перья,которые представляют собой гораздо менее удобный инструмент для квиллинга из-засвоей толщины. Естественно, на протяжении веков в мире квиллинга происходилиизменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этоговида рукоделия. Давно уже квиллинг перестал быть достоянием исключительноженщинам из высших классов. Появился трёхмерный квиллинг. К началуXXI века бумажная филигрань стала полноценным искусством и произведения,выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США. В современной Азии (Япония,Корея) семена квиллинга упали на благодатную почву древнейших местных традицийфилигранного мастерства, в том числе и с использованием бумаги в качествеосновного материала (достаточно вспомнить оригами). Нужно, правда, отметить,что согласно некоторым гипотезам, искусство бумагокручения на Дальнем Востокесуществовало задолго до того, как оно появилось в Европе.

Технику квиллинга (квиллинг,бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмныхоткрыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмныхскульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементовразличной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно дляэтого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затемдают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способыизготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками,например, используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки,панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки дляфотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную иоригинальную бижутерию.

Бумагокручение — очень кропотливое занятие, онотребует точности и терпения, аккуратности, но в то же время успокаивает. Необходимоотметить, что в последнее время появилось новое направление в квиллинге -квиллинг трёхмерный, или объёмный. Основные принципы техники бумагокручения длянего остаются теми же, но трёхмерный квиллинг имеет свои особенности. Несмотряна то, что в квиллинге используется достаточно ограниченный набор базовых форм,их названия часто могут сильно различаться в зависимости от географии или школыквиллинга. Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали(кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали испирали со сдвинутым центром (эксцентричные).

Материалом для квиллинга являютсяцветные бумажные полоски. Самые распространённые — шириной 1/8 дюйма (3 мм) и3/8 дюйма (9 мм), но используются также полоски и ленты другой ширины, всоответствии с замыслом мастера. Полоски можно нарезать самостоятельно иликупить готовые, в наборах.

Специальная бумага имеет особыйсостав и по плотности идеально подходит для квиллинга, но она далеко не вездедоступна в магазинах. Большинство промышленно выпускаемых полосок имеют длину12 или 24 дюйма (соответственно 30 и 60 см). От таких полосок отрезаются кускинужной длины, в зависимости от размера элемента, который необходимо сделать.Иногда наоборот несколько лент склеивают, чтобы получить полоску большей длиныили полоску, в которой скомбинированы несколько цветов.

Бумага для квиллинга должна бытьокрашена в массе, чтобы срез был такого же цвета, как и плоскость, хотя иногдасрез специально имеет другой цвет. Выпускаются полоски для квиллинга самыхразных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, атакже полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чемдругая

Торцевание — это своеобразный вид аппликациииз бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцеваниялежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета иразмера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощьюклея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можновыполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции.Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветнаягофрированная бумага.

Дети с большим интересомзанимаются в этой технике. Но, кроме того, что выполняются мозаичные плоскиеизображения, в этой технике можно создать и объемные скульптурные формы.

Для торцевания используются самыеразнообразные материалы и приспособления. Если идет процесс создания объемнойкомпозиции, то здесь используется и пластилин, так как именно в него с помощьюзубочистки или палочки вставляются кусочки бумаги, свернутые вокруг нее.

По цветовому колориту работы,выполненные с помощью торцевания, выглядят очень нарядно, ярко и красиво. Всеэто достигается не только с помощью оригинальной техники, но и за счетгофрированной бумаги, которая имеет самые разнообразные цветовые решения.

Бумажная пластика — изготовление объёмных поделокиз бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут женачинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать,соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.

Для выполнения данного вида работыдети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работатьножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности ит.д.

Рваная бумага — чаще всего газеты, которыеребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом иизменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новыеформы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

Мятая бумага. Сначала желательно использоватьмягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети, сминаябумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можнопридать форму цветка и наклеить его на основу — корзиночку или собрать изцветов яркий букет. Дети  могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создатьопределенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумагисводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно поуказанию взрослого.

Плетение — один из наиболее интересных видовхудожественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можноиспользовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства -гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт,посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельнойработе над созданием игрушки, украшения, сувенира. Полоски, размещённые блокамив виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получитьразличные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной изнетрадиционных техник (из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т.п.). Нельзя забыватьо цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.

Мозаика — изображение или орнамент, выполненныйиз отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнениемозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаикижелательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количествомдеталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием илиобрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне)промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделатьэто можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета.

Мозаика может быть контурной, т.е.кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошной, когда заклеиваютвнутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика,как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнююможно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге ит.д. Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных иобъёмных поделок, для оформления поздравительных открыток, закладок для книг,сувениров.

Обрывание. От листа бумаги отрывают кусочкинебольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотятизобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладываюткусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Путемобрывания можно также изготовить крупные части изображения, например, туловище,лапки и голову паука. У них неровные края, поэтому паук выглядит мохнатым. Вданном случае части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу.Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольноговозраста.

Скатывание бумаги. Сминают в руках бумагу, пока онане станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут бытьразличными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика).После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Тычкование. Тупой конец карандаша ставится всередину квадратика из бумаги и заворачивается вращательным движением краяквадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот несоскользнул с карандаша, опускают его в клей. Затем приклеивают квадратик наоснову, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивают карандаш, асвернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, покасвернутыми квадратиками не заполнится желаемый объём пространства листа.

Развивая творческие способности в процессебумагопластики, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность,получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Ребенокприобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будетопираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде,в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активностьребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребенок начинаетанализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активноразвивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированиюи изобретательству.

Работа с бумагой способствует воспитаниюхарактера: усидчивости, умению планировать свою деятельность. Занятия бумажнойпластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторикурук, отражать свои впечатления, приносить радость себе и близким плодами своеготворчества.

Привлекая ребенка к такому видупродуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психическихпроцессов: мышление, память, восприятие, осязание. Дети через практическуюдеятельность лучше воспринимают пространственные отношения окружающего мира, уних развивается аналитическое и пространственное мышление, восприятие ивоспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Решаются и другиеважные педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания,усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.26%
НЕТ
38.74%
Проголосовало: 1487

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.26% НЕТ 38.74% Проголосовало: 1487


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет