К северо-кавказской семье относят три ветви, состоящие из целого ряда этносов. Это абхазо-адыгская ветвь, нахско-дагестанская и вайнахская.
Ближе всего к этносоциологической структуре народа (лаоса) подошли представители абхазо-адыгской языковой группы, к которой относятся такие совр. этносы, как черкесы, кабардинцы, абхазы, адыги, абазины, шапсуги, убыхи. Самоназвание бол-ва этих этносов звучит как «адыгэ», за пределами России они известны обобщенно как «черкесы».
Представители этих этносов живут, по меньшей мере, последние пятьсот лет преимущественно в горной местности на Северном Кавказе и частично на Южном (абхазы). Их социологической особенностью является предание о некогда кочевом существовании их предков, откуда происходит особая воинственность, священное отношение к оружию, воспитываемая с детства храбрость. Родство у многих этносов является матрилинейным, отмечается также повышенное уважение к женщине и выделение фигуры дяди по материнской линии.
Предпочтительная хоз. деят-ть этих этносов – земледелие и разведение мелкого скота. Общ-во имеет опр. соц. стратификацию (наличествуют рода потомственной аристократии). В настоящее время бол-во этих этносов пребывают в гомеостатическом состоянии, но их соц. орг. хранит отчетливые следы принадлежности к структуре народа как исторического организма.
Судя по устойчивому распространению среди этносов Нартского эпоса, вероятно, они вместе с предками современных осетин принадлежали к кочевой героической культуре.
Судя по ряду признаков, адыги оказали существенное влияние и на образование русского казачества, представляющего собой совершенно особое соц. явление русско-православного общ-ва, организованного по воинственно-кочевому принципу. Казаки представляют собой русский аналог степняков, включая многие типичные воинско-героические установки, правила и формы жизни.
Т.о., представители абхазо-адыгской языковой группы внесли свой вклад в русскую историю. При этом на всех её этапах они проявляли изрядную долю независимости и гордости. В более поздние времена (XVIII и XIX века), когда российские власти оказывали на кабардинцев давление, черкесские князья неоднократно переходили к ответным военным действиям, длившимся по несколько десятилетий, стремясь отстоять свои автономные права на самоуправление.
При общей лояльности русскому гос-ву абхазо-адыги неоднократно восставали против русских и с оружием в руках десятилетиями вели неравную, но ожесточенную борьбу за свои права.