НЕКОТОРЫЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ
Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников
(Методический сборник для школьников)
Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание — подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.
Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную матрицу, проводить информационный поиск каждого из чисел в любой последовательности.
|
|
Оценка результатов:
Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием.
Результаты выполнения теста примерно таковы:
Возраст 9-10 лет | Цифры | ||||||||||
Время (сек.) | |||||||||||
Количество цифр |
Неправильный подсчет цифр или более медленный подсчет свидетельствует о снижении восприятия.
Узнавание фигур
(Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти.
Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю.)
Цель методики: исследование процессов восприятия и узнавания.
Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.
Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур»
Вторая инструкция: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».
Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает
количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:
Е= М/9+-N
где «M» – число правильно узнанных фигур,
«N» – число неправильно узнанных фигур.
|
|
Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому,
чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него
функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.
3. Методика Фигуры Готтшальдта
Теоретические основы
Наиболее общим основанием индивидуальных различий в познавательной деятельности, устанавливаемых с помощью ПЗ-ПНЗ, является степень свободы от внешних референтов, или, иначе, степень ориентации человека при принятии решений на имеющиеся у него знания и опыт, а не на внешние ориентиры, если они вступают в противоречие с его опытом.
Личностные различия полезависимых и поленезависимых людей появляются многогранно. С одной стороны, поленезависимые люди более успешны в интеллектуальной деятельности. С другой — полезависимые обычно более общительны, расположены к социальным контактам. Поленезависимые, как правило, выбирают сферу деятельности, требующую высокую самостоятельность в средствах достижения постав- ленной цели. Полезависимые обычно выбирают такой род занятий, в котором средства деятельности заранее заданы, оговорены, предпочитают коллективное выполнение задачи.
Наиболее четкие различия между полезависимыми и поленезависимыми проявляются в особенностях восприятия. Полезависимые в большей мере подвержены разного рода иллюзиям восприятия. Для поленезависимых воспринимаемая картинка значительно более структурирована, чем для полезависимых. Это проявляется в том, что для первых воспринимаемый объект, качества объекта воспринимаются самостоятельно, отдельно от других объектов, качеств этих объектов, воспринимаемых одновременно с этим объектом. Иначе говоря, восприятие поленезависимых — аналитично, восприятие полезависимых синтетично.
Процедура проведения
Испытуемым предлагается в тридцати замаскированных фигурах найти одну из пяти эталонных фигур и указать ее. Сложные фигуры предъявляются по одной. Фиксируется общее время выполнения задания. После предъявления инструкции следует демонстрация примеров с указанием правильных ответов.
Инструкция
«Вам будут предъявлены сложные фигуры (изображения), в каждой из которых имеется один из простых эталонов, закодированных буквами А, Б, В, Г, Д. Вы должны найти в каждом случае, какой из этих элементов содержится в рисунке и указать его (набрать код элемента)».
Обработка и интерпретация
Ключ
Подсчет сырых баллов производится в соответствии с ключом, приведенным в таблице:
1. А | 6. В | 11. Б | 16. Д | 21. Г | 26. Б |
2. Б | 7. А | 12. А | 17. А | 22. Б | 27. А |
3. В | 8. В | 13. А | 18. Д | 23. Г | 28. Д |
4. Г | 9. Д | 14. В | 19. Б | 24. А | 29. В |
5. В | 10. Д | 15. Б | 20. В | 25. Д | 30. Б |
За каждый правильный (совпадающий с ключом) ответ присваивается 1 балл.
Индекс полезависимости рассчитывается по формуле:
где N – общая сумма баллов (т.е. число правильно выполненных заданий), а t – время работы над всем тестом в минутах. Интерпретация
Если I больше 2,5, то можно делать вывод о выраженной поленезависимости.
Если I меньше 2,5, то можно делать вывод о выраженной полезависимости.
Таким образом, чем больше правильно выполненных заданий и меньше время работы с тестом тем более выражена поленезависимость.
Представители полезависимого стиля больше доверяют наглядным зрительным впечатлениям и с трудом преодолевают видимое поле при необходимости детализации и структурирования ситуации. Представители поленезависимого стиля, напротив, полагаются на внутренний опыт и легко отвлекаются от влияния поля, быстро и точно выделяя деталь из целостной пространственной ситуации.
|
|
