X-PDF

Читательская грамотность — залог успешного обучения

Поделиться статьей

Приоритетной целью образования в современной школе являетсяразвитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, ксамообразованию и саморазвитию.

Такое развитие личности обучающегося задает особые требования кступени начального образования. В соответствии с требованиями к содержанию ипланируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программыначального общего образования в качестве результата рассматриваетсяформирование у обучающихся универсальных учебных действий.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действийзанимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной иосновной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательскойграмотности.

Особое значение формирование читательской грамотности приобретаетсегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянносокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются болеепримитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения кчтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, безсознательного чтения как труда и творчества, невозможно формированиечитательской информационной культуры.

Читательская грамотность – способность человека понимать ииспользовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобыдостигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать всоциальной жизни.

Международный мониторинг результатов образования рассматриваетчитательскую грамотность в двух критических точках:

·         

    • на переходе младших школьников от обучения чтению к чтению для обучения («PIRLS»). В «PIRLS» речь идет о читательской грамотности.
    • на переходе старших школьников от мира образования к миру труда («PISA»). «PISA» рассматривает также математическую и естественно-научную грамотность.

Международного исследования PISA, выявило, что российскиешкольники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированностичитательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умениеинтегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценитьсообщения текста. (Россия 43 место)

В основу организации работы с читательской грамотностью положеныгруппы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полномпонимании текста:

— общая ориентация в содержании текста и понимание его целостногосмысла;

— нахождение информации;

— интерпретация текста;

— рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности,все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении ккаждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятиядостигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

В анализе результатов мониторинга «Изучение качества чтения ипонимания текста» указывается на невысокие результаты учащихся.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод,что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебнойдеятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальныечитательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информациюи строить на ее основании простейшие суждения:

– умения находить информацию и формулировать простыенепосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

II. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном:интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контекстесобственных знаний читателя»:

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только насодержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр,структуру, язык).

Уровни читательской грамотности связаны с качественнойхарактеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося кдальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики ужепочти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных иинформационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейскогоопыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическомруководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять ипреобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей,переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностьюосвоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строитьна его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь впонимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту ипомощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чейжизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимисяпомощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческихчувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения,содержательным концентром урока становится само литературное произведение и егосмыслы. Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечиваетсянаполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленнойзадаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформироватьнеобходимые читательские умения.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

Тщательно изучив принципы и технологию построения уроков курсаГ.Н. Кудиной и Г. Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла»,входящего в систему РО, я увидела, что этот курс как нельзя лучше реализуеттребования к формированию читательской грамотности. Проблемно-деятельностныйподход к постижению сущности литературы стал основным в моей педагогическойдеятельности.

Перечислю основные типы учебной работы, способствующие решениюэтих требований к современному филологическому образованию:

Работа в позиции «читатель»:

1. Непосредственно-эмоциональное вслушивание. Этот вид работы стекстом, прежде всего, направлен на развитие мотивационной сферы

ЧИТАТЕЛЯ-критика.

2.Вычитывание (интерпретация, толкование) текста в основномспособствует формированию позиции читателя-КРИТИКА.

Работа в позиции «автор», которая «вырастает» из позиции«читатель-КРИТИК» и приобретает самостоятельное значение при созданиичитательского (критического) отзыва. При этом выделяются и два другихсамостоятельных вида авторской работы: художественная (АВТОР-художник) ипублицистическая (АВТОР-публицист).

Работа в позиции «теоретик». Главная задача теоретика – открытиезакона художественной формы и способов создания художественного образа каксредства работы в позициях «ЧИТАТЕЛЬ» и «АВТОР». Иными словами, теоретическиезнания необходимы как условие развития разных видов литературной деятельности,совершенствование которой невозможно без определенного минимумалитературоведческих знаний.

Акцентное «вычитывание» текста (акцентное чтение) – отнюдь неновое в методике литературного чтения понятие. Акцентное чтение можно рассматриватьи как разновидность «медленного чтения», и как прием выборочно-направленногоанализа литературного произведения.

В последнем случае учитель целенаправленно выбирает в текстеопределенные моменты, помогающие ему решить конкретную задачу: провести наблюдениянад развитием образа переживания в лирическом стихотворении, собрать материалыоб одном из героев эпического или драматического произведения, посмотреть насобытия глазами одного из героев и т.п.Ведущим видом работы, обеспечивающимстановление позиции «читателя», в предлагаемом курсе выступает акцентноевычитывание, т.е. «вычерпывание» из текста определенных моментов, существенныхдля понимания авторской позиции. При таком способе работы учитель заранее«назначает» задачу вычитывания, но никогда, однако, не знает ее исчерпывающегорешения. Акцентное вычитывание — путь не только к пониманию авторской позиции,но и к осознанию и становлению собственной позиции читателя.

Идеальное вычитывание — это создание целостной «партитуры» текста,последовательное движение вслед за развитием мысли-чувства автора, воссозданиецелостной условной модели, «картины жизни», толкование художественной формы каксодержательной на всех ее уровнях – от родо-видовых признаков до слова, ритма,звука. Такое прочтение требует очень высокой квалификации,литературно-критического профессионализма и занимает много времени. Выведениеучеников на профессиональный уровень не является задачей школы, но датьчитателю необходимые и достаточные средства для его самостоятельнойчитательской практики она должна. Достижению этого и способствует акцентноевычитывание.

Оставаясь на протяжении всего курса основным, этот видчитательской работы должен приобретать разные формы по мере читательскогоразвития детей. Сначала акцентное вычитывание протекает в форме коллективнойклассной работы, в процессе которой дети постоянно переходят от «прочитывания»текста к его толкованию, интерпретации, пытаются обосновать свое мнение,подтвердить его, «доказать текстом». Это позволяет отсечь прочтения, неадекватныеавторскому замыслу, и в то же время раскрывает возможные вариантыиндивидуальных прочтений, этому замыслу не противоречащих.

Постепенно эту работу следует переводить в форму индивидуальногописьменного сочинения, соответствующую определенным литературно-критическимжанрам. Ученики, выражая свои читательские мнения, становятся уже не толькочитателями-критиками, но и авторами-критиками. Сначала такие сочинения имеютформу свободного читательского отзыва — «читательские мнения». Первые отзывыдолжны появляться уже к концу начальной школы. Некоторые сочинения-отзывы олирических стихотворениях можно проводить до изучения текста стихотворения вклассе.

Коллективное обсуждение индивидуальных литературно-критическихсочинений – следующий этап акцентного вычитывания. На этом этапе в ходеобсуждения сочинений читательские мнения детей корректируются: критикиоценивают сочинения соучеников, помогают уточнить чье-то суждение, и тем самымвыступают в позиции «соавторов» сочинения. Уроки-обсуждения совершенно необходимыи чрезвычайно важны для развития читательской деятельности. Именно на нихблагодаря вновь возникающей необходимости обращения к художественному тексту впоисках доказательных обоснований своих прочтений углубляется понимание текста,выявляются наиболее трудные для понимания моменты, оценивается допустимое инедопустимое в свободной интерпретации.

При работе с лирическим стихотворением главным являетсявычитывание образа-переживания лирического героя. Эта задача ставится передмаленькими читателями в виде вопроса: Как развивается настроениерассказчика в стихотворении? Процесс вычитывания начинается с выявления втексте лица говорящего (рассказчика). Следующий этап – вычитываниеразвития чувства-мысли рассказчика, его настроения, вызываемого различными событиямижизни. Понять внутренний мир героя невозможно без осмысления образных средствречи, среди которых особое место занимают сравнения, метафоры, а также звуковойрисунок авторской поэзии. На первоначальном этапе литературного развития детейакцентное вычитывание протекает в форме коллективной классной работы, впроцессе которой дети постоянно переходят от прочитывания текста кего толкованию, пытаются обосновать свое мнение, доказать текстом.Позже эта работа переходит в индивидуальную письменную форму – сочинение -отзыв о произведении.

Паустовский сказка «Волшебное колечко»

Дети вычитывают внутренние черты героев.

Варюша. Добрая – пошла зимой за махоркой для деда, поделиласьмахоркой с солдатами, а не продала; доверчивая – верит бойцу; любопытная –нарушает договор. Сказочные черты: загадывает желание, как сказочная героиня.Несказочные черты: отказывается от третьего желания, не хочет в другие земли совсеми их чудесами, хочет остаться со своим дедом на своей земле – любит роднуюземлю, родные места.

Боец, подаривший колечко. «Веселый», шутит, «посмеивается», ношутит любовно – «цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками».Может, и колдун – «его даже мина не брала», хотя это может говорить и о боевомопыте человека.

У. Опять получается по-разному. Если рассматривать этопроизведение как рассказ, то выходит, что Варя – просто мечтательница, ещеочень маленькая и наивная, верит в чудеса. А боец – шутник, любовно, по-добромушутит с наивной девочкой. Как же нам быть? К какому жанру все-таки отнести этопроизведение?

Д. …

Итог обсуждения. Паустовский оставляет нам возможность прочитатьэто произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ.Но раз указывает на жанр, то, значит, хочет, чтобы мы читали «Стальное колечко»как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда естьчудесное, нужно только его заметить.

У. Каков ведущий эмоциональный тон этой сказки? В волшебнойсказке, как вы помните, преобладает волшебное, торжественное, таинственноенастроение, а в бытовой – юмористическое. А у Паустовского?

Дети вычитывают отрывки из текста, которые, по их мнению, наиболееярко выявляют настроение, его переходы – от шутливого к таинственному и пр.

У. И в результате складывается какое-то особое настроение,отличное от настроения как волшебной, так и бытовой сказки. В авторских сказкахтак часто бывает. И все это потому, что автор не придерживается строгих правилсоздания сказки, которыми руководствовались народные авторы. Писатели, пишущиесказки, легко соединяют черты разных типов сказок, вводят совершеннонесказочные эпизоды и многое другое. Поэтому и читателю с авторской сказкойработать труднее, труднее понять задачу автора, проникнуть в его замысел. Ивыразительное чтение, соответственно, требует иного подхода. Вы сами, наверное,заметили, что сейчас, когда вы вычитывали настроение, вам было трудно. Ну и,наконец, читатель, который понял произведение, должен уметь написать о немотзыв.

Таким образом, в процессе беседы мы выделяем и анализируем триуровня восприятия художественного произведения: эмоциональный,идейно-смысловой, ценностный. Беседа проявляет уровень развития деятельностичитателя, в первую очередь, у всего класса в целом, в меньшей степени у каждогоотдельного ученика. Достигается единое адекватное прочтение текста, пониманиеавтора. Такой результат будет достигнут быстрее, если беседа будет проходить вформе круглого стола, где все участники видят глаза друг друга и могут свободнообщаться. Учитель занимает равное со своими учениками положение и высказываетсвое собственное мнение.

Итак, сначала акцентное вычитывание протекает в форме коллективнойклассной работы, в процессе которой дети постоянно переходят от «прочитывания»текста к его толкованию, интерпретации, пытаются обосновать свое мнение,подтвердить, «доказать» текстом. Позже эта работа переводится в индивидуальнуюписьменную форму. Создавая сочинение-отзыв, то есть, выражая свое читательскоемнение, ученик становится в авторскую позицию, которая в данном случаевыступает как ведущая. На этих уроках формируется творческий человек,стремящийся к глубокому постижению мира, человеческих отношений, себя, наконец.

Главная цель уроков акцентного вычитывания художественного текстазаключается в том, чтобы ученик получил возможность неограниченного развития иимел активную жизненную позицию.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 957

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет