муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 5» г. Усинска
«5№-а шöр общеобразовательнöй школа»
муниципальнöйбюджетнöй общеобразовательнöй велöданiн Усинск кар
«Что такое хорошо, что такое плохо»
Подготовила:
Учитель начальных классов
Подорожняя Алена
Александровна
Пед. Стаж 3 года 3 месяца
г. Усинск
2022год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическая часть работы. Понятие хорошо и плохо со стороны закона……………………………………………………………………………..4
Профилактика противоправного поведения……………………………………5
Практическая часть работы……………………………………………………..7
Вывод ……………………………………………………………………………11
Литература………………………………………………………………………12
Приложение……………………………………………………………………..13
Введение
В настоящее время у младших школьников представления о различенииплохого и хорошего и ответственность за свои деяния размыты, а следовательночасто возникают конфликтные ситуации.
Свою работу я считаю актуальной, т.к. формированиеконструктивных навыков общения внутри коллектива во многом зависит от верностипредставлений о хороших и плохих поступках и ответственность за них.
Проблема: трудности впринятии и соблюдении правил поведения, возникновение конфликтов, негативносказывающихся на психоэмоциональном состоянии детей и препятствующихформированию доверительных, дружеских отношений внутри коллектива, обусловиливыбор темы: «Что такое хорошо и что такое плохо с буквы закона».
Цель: выявить различия вумении оценивать модели поступков учащимися разных возрастных групп ипознакомить с ответственностью перед законом за свои действия.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. изучить литературу по даннойпроблематике;
2. понятие о хорошем и плохомповедении и наказаний за них;
3. подобрать и провести методики,позволяющие оценить знание о поступках;
Объект: учащиеся 3екласса в возрасте от 8 до 10 лет, 10 человек.
Предмет: различия воценке моделей поступков.
Методы: при решении поставленных задач использовалисьследующие методы исследования:
1. теоретический анализ;
2. метод наблюдение;
3. опрос;
4. анализ проведенной работы.
Методики: опрос младших школьников, беседа-игра, встреча синспектором ПДН.
Теоретическая часть работы
Понятие хорошо и плохо со стороны закона.
Вся наша жизнь состоит изхороших и плохих поступков. За выполненный «хороший» поступок мы получаемнаграду, а за «плохое»? За каждый «плохой» поступок мы должны отвечать передзаконом, это касается не только взрослых ну и детей.
Давайте обратимся ксловарю С.И. Ожегова и посмотрим, какое определение дает он слову поступок.
Поступок – этосовершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями ипоследствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
Действие – то, чточеловек совершает необдуманно (не задумываясь): ест, дышит, машет рукой.Поступок – то, что человек совершает после выбора: сказать – не сказать, делать– не делать.
Как уже было сказано захорошие поступки нас награждают чем-либо, а за плохие мы должны отвечать. Вотдавайте немного поговорим о ответственности несовершеннолетних за их поступки.Эти поступки называются противоправным поведением.
Противоправное поведение– поведение, нарушающее равно как моральные, так и правовые нормы и котороеприводит к серьезным негативным последствиям для общества и для ребенка.
Противоправное поведениеравно как форма девиантного поведения личности обладает рядом характерныхсвойств.
Во-первых, противоправноеповедение регулируется, в большей степени, правовыми нормами — законами инормативными актами.
Во-вторых,противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций,так как угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.
В-третьих,противоправное поведение личности однозначно осуждается и наказывается.
В-четвертых, важно то,что противоправное поведение означает присутствие инцидента между личностью иобществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
Противоправное поведениеобретает собственное представление в двух формах — правонарушении иобъективно-противоправном деянии.
В своей работе япроанализировала правонарушения младших школьников, однако кратко выявилапредставление объективно – противоправного деяния. Объективно – противоправноедеяние – это противоправное социально вредное деяние (действие либобездействие) личности, не является составов правонарушения, однако обретаетнегативное реагирование государства в виде принудительных мер.
Также правонарушениямладших школьников считаются результатом неполного реагирования на те или иныезатруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий стиль взаимоотношений состаршими и ровесниками. При этом поведение младшего школьника отличается нерешительностью,пассивностью или негативизмом, агрессией или упрямством. Может показаться напервый взгляд, что младшие школьники с подобным поведением специально нарушаютдисциплину. Однако младший школьник на самом деле не в состоянии справиться ссобственными переживаниями. Наличие отрицательных переживаний считаетсяпредлогом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми и ведет ксрывам поведения. К признакам правонарушения относятся: вредность,противоправность, виновность, реальность, наказуемость.
Таким образом,противоправное поведение является одной и форм девиантного поведения.Противоправное поведение – это поведение, нарушающее как моральные, так иправовые нормы и приводящие к серьезным негативным последствиям для общества.Существует две формы противоправного поведения: правонарушения иобъективно-противоправное деяние. Правонарушения делятся на преступления ипроступки.
Профилактика противоправногоповедения.
Одной из профилактикиправонарушений является школа. В школе у младших школьников время распределенона учебную деятельность и внеурочную. У учащихся четко распланированаучебно-воспитательная деятельность.
Внеурочная деятельностьпривлекает младших школьников. В перевоспитании младших школьников существеннаязначимость относится к игровой деятельности. Организация общественно полезнойдеятельности детей, работа с ними в кружках, походах предусматривалацеленаправленные игровые ситуации, вызывающие конкретную заинтересованность умладшего школьника, благодаря чему он имел возможность активно и принужденноупражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные навыки ипривычки.
Внеурочная (внеучебная)деятельность – это один из видов деятельности организованный педагогом илиучащимся самостоятельно, основанный на принципах выбора, самообразования,саморазвития, добровольности и направленный на социализацию обучаемых, развитиеих творческих способностей.
Внеурочная деятельностьорганизуется с целью удовлетворения потребностей младших школьников всодержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезнойдеятельности. Верно сформированная концепция внеурочной деятельности можетмаксимально развить или сформировать познавательные потребности и способностимладших школьников, что гарантирует воспитание свободной личности. Воспитаниедетей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивноэто воспитание осуществлять в свободное от учебы время.
Профилактика правонарушениймладших школьников осуществляется как в урочной, так и внеурочной деятельности.Во внеурочной деятельности формируются требование с целью развития личностиребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируетсяпознавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки.
Профилактика – этокомплекс мер социально — психологического, медицинского и педагогическогохарактера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторовсоциальной среды на личность, с целью предупреждения отклонений в её поведении.
Профилактика –индивидуальная воспитательно — профилактическая работа, направленная напредупреждение аморальных явлений, противоправных действий и поведенияотдельных лиц определение данного понятия дал В. А. Баженов.
Профилактикаправонарушений – это совокупность организационных, правовых, экономических,социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению иустранению причин и условий совершения правонарушений или недопущениюправонарушений.
Условиями успешнойпрофилактики Змановская Е.В. считает ее комплексность, последовательность,дифференцированность, своевременность.
Таким образом,профилактика правонарушений как форма противоправного поведения – этосовокупность организационных, правовых, экономических, социальных,демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин иусловий совершения правонарушений или недопущению правонарушений. Профилактикаправонарушений осуществляется как в урочной, так и внеурочной деятельности.
Практическая часть работы.
В ходе изученноготеоретического материала, работа проводилась в несколько этапов.
Первый этап – наблюдениеза учащимися.
Второй этап – подборкаметодик для выявления учащихся, которые находятся на грани риска с противоправнымповедением.
Третий этап – проведениеметодик и опросов.
В рамках проведенияклассного часа по профилактике правонарушений, учащимся 3Е класса был предложенопрос (Приложение 1). Опрос был анонимный, для того, чтобы учащиеся смогли полноценноответить на вопросы. В опросе приняло участие 10 учащихся. При ответе на первыйвопрос «Знаешь ли ты свои права?» все 10 учащихся ответили что знают.(см.рис.1).
Рис.1.
При ответе на второйвопрос «Перечисли свои права и права других ребят» лишь 2 (20%) учащихся смоглиболее подробно расписать свои права.(см.рис.2).
Рис.2.
При ответе на третий вопрос, учащиеся 100% ответили правильно.(см.рис.3)
Рис.3.
При ответе на четвертый вопрос 2 учащихся (17%) ответили, что они совершалиправонарушений, 3 учащихся (27%) ответили, что возможно совершалиправонарушения, и 5 учащихся (56%) ответили, что правонарушения не совершали.(см.рис.4).
Рис.4.
При ответе на пятыйвопрос 3 учащихся (30%) ответили, что знания детям, чтобы предупредитьправонарушение, должен давать классный руководитель, 0 учащихся (0%) –социальный педагог, 7 (70%)учащихся – семья. (см.рис.5)
Рис.5.
Можно сделать вывод, что многие из учащихся понимают, что нетолько школа, но и семья должна давать понятие о хороших и плохих поступках, ичто за все необходимо нести ответственность.
Так же анализирую работув 3 «Е» классе, за 3 года, можно сделать следующий вывод, среди них 2 учащихсярегулярно пропускают занятия в школе, и 1 учащийся проявляет агрессивноеповедение. Таким образом, профилактика правонарушений младших школьников в МБОУСОШ № 5 осуществляется как посредством урочной, так и внеурочной деятельности.В ходе опытно-поисковой работы, было выявлено, что среди учащихся 3 «Е» классаесть учащиеся, которые совершают правонарушения. Работа с данными ученикамиведется в течение всего года. В ходе наблюдения за классом, было выявлено, нереализуются все формы и методы по профилактике правонарушений младшихшкольников. А именно: применяются игровые формы работы по профилактикеправонарушений, проводятся внеклассные мероприятия и викторины, в течение всегоучебного года. Составление плана на профилактику противоправного поведения.
Работа с учащимися 2022-2023для профилактики противоправного поведения
№ п/п |
Месяц |
Мероприятие |
Количество Часов |
1 |
Сентябрь |
Опрос и выявление детей группы риска. Беседа с родителями. |
2 Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 Часа |
2 |
Октябрь |
Прогулка по лесу «День добрых дел» Уборка территории. Беседа с родителями. |
2 Часа |
3 |
Ноябрь |
Беседа с привлечением инспектора ПДН. Беседа с родителями. |
2 Часа |
4 |
Декабрь |
Снятие состояния эмоционального дискомфорта. Развитие социальных эмоций детей. Беседа с родителями. |
4 часа (занятие 1 раз в неделю) |
5 |
Январь |
Игры с элементами Арт терапии. Беседа с родителями. |
4 часа (занятие 1 раз в неделю) |
6 |
Февраль |
Беседа с привлечением инспектора ПДН. Беседа с родителями. |
2 Часа |
7 |
Март |
Игры на распознавание плохих и хороших качеств человека. Беседа с родителями. |
2 Часа |
8 |
Апрель |
Разбор стрессовых ситуаций и их решение. Беседа с родителями. |
2 часа |
9 |
Май |
Беседа с привлечением инспектора ПДН. Беседа с родителями Подведение итогов. |
2 час |
Вывод
Одной из актуальных исоциально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно,является поиск путей и решения снижения роста преступности среди младшихшкольников и повышенная эффективность их профилактики. А мы в свою очередь,постоянно проговариваем и обсуждаем с учениками, об ответственности передзаконом за каждое слово и каждый поступок.
С учащимися 3 «Е» классабыл проведена игра-беседа на тему «Что такое хорошо – что такое плохо с буквызакона». В ходе проведения ребята покали свои знания о хороших и плохихпоступках и знания об ответственности за плохое. Запланирован и частичнопроведен, комплекс мероприятий по профилактике правонарушений направлен научеников и их родителей. Работа по профилактике велась как групповая, так и индивидуальная.Таким образом, цель достигнута, задачи, которые стояли перед нами, решены.
Литература
1. Ожегов, С.И.; Шведова,Н.Ю. Толковый словарь русского языка Издательство: М.: Аз; Издание 3-е, стер.,1996. – 928 с.
2. Калинина К.А. Профилактика девиантного поведения младшегошкольника. М.: Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №181 с.
3. Карпунин М.П., Курляндский В.И. Уголовная ответственность исостав преступления. М., 1974. 93 с.
4. Киреев В. В. Методика профилактики правонарушений, связанных снарушением общественного порядка среди несовершеннолетних // Наука, техника иобразование. СПб., 2015. №1. 180 с.
5. https://yndex/советы/маленьким/юристам.ru
Приложение 1.
Опрос младших школьников оправонарушениях
Инструкция:
Прочитай вопросы и ответьна них, свой ответ обведи в круг или запиши свой ответ.
1. Знаешь ли ты своиправа?
-да
-нет
2. Перечисли свои права иправа других ребят____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Разрешено ли нарушать права других людей?
-да
-нет
4. Как ты думаешь,совершал, или совершаешь ли ты плохие поступки?
-да
-возможно
-нет
5. По твоему мнению, ктодолжен давать знания о правонарушениях?
-классный руководитель
-социальный педагог
-семья
Приложение 2.
Беседаигра «Что такое хорошо что такое плохо буквы закона»
1. Вступление.
В начале нашей беседы, я,прежде всего, хочу с вами поздороваться. А что обозначает слово «здравствуйте?»(пожелание счастья и здоровья)
А что для вас счастье?Здоровье?
2. Основной этап.
Фронтальнаяработа
У меня на доскенарисованы 2 линии: одна прямая, ровная, а другая извилистая и запутанная. Этилинии можно сравнить с жизнью. По прямой очень легко шагать, легко найти иначало, и конец пути.
По запутанной дорожкеидти гораздо сложнее и труднее.
Жизнь человека – это нитьи любой заворот, и узелок может привести к тяжёлым последствиям. Есть такаяпословица «От сумы и тюрьмы – не зарекайся».
Вы становитесь взрослыми,и вокруг вас очень много соблазнов. Но вы сами должны выбрать правильный путь. Можносвернуть на преступный путь по разным причинам: от банального отсутствия денег,воспитания, условий до погони за лёгкими деньгами.
Давайте, попробуемразобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права и за что несёмответственность.
Давным-давно, почти 10000лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главныевопросы: что могут люди делать, а что нет. Что они обязаны делать, а чего– нет.
Появилось 2 государства«Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё былодозволено хочешь воровать — воруй,хочешь оскорбить человека – пожалуйста».
В государстве «Нельзя»люди жили совсем по-другому, по другим законам: там нельзя было воровать, оскорблять,унижать и материться, и т.д.
Государства постоянновраждовали между собой. Но вот настал день решающей битвы. Сражение выигралогосударство «Можно». Нетрудно догадаться, что началось. В города и в сёлахстали воровать, оскорблять ближних и т.д. Государство «Можно» пришло в упадок.Тогда правители государства «Можно» попросили помощи у правителей государства«Нельзя». Долго совещались правители. Но пришли к выводу: надо объединиться,создать новое государство «Закония». В государстве установился порядок и мир, авсе жители счастливыми и довольными.
Давайте обсудим:
— Как Вы думаете,почемужители стали счастливы и спокойны ?
— Они чувствовали себя вбезопасности?
— Стали жить по законам?
— Стали уважать другдруга?
Что такое ЗАКОН?
Это нормативно-правовойакт, содержащий правила поведения.
В нашей стране тоже естьзаконы. Они прописаны в главном документе страны Конституции. В них определеныосновные права и обязанности граждан.
Молодцы, а сейчаспосмотрим не большой ролик.
(Просмотр социальногоролика)
Ребята, помним, лучшеделать хорошие дела!
Сейчас немного поиграем.
Рассказ В.А. Осеева «Плохо»
Собака яростно лаяла. Припадая на передние лапы, прямо перед ней,прижавшись к забору, сидел маленький котёнок. Он широко раскрывал глаза ижалобно мяукал. Неподалёку стояли 2 мальчика и ждали, что будет дальше…
— Чем закончился этот рассказ?
— Что мы можем сказать об этих мальчиках?
— Вы встречались с подобными ситуациями?
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Онаотогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали, — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
— Почему женщина была возмущена?
— Почему удивились мальчики?
-А теперь давайте перескажем текст, но изменим окончание рассказа.
— Ребята, какое мы знаем слово очень близкое к слову “хорошо”,но всегда рядом (“добро”).
— А со словом “плохо” (“зло”).
— Закройте глаза и представьте, как выглядит добро и как зло?
— Каким представилось “добро”, какой вы увидели цвет?
У зла |
|
Чистые, красивые, яркие, теплые цвета. |
Темные, черные, грязные, холодные. |
Рассмотрите рисунки и найдите доброго и злого человека,аргументируйте свой ответ.
– ДОБРЫЙ (настроение у доброго веселое, светлое,радостное, прекрасное).
–ЗЛОЙ (настроение мрачное, угрюмое, сердитое).
— Как ведут себя добрые люди?
— А как ведут себя злые люди?
— Как вы думаете, каким лучше быть: добрым или злым?
— В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются“драконы”: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются нанас и держат в цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, ондаже может причинить боль и неприятность другим.
— А вам приходилось когда-нибудь злиться?
— А из-за чего вам приходилось злиться?
— Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ударить,толкнуть, накричать)
— Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться.
— Что вы делаете, для того, чтобы “выпустить из себя дракона”.Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?
— Давайте посмотрим, что советуют психологи? Как можноизбавиться от злости, ни причинив боли, вреда окружающим.
Гнев можно поместить в воздушный шарик, т.е. надуть воздушныйшарик злостью, завязать его и представить, как этот шарик исчезает в голубомнебе.
Практическое тренинговое упражнение .Надуваем и лопаем. ( ПесняБарбарики)
— Как еще можно избавиться от злости?
Можно:
· Станцевать буйный танец;
· Потопать ногами;
· Просто рассказать о своихпереживаниях.
Рефлексия
Каждомуиз вас я дарю шарик, чтобы вы вспомнили все плохое и поместили в этот шарик. Иотпустили в небо.
Заключение
(Цель: закрепление полученных знаний)
— О чём мы сегодня вели с вами беседу?
— Каких больше поступков мы должны стараться делать?
— Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своимродителям или близким? (Почему?)
-Как же мы ответим на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо?
— Хорошо, когда человек совершает хорошие поступки, приносящиерадость ему и окружающим.- Плохо, когда своими поступками человек огорчаетдругих и себя.
-Вам понравилось? (ответы дететй)
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усинска
«5 №-а шöр общеобразовательнöй школа»
муниципальнöй бюджетнöй общеобразовательнöй велöданiн Усинск карЧто такое хорошо и что такое плохо
с буквы законаПодготовила:
Учитель начальных классов
Подорожняя Алена
Александровна
Пед.стаж 3 года 3 месяцаУсинск
2022 -
2 слайд
Актуальность: формирование представлений о хороших и плохих поступках и ответственность за них.
Проблема: трудности в принятии и соблюдении правил поведения, возникновение конфликтов, негативно сказывающихся на психоэмоциональном состоянии детей и препятствующих формированию доверительных, дружеских отношений внутри коллектива.
Цель: выявить различия в умении оценивать модели поступков учащимися разных возрастных групп и познакомить с ответственностью перед законом за свои действия.
Задачи:
изучить литературу по данной проблематике;
понятие о хорошем и плохом поведении и наказаний за них;
подобрать и провести методики, позволяющие оценить знание о поступках;
Объект: учащиеся 3е класса в возрасте от 8 до 10 лет, 10 человек.
Предмет: различия в оценке моделей поступков. -
3 слайд
Методы: при решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
теоретический анализ;
метод наблюдение;
опрос;
анализ проведенной работы.
Методики: опрос младших школьников, беседа-игра, встреча с инспектором ПДН. -
4 слайд
Поступок – это совершённое кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; решительное активное действие в сложных обстоятельствах. (словарь Ожегова)
-
5 слайд
Действие – то, что человек совершает необдуманно (не задумываясь): ест, дышит, машет рукой.
Поступок – то, что человек совершает после выбора: сказать – не сказать, делать – не делать. -
6 слайд
Противоправное поведение
поведение, нарушающее равно как моральные, так и правовые нормы и которое приводит к серьезным негативным последствиям для общества и для ребенка. -
7 слайд
Свойства противоправного поведения:
противоправное поведение регулируется, в большей степени, правовыми нормами — законами и нормативными актами.
2. противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, так как угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.
-
8 слайд
Свойства противоправного поведения:
3. противоправное поведение личности однозначно осуждается и наказывается.4. важно то, что противоправное поведение означает присутствие инцидента между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами.
-
9 слайд
Профилактика противоправного поведения.
Школа
Учебная
деятельность
Внеурочная деятельность -
10 слайд
Практическая часть работы
Первый этап – наблюдение за учащимися.
Второй этап – подборка методик для выявления учащихся, которые находятся на грани риска с противоправным поведением.
Третий этап – проведение методик и опросов. -
11 слайд
Опрос
Учащиеся 3е класса в количестве 10 человек, учувствовали в опросе, который состоял из 5 вопросов. -
12 слайд
-
13 слайд
-
14 слайд
-
15 слайд
-
16 слайд
-
17 слайд
Вывод:
многие из учащихся понимают, что не только школа, но и семья должна давать понятие о хороших и плохих поступках, и что за все необходимо нести ответственность. -
18 слайд
С учащимися 3 «Е» класса был проведена игра-беседа на тему «Что такое хорошо – что такое плохо с буквы закона». В ходе проведения ребята показали свои знания о хороших и плохих поступках и знания об ответственности за плохое. Запланирован и частично проведен, комплекс мероприятий по профилактике правонарушений направлен на учеников и их родителей. Работа по профилактике велась как групповая, так и индивидуальная. Таким образом, цель достигнута, задачи, которые стояли перед нами, решены.
-
19 слайд
Спасибо за внимание!
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Презентация к игре-беседе
тема:
«Что такое хорошо и что такое плохо
с буквы закона»
Подготовила:
Подорожняя Алена
Александровна ,
учитель начальных классов
Педагогический стаж
3 года 3 месяца
Усинск
2022 -
2 слайд
-
3 слайд
Государство МОЖНО
-
4 слайд
Государство НЕЛЬЗЯ
-
5 слайд
Победило государство МОЖНО
-
6 слайд
Можно
+
Нельзя
=
ЗАКОНИЯ -
7 слайд
Что такое ЗАКОН?
Это нормативно-правовой акт, содержащий правила поведения.
-
8 слайд
-
9 слайд
Добрый
-
10 слайд
Злой
-
11 слайд
-
12 слайд
Выпустим свое зло
-
13 слайд
Рефлексия
О чём мы сегодня вели с вами беседу?
Каких больше поступков мы должны стараться делать? -
14 слайд
