Шакирова Ж.С. -учитель истории высшей категории
КГУ «Областная специализированная IT— школа-лицей»
Управления образования Восточно-Казахстанскойобласти.
г. Усть-Каменогорск
Раздел долгосрочного плана: |
Саки |
|
||
Дата: |
|
|
||
Класс: 5 |
Участвовали: 25 |
Отсутствовали: |
|
|
Тема урока |
Царские курганы Шиликты и Бесшатыр Исследовательский вопрос: Почему курганы Шиликты и Бесшатыр называются «царскими»? |
|||
Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу) |
5.2.1.2.- описывать мировоззрение саков
|
|||
Цель урока |
Все — описывают мировоззрение древних племен; Большинство – определяют значимость археологических открытий; Некоторые–объясняют связь между мировоззрением древних племен с современностью. |
|||
Критерий оценки |
Навыки знания и понимания: описывают верования саков на основе археологических находок, наскальных рисунков; Рассказывают об обычаях и традициях раскрывающих мировоззрение древних племен; |
|||
Уровень мыслительных навыков |
Знание и понимание |
|||
Языковые цели
|
Лексика и терминология по предмету Работают с текстом по теме; (навык чтения, письма) Описывают мировоззрение древних племен; (навык говорения) Просмотр и прослушивание видеофрагмента; (навык слушания) Учащиеся могут понять термины и понятия: пятиугольная звезда, «Третий Золотой человек», верования саков Используют фразы: Археологические находки дают нам следующие сведения о жизни и мировоззрении древних людей…. То, что мы определили… По мнению нашей группы…
|
|||
Привитие ценностей
|
Уважать историю своей страны, познакомить учащихся с историческими реликвиями, формирование поколения с огромным национальным сознанием.
|
|||
Межпредметная связь |
Познание. Всемирная история
|
|||
Предшествующие знания по теме
|
Учащиеся знакомы с мировоззрением древних кочевников
|
|||
Ход урока |
||
Запланированные этапы урока |
Виды запланированных упражнений на уроке
|
Ресурсы |
Организационный момент
2 мин.
Начало урока 10мин |
Приветствие. Деление на 4 группы. На перемене под парты учащихся приклеить стикеры разных цветов. Согласно цвета стикера делятся на группы — археологов, этнографов, ювелиров, исследователей. Речевая разминка. (навык говорения) 1. На каком материке находится Казахстан? 2. Сколько областей в Казахстане? 3. Назовите государственные символы Казахстана 4. Что мы сделали ребята? (мы провели речевую разминку) Демонстрация слайда — Изображения курганов Бесшатыр и Шиликты — Как, по вашему мнению, какой будет тема нашего урока? Выслушав мнения и обоснования учитель озвучивает тему урока. Групповая работа способом «Почта» 1-Задание. Соотнести понятия и термины . Отобрать тексты, вложить в соответствующие конверты. Главное — не ошибиться. (понятия- Анимизм, фетишизм,тотемизм, магия) –. Ф.О. Взаимооценивание Команды проверяют друг у друга задания. Команда, которая ответила правильно на все вопросы получает смайлик. У. Подумайте, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (совместно в группах устанавливается цель урока) К.Р. Озвучивается цель урока. |
Слайд№2
Слайд №3
|
Середина урока
15мин.
1мин.
3мин
7мин
|
Групповая работа. «Займи позицию» Заседание Ученого совета 2- Задание: 1. На основе иллюстрации ответить на вопрос. Критерии оценивания — ответить на вопрос. 1-2 группы- Археологи. Ювелиры Определите, почему саки укладывали в захоронения разные предметы? 3-4 группы — Этнографы Исследователи Расскажите, почему рядом с курганами имеются пятна золы с древесными угольками, обложенные каменными валунами. Дескриптор: — Определяют по предметам мировозрение саков. Ф.О. Смайлики
Разминка. Стратегия «Упражнение для глаз»
3- Опережающее задание К.Р. — Просмотр видео. Вопрос. 1.Почему курганы Бесшатыр и Шиликты называют «царскими»? Формативное оценивание учителем.
4- Задание. Ролевая игра. Журналист и ученый. Критерий оценивания: 1. Прочитать текст. 2.Составить по содержанию текста по одному вопросу 3.Провести диалог в паре. «Саки поклонялись силам природы- солнцу, ветру. Грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их представлениям, превращались в различных животных и птиц. Боги превращались и в фантастических зверей, таких как крылатые кони. Конь в мифологии саков связывался с солнцем иогнем, кабан – с культом бога грома. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре саков вызвала к жизни «звериный стиль» в их искусстве. Вещи с изображением зверей считались священными, играли роль талисманов и амулетов. Зверь, украшавший оружие будто бы помогал воину в битве, делая его неуязвимым и бесстрашным» Дескриптор: 1.Читают текст 2.По содержанию текста составляют по одному вопросу Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204 3.Провести диалог в паре. Ф.О. Взаимооценивание. Смайлики. |
Слайд№4
Иллюстрации
https://24.kz/ru/tv-projects/spetsialnyj-reportazh/item/187474-spetsialnyj-reportazh-tsarskie-kurgany-berel-i-shilikti
Слайд№6
Слайд№7 |
Конец урока
5мин.
Д/Задание: 1мин
Рефлексия -1мин
|
Закрепление 5-задание. Разноуровневое задание. «Вопросы и ответы» 1.Прочитать текст и ответить на вопросы. Текст. «Археологами в кургане Бесшатыр были обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыми наконечниками, железные ножи, а в Шиликтинском кургане найдены погребения «третьего Золотого человека», золотые пластины , с изображениями зверей, рыб, птиц. Сюжетной основой искусства «звериного стиля» были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных.Все они выполнены с потрясающей красотой и высоким мастерством. Самая интересная находка – пятиугольная звезда. Также обнаружена часть разрушившегося трона. Большие курганы обложены большими камнями » Критерии- 1.Описать верования саков по археологическим предметам. 2.Объяснить значимость археологических находок. 3.Рассказать, что означает звезда на гербе РК. Задание 1. Опишите верования саков по археологическим предметам. 2. Определите значимость археологических находок. 3. Объясните связь между пятиугольной звездой саков и звездой на гербе РК? Дескрипторы: 1.Описывают предметы, связанные с верованиями саков 2.Определяют значение археологических находок 3.Объясняют связь между пятиугольной звездой и звездой на гербе РК. Взаимооценивание. Смайлики. Написать проект «О верованиях, культах саков и религиозных верованиях, обрядах казахов»
«Лестница успеха» |
Слайд№8
|
Приложение №1
4- Задание.Ролевая игра.
Журналисти ученый.
Критерийоценивания:
1.Прочитать текст.
2.Составить по содержанию текста по одному вопросу
3.Провестидиалог в паре.
«Сакипоклонялись силам природы- солнцу, ветру. Грозе, грому, которые представлялисьим в образе богов.
Абоги, по их представлениям, превращались в различных животных и птиц. Богипревращались и в фантастических зверей, таких как крылатые кони. Конь вмифологии саков связывался с солнцем иогнем, кабан – с культом богагрома.Популярность этих образов в мифологии и фольклоре саков вызвала к жизни«звериный стиль» в их искусстве. Вещи с изображением зверей считалисьсвященными, играли роль талисманов и амулетов. Зверь, украшавший оружие будтобы помогал воину в битве, делая его неуязвимым и бесстрашным»
5-задание.Разноуровневое задание.
Прочитатьтекст и ответить на вопросы.
Текст.
«Археологами в кургане Бесшатыр были обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыминаконечниками, железные ножи, а в Шиликтинском кургане найдены погребения«третьего Золотого человека», золотые пластины , с изображениями зверей, рыб,птиц. Сюжетной основой искусства «звериного стиля» были сохранившиеся сглубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Все онивыполнены с потрясающей красотой и высоким мастерством. Самая интереснаянаходка – пятиугольная звезда. Также обнаружена часть разрушившегося трона. Большие курганы обложены большими камнями »
Приложение№2
Задание
Прочитатьтекст и ответить на вопросы.
Текст.
Археологами в кургане Бесшатыр были обнаружены кинжалы-акинаки, стрелы с бронзовыминаконечниками, железные ножи, а в Шиликтинском кургане найдены погребения«третьего Золотого человека», золотые пластины , с изображениями зверей, рыб,птиц. Все они выполнены с потрясающей красотой и высоким мастерством. Самаяинтересная находка – пятиугольная звезда. Также обнаружена частьразрушившегося трона.
образыживотных на ювелирных изделиях изображены на одних в покое, а на других вдвижении, в позе сражающихся?